Рабочая программа по предмету " Окружающий мир" (ФГОС НОО)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Программа разработана на основе Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии, планируемых результатов начального общего образования,  в соответствии с требованиями ФГОС ,  с учетом примерной программы образовательного учреждения и  особенностями образовательного учреждения,  образовательных потребностей и запросов обучающихся, а так же концептуальных положений учебного методического комплекта «Школа России», реализующих фундаментальное ядро в содержании современного общего образования.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер в основе которого лежит концепция воспитания гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Сроки реализации программы: 1 год.

Место курса «Окружающий мир» в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270 ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные недели).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx854.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………….2

  1. Общая характеристика учебного предмета……………………...4

  1. Срок реализации программы……………………………………..6

  1. Место курса  «Окружающий мир» в учебном плане…………..6

  1. Ценностные ориентиры содержания курса………………………..6

  1. Результаты изучения курса………………………………………..7

  1. Содержание курса………………………………………………….9

  1. Краткая характеристика курса
  2. Тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся по каждому разделу программы

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  в соответствии с требованиями ФГОС ,  с учетом примерной программы образовательного учреждения и  особенностями образовательного учреждения,  образовательных потребностей и запросов обучающихся, а так же концептуальных положений учебного методического комплекта «Школа России», реализующих фундаментальное ядро в содержании современного общего образования.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер в основе которого лежит концепция воспитания гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

 

Обоснование выбора УМК «Школа России»

Коллектив  МОУ «Гнездиловская средняя общеобразовательная школа»  выбрал данный комплект учебников так как, он разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество как учебно-методического комплекса в целом, так и знание каждого учебного предмета в отдельности. При этом в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции  российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные  возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении. Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Сроки реализации программы: 1 год.

Место курса «Окружающий мир» в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир", 3 класс


Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

 

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

 

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

 

Предметные результаты
Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Человек и природа.

  1. Разнообразие природы.
  2. Человек – часть природы.
  3. Мир глазами эколога.
  4. Природа в опасности.
  5. Тела, вещества, частицы.
  6. Разнообразие веществ.
  7. Воздух  и его охрана.
  8. Вода.
  9. Превращения м круговорот воды в природе.
  10. Берегите воду.
  11. Что такое почва?
  12. Разнообразие растений.
  13. Размножение и развитие растений.
  14. Охрана растений.
  15. Разнообразие животных.
  16. Кто что ест.
  17. Невидимая сеть и невидимая пирамида.
  18. Размножение и развитие животных.
  19. Охрана животных.
  20.  В царстве грибов.
  21. Великий круговорот жизни.
  22. Организм человека.
  23. Органы чувств.
  24. Надёжная защита организма.
  25. Опора тела и движение.
  26. Наше питание.
  27. Дыхание и кровообращение.
  28. Умей предупреждать болезни.

Человек и общество.

1.Общество.

 2.Для чего нужна экономика?

3. Полезные ископаемые.

4. Растениеводство.

5. Животноводство.

6. Какая бывает промышленность?

7. Что такое деньги?

8. Государственный бюджет.

9. Семейный бюджет.

10. Экономика и экология.

11. Золотое кольцо России.

 12. Наши ближайшие соседи.

13. На Севере Европы.

14. Что такое Бенилюкс?

15. В центре Европы.

16. Путешествие по Франции  Великобритании.

17. На юге Европы.

18. По знаменитым местам мира.

Наша безопасность.

19. Огонь, вола и газ.

20. Чтобы путь был счастливым.

21. Дорожные знаки. Опасные места.

22. О молниях, змеях, собаках и прочем.

23. Экологическая безопасность.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащегося

Универсальная

учебная деятельность

Как устроен мир

1.

  Природа.

 Разнообразие природы. Значение природы для людей.

1

Знакомиться с учебником и пособиями, понимать учебную задачу и удерживать её, работать в паре, анализировать текст учебника, предлагать задания к рисунку, классифицировать объекты живой природы, формулировать выводы.

Личностные:

формирование личного отношения к окружающему миру

Регулятивные:

выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос,

понимать и выполнять учебную задачу,

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения, оценивать правильность выполнения заданий

Познавательные

взаимосвязь природы и человека

Коммуникативные

способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке, формулировать ответы на вопросы, высказывать мотивированное суждение, признавать сои ошибки, озвучивать их, строить монологическое высказывание.

2.

Человек. Ступеньки познания.

1

Понимать учебную задачу, стремиться к её выполнению, различать внешность человека и его внутренний мир, обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека, моделировать ступени познания, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3.

Проект «Богатства, отданные людям»

Экскурсия.

1

Определять цель проекта, распределять обязанности в группе, собирать материал, презентовать проект, оценивать результаты работы.

4.

Общество.

1

Определять место  человека в мире, характеризовать семью, народ, государство, как части общества,

Работать в группе, анализировать таблицу, формулировать выводы.

5.

Мир глазами эколога.

 

1

Понимать учебную задачу, анализировать текст учебника, классифицировать экологические связи, обсуждать и оценивать предложенные модели.

6.

Природа в опасности. Охрана природы.

 Обобщение знаний по теме: “Как устроен мир”.Проверочная работа.

1

Понимать учебную задачу, устанавливать причинно – следственные связи, различать положительное и отрицательное влияние  человека на природу.

Эта удивительная природа

7.

Тела, вещества, частицы.

1

Классифицировать тела и вещества, высказывать предположения, различать тела и вещества, формулировать выводы, оценивать достижения.

Личностные:

формирование образа  Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей, эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии,

Регулятивные

Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы, фиксировать в конце урока удовлетворённость и неудовлетворённость своей работой, соотносить выполнение работы с алгоритмом., контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных норм.

Познавательные

Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

8.

Разнообразие веществ.

 

1

Понимать учебную задачу, работать в паре, описывать изучаемые вещества, использовать информацию из учебника, работать со взрослыми; различать соль, сахар, крахмал по характерным признакам.

9.

Воздух и его охрана.

 

 

1

Анализировать схему, исследовать с помощью опытов свойства воды, работать в паре, осуществлять самопроверку, формулировать выводы.

10.

Вода и жизнь. Свойства воды.

 

1

Понимать учебную задачу, исследовать по инструкциям учебника свойства воды, работать в паре, находить главные мысли учебного текста, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты.

11.

Превращения и круговорот  воды в природе.

Тестирование.

1

Высказывать предположения о состоянии воды в природе, моделировать круговорот воды в природе, различать три состояния воды.

.

Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебниках и тетрадях, выделять существенную информацию из литературы разных видов, классифицировать объекты по заданным признакам, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

12.

Берегите воду!

1

Понимать учебную  задачу, высказывать предположения, работать в паре, анализировать схему в учебнике, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты.

13.

Как разрушаются камни!

Что такое почва?

 

1

Понимать учебную  задачу, высказывать предположения, характеризовать процесс разрушения горных пород, готовить рассказ на основе наблюдений,

формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты.

14.

Разнообразие растений.   

1

Понимать учебную  задачу и стремиться выполнять её, работать в группе, классифицировать предложенные растения, приводить примеры растений, осуществлять взаимопроверку.

Личностные:

формирование образа  Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей, эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии,

Регулятивные

Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы, фиксировать в конце урока удовлетворённость и неудовлетворённость своей работой, соотносить выполнение работы с алгоритмом., контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных норм.

Познавательные

Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

15.

Солнце, растения и мы с вами.

1

Понимать учебную  задачу и стремиться выполнять её, выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты

16.

Размножение и развитие растений.

                       

1

Понимать учебную  задачу и стремиться выполнять её, наблюдать в природе, как распространяются семена, выявлять роль животных в размножении растений.

17.

Охрана растений.

1

Понимать учебную  задачу и стремиться выполнять её, актуализировать сведения полученные в 1 – 2 кл, характеризовать факторы отрицательного  воздействия человека на природу, обсуждать книгу Великан на поляне.

18.

Разнообразие животных.

1

Понимать учебную задачу, актуализировать знания о животных, классифицировать животных, приводить примеры, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты

19.

Кто что ест?

Проект «Разнообразие природы родного края»

1

Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.

Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Размножение и развитие животных разных групп.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира.

20.

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

1

Понимать учебную задачу, актуализировать знания о животных, формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты

21.

Размножение и развитие животных.

1

Понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, характеризовать животных разных групп по способу их размножения, рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.

22.

Охрана животных.

 

1

Обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, создать книжку – малышку.

23.

В царстве грибов.

1

Характеризовать строение  шляпочных грибов, моделировать различие грибов – двойников, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.

24.

Великий круговорот жизни.

1

Моделировать круговорот веществ в природе, рассказывать о круговороте веществ на Земле.

Мы и наше здоровье

25.

Организм человека.

1

Практическая работа в паре,: измерение роста и массы тела характеризовать системы органов человека, их назначение.

Личностные

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире, осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе, по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих,  этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека.

Регулятивные

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, планировать своё высказывание, планировать свои действия в течение урока, оценивать правильность выполнения заданий.

Познавательные

характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья, проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, проектов.

Коммуникативные

отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре, слушать партнёра, не перебивать , не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник, признавать свои ошибки.

26.

 Органы чувств.

1

Понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, работать в группе, самостоятельно изучить материал учебника, формулировать правила гигиены органов чувств

27.

Надёжная защита организма.

1

Понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, работать в группе, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.

28.

Опора тела и движение.

Проверочная работа.

1

Работать в группе, самостоятельно изучать материал учебника, подготовить  рассказ об уходе за кожей.

29.

Наше питание. Органы пищеварения

 Проект «Школа кулинаров»

         

1

Моделировать строение пищеварительной системы человека, обсуждать правила рационального питания,  составлять меню здорового питания,  готовиться к выполнению проекта.

30.

О дыхании, о движении крови

1

Практическая работа в паре: измерять пульс на запястье, подсчитывать количество ударов в минуту при разной нагрузке,  работать со взрослыми, измерять пульс у членов своей семьи. Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.

31.

 Умей предупреждать болезни 

1

Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила закаливания, .регулярно проводить закаливание своего организма.

32.

Проверим себя и оценим свои результаты за первое полугодие.

 

1

Понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, различать факторы положительно влияющие на здоровье человека .

33.

Здоровый образ жизни.

1

Выполнять тесты с выбором ответа

34.

Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1

Представление результатов проектной деятельности.

Наша безопасность

35.

Огонь, вода и газ.

 

1

Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей,  анализировать схему эвакуации.

Личностные:

  усвоение  действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности, установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о правилах поведения в опасных ситуациях, правил экологической безопасности в повседневной жизни.

Регулятивные:

умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

Познавательные:

усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу  ит.д.

Коммуникативные:

уметь слаженно действовать    в ситуациях  опасности

36.

Чтобы путь был счастливым.

  

1

Работать в группах, обсуждать предложенные ситуации, моделировать свои действия в ходе ролевой игры.

37.

Дорожные знаки.

  

1

понимать учебную задачу, стремиться её выполнять анализировать разные типы знаков, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.

38.

Проект «Кто нас защищает»

1

Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

39.

Опасные места.

 

1

Учащиеся должны

знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

40.

Природа и наша безопасность.

1

Учащиеся должны

знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.

41.

Экологическая безопасность. Обобщение знаний по теме:”Наша безопасность”. Проверочная работа

  

1

Учащиеся должны

знать и выполнять правила личной экологической безопасности.

Чему учит экономика

42.

Для чего нужна экономика?

1

Учащиеся должны

уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.

Личностные:

понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике,

Регулятивные:

  умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, планировать своё высказывание, объективно относиться к успехам/неуспехам, соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.

Познавательные:

знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о  продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье, моделировать различные ситуации, классифицировать объекты по заданным признакам.

Коммуникативные:

формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке, включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, формулировать ответы на вопросы, высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока, употреблять вежливые слова.

43.

 Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

Учащиеся должны

знать основные составляющие экономики, прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий , раскрывать роль науки в экономике страны

44.

Полезные ископаемые.

1

Определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя, характеризовать особенности добычи разных полезных ископаемых, готовить сообщения.

45.

Растениеводство.

 

1

Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством, различать и классифицировать культурные растения, выявлять связь растениеводства и промышленности.

46.

Животноводство.

 

1

понимать учебную задачу, стремиться её выполнять, классифицировать животных, исследовать какие продукты животноводства использует человек, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

47.

Какая бывает промышленность?

1

Соотносить продукцию и отрасли промышленности, выявлять взаимосвязь отраслей промышленности..

48.

Проект

« Экономика родного края»

1

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

49.

Что такое деньги?

1

Раскрывать роль денег в экономике, различать денежные единицы разных стран.

50.

Государственный бюджет.

1

Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке, .

51.

Семейный бюджет.

1

Учащиеся должны

знать основы семейного бюджета.

52 -53.

Экономика и экология. Обобщение знаний по разделу: “Чему учит экономика”. Проверочная работа

2

Учащиеся должны

знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.

Путешествие по городам и странам

54 -56.

Золотое кольцо России.

3

Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте, рассказывать о них, Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке,

Личностные:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов,проявление чувства гордости за свою Родину, втом числе через знакомство с историко - культурным наследием городов Золотого кольца России,  

Регулятивные:

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные

конкретизировать представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательно-

стях

Коммуникативные:

Включаться  в диалог, понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении задания,

57.

Проект «Музей путешествий»

1

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

58.

Наши ближайшие соседи.

 

1

Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте, обсуждать почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения.

59.

 На севере Европы.

1

Учащиеся должны  знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте, работать в группе, самостоятельно изучать материал учебника, соотносить государства и их флаги.

60.

 Что такое Бенилюкс?

1

Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте, составлять вопросы к викторине, описывать достопримечательности стран, формулировать выводы, оценивать свои достижения.

61.

 В центре Европы.

1

Учащиеся должны  государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте, составлять вопросы к викторине, работать в паре и группе. формулировать выводы, оценивать свои достижения.

Личностные:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов,

Регулятивные:

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные

конкретизировать представления о городах нашей страны .

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, признавать свои ошибки, озвучивать их

62 -63.

Путешествие по Франции и Великобритании.

2

64.

 На юге Европы.

   

1

работать в группе, самостоятельно изучать материал учебника , подготовить сообщение, выяснять какие товары поступают из Германии,  Австрии, Швейцарии.

65.

По знаменитым местам мира.

1

Учащиеся должны  соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности, находить в дополнительной литературе и интернете материал о достопримечательностях разных стран мира.

66.

Экскурсия

 «Достопримечательности нашего города»

1

Учащиеся должны  знать памятники архитектуры и искусства своего города.

67.

Проверочная работа. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. .

1

Выполнять тесты с выбором ответов, оценивать правильность неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать свои знания.

68.

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий», Экономика родного края.

1

Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету"Окружающий мир" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС НОО (автор учебника Дмитриева Н.Я.)

Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС НОО, на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я. и др.. В программе освещены Планируемые результаты освоения обучающимися, в календарно-тематиче...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на основе ФГОС. 2 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на основе ФГОС. 3 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование (с УУД)....

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного р...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" ФГОС 3 класс. УМК "Школа России" 2015

Пояснительная записка, характеристика, результаты, и т.д. календарно- тематическое планирование....

Рабочая программа по предмету Окружающий мир ФГОС "Школа России".

1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир 2 класс....

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" ФГОС 3.0

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1-4. Материал предназначен для учителей начальных классов....