Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету"Окружающий мир" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС НОО (автор учебника Дмитриева Н.Я.)
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

    Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС НОО, на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я. и др.. В программе освещены Планируемые результаты освоения обучающимися, в календарно-тематическом планировании учтены изменения в  учебнике выпуска 2012 г.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ гимназия №1272 ЮОА г. Москва

    РАССМОТРЕНО

    на заседании ШМО

    протокол №1

    от …. августа 2012 г

    _____Ф.И.О.

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР 1 ступени

    _____Ф.И.О.

    УТВЕРЖДЕНО

    Решением научно-методического совета протокол №1

    от ……сентября 2012г.

    ____ Ф.И.О.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    По                        ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    (указать предмет)

    Программа обучения Занкова Л.В.

    Класс обучения                    3

    Количество часов                 68

    Учитель                                 Евдокимова Галина Юрьевна

    Программа разработана на основе авторских программ:

    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

     (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

                                             2012/2013 учебный год

    1. Пояснительная записка

    Настоящая рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 3 классе разработана на основе следующих нормативных документов:

    1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1;
    2. ФГОС НОО  Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег.
      № 177856 октября 2009 г. № 373;
    3. Программа по предмету «Математика», созданная на основе ФГОС НОО авторами Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казаковым;
    4. Основная образовательная программа ГБОУ гимназия №1272;
    5. Учебный план ГБОУ гимназия №1272 на 2012/13 учебный год;
    6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
    7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

    Согласно учебному на изучение курса выделено 68 часов (2 урока в неделю).

    2. Общая характеристика учебного предмета

    В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

    Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

    Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами

    деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают

    ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

    Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

    Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

    3. Основные задачи курса «Окружающий мир»

    Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

    1. формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
    2. на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
    3. в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность
    4. мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
    5. формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе,
    6. пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
    7. освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,
    8. измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников); воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
    9. воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край,
    10. уважения к своей семье, истории, культуре,способствовать эстетическому воспитанию.

    4. Содержание программы

    Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

    От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа -это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей

    деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах

    истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

    В 3 классе обучающиеся получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

    В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - осознанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества,  так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи.

    Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально  формулированные в учебнике задания.

    В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

    Программа  построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101).

    Тематическое планирование курса «Окружающий мир»

    Природные условия Земли (10 часов)

    Человек и природа.

    Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

    Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

    Человек в далеком прошлом (15 часов)

    Человек и общество.

    Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).

    Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.

    Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека.

    Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).

    Земли восточных славян (12 часа)

    Человек и природа.

    Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

    Образование древнерусского государства (7 часов)

    Человек и общество.

    Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

    Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов по темам.

    Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.

    Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).

    Объединение русских земель вокруг Москвы (10 часов)

    Человек и природа.

    Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

    Человек и общество.

    Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.

    Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.

    Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).

    Какая она, Азия (5 часов)

    Человек и общество.

    Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии.

    Россия в XII веке (7часов)

    Человек и общество.

     Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.

    Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.

    Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

    Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

    Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат усвоение содержания специального раздела стандарта – «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью младшего школьника.     

    5. Планируемые результаты освоения обучающимися

    Личностные универсальные учебные действия

    У обучающегося будут сформированы:

    – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

    – интерес к познанию окружающего мира;

    – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной

    учебной задачи;

    – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей

    деятельности на основе предложенных критериев;

    – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание

    своей этнической принадлежности;

    – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как

    гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою

    Родину, народ и историю;

    – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

    – ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

    – сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

    – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

    – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

    – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

    – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

    – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

    – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    – реализации основ гражданской идентичности в поступках;

    – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    – установки на здоровый образ жизни;

    – ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

    – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

    – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

    – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

    – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

    Обучающийся получит возможность

    – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной

    задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

    – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

    – на основе результатов решения практических задач делать выводы о

    свойствах изучаемых природных объектов.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в

    дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

    – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об

    окружающем мире;

    – пользоваться знаками, символами,         таблицами, диаграммами, моделями,

    схемами, приведенными в учебной литературе;

    – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

    – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы

    решения учебной задачи;

    – умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять

    информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с

    учебной задачей;

    – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

    – осуществлять синтез как составление целого из частей;

    – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов

    по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании

    и без указания количества групп;

    – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

    – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

    – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);

    – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов;

    – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

    – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

    – строить сообщения в устной и письменной форме;

    – находить разнообразные способы решения учебной задачи;

    – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным  основаниям (критериям);

    – строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    – строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

    – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    – учитывать другое мнение и позицию;

    – умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в

    группе, в паре);

    – контролировать действия партнера;

    – адекватно использовать средства устной речи для решения различных

    коммуникативных задач.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой

    коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

    – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч.

    не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что

    партнер знает и видит, а что нет;

    – использовать речь для регуляции своего действия;

    – адекватно использовать речевые средства для решения различных

    коммуникативных задач;

    – понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

    – оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

    – использовать речь для планирования своей деятельности.

    Предметные результаты

    Человек и природа

    Обучающийся научится:

    – устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

    – осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

    – использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных

    высказываний;

    – использовать различные справочные издания для поиска необходимой

    информации;

    – использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений

    или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных

    природных объектов на физической карте России;

    – проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере

    одного из сообществ);

    – оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

    – сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный

    и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на

    природу изучаемых зон, охрана природы);

    – сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)

    как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;

    – выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

    – выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

    – узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

    – соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу

    и при отдыхе у водоема;

    – узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

    – фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды;

    составлять устную характеристику погоды.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    – узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники,

    хвойные, цветковые;

    – оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

    – моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает

    существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

    – планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

    Человек и общество

    Обучающийся научится:

    – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;

    – используя дополнительные источники информации, находить факты,

    относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

    на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

    – оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных

    группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

    – устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его

    жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

    – выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

    Обучающийся получит возможность научится:

    – оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие

    обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

    – оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

    – осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

    – ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

    – наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

    – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

    договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

    – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное

    поведение и поведение окружающих.

    Обучающийся получит возможность узнать:

    – о древнейшей истории человека, о первых государствах;

    – об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

    – об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

    – имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

    – об истории и выдающихся людях родного края.

                        6. Материально- техническое обеспечение

    1. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
    2. Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
    3. Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
    4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
    5. Смирнова, Т. В. Живые картинки. Природа и мы : книга для чтения / Т. В. Смирнова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
    6. Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3–4 классах / И. П. Товпинец. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007.                                  

     Интернет-ресурсы.

    1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

    2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

    3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

    4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

    5. Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

    6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

    Наглядные пособия.

    1. Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта. Исторические карты с маршрутами первопроходцев.

    2. Глобус.

    3. Иллюстрации растений, животных, предметов древнего мира; репродукции картин В. Васнецова, портреты князей, первопроходцев.

    4. Таблицы: «Природные сообщества», «Растения и животный мир степи, поля, леса».

    Для практических работ: термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, алгоритмы выполнения практических работ, схемы.

    Информационно-коммуникативные средства.

    1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).

    2. Словарь юного географа (CD).

    Технические средства обучения.

    1. Телевизор.

    2. Магнитофон.

    3. Персональный компьютер.

    5. Мультимедийный проектор.

    6. Экран проекционный (возможно интерактивная доска).

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

    3 класс автор учебника Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

    дата

    Темы уроков с указанием страниц в учебнике (выпуск 2012г.), № заданий в тетради

    Материально-техническое обеспечение

    Природные условия Земли (10 часов)

    Приглашение к путешествию.

    С. 3–5 (1-й части учебника)

    б) № 2

    Промежуточные географические направления.

    Карты. С. 6–7.

    б) № 1, 6, 8

    Карта полушарий  для начальной школы

    Что такое погода. С. 8–11.

    б) № 12

    Комплект для практических работ "Наблюдение за погодой" с методическими указаниями

    Народные приметы погоды.

    С. 11–13.

    б) № 13

    Комплект для практических работ "Наблюдение за погодой" с методическими указаниями

     Климат. С. 13–14.

    б) № 15

    Комплект для практических работ "Наблюдение за погодой" с методическими указаниями

    Представление о климатических

    поясах. С. 15–18

    Почва. Состав почвы.

    С. 18–20

    Микроскоп цифровой

    Образование почв.  С. 20–22.

    б) № 19, 22

    Микроскоп цифровой

     Плодородие почв. С. 22-24.

    б) № 23, 25

    Природные зоны суши Земли.

    С. 25–28.

    б) № 28

    Природные зоны России, карта 2 листа

    Человек в далеком прошлом (15 часов)

    Где зародилось человечество.

    С. 29–31

    Климат и природные зоны

    Африки.  Экваториальный лес.С. 31–34

    Глобус Земли большой (320мм)

    Карта полушарий  для начальной школы 2 листа

    Животные экваториального леса С. 35–36.

    Б) №33

    Карта полушарий  для начальной школы 2 листа

    Африканская степь. Саванна. С.37-40

    Пустыни с.41-44

    Средиземноморская природная зона с.44-45

    Родина человечества. Как

    Появился человек. С. 46–48.

    б) № 34

     Жизнь древних людей. С. 48–54.

    б) № 37, 38

    Самые древние государства.

    С. 54–58

    Античность с. 58-64

    Лента времени. Материки и

    части света С. 64–67.

    б) № 41, 42

    Карта полушарий  для начальной школы 2 листа

     Что там за горизонтом?

    С. 67–69.

    б) № 44

    Александр Македонский идёт на восток. Китай открывает путь на запад с. 70-74

    Первые шаги в изучении

    природы. С. 74–78.

    б) № 46

    Духовная жизнь древнего человека. С. 78–86.

    б) № 47

    Земли восточных славян (12 часов)

    Географическое положение Европы.

    С. 87–89

    Глобус Земли большой (320мм)

    Карта полушарий  для начальной школы 2 листа

    Первые люди на нашей Земле.

    С. 89–91

    Восточно-Европейская равнина. С. 91–92

    Глобус Земли большой (320мм)

    Карта полушарий  для начальной школы 2 листа

     Степи. Растительный мир.

    С. 92–96.

    б) № 51

    Природные зоны России, карта 2 листа

     Степи. Животный мир.

    С. 96–102.

    б) № 53

    Природные зоны России, карта 2 листа

    Люди в степи. С. 102–107.

    б) № 55, 56

    28 (7). Лесостепь. С. 107–109

    Природные зоны России, карта 2 листа

    Лесная зона. С. 109–114.

    б) № 59, 61

    Природные зоны России, карта 2 листа

    Смешанные леса с. 114-124

     Сезонные изменения в лесу.

    С. 124–130.

    б) № 62, 63

    Птицы зимой (магнитный плакат с набором карточек и методическими указаниями)

    Сезонные изменения

    в лесу (продолжение). С.131-138

    б) № 64, 65

    Птицы зимой (магнитный плакат с набором карточек и методическими указаниями)

    Как жили наши далекие

    предки. С. 139–140.

    б) № 69

    Расселение славян.

    «Путь из варяг в греки». С. 141–147.

    б) № 71

     Обожествление природы. Защита славянами своих земель

    С. 148–151.

    б) № 72

    2 часть

    Образование древнерусского государства ( 7 часов)

    Первые русские князья.

    С. 3–8 (2-я часть учебника)

    Физическая карта России 2 листа для начальной школы

     Принятие Русью христианства. С. 8–11

    Расцвет Древнерусского государства. С. 11–14

    Древнерусская культура.

    С. 14–18.

    б) № 75, 91

    Древнерусская культура с.19-24 Ослабление Древнерусского государства. С. 24–25

     Ордынское нашествие.

    С. 26–29

    Угроза с запада. С. 29–33

    Объединение русских земель вокруг Москвы (10 часов)

    Залесская земля. С. 34–36

    Что такое природное сообщество. С. 36–37

    Законы лесной жизни. С. 38–45.

    б) № 79

    Природное сообщество леса (магнитный плакат с набором карточек и методическими указаниями)

    Природное сообщество луг.

    С. 45–49

    Природное сообщество луга (магнитный плакат с набором карточек и методическими указаниями)

    Природное сообщество озеро.

    С. 49–56.

    б) № 82, 83

    Природное сообщество водоёма (магнитный плакат с набором карточек и методическими указаниями)

    Природное сообщество поле.

    С. 56–59

    Природное сообщество поля (магнитный плакат с набором карточек и методическими указаниями)

    Возвышение Москвы.

    С. 60–63

    Куликовская битва.

    С. 63–66

    Стояние на реке Угре.

    С. 66–68

    Создание Московского государства. С. 68–69  Грозный царь. С. 69–71.

    б) № 89

    Развитие русской культуры.

    С. 72–80

     Какая она, Азия (5 часов)

    Русские первопроходцы.

    С. 80–83.

    б) № 93

    Географическое положение

    Азии. Сибирь. С. 83–87.

    б) № 94

    Глобус Земли большой (320мм)

    Карта полушарий  для начальной школы 2 листа

    Тайга. С. 88–92.

    б) № 96

    Природные зоны России, карта 2 листа

    Природное сообщество

    болото. С. 93–97.

    б) № 100, 101

    Природное сообщество водоема (магнитный плакат с набором карточек и методическими указаниями)

     «Хождение за три моря». С. 98–103.

    б) № 102

    Карта полушарий  для начальной школы 2 листа

     Россия в XII веке (7часов)

     Смутное время. Спасители

    Земли Русской. С. 104–109.

    б) № 105

     Расширение пределов страны.

    С. 109–111.

    б) № 107

     Природа тундры. С. 112–118.

    б) № 11

    Природные зоны России, карта 2 листа

    Природа тундры (продолже-

    ние). С. 118–122

    б) 109

    Природные зоны России, карта 2 листа

    Арктическая пустыня. С. 122–127.

    б) № 112

    Природные зоны России, карта 2 листа

    Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

    С. 128–133

     Россия накануне реформ.

    С. 134–136.

    б) № 115


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету"Русский язык" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС (учебник Поляковой А.В.)

    Рабочая  программа предмета "Русский язык" 3 класс, система Занкова Л.В. разработана с использованием авторской программы Поляковой А.В. , Песняевой Н.А..; программы Нечаевой Н.В.. Соответствует ...

    рабочая программа по обучению грамота 1 класс (система Занкова) в соответствии с требованиями ФГОС

    рабочая программа для первого класса по предмету " Обучение грамоте"  (система Занкова) 20102...

    рабочая программа по русскому языку 3 класс система Занкова, учебник Поляковой по ФГОС

    рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена с требования ФГОС...

    рабочая программа по технологии для 3 класса система Занкова учебник Цирулик

    рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

    Рабочая программа по предмету Математика 3 класс, система Занкова

    3 класс, система Занкова, календарно-тематическое планирование по предмету математика....

    Рабочие программы и КТП для 3 класса по УМК "Школа России" с учётом требований ФГОС

    Рабочие программы и КТП по "Школе России" (плюс Рамзаева) составлены с учётом требований ФГОС. Темы планирования идеально совпадают с методичками издательства "ВАКО", что значительно облегчает работу....

    Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, система Занкова Л.В. Автор учебника СвиридоваВ.Ю.

    Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального...