Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. XXI век
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Горбунова Елена Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс.  XXI век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_1kl.doc917 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

                                                       Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Нормативно-правовой  базой для составления данной программы являются следующие документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ № 373 от 06.10.2009 года).
  • Основная общеобразовательная программа МАОУ начальной школы – детского сада № 72 на 2015-2019 годы.
  • Положение о рабочей программе педагога МАОУ начальной школы – детского сада № 72.

Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся первого класса.

Назначение предмета состоит в формировании функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой знаний об окружающем мире и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Основными принципами курса «Окружающий мир» являются:

  • принцип интеграции  соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа дает возможность учесть психологическую особенность младшего школьника - целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
  • педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  • культорологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание уделяется общекультурным сведениям - творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др.
  • принципа экологизации обучения распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
  • принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.
  • краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение.

 Программа «Окружающий мир» относится к предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир), рассчитана на 4 часов в год и включает в себя  5 часов внутрипредметного модуля «Наш край». Данный модуль   создает условия для развития у детей интереса к традициям, истории и  культуре своей малой родины,  дает детям представление о городе Калининграде и Калининградской области.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

 Цель программы – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Исходя из общих положений, программа «Окружающий мир» призвана решать следующие задачи:

  • формировать представление об окружающем мире;
  • формировать представление о методах познания окружающего мира;
  • формировать интерес к окружающему миру на основе дифференцированного подхода к учащимся.

В результате освоения предметного содержания программы «Окружающий мир» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами освоения программы «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами освоения программы «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (далее - УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре;.
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;.
  • выразительно читать и пересказывать текст.
  • совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами освоения программы «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

                                      Cистема оценки достижений учащихся

По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

  • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).        

Максимальный уровень (необязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и

действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».

Необходимый уровень («хорошо»)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

Повышенный (программный) уровень

(«отлично»)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось  либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

Максимальный (необязательный) уровень

(«превосходно»)

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Программно-методическое обеспечение учебного процесса

- А.А. Виноградова «Окружающий мир. 1 класс, учебник в 2-х частях. - М.: «Вента-Граф», 2015;

- А.А. Виноградова «Окружающий мир. 1 класс, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс. - М.: «Вента-Граф», 2015;

-  А.А. Виноградова. Методические рекомендации для учителя по курсу «Окружающий мир». 1 класс. - М.: «Вента-Граф», 2015.

                                                             Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Из них отведено на внутри-, межпредметные модули

Количество часов на лаборатор-

ные, проектные, провероч-

ные, творческие (для объединения дополнительного образования) работы

Количество часов на контрольные работы

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

1

Введение. Этот удивительный мир

7

2

- называть окружающие предметы, называть их признаки,  указывать их взаимосвязи.

- определять положение предметов и направления движения.

- различать признаки предметов.

- 1.Регулятивные:  

- выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

-  ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

2.Познавательные: - нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров

3.Коммуникативные

- рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

2

Родная  природа

14

3

- знать основные сезонные изменения в природе:

- знать признаки времен года;

- знать основные функции органов чувств;

- знать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности);

-  называть живые и неживые природные богатства, отличая их роль в жизни человека.

1.Регулятивные:  

 - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

2.Познавательные: 

- формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы;

- отвечать на вопросы по теме наблюдения

3.Коммуникативные- строить понятные для партнера высказывания;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

-допускать существование различных точек зрения;

- вступать в диалог с учителем, одноклассниками

3

Мы - школьники

7

- осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, в школе и других общественных местах.

1.Регулятивные:  

 - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

- готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

2.Познавательные: 

- выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе.

3.Коммуникативные- строить понятные для партнера  высказывания;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях  с одноклассниками, друзьями, взрослыми; - строить монологическое высказывание

4

Ты и  здоровье

3

- осваивать правила личной гигиены;

-  осваивать правила пользования разными видами транспорта;

-  знать телефоны экстренной помощи.

- 1.Регулятивные:  

 - планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

2.Познавательные: 

- иметь  представление  об органах чувств, их роли в жизни человека;

3.Коммуникативные- договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

5

Мы и вещи

4

Труд людей, которые  делают для нас разные вещи:

одежду, обувь , книги и другие вещи. Профессии людей (слесарь, портниха, столяр, гончар).

Бережное отношение к вещам, уход  за ними.

Понятия-антонимы:  «аккуратный – неаккуратный», «бережливый – расточитель-

ный (небережливый)».

ОБЖ: правила  пожарной  безопасности. Правила обращения с бытовыми  и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

1.Регулятивные:  

 -  следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

  - оценивать результаты труда.

2.Познавательные: 

- классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее».

- выделять сходства и различия разных видов транспорта

(воздушный, водный, наземный, пассажирский, личный); различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового.

3.Коммуникативные

- ориентироваться на  позицию партнера в общении и взаимодействии;

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку

Родная страна

10

Чем  любят
заниматься  члены  семьи
в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки –  любимый  досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание  любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье.

Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России.

Наша страна – Россия, Российская  Федерация. Москва –  столица РФ. Символика  России: гимн, флаг, герб.

Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы.

Россия – страна многона-
циональная.

Особенности народа: язык, искусство,  обычаи.

Как можно встретить праздник «День защитника  Отечества»,  праздник «8 Марта»  в семье, как проявить внимание
к родным  и близким.

1.Регулятивные:   

 - использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать свою речь, ее четкость и правильность;

-  принимать и сохранять учебную задачу.

2.Познавательные:

- объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи

- иметь представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира;

- знакомиться с разнообразием и богатствами природы России – леса, реки, горы;

- уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории  нашей страны.

- знакомиться с символами России

(флаг, гимн, герб).

3.Коммуникативные- взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости;

- принимать участие в работе парами (группами).

Итого:

45

5

         

                                 

Календарно – тематическое планирование

Принятые сокращения:

ИАД – интерактивная  доска

ИНМ – изучение нового материала

ЗИ – закрепление изученного

ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

КУ – комбинированный урок

ЗП – защита проекта

КЗ – контроль знаний

КР, СР, ПР, ЛР – соответственно контрольная, самостоятельная, практическая, лабораторная  работа

УЭ - урок-экскурсия

№ п/п

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Оборудование

1

Нас окружает удивительный мир

КУ

ИАД,

предметные картинки

2

Мы – школьники. Экскурсия по школе.

КУ

3

Давай познакомимся. О правилах поведения.

ПР

4

Сентябрь - первый месяц осени. Экскурсия "Осенние изменения в живой и неживой природе". Что нам осень подарила

ПР

5

М. «Наш край». Наш регион. Наш город.

ИНМ

6

Грибная пора

ПР

7

Семья. О маме.

ПР

8

М. «Наш край». Города Калининградской области.

КУ

9

Любимые занятия. Воскресный день.

ОСЗ

10

Как из зерна получилась булка

КУ

11

Человек и домашние животные

КУ

12

Октябрь уж наступил… Явления природы

КУ

13

М. «Наш край». Природа Калининградской области.

КУ

14

Где ты живёшь? Правила поведения на дорогах

ОСЗ

ИАД,

картины различной тематики

15

Ты и вещи

ИНМ

16

Кто работает ночью

ИНМ

17

Что такое здоровье?

КУ

18

Правила гигиены. О режиме дня.

ИНМ

МД,

таблицы

19

Ноябрь - зиме родной брат

КУ

20

Звери - млекопитающие

КУ

21

М. «Наш край». Животный мир Калининградской области

        ИНМ

22

Что мы знаем о птицах

ИНМ

23

М. «Наш край». Птицы Калининградской области

КУ

24

В декабре, в декабре все деревья в серебре…

КУ

25

Какой бывает вода?

ИАД,

картины зимы

26

О дружбе. Идём в гости. С наступающим новым годом!

КУ

27

Январь - году начало, зиме середина. Экскурсия " Сезонные изменения в природе". Хвойные деревья

УЭ

28

Наша страна – Россия. Богата природа России

ПР

ИАД,

картины различной тематики

таблицы

Мы  - россияне. Народная сказка

КУ

29

Февраль - месяц метелей и вьюг

КУ

30

Звери – млекопитающие. Наш уголок природы

ИНМ

31

Практическое занятие "Уход за комнатными растениями

ПР

32

Мы  - граждане России

ИНМ

33

О правилах поведения.

ИНМ

ИАД,

картины картины времен года, профессий,

таблицы

34

23 февраля - День защитника Отечества.8 марта - праздник всех женщин. Март - капельник

КУ

35

Родной край. Экскурсия "Все профессии важны"

УЭ

36

Дом, в котором ты живёшь. Зачем люди трудятся?

КУ

ИАД,

картины животных и растений, картины времен года, профессий,

таблицы

37

Если хочешь быть здоров, закаляйся! Здоровая пища. Урок в спортивном зале

ИНМ

38

Какое бывает настроение

ПР

39

Апрель – водолей. Весенние работы. Практическое занятие "Весенние работы в саду".

ПР

40

Кто работает на транспорте? День космонавтики.

ОСЗ

41

Май весну завершает, лето начинает. "

КУ

42

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

УЭ

43

Жизнь земноводных весной

ИНМ

44

Животное - живое существо

КУ

45

Ты пешеход

КУ

Описание материально-технического обеспечения образовательно процесса

Интерактивная  доска;

проектор;

картины времен года;

картины животных и растений;

таблицы;

гербарий.

Дополнительные обобщающие материалы

Литература

  • Сборник программ для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.:Баласс, 2011.).
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.).
  • Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В.    Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. -  М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения).
  • Мои первые опыты: тетрадь к учебникам «Окружающий мир», 1-2 класс.- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).

Интернет-ресурсы:

  • Сайт для учителей начальных классов (www.pedsovet.su).
  • Сайт для заучей и учителей начальных классов ( http://zavuch.info).                                                                          

                                                                    Приложение

                                                   Творческие работы

Оформление творческой работы допускается в свободной форме.

                                                Темы творческих работ

1.Растительный и животный мир Калининградской области.

2.Путешествие в дальние страны.

                                                             Тема проекта

Герои нашего города.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...