Строение тела человека.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Малышева Ирина Арнгольдтовна

Урок окружающего мира во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.pptx209.73 КБ
Office spreadsheet icon prilozhenie_2.xls21.5 КБ
Office spreadsheet icon prilozhenie_3.xls15 КБ
Microsoft Office document icon stroenie_tela_cheloveka.doc137 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.     2 КЛАСС.

Тема урока: «Строение тела человека».

Цели предметные:

- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение человека;

- познакомить с частями и внутренними органами человека;

- дать первоначальное представление о работе внутренних органов;

Цели метапредметные:

- развивать умение работать с информацией;

- развивать операции мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- развивать умение работать с текстом;

- развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность, внимание, память

- развивать умение работать в парах, уметь выслушивать товарища и договариваться;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Планируемые результаты:

- осмысление новых понятий «внешнее» и «внутреннее» строение человека;

- уметь узнавать внутренние органы и знать их работу;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

 Тип урока: усвоение новых знаний.

 Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки дома снаружи и внутри,

                                     силуэт человека и внутренних органов, для опытов: поро-

                                     лоновая губка, воздушный шарик, бельевая верёвка, тест

                                     «Строение тела человека», кроссворды «Части тела»,  

                                     «Внутренние органы».

Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, проблемные; словесные (беседа, объяснение, рассказ); наглядные               (наблюдения, демонстрация, компьютерные); практические (разнообразные упражнения).

Ход урока:

1.Организационный момент.

                     Каждый день – всегда, везде,

                     На занятиях, в игре,

                     Смело, чётко говорим

                     И тихонечко сидим.

2. Введение в тему урока и постановка проблемы (приложение 1).

  • Рассматривание картинок с изображением дома снаружи и внутри.
  • БЕСЕДА. Что вы видите на рисунках? И чем они отличаются?

( Ответы детей)

Вывод: то, что мы видим снаружи - это внешнее строение, а то, что мы видим внутри - это внутреннее строение.

  Ребята, тема нашего урока: «Строение тела человека». Кто из вас знает,

  как устроен человек? Можете ли вы  рассказать об этом?

                                                                           

  ( Ответы детей)

  К концу урока вы должны знать части тела человека, его внутренние ор-

  ганы и иметь представление об их работе.        

  1. Работа над новым материалом.

     Внешнее строение тела человека.

  • Посмотрите, друг на друга и найдите знакомые вам,  части   тела человека.
  • Коллективная работа со схемой «Части тела».

          Внутреннее строение тела человека.

  • Все мы знаем, что человек не может жить без воздуха, воды и пищи. Как вы думаете, зачем всё это нам? (Ответы детей)

    Воздух, вода и пища нужны человеку для работы внутренних органов и           для нормальной жизнедеятельности его организма. Значит, внутри тела   человека находятся внутренние органы. Какие внутренние органы вы знаете и для чего они нужны человеку? Расположите на силуэте человека знакомые вам внутренние органы. Группа детей работает у доски.

  • Самостоятельная работа учащихся в парах с учебником стр. 7 по плакату «Внутренние органы человека».
  • Исправление ошибок расположения внутренних органов  на силуэте человека.
  • Коллективная работа со схемой «Органы».

                                   ФИЗМИНУТКА

  • МОЗГ – важнейший орган тела. Головной мозг – главный командный пункт организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг. Само название говорит об его местонахождении. Головной мозг находится ... (Ответы детей). Мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека. Ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим.
  • Как долго вы можете не дышать? Давайте это проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание, а когда вам захочется вдохнуть воздух, вы поднимите руку. Итак, без воздуха человек может прожить совсем недолго, ему нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. При помощи какого органа происходит дыхание человека? (Ответы детей). У каждого из нас два лёгких – правое и левое.  ЛЁГКИЕ похожи на две большие розовые губки, которые состоят из бесчисленного множества крохотных пузырьков – альвеол.     (Учитель берёт в руки губку). При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (учитель сжимает губку). Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются, (учитель разжимает пальцы, губка принимает свои прежние размеры). Находятся лёгкие …(Ответы детей). (Учитель и дети прикладывают ладони обеих рук к груди).
  • Скажите, как узнают, жив человек или умер? (Ответы детей). Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у человека СЕРДЦЕ. Где оно находится? (Ответы детей). Сердце находится в левой части груди. (Учитель и дети прикладывают левую ладонь к сердцу). Человеческое сердце невелико. Это плотный мускулистый мешок размером немногим больше кулака. И вот этот «мешок» всё время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Сердце – это неутомимый мотор, который непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело. Если кровь перестанет пробегать по телу, то человек погибнет.
  • Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета – должно перевариться и впитаться в кровь для того, чтобы пополнить наш организм питательными веществами. Этим занимаются органы нашей «внутренней кухни». Главное отделение «внутренней кухни» - ЖЕЛУДОК. ОН находится в верхней части живота (под рёбрами), с левой стороны. (Учитель и дети прикладывают правую руку к области желудка). Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик (учитель показывает спущенный шарик). Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадёт пища, например, съеденная нами булочка, он растягивается, и чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее он растягивается. Но больше 2-3 литров воды в нем поместиться не может. В мускулистых стенках желудка таятся особые желёзки. Они выделяют кислый сок, способный переварить большую часть нашей пищи. Желудок время от времени сокращается и проталкивает по частям полупереваренную пищу дальше. И тогда пища отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту КИШЕЧНИКА. Он тянется почти на 8 метров, (учитель с двумя учениками растягивает 8-ми метровую бельевую верёвку), но свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе. (Учитель и дети прикладывают руки к животу). Только после того, как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратиться в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму. Оставшиеся непереваренными частицы твёрдой пищи скапливаются в нижних отделах кишечника. Кишечник освобождается от них и очищает организм.
  • На этом можно было бы закончить разговор о «внутренней кухне» организма. Однако мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка – ПЕЧЕНИ. Печень живёт с правой стороны от желудка, в верхней части живота. (Учитель и дети прикладывают правую руку к области печени). Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу. Кто желает поподробнее узнать о работе печени могут прочитать рассказ «Что печёт печень».

4. Закрепление изученного.

  • Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях на стр. 3.
  • Тренировочное тестирование учащихся (приложение 2).

5. Итог урока и оценка знаний учащихся.

Ребята, вам понравился урок? Что вы узнали нового и интересного для себя? Что было вам непонятно и трудно? О работе какого внутреннего органа я вам ничего не рассказала? (Ответы детей) Раздобудьте эту информацию самостоятельно к следующему уроку.

Учитель выставляет оценки учащимся.

6. Домашнее задание.

1) учебник стр.8 -9 прочитать; рабочая тетрадь стр. 4 (№3, №4).

2) Задание по желанию: отгадать кроссворд (приложение 3)

                              ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Что печёт печень? (по И. Звереву)

     Если бы вас спросили, какой орган нашего тела самый горячий, вы, наверное, оказались бы в затруднении. А между тем его название помогает правильно ответить на вопрос. Этим органом является печень. Слово «печень» происходит от корня «печь».

     При понижении температуры внешней среды избыточное тепло вырабатывается в мышцах и печени. Они являются как бы внутренней печкой, согревающей организм.

     Без печени организм не может существовать.

     Этот самый крупный орган имеет массу 1,5 – 2 кг.

     В печени происходит разрушение отработавших клеток крови. Печень хранит пол-литра крови и немедленно отдаёт её, когда человек потеряет много крови.

     В печени самый большой склад углеводов. И если человек голодает, организм забирает их со склада.

     Всё, что попадает в кровь, проходит строгий контроль. Здесь идёт разделение питательных веществ, которые всосались через кишки, разложение жиров с помощью желчи, которая хранится в специальном пузыре. В печени уничтожаются все микробы, попавшие в кровь, обезвреживаются вредные отходы и яды.

     Прежде чем попасть в сердце, кровь обязательно проходит через печень. В течение одной минуты печень пропускает полтора литра крови.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме «Строение тела человека»

Разработка урока. Презентация к уроку. Тест для обучающихся....

Строение тела человека

Разработка интерактивного урока для 2 класса по программе А.Плешакова ("Школа России) с использованием приставки МИМИО...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

Урок ."Строение тела человека. В здоровом теле, здоровый дух.»"

УМК "Школа России",Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

"Строение тела человека.В здоровом теле, здоровый дух." презентация к уроку

УМК "Школа России", Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

План-конспект урока по предмету речевая практика с учеником индивидуального обучения в 3 классе «Обобщение по теме: Строение тела человека. Гигиена тела».

Урок по речевой практике проводился с учеником з класса, находящегося на индивидуальном обучении.Тип урока: обобщения и систематизации знаний.Тема: Обобщение и повторение по теме « Строение тела...