Внеклассное мероприятие "Природа - наш дом родной"
классный час по окружающему миру (4 класс) на тему

Шикина Татьяна Ивановна

Данное мероприятие проведено в рамках Недели начальной школы с целью привлечения школьников к охране природы родного края. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме:

«Природа - наш дом родной»

   Цели:

  • расширить знания детей о природе;
  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;
  • воспитать  положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;
  • развить познавательный интерес, кругозор обучающихся, речь, мышление.

       Оборудование:

  • запись «Птичьи голоса»;
  • рисунки цветов, грибов, ягод, животных;
  • Красная книга Крыма;
  • ИКТ.

                           Лес – наше богатство.

                           Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости.

     Звучит стихотворение С. Погореловского « Лес». (птичьи голоса)

Здравствуй,  лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой не упусти:

Ты же видишь, мы свои.

Учитель: (на фоне птичьих песен, взятых из записи «Птичьи голоса».

- Дорогие ребята, уважаемые гости, я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно.  Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.

Много интересного в лесу! Нужно уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в селе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.

-Сегодня на нашей игре встречаются две команды: « Солнышко» и                

 « Радуга». Оценивать вас будет опытное жюри по пятибалльной системе.

  -Итак,  «Что в крымском лесу растёт, кто в крымском лесу живёт.»          

- Что собой представляет лес? ( ответы)

           ( фильм о лесе )

- Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет, сейчас проверим.

   Конкурс 1. « Загадочный» ( разминка)

              (загадки о деревьях, кустарниках, травах.)

1)Пирамидки эти елки

У них не колкие иголки

И красивы и стройны

Ёлку юга  назови? (Кипарис)

 

2)  Вечнозеленое хвойное дерево или кустарник. Часто используется в декоративном садоводстве, отличается очень медленным ростом и поэтому хорошо поддаётся стрижке. Из него посажен знаменитый лабиринт в Британии Хэмптон-корт – живая стриженая изгородь длиной чуть менее километра и высотой 180 см. (Тис ягодный)

3)  Я не чудо-ёлочка,
Хоть растут иголочки.
Шишкоягоды на мне,
Но не братик я сосне.
Не деревья ельника,
Кустик - ... . (МОЖЖЕВЕЛЬНИКА)

4)  Кисть ягоды прекрасная, 
Жёлтая иль красная, 
Я достать её боюсь - 
О шипы уколюсь. 
Но уважаю с детства 

Сердечное средство.

(Боярышник)

5) Грива есть, а не лошадка.

Хоть седой, я молод.

Мне в степи живется сладко,

Ни к чему мне город.

Там, где ветер гладит спинку,

Поднимая к небу пыль,

Вы увидите травинку -

Называется (ковыль)

6)    На лесной опушке,

На лугах, в горах,

После зимней стужи,

Вся земля в цветах.

Белым покрывалом,

Стелет первоцвет,

Как же называется,

Нежный сей цветок?  (Подснежник)

        (картинки растений на слайдах)

- Ещё в лесу много домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт.

    Конкурс 2. «Кто и где живёт».

   *Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.)

   *Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму.   (Белка.)

   *Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы.   (Бурундук)

   *Похож на собаку, но больших размеров, хищник.   (Волк).

   *Лесной доктор.   (Дятел).

   *Лесной санитар.   (Муравей.)

     Конкурс 3. «Загадочное животное.»

- Расшифруйте названия животных.

                                      1 команда:

соль

вайруем

кабел

лось

муравей

Белка

                                       2 команда:

девьдем

баобчак

шаугкял

медведь

бабочка

лягушка

   Конкурс 4. «Ромашка.» ( У ромашки отрывают лепестки. )

- На лепестках на тему « Легенды о растениях.» Команды по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

  1. В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик.      ( Шиповник. )
  2. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача  Пеона, который лечил людей отварами цветов.     ( Пион. )
  3. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов.     ( Ромашки. )
  4. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши.     ( Василёк.)

- Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом  цветов становится всё меньше и меньше.

           

Ученик:

          На земле исчезают цветы,

          С каждым годом заметнее это.

          Меньше радости и красоты

          Оставляет нам каждое лето.

          Откровенье цветов луговых

          Нами понято было едва ли.

          Беззаботно топтали мы их

          И безумно, безжалостно рвали….

- Ребята, надо ли рвать цветы?    ( Ответы детей.)

- Следующий конкурс  № 5  «Эрудит.»

  1. Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается?               (Полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками. )
  2. Зачем нужны змеи, ведь они опасны? ( Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Змеиный яд используется в медицине.)
  3. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (  Они являются кормом и лекарством для многих животных.)
  4. Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит? ( Пчела погибает.)
  5. Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: « Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. ( Божья коровка.)
  6. Почему у лиственницы такое название? (Она, как лиственные деревья, сбрасывает хвою.)

-И следующий конкурс  № 6 « Жалоба».

- Я вам предлагаю вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного и определить, о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1.Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А нас обижают незаслуженно.

В первой жалобе говорится  о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси  жабу, - они исчезнут.

Во второй - о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Они поедают вредных насекомых ночью. Как бы сменяя птиц, которые едят насекомых днём.

   - Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!

Конкурс 7. « По грибы, по ягоды».

- Сейчас нам предстоит пойти в лес по грибы, по ягоды. Но, как вы знаете, не все грибы и ягоды пригодны в пищу для человека. Поэтому вы должны определить, что мы будем собирать.

  • Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись,  вся она покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика.)
  • В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. ( Маслята. )
  • Гриб красивый, яркий. Для некоторых животных этот гриб- лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу, и для человека- смертельный яд! ( Мухомор. )
  • Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. ( Земляника. )

                        Физминутка:      В лесу.

                    Вверх руки подняли и покачали

                    Это деревья в лесу.

                    Низко присели, вниз посмотрели

                    Это жучок пьёт росу.

                    В стороны руки, плавно помашем.

                    Это к нам птицы летят,

                    Где они сядут, тоже покажем .

                    Сели все дружно назад.

Конкурс 8." Лекарственные растения".

   - В лесу своя аптека, которая помогает нам ,людям, избавиться от многих болезней.

   - Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? ( ответы детей )

                      Ответьте на вопросы:

  1. Какие лекарственные травы применяются при простуде?  

 ( Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины. )

  1. Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел. )
  2. Какие лекарственные травы применяются при болях в животе?  (Зверобой.)
  3. Какие растения помогают при упадке сил? ( Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой. )

- Я бы хотела немного добавить:

  • Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.
  • Кашель, бронхит лечит настой из мать и мачехи.
  • Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки.
  • Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.
  • Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.
  • Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.

- Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.

Учитель показывает « Красную книгу».

- Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)

- В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.

- Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу?( ответы детей )

- А многих животных и растений этой книги можно скоро будет  увидеть только на картинке ( показываю и называю).

     Розовый пеликан, утка-мандаринка, розовая чайка,       Амурский тигр, манул, жужелица Кавказская,       женьшень, венерин башмачок, прострел (сон-трава).

- Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

Конкурс 9. "Правила поведения в природе"

    - Давайте вспомним правила поведения в природе. Каждая команда называет по очереди, кто больше вспомнит.

                           Памятка:

  • НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
  • НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
  • НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
  • НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
  • НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
  • НЕ разоряй птичьи гнёзда.
  • НЕ разоряй муравейники.
  • НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  • НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
  • В лесу старайся ходить по тропинкам.

       Ученики читают стихотворения:

               Если в лес пришёл гулять,

               Свежим воздухом дышать,

               Бегай, прыгай и играй,

               Только, чур, не забывай,

               Что в лесу нельзя шуметь,

               Даже очень громко петь.

               Испугаются зверюшки,

               Убегут с лесной опушки.

               Ветки дуба не ломай,

               Никогда не забывай

               Мусор с травки убирать,

               Зря цветы не надо рвать!

                Из рогатки не стрелять:

                Ты пришёл не убивать!

                Бабочки пускай летают,  

                Ну кому они мешают?

           

                Здесь не нужно всех ловить,

                Топать, хлопать, палкой бить.

                 Ты в лесу – всего лишь гость.

                 Здесь хозяин – дуб и лось.

                 Их покой побереги,

               Ведь они нам не враги!

               Помоги лесным зверюшкам,

               Приготовь для них кормушки.

                   И тогда любой зверёк –

                   Будь то ласка иль хорёк,

                   Ёж лесной, речная рыба –

                   Скажет: « Ты – мой друг!

                                    Спасибо!»

   - Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую среду, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.

                     Звучит финальная песня.

Чтоб могли цветы расти
Всюду без опаски,
Их в букеты ты не рви –
Относись к ним с лаской.

Другом ты природе будь:
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.

Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй –
Убери все склянки.

Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу – храм чудес
Сохранить несложно.

-Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

внеклассное занятие "духовные ценности родного края"

занятие расчитано на детей 1-2 класса...

Внеклассное мероприятие "Литературная гостиная" Родные поэты"

Расширить представления о поэзии, о творчестве поэтов классиков...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по родному краю"

Интегрированное мероприятие по окружающему миру с элементами краеведения....