внеклассное занятие "духовные ценности родного края"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Просвирова Ирина Петровна

занятие расчитано на детей 1-2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_duhovnye_cennosti_rodnogo_kraya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Духовные символы родного города»

Цели и задачи:

  1. .Формировать интерес к изучению православной культуры родного края.
  2. Формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей
  3. .Продолжать формировать представление о культурном единстве России, о православии как объединяющем явлении отечественной культуры, связывающем судьбы и творчество многих поколений россиян с современной жизнью в России.
  4. . Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по святым местам  нашего родного города. Слайд 1

- Итак, Раз, два, три, четыре, пять …

            Отправляемся гулять!

2. Постановка цели занятия

- А вот куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав старинную русскую загадку.  

На горе стоит свеча,

В ней молитва горяча.

(Это храм, церковь).

- Отгадайте еще загадки.

Стоит утушка -

Золотые краешки,

В краешки брякнут,

В краешки звякнут:

Собирайтесь, детушки,

Под мои крылышки.

(Это тоже храм)

- Что это за "бережки", за "краешки", которые "звякнули"? (Колокола). . Слайд 2

- А сейчас послушайте песню Ж. Бичевской «Благовест»

На берегах русских рек и озер, среди лесов и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы Невозможно представить себе современный русский город, поселок без этого сооружения. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу  архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Их купола и кресты видны издали, к ним ведут главные дороги. . Слайд 3

- Храм или церковь - всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки про них придуманы, так ласково они названы в загадках.

- А кто из вас был в храме?

- В каких храмах вы были?

3. Раскрытие темы занятия

- Сегодня на уроке мы будем говорить о храмах нашего города. -

В нашем городе четыре храма и у каждого есть своё название:

-  Свято-Никольский храм (Слайд 4 ), .  В 1900 году ставится  Никольский храм, закрытый вскоре в  1932 года. Он размещался на месте сегодняшнего здания педагогического колледжа. В 1988 году построен каменный храм. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. При храме помимо воскресной школы и библиотеки действуют: Православный детский сад «Зёрнышко»; Православный детский театр «Маленький апостол»; Благотворительная столовая для детей Воскресной школы, детей их неполных и неблагополучных многодетных семей; видеотека. Настоятель — священник Алексий Шамов.

- храм Казанской Божией Матери (Слайд 5 ), Приход Казанской Божией Матери образован в городе Михайловке в 2000 году. Временный молитвенный дом был обустроен в строительном вагончике. В 2005 году построен деревянный крестильный храм и звонница. Продолжаются строительные работы. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Имеется воскресная школа. Работает православная аптека. Настоятель — священник Вадим Марков.

- храм Святителя Михаила Киевского (слайд  6 ), Приход Святителя Михаила Киевского образован в городе Михайловка  в 2006 году. Временное молитвенное помещение обустроено в купленном для этой цели вагончике. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Идёт внутренняя роспись часовни. Приход окормляет городской детский дом. Настоятель — священник Алексий Муркин.

- храм Преподобного Агапита Киево-Печерского (слайд 7) Приход Преподобного Агапита Киево-Печерского образован в городе Михайловке в  2007 году на территории Центральной районной больницы. Молитвенное помещение обустроено в вагончике – бытовке. Построена часовня. Работает воскресная школа. Формируется библиотека. Настоятель — священник Вадим Слугин.

- Ребята, посмотрите ещё раз на храмы. Чем они отличаются от обычных домов? (они красивые, украшены иконами, у них есть купола и колокольни) . Слайд 8

 Колокол русский народный,

 Колокол храма святой,

 Чуден голос свободный,

 Люб отголосок мне твой.

 Чистые, чудные звуки

 Любо душою ловить,

 Или тревожные муки

 В сердце больном хоронить…. Слайд 9

- Звон  колоколов много веков оглашал Русскую землю: звал людей на молитву в храм, пробуждал покаянное чувство.

- Давайте послушаем как красиво звучит колокольный звон. Слайд 10

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шум от стаи журавлиной, -

И в звучных листьях замер он...

- Только в одной стране мира - в России - живет колокольная музыка.

 Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории и народа, и страны. Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал – это значило, что родину постигло несчастье. Колокола покорённого города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города.

- Посмотрите на наши храмы. Они и разные, и в то же время похожи. Чем похожи все храмы? Слайд 12

(У всех есть купол и на куполе крест).

- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства). Слайд 13

- А чем отличаются храмы? Какие они? Подберите слова, характеризующие их Слайд 14

  1. Большой
  2. Красивый
  3. Великолепный
  4. Мощный
  5. Хрупкий
  6. Нежный
  7. Воздушный
  8. Лёгкий
  9. Добрый
  10. Строгий
  11. Веселый
  1. Подведение итогов

 Рассказ учителя "Жизнь храма - жизнь человека".

- Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но все, же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь. Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

- В храме действительно очень красиво, но эта красота особенная – духовная, храм украшен святостью, то есть иконами и росписью с образами Господа, Божией Матери, святых, ангелов, а внешняя красота – орнаменты, позолота, оклады дополняет, украшает образы святых трудами рук людей, живущих ныне на земле.

- А зачем православные христиане ходят в церковь? (чтобы молиться, ставить свечи) Слайд 15

- Храм – это особый дом, посвящённый Богу. В храмах совершаются Богослужения. Поэтому в храме нужно соблюдать определённые правила. Давайте попробуем сформулировать их. Слайд 16

Правила поведения в храме Слайд 17

  1. Памятка мальчику:
           Прежде чем зайти в собор,
           Головной сними убор,
           Злые мысли отгони:
           Не нужны тебе они...
     
  2. Памятка девочке: 

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой. 

  1. Мальчику и девочке: 

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

 Душой с Богом примирись,

 И со всеми ты молись.

       Богомольцев не толкай,
       К чину в храме привыкай.
       Не гляди по сторонам —
       Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,

 Глазки в землю опусти,

 О грехах своих грусти

  - Что же нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

 - на следующих занятиях мы узнаем о внутреннем убранстве каждого храма нашего города и обязательно посетим их.

8.Домашнее задание:

Расскажите своим родным, что вы узнали нового.

Подготовить сообщение об одном из храмов по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Истоки родного края»

В данном мероприятии описывается история возникновения (создания) села Солёное Займище Черноярского раойна Астраханской области....

Внеклассное мероприятие о родном крае "С любовью к России"

Разработка мероприятияПрезентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaeva/file/4205224/Данное мероприятие составлено мной и было проведено с учениками 3 В класса МАОУ СОШ№2 п.Серышево в ...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Внеклассное мероприятие "Уголки родного края"

Урок-экскурсия по краеведению«Уголки родного края»(для 3-классников)...

Внеклассное занятие о родном крае «Мой край - Ямал»

Цели. Познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;воспитывать чувство гордости за родной край;развивать жел...

«Формирование патриотических ценностей младших школьников через любовь к родному краю»

Из опыта работы учителя начальных классов МОБУ Дактуйской СОШ Ливандовской  Елены ВикторовныВыступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования:«Форми...