внеклассное занятие "духовные ценности родного края"
методическая разработка по окружающему миру на тему
занятие расчитано на детей 1-2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_duhovnye_cennosti_rodnogo_kraya.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Духовные символы родного города»
Цели и задачи:
- .Формировать интерес к изучению православной культуры родного края.
- Формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей
- .Продолжать формировать представление о культурном единстве России, о православии как объединяющем явлении отечественной культуры, связывающем судьбы и творчество многих поколений россиян с современной жизнью в России.
- . Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, магнитофон.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по святым местам нашего родного города. Слайд 1
- Итак, Раз, два, три, четыре, пять …
Отправляемся гулять!
2. Постановка цели занятия
- А вот куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав старинную русскую загадку.
На горе стоит свеча,
В ней молитва горяча.
(Это храм, церковь).
- Отгадайте еще загадки.
Стоит утушка -
Золотые краешки,
В краешки брякнут,
В краешки звякнут:
Собирайтесь, детушки,
Под мои крылышки.
(Это тоже храм)
- Что это за "бережки", за "краешки", которые "звякнули"? (Колокола). . Слайд 2
- А сейчас послушайте песню Ж. Бичевской «Благовест»
На берегах русских рек и озер, среди лесов и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы Невозможно представить себе современный русский город, поселок без этого сооружения. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Их купола и кресты видны издали, к ним ведут главные дороги. . Слайд 3
- Храм или церковь - всегда были центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки про них придуманы, так ласково они названы в загадках.
- А кто из вас был в храме?
- В каких храмах вы были?
3. Раскрытие темы занятия
- Сегодня на уроке мы будем говорить о храмах нашего города. -
В нашем городе четыре храма и у каждого есть своё название:
- Свято-Никольский храм (Слайд 4 ), . В 1900 году ставится Никольский храм, закрытый вскоре в 1932 года. Он размещался на месте сегодняшнего здания педагогического колледжа. В 1988 году построен каменный храм. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. При храме помимо воскресной школы и библиотеки действуют: Православный детский сад «Зёрнышко»; Православный детский театр «Маленький апостол»; Благотворительная столовая для детей Воскресной школы, детей их неполных и неблагополучных многодетных семей; видеотека. Настоятель — священник Алексий Шамов.
- храм Казанской Божией Матери (Слайд 5 ), Приход Казанской Божией Матери образован в городе Михайловке в 2000 году. Временный молитвенный дом был обустроен в строительном вагончике. В 2005 году построен деревянный крестильный храм и звонница. Продолжаются строительные работы. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Имеется воскресная школа. Работает православная аптека. Настоятель — священник Вадим Марков.
- храм Святителя Михаила Киевского (слайд 6 ), Приход Святителя Михаила Киевского образован в городе Михайловка в 2006 году. Временное молитвенное помещение обустроено в купленном для этой цели вагончике. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Идёт внутренняя роспись часовни. Приход окормляет городской детский дом. Настоятель — священник Алексий Муркин.
- храм Преподобного Агапита Киево-Печерского (слайд 7) Приход Преподобного Агапита Киево-Печерского образован в городе Михайловке в 2007 году на территории Центральной районной больницы. Молитвенное помещение обустроено в вагончике – бытовке. Построена часовня. Работает воскресная школа. Формируется библиотека. Настоятель — священник Вадим Слугин.
- Ребята, посмотрите ещё раз на храмы. Чем они отличаются от обычных домов? (они красивые, украшены иконами, у них есть купола и колокольни) . Слайд 8
Колокол русский народный,
Колокол храма святой,
Чуден голос свободный,
Люб отголосок мне твой.
Чистые, чудные звуки
Любо душою ловить,
Или тревожные муки
В сердце больном хоронить…. Слайд 9
- Звон колоколов много веков оглашал Русскую землю: звал людей на молитву в храм, пробуждал покаянное чувство.
- Давайте послушаем как красиво звучит колокольный звон. Слайд 10
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной, -
И в звучных листьях замер он...
- Только в одной стране мира - в России - живет колокольная музыка.
Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории и народа, и страны. Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал – это значило, что родину постигло несчастье. Колокола покорённого города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города.
- Посмотрите на наши храмы. Они и разные, и в то же время похожи. Чем похожи все храмы? Слайд 12
(У всех есть купол и на куполе крест).
- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства). Слайд 13
- А чем отличаются храмы? Какие они? Подберите слова, характеризующие их Слайд 14
- Большой
- Красивый
- Великолепный
- Мощный
- Хрупкий
- Нежный
- Воздушный
- Лёгкий
- Добрый
- Строгий
- Веселый
- Подведение итогов
Рассказ учителя "Жизнь храма - жизнь человека".
- Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но все, же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь. Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.
- В храме действительно очень красиво, но эта красота особенная – духовная, храм украшен святостью, то есть иконами и росписью с образами Господа, Божией Матери, святых, ангелов, а внешняя красота – орнаменты, позолота, оклады дополняет, украшает образы святых трудами рук людей, живущих ныне на земле.
- А зачем православные христиане ходят в церковь? (чтобы молиться, ставить свечи) Слайд 15
- Храм – это особый дом, посвящённый Богу. В храмах совершаются Богослужения. Поэтому в храме нужно соблюдать определённые правила. Давайте попробуем сформулировать их. Слайд 16
Правила поведения в храме Слайд 17
- Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они... - Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
- Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти
- Что же нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- на следующих занятиях мы узнаем о внутреннем убранстве каждого храма нашего города и обязательно посетим их.
8.Домашнее задание:
Расскажите своим родным, что вы узнали нового.
Подготовить сообщение об одном из храмов по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «Истоки родного края»
В данном мероприятии описывается история возникновения (создания) села Солёное Займище Черноярского раойна Астраханской области....
Внеклассное мероприятие о родном крае "С любовью к России"
Разработка мероприятияПрезентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaeva/file/4205224/Данное мероприятие составлено мной и было проведено с учениками 3 В класса МАОУ СОШ№2 п.Серышево в ...
Внеклассное мероприятие "Уголки родного края"
Урок-экскурсия по краеведению«Уголки родного края»(для 3-классников)...
Внеклассное занятие о родном крае «Мой край - Ямал»
Цели. Познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;воспитывать чувство гордости за родной край;развивать жел...
Конспект внеклассного занятия "Природа родного края"
Конспект внеклассного занятия...
Внеклассное мероприятие "Мой родной край"
Художественно-музыкальная композиция, приуроченная к Году родных языков....
Внеклассное мероприятие "Тропинками родного края"
Внеклассное мероприятие "Тропинками роднго края"(Белгородчина), составлено для обучающихся с нарушением слуха....