Конспект внеклассного занятия "Природа родного края"
план-конспект занятия (4 класс)

Конспект внеклассного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_rodnogo_kraya._igrovaya_programma.docx203.32 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ № 101»

МБОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ № 101»

Конспект внеклассного занятия

по программе внеурочной деятельности:

Тема: Природа родного края

4 класс

Разработала:

Забелина И.Е.,

воспитатель высшей

квалификационной

категории

Кемерово, 2017

Тема: Природа родного края. Игровая программа.

Цель: Формирование представлений о разнообразии растительного мира Кемеровской области.

Задачи:

  1. Расширять и уточнять представления детей о растительном мире родного края. Познакомить с понятиями «заказник», «заповедник».  
  2. Расширять кругозор; развивать внимание, память, речь, мышление.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  1. Осознавать личную ответственность за свои поступки.

Регулятивные УУД:

1. Определять тему и цель занятия с помощью воспитателя.

2. Контролировать свои действия и действия одноклассников.        

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в демонстрационном материале.
  2. Наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, выявлять общие и отличительные черты.

Коммуникативные УУД:

  1. Оформлять свои мысли в устной форме, делать выводы.
  2. Уметь работать в группе.

Оборудование: слайд-презентация «Наш край», видео «Красоты Кузнецкого Алатау», рисунок дерева с прикрепленными листьями, разрезные картинки растений для задания «Собери и назови растение», шапочки для героев сценки, табличка «Лесная лечебница», аудиозапись «Звуки леса».

Ход занятия

I. Организационный момент

- Добрый день!

II. Постановка темы и целей

- Ребята, наше занятие мне хотелось бы начать со стихотворения, которое прочитает нам Миша.

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей.

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья,

У каждого на свете

Есть родина своя!

Там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные

Мы родиной зовём.

- Мы начали занятие с этого стихотворения неслучайно.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О нашей Родине)

- Правильно, сегодня на занятии мы поговорим о нашем родном крае. А о чем именно пойдет речь, вы узнаете, решив ребус. (Слайд 2)

Новый рисунок

- Так о чем, мы будем говорить сегодня на занятии? ( О природе).

- Верно, но не просто о природе, а о природе родного края.

- Но сначала давайте вспомним, как называется край, в котором мы живем.

(Кузбасс, Кемеровская область).

- Богата и разнообразна природа Кузбасса. Ребята, а когда мы говорим «природа», что мы имеем в виду.

- Верно, природа - это животный и растительный мир нашего края.

- Вот сегодня на занятии мы будем говорить именно о растительном мире родного края. Вспомним то, что нам уже известно о растениях Кузбасса, и узнаем новое.

III. Актуализация знаний

- Ребята, на какие три основные группы можно разделить все растения?

- Верно, деревья, кустарники и травы.

- Мы с вами уже знаем, какие деревья произрастают на территории Кемеровской области. И сейчас, я предлагаю вам решить кроссворд, чтобы еще раз проверить наши знания.

- Итак, внимание на экран. (Слайды 3-33)

IV. Обобщение и систематизация знаний

Задание «Реши кроссворд»

1) Древесина этого дерева очень прочная и не гниёт даже в воде. (Лиственница)

2) Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья. Зимой ими питаются снегири, дрозды. (Рябина)

3) Дерево с мягкой пушистой хвоей. (Пихта).

4) У этого дерева очень полезные и вкусные орехи. (Кедр)

5) Самое распространённое дерево в области, которое имеет белую кору.

(Береза)

6) Зимой и летом – одним цветом. (Ель)

7) Лиственное дерево, листья которого дрожат даже от самого слабого ветерка. (Осина)

8) Хвойное дерево, у которого хвоинки собраны парами. (Сосна)

9) Лиственное дерево-медонос. Цветёт позднее всех. (Липа)

10) Лиственное дерево, семена которого в народе называются «вертолётики». (Клен)

- Молодцы, ребята, сумели ответить на все вопросы.

5.

Б

2.

3.

10.

Ё

Р

П

4.

К

Е

Д

Р

Я

И

Л

6.

Е

Л

Ь

Б

Х

Е

З

1.

Л

И

С

Т

В

Е

Н

Н

И

Ц

А

Н

А

8.

А

7.

О

С

И

Н

А

О

С

Н

9

Л

И

П

А

- Названия деревьев мы с вами вспомнили. А теперь, давайте поиграем в игру, которая называется «Сорви и назови лист».

- Перед вами дерево с разнообразными листьями, скажите, пожалуйста, в природе так бывает? (Нет).

- А, что здесь не так? ( На одном дереве не могут расти листья разных деревьев).

- Верно. Давайте исправим эти ошибки. Вы будете срывать лист, который «заблудился» и называть с какого он дерева. (Когда дети произносят названия деревьев, воспитатель спрашивает: «А, как еще можно сказать, какой это лист?». Например: «Этот лист с березы. Березовый лист»).

В игре используются картинки, изображающие листья следующих деревьев: березы, осины, рябины, ивы, клена, черемухи, тополя, вяза, липы.

- Молодцы!

- А теперь давайте вспомним названия кустарников, растущих в наших лесах. А помогут нам в этом загадки. Внимание на экран. (Слайды 34-44)

1. Я кустарником расту,

Цветом розовым цвету.

У меня красны плоды,

А на веточках – шипы.

Плоды летом собирают

И сухими сохраняют,

Чтоб потом их заварить

И отвар целебный пить.

                     (Шиповник)

2. От болезней и простуд

Чай с моим вареньем пьют.

Хоть из леса родом я,

Но уже – садовая.

                                 (Малина)

3. Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный -
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!

                            (Смородина)

4. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.

                             (Боярышник)

5. Кустом в лесу, в саду растет.

И белым зонтиком цветет,

Созреет красной, как малина,

Но это горькая …

                               (Калина)

- Ребята, а кто из вас знает, как называется русская народная песня песня о двух сибирских ягодах?

(«Калинка-малинка»).

Физминутка

- А, сейчас давайте немного отдохнем. И поиграем в игру «Дерево, кустарник, трава». Я буду называть растения, а вы выполнять действия. Если назову дерево, вы поднимаете руки вверх; кустарник – расставляете руки в стороны; травенистое растение – приседаете.

- Готовы! Тополь, шиповник, колокольчик, береза, ландыш, липа, калина, сосна, одуванчик, малина, рябина, смородина, мать-и-мачеха, ель.

- Ребята, о деревьях и кустарниках нашего края мы поговорили, и осталось нам поговорить о травах. И в этом нам помогут ребусы. (Слайды 45-49)

Слайд10.JPG                                          Слайд11.JPG Слайд 24.jpg                                               Слайд12.JPG

                                                                                               

(Ответы: ромашка, крапива, медуница, лопух.)

- Ребята, ромашка, крапива, медуница, лопух - это простые растения или у них есть какие-нибудь целебные свойства? А, как называются такие растения? (Лекарственные).

- Следующее задание называется «Прочитай правильно». (Слайды 50-51) В словах слоги поменялись местами. Расставьте их правильно и прочитайте названия лекарственных растений.

(Ответы: зверобой, душица, земляника, подорожник).

- Какими полезными свойствами обладает зверобой? (Отвар пьют от кашля или, как успокаивающий чай).

- Чем полезна душица? (Отвар пьют для повышения аппетита или, как успокаивающий чай).

- Чем полезна земляника? (Помогает при заболеваниях печени и желудка).

- Какими полезными свойствами обладает подорожник? (Помогает от кашля, заживляет раны).

Задание «Собери и назови растение».

- Для выполнения следующего задания мне понадобятся три человека. Каждый из вас получает набор разрезных картинок. Из них нужно собрать изображение растения и назвать его. (Картинки должны быть на магнитах). (Растения: кандык, венерин башмачок, купалица).

- Ребята, что объединяет все эти растения. (Это растения, занесенные в Красную книгу).

- А что такое Красная книга? (Это книга, в которой собраны редкие виды животных и растений).

- Как вы думаете, для чего создали эту книгу?

- Эта книга создана для того, чтобы все люди знали о редких видах животных и растений. И не только знали, но и берегли и охраняли их. Не убивали животных, не рвали растения.

- А еще для сохранения редких видов животных и растений люди создали заповедники. Внимание на доску, давайте прочитаем это слово (дети читают слово «заповедник»). 

Словарная работа:   заповедник

«Томская Писаница»

«Кузнецкий Алатау»

- Заповедник – это охраняемое  человеком, нетронутое природное место. На территории заповедника нельзя находиться без специального разрешения. Там запрещено охотиться на животных, ловить рыбу, собирать растения, разводить костры и даже шуметь.

- В нашей области тоже есть заповедники. Например, известный музей-заповедник «Томская Писаница».

- Давайте прочитаем это название. «Томская» потому, что находится на берегу реки Томь. «Писаница» потому, что скалы там исписаны рисунками древних людей.

- Ребята, кто-нибудь из вас был на экскурсии в музее-заповеднике «Томская Писаница»?

- Еще один известный заповедник нашей области называется «Кузецкий Алатау». Давайте прочитаем это название.

- «Алатау» - в переводе на русский язык означает – «пестрые горы». Это название себя полностью оправдывает. Летом эти живописные горы покрыты сочной травой и яркими цветами. (Слайд 52)

- И сейчас я предлагаю вам ненадолго окунуться в лето и совершить небольшое путешествие по заповедным местам «Кузнецкого Алатау». (Видео)

- Ребята, вам понравилось?

- Так о каких заповедниках нашего края мы сегодня говорили? Давайте еще раз их назовем.

- А сейчас я предлагаю вам разыграть небольшую сценку, которая называется «Лесная лечебница». (Сценка проводится под аккомпанемент «Звуки леса»).

Дети надевают шапочки героев и рассаживаются по ролям. Пациентам (жителям леса) надо оказать помощь. Врач будет ставить диагноз, а лесные жители – выздоравливать.

Врач: «Лесная лечебница открыта».

Я -  черемуха обыкновенная. У меня красивые пахучие цветы и  поэтому  меня ломают. Ломают все, кому недорог лес. Я даже боюсь распуститься первой в лесу. А чего  хорошего? Все равно сломают.  Помогите мне!

Это очень  больно, когда тебя калечат. Очень!

Врач (показывает экологический знак) рекомендует лечение: «Не ломайте ветви деревьев! Черемуха накормит вас вкусной и полезной ягодой».

       

Я –  кандык сибирский, очень красивый цветок. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди, собирают в букеты и ставят дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если жить не в лесу, а в вазе. Помогите   мне, пожалуйста!

Врач (показывает экологический знак)  рекомендует лечение: «Нельзя рвать цветы! Цветы радуют глаз  и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом».

Я – березка. Каждую весну приходят  в  лес люди и режут острыми ножами мою кору. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней. Спасите меня!

           

Врач (показывает экологический знак) рекомендует лечение:  «Не делайте надрезов на коре деревьев, не срывайте ее! Береза вылечит вас  от разных болезней».

 Я - легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса,  собирая сладкий  нектар с цветов. Но с тревогой порхаю я с сестрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас, своими  жесткими  пальцами  мнут наши нежные крылышки. Потом мы гибнем. Помогите!  

Врач (показывает экологический знак) рекомендует лечение:  «Нельзя ловить бабочек! Бабочки, собирая сладкий нектар с цветов, помогают опылять их».

             

Я – ель сибирская, самое несчастное дерево  в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят обломать их. Но еще хуже мне зимой, в канун Новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. Людям хочется украсить свой дом пушистой елочкой.  Только гибнем мы в этот праздничный день. Помогите, пожалуйста!

Врач (показывает экологический знак)  рекомендует лечение: «На новогодний праздник лучше наряжать искусственную елочку!  Ветви елей помогут спрятаться летом от жары».

- Давайте беречь родную природу! (Произносят все хором).

- Вот сейчас мы с вами разыграли сценку. Скажите, пожалуйста, чему она нас учит? (Тому, что нужно бережно относиться к природе).

- Какие правила поведения в природе мы с вами должны соблюдать?

(Нельзя рвать редкие растения, нельзя убивать животных, птиц, насекомых, зимой нужно развешивать кормушки для птиц, нельзя сорить в лесу, нельзя приносить домой диких животных, нельзя разводить костров в лесу и т. д.).

- Все верно.

V. Итог

- Мне, ребята, очень понравилась ваша работа на занятии.

- А вам понравилось наше занятие?

- Мне очень хочется узнать, какое задание понравилось вам больше. Возьмите скорее бабочек, которые лежат у вас на парте, и прикрепите на цветочек с названием, понравившегося задания. (Цветы с названием заданий прикреплены на доске.)

Анализ воспитательского мероприятия

  1. Название: « Природа родного края».

  1. Актуальность предложенной темы. 

Краеведческий материал обладает большим воспитательным потенциалом, так как при изучении природы родного края у школьников развиваются эстетические чувства, воспитывается любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому. Таким образом, краеведение способствует решению образовательных, коррекционных и воспитательных задач, стоящих пред школой психолого-педагогической поддержки и помогает социализировать умственно отсталых школьников.

  1. Форма проведения: игровая программа

  1. Место проведения: классная комната

  1. Подготовка к мероприятию: при подготовке к мероприятию были привлечены  интернет-ресурсы (при составлении слайд-презентации «Наш край», составлении конспекта занятия), использована занимательная литература; изготовлен наглядный и дидактический материал; подобрано музыкальное сопровождение; записан видеоматериал.

Предварительная работа с детьми: разучивание стихотворений, изучение редких растений Кузбасса, ознакомление с лекарственными растениями, разучивание текста сценки.

Цель и задачи занятия:

Цель: Формирование представлений о разнообразии растительного мира Кемеровской области.

Задачи:

  1. Расширять и уточнять представления детей о растительном мире родного края. Познакомить с понятиями «заказник», «заповедник».  
  2. Расширять кругозор; развивать внимание, память, речь, мышление.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  1. Осознавать личную ответственность за свои поступки.

Регулятивные УУД:

1. Определять тему и цель занятия с помощью воспитателя.

2. Контролировать свои действия и действия одноклассников.        

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в демонстрационном материале.
  2. Наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, выявлять общие и отличительные черты.

Коммуникативные УУД:

  1. Оформлять свои мысли в устной форме, делать выводы.
  2. Уметь работать в группе.

     

  1. Методы и приемы работы на занятии: на занятии использован весь         комплекс методов по традиционной к классификации, где за основу взят источник передачи знаний:

  • наглядный (демонстрация презентации, табличек для словарной работы, знаков по охране природы),
  • словесный (рассказ, беседа, инструкция),
  • практический (задание «Собери и назови растение», дидактическая игра «Сорви и назови лист»)

         

  1. Межпредметная связи: по своему содержанию проведенное занятие наиболее близко к урокам развития речи, ОБЖ, музыки.

Итог занятия (анализируется после фактического проведения):

  • Стиль общения с детьми (попустительский, авторитарный, демократический)
  • Культура поведения детей
  • Активность воспитанников
  • Достижение поставленных целей и задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Конспект внеклассного мероприятия "Край мой родной, Татарстан!"

Внеклассное мероприятие во втором классе...

Карта родного края. Поверхность и водоёмы Ставропольского края 4 класс ПНШ конспект урока с презентацией

Уитель: Остренко Л.П.,МКОУ СОШ № 8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского краяТип урока: Урок ознакомления с новым материаломПланируемые результаты:сформируется уважительное отношение к иной точке ...

Конспект НОД по родному Краю в подготовительной группе "Знакомьтесь, Карелия!"

Конспект открытого занятия, для конкурса "Педагог Года 2017 Педагогический дебют: воспитатель"...

Конспект урока "Животные родного края"

В данном конспекте представлен материал, который поможет младшим школьникам познакомится с животными родного края - Московской области....

Внеклассное занятие о родном крае «Мой край - Ямал»

Цели. Познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;воспитывать чувство гордости за родной край;развивать жел...