Конспект внеклассного занятия "Природа родного края"
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект внеклассного занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_rodnogo_kraya._igrovaya_programma.docx | 203.32 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ № 101»
МБОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ № 101»
Конспект внеклассного занятия
по программе внеурочной деятельности:
Тема: Природа родного края
4 класс
Разработала:
Забелина И.Е.,
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Кемерово, 2017
Тема: Природа родного края. Игровая программа.
Цель: Формирование представлений о разнообразии растительного мира Кемеровской области.
Задачи:
- Расширять и уточнять представления детей о растительном мире родного края. Познакомить с понятиями «заказник», «заповедник».
- Расширять кругозор; развивать внимание, память, речь, мышление.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- Осознавать личную ответственность за свои поступки.
Регулятивные УУД:
1. Определять тему и цель занятия с помощью воспитателя.
2. Контролировать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в демонстрационном материале.
- Наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, выявлять общие и отличительные черты.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной форме, делать выводы.
- Уметь работать в группе.
Оборудование: слайд-презентация «Наш край», видео «Красоты Кузнецкого Алатау», рисунок дерева с прикрепленными листьями, разрезные картинки растений для задания «Собери и назови растение», шапочки для героев сценки, табличка «Лесная лечебница», аудиозапись «Звуки леса».
Ход занятия
I. Организационный момент
- Добрый день!
II. Постановка темы и целей
- Ребята, наше занятие мне хотелось бы начать со стихотворения, которое прочитает нам Миша.
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья,
У каждого на свете
Есть родина своя!
Там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы родиной зовём.
- Мы начали занятие с этого стихотворения неслучайно.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О нашей Родине)
- Правильно, сегодня на занятии мы поговорим о нашем родном крае. А о чем именно пойдет речь, вы узнаете, решив ребус. (Слайд 2)
- Так о чем, мы будем говорить сегодня на занятии? ( О природе).
- Верно, но не просто о природе, а о природе родного края.
- Но сначала давайте вспомним, как называется край, в котором мы живем.
(Кузбасс, Кемеровская область).
- Богата и разнообразна природа Кузбасса. Ребята, а когда мы говорим «природа», что мы имеем в виду.
- Верно, природа - это животный и растительный мир нашего края.
- Вот сегодня на занятии мы будем говорить именно о растительном мире родного края. Вспомним то, что нам уже известно о растениях Кузбасса, и узнаем новое.
III. Актуализация знаний
- Ребята, на какие три основные группы можно разделить все растения?
- Верно, деревья, кустарники и травы.
- Мы с вами уже знаем, какие деревья произрастают на территории Кемеровской области. И сейчас, я предлагаю вам решить кроссворд, чтобы еще раз проверить наши знания.
- Итак, внимание на экран. (Слайды 3-33)
IV. Обобщение и систематизация знаний
Задание «Реши кроссворд»
1) Древесина этого дерева очень прочная и не гниёт даже в воде. (Лиственница)
2) Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья. Зимой ими питаются снегири, дрозды. (Рябина)
3) Дерево с мягкой пушистой хвоей. (Пихта).
4) У этого дерева очень полезные и вкусные орехи. (Кедр)
5) Самое распространённое дерево в области, которое имеет белую кору.
(Береза)
6) Зимой и летом – одним цветом. (Ель)
7) Лиственное дерево, листья которого дрожат даже от самого слабого ветерка. (Осина)
8) Хвойное дерево, у которого хвоинки собраны парами. (Сосна)
9) Лиственное дерево-медонос. Цветёт позднее всех. (Липа)
10) Лиственное дерево, семена которого в народе называются «вертолётики». (Клен)
- Молодцы, ребята, сумели ответить на все вопросы.
5. | Б | ||||||||||||
2. | 3. | 10. | Ё | ||||||||||
Р | П | 4. | К | Е | Д | Р | |||||||
Я | И | Л | 6. | Е | Л | Ь | |||||||
Б | Х | Е | З | ||||||||||
1. | Л | И | С | Т | В | Е | Н | Н | И | Ц | А | ||
Н | А | 8. | |||||||||||
А | 7. | О | С | И | Н | А | |||||||
О | |||||||||||||
С | |||||||||||||
Н | |||||||||||||
9 | Л | И | П | А |
- Названия деревьев мы с вами вспомнили. А теперь, давайте поиграем в игру, которая называется «Сорви и назови лист».
- Перед вами дерево с разнообразными листьями, скажите, пожалуйста, в природе так бывает? (Нет).
- А, что здесь не так? ( На одном дереве не могут расти листья разных деревьев).
- Верно. Давайте исправим эти ошибки. Вы будете срывать лист, который «заблудился» и называть с какого он дерева. (Когда дети произносят названия деревьев, воспитатель спрашивает: «А, как еще можно сказать, какой это лист?». Например: «Этот лист с березы. Березовый лист»).
В игре используются картинки, изображающие листья следующих деревьев: березы, осины, рябины, ивы, клена, черемухи, тополя, вяза, липы.
- Молодцы!
- А теперь давайте вспомним названия кустарников, растущих в наших лесах. А помогут нам в этом загадки. Внимание на экран. (Слайды 34-44)
1. Я кустарником расту,
Цветом розовым цвету.
У меня красны плоды,
А на веточках – шипы.
Плоды летом собирают
И сухими сохраняют,
Чтоб потом их заварить
И отвар целебный пить.
(Шиповник)
2. От болезней и простуд
Чай с моим вареньем пьют.
Хоть из леса родом я,
Но уже – садовая.
(Малина)
3. Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный -
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!
(Смородина)
4. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
(Боярышник)
5. Кустом в лесу, в саду растет.
И белым зонтиком цветет,
Созреет красной, как малина,
Но это горькая …
(Калина)
- Ребята, а кто из вас знает, как называется русская народная песня песня о двух сибирских ягодах?
(«Калинка-малинка»).
Физминутка
- А, сейчас давайте немного отдохнем. И поиграем в игру «Дерево, кустарник, трава». Я буду называть растения, а вы выполнять действия. Если назову дерево, вы поднимаете руки вверх; кустарник – расставляете руки в стороны; травенистое растение – приседаете.
- Готовы! Тополь, шиповник, колокольчик, береза, ландыш, липа, калина, сосна, одуванчик, малина, рябина, смородина, мать-и-мачеха, ель.
- Ребята, о деревьях и кустарниках нашего края мы поговорили, и осталось нам поговорить о травах. И в этом нам помогут ребусы. (Слайды 45-49)
(Ответы: ромашка, крапива, медуница, лопух.)
- Ребята, ромашка, крапива, медуница, лопух - это простые растения или у них есть какие-нибудь целебные свойства? А, как называются такие растения? (Лекарственные).
- Следующее задание называется «Прочитай правильно». (Слайды 50-51) В словах слоги поменялись местами. Расставьте их правильно и прочитайте названия лекарственных растений.
(Ответы: зверобой, душица, земляника, подорожник).
- Какими полезными свойствами обладает зверобой? (Отвар пьют от кашля или, как успокаивающий чай).
- Чем полезна душица? (Отвар пьют для повышения аппетита или, как успокаивающий чай).
- Чем полезна земляника? (Помогает при заболеваниях печени и желудка).
- Какими полезными свойствами обладает подорожник? (Помогает от кашля, заживляет раны).
Задание «Собери и назови растение».
- Для выполнения следующего задания мне понадобятся три человека. Каждый из вас получает набор разрезных картинок. Из них нужно собрать изображение растения и назвать его. (Картинки должны быть на магнитах). (Растения: кандык, венерин башмачок, купалица).
- Ребята, что объединяет все эти растения. (Это растения, занесенные в Красную книгу).
- А что такое Красная книга? (Это книга, в которой собраны редкие виды животных и растений).
- Как вы думаете, для чего создали эту книгу?
- Эта книга создана для того, чтобы все люди знали о редких видах животных и растений. И не только знали, но и берегли и охраняли их. Не убивали животных, не рвали растения.
- А еще для сохранения редких видов животных и растений люди создали заповедники. Внимание на доску, давайте прочитаем это слово (дети читают слово «заповедник»).
Словарная работа: заповедник
«Томская Писаница»
«Кузнецкий Алатау»
- Заповедник – это охраняемое человеком, нетронутое природное место. На территории заповедника нельзя находиться без специального разрешения. Там запрещено охотиться на животных, ловить рыбу, собирать растения, разводить костры и даже шуметь.
- В нашей области тоже есть заповедники. Например, известный музей-заповедник «Томская Писаница».
- Давайте прочитаем это название. «Томская» потому, что находится на берегу реки Томь. «Писаница» потому, что скалы там исписаны рисунками древних людей.
- Ребята, кто-нибудь из вас был на экскурсии в музее-заповеднике «Томская Писаница»?
- Еще один известный заповедник нашей области называется «Кузецкий Алатау». Давайте прочитаем это название.
- «Алатау» - в переводе на русский язык означает – «пестрые горы». Это название себя полностью оправдывает. Летом эти живописные горы покрыты сочной травой и яркими цветами. (Слайд 52)
- И сейчас я предлагаю вам ненадолго окунуться в лето и совершить небольшое путешествие по заповедным местам «Кузнецкого Алатау». (Видео)
- Ребята, вам понравилось?
- Так о каких заповедниках нашего края мы сегодня говорили? Давайте еще раз их назовем.
- А сейчас я предлагаю вам разыграть небольшую сценку, которая называется «Лесная лечебница». (Сценка проводится под аккомпанемент «Звуки леса»).
Дети надевают шапочки героев и рассаживаются по ролям. Пациентам (жителям леса) надо оказать помощь. Врач будет ставить диагноз, а лесные жители – выздоравливать.
Врач: «Лесная лечебница открыта».
Я - черемуха обыкновенная. У меня красивые пахучие цветы и поэтому меня ломают. Ломают все, кому недорог лес. Я даже боюсь распуститься первой в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите мне!
Это очень больно, когда тебя калечат. Очень!
Врач (показывает экологический знак) рекомендует лечение: «Не ломайте ветви деревьев! Черемуха накормит вас вкусной и полезной ягодой».
Я – кандык сибирский, очень красивый цветок. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди, собирают в букеты и ставят дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если жить не в лесу, а в вазе. Помогите мне, пожалуйста!
Врач (показывает экологический знак) рекомендует лечение: «Нельзя рвать цветы! Цветы радуют глаз и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом».
Я – березка. Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней. Спасите меня!
Врач (показывает экологический знак) рекомендует лечение: «Не делайте надрезов на коре деревьев, не срывайте ее! Береза вылечит вас от разных болезней».
Я - легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветов. Но с тревогой порхаю я с сестрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас, своими жесткими пальцами мнут наши нежные крылышки. Потом мы гибнем. Помогите!
Врач (показывает экологический знак) рекомендует лечение: «Нельзя ловить бабочек! Бабочки, собирая сладкий нектар с цветов, помогают опылять их».
Я – ель сибирская, самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят обломать их. Но еще хуже мне зимой, в канун Новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. Людям хочется украсить свой дом пушистой елочкой. Только гибнем мы в этот праздничный день. Помогите, пожалуйста!
Врач (показывает экологический знак) рекомендует лечение: «На новогодний праздник лучше наряжать искусственную елочку! Ветви елей помогут спрятаться летом от жары».
- Давайте беречь родную природу! (Произносят все хором).
- Вот сейчас мы с вами разыграли сценку. Скажите, пожалуйста, чему она нас учит? (Тому, что нужно бережно относиться к природе).
- Какие правила поведения в природе мы с вами должны соблюдать?
(Нельзя рвать редкие растения, нельзя убивать животных, птиц, насекомых, зимой нужно развешивать кормушки для птиц, нельзя сорить в лесу, нельзя приносить домой диких животных, нельзя разводить костров в лесу и т. д.).
- Все верно.
V. Итог
- Мне, ребята, очень понравилась ваша работа на занятии.
- А вам понравилось наше занятие?
- Мне очень хочется узнать, какое задание понравилось вам больше. Возьмите скорее бабочек, которые лежат у вас на парте, и прикрепите на цветочек с названием, понравившегося задания. (Цветы с названием заданий прикреплены на доске.)
Анализ воспитательского мероприятия
- Название: « Природа родного края».
- Актуальность предложенной темы.
Краеведческий материал обладает большим воспитательным потенциалом, так как при изучении природы родного края у школьников развиваются эстетические чувства, воспитывается любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому. Таким образом, краеведение способствует решению образовательных, коррекционных и воспитательных задач, стоящих пред школой психолого-педагогической поддержки и помогает социализировать умственно отсталых школьников.
- Форма проведения: игровая программа
- Место проведения: классная комната
- Подготовка к мероприятию: при подготовке к мероприятию были привлечены интернет-ресурсы (при составлении слайд-презентации «Наш край», составлении конспекта занятия), использована занимательная литература; изготовлен наглядный и дидактический материал; подобрано музыкальное сопровождение; записан видеоматериал.
Предварительная работа с детьми: разучивание стихотворений, изучение редких растений Кузбасса, ознакомление с лекарственными растениями, разучивание текста сценки.
Цель и задачи занятия:
Цель: Формирование представлений о разнообразии растительного мира Кемеровской области.
Задачи:
- Расширять и уточнять представления детей о растительном мире родного края. Познакомить с понятиями «заказник», «заповедник».
- Расширять кругозор; развивать внимание, память, речь, мышление.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- Осознавать личную ответственность за свои поступки.
Регулятивные УУД:
1. Определять тему и цель занятия с помощью воспитателя.
2. Контролировать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в демонстрационном материале.
- Наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, выявлять общие и отличительные черты.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной форме, делать выводы.
- Уметь работать в группе.
- Методы и приемы работы на занятии: на занятии использован весь комплекс методов по традиционной к классификации, где за основу взят источник передачи знаний:
- наглядный (демонстрация презентации, табличек для словарной работы, знаков по охране природы),
- словесный (рассказ, беседа, инструкция),
- практический (задание «Собери и назови растение», дидактическая игра «Сорви и назови лист»)
- Межпредметная связи: по своему содержанию проведенное занятие наиболее близко к урокам развития речи, ОБЖ, музыки.
Итог занятия (анализируется после фактического проведения):
- Стиль общения с детьми (попустительский, авторитарный, демократический)
- Культура поведения детей
- Активность воспитанников
- Достижение поставленных целей и задач
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия "Край мой родной, Татарстан!"
Внеклассное мероприятие во втором классе...
Конспект НОД по родному Краю в подготовительной группе "Знакомьтесь, Карелия!"
Конспект открытого занятия, для конкурса "Педагог Года 2017 Педагогический дебют: воспитатель"...
Конспект урока "Животные родного края"
В данном конспекте представлен материал, который поможет младшим школьникам познакомится с животными родного края - Московской области....
Внеклассное занятие о родном крае «Мой край - Ямал»
Цели. Познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;воспитывать чувство гордости за родной край;развивать жел...
Конспект воспитательного события «Родной край – частица Родины»
Заочное путешествие по городу Лебедянь и по родным просторам....