Открытый урок "Какие бывают животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Путивцева Ирина Анатольевна

Открытый урок окружающего мира с презентацией и самоанализом по УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ п/п

Наименование этапа урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Примечание

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности  включения в учебную деятельность

Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся с ними, улыбнемся нашим гостям и друг другу.  

Мы готовы начинать,

Все у нас в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Ведь у нас девиз такой:

Все, что нужно, под рукой!

Приветствие гостей.

Да!

Личностные: установление обучающимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Присаживайтесь, ребята!

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо, солнце, ветер, тучка,

Поле, речка, и трава,

Горы, воздух и леса,

Люди, птицы, звери.

Посмотри, мой милый друг,

Что ж находится вокруг?

Нас окружает природа.

  • Молодцы, ребята! Итак, сегодня мы снова отправимся в природу?

  • А какая бывает природа?

Природа бывает живая (растения, животные) и неживая (солнце, воздух, вода).

Актуализация знаний.

 Проверка домашнего задания.

Цель: закрепление знаний и умений, приобретенных на предыдущем уроке.

На прошлом уроке мы с вами побывали в лесу и познакомились с разными группами растений.

  • На какие группы делятся растения?

Деревья, кустарники и травы.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение классифицировать растения по группам

  • Чем они похожи?

У всех растений есть стебель, листья, корень.

  • Чем отличаются?

У травы стебель мягкий, у деревьев толстый, твердый и один, а у кустарников несколько тонких стволиков.

Игра «Угадай кто?»

Давайте немного поиграем. Вам нужно угадать растение и определить, к какой группе оно относится.

  1. Единственное растение с белой корой и резными листочками в форме сердечка.

  1. Это растение встречается вдоль дорог и помогает лечить ранки.
  2. Лесная красавица, пахнет смолой и радует нас на Новый год.

  1. Лесная ягода, полезное растение во время простуды.

  1. Это злючка, вот беда, только прикоснешься, сразу обожжешься.

  1. Очень густо он растет, очень любят белки его вкусные орешки.

  • Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

Береза, дерево

Подорожник, трава

Ель, сосна, дерево

Малина, кустарник

Крапива, трава

Орешник, кустарник

Самоопределение к деятельности

Цель: формирование умения определять цели и задачи урока.

  • Скажите, ребята, а кто живет в лесу?

  • А как одним словом назвать все, что вы перечислили?

  • О чем же мы будем говорить сегодня?

  • Правильно, ребята!

Птицы, звери, насекомые.

Животные.

(Возможен иной ответ)

О животных

Регулятивные: установление новой учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, выделять нужную информацию Коммуникативные: учебное сотрудничество.

Сообщение темы, цели и задач  урока

Цель: ознакомление обучающихся с темой урока, его целью и задачами.

Посмотрите на доску, прочитайте тему нашего урока.

КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ

  • На какие группы делятся животные?

(на доску вывесить название групп)

  • Посмотрите на доску, ребята. (или в учебники стр. 61)

Папа Нади и Сережи показал нашим друзьям вот такую картинку и сказал, что встретил это существо в лесу.

  • Кто это?

  • Можно ли его отнести к какой-либо группе? Почему?

  • Молодцы, все правильно подметили! Так чему же мы должны сегодня научиться?

Звери, птицы, насекомые, рыбы

Варианты ответов обучающихся

Нет.  У него хвост рыбы и птицы, крылья, голова зверя, лапы насекомого.

Различать животных по группам, используя отличительные признаки.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью

Открытие нового знания с последующим включением его в систему знаний.

Цель: определение отличительных особенностей, признаков каждой группы животный, раскрытие понятий «земноводные, и «пресмыкающиеся».

  1. Игра «Найди лишнее!»

Сейчас я вам дам карточки, на каждой - четыре группы животных, но в каждой группе есть одно лишнее, найдите и зачеркните его.

Волк, медведь, черепаха, белка, мышка.

Дятел, попугай, ласточка, крокодил, синица.

Бабочка, муравей, лягушка, кузнечик, стрекоза

Окунь, карась, щука, уж, золотая рыбка.

  • Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Какое животное зачеркнули в каждом ряду? (Лишних вывесить на доску)

  • Назовите одним словом животных первой группы.
  • Назовите одним словом животных второй группы.
  • Назовите одним словом животных третьей группы.
  • Назовите одним словом животных четвертой группы.

  1. Выявление отличительных признаков животных.

 Презентация «Животный мир»

(После каждой группы вывесить картинку на доску)

Слайд №1. Посмотрите на доску.

  • Кто изображен на слайде?

Какой общий признак есть у всех птиц?

  • А все ли птицы летают?

Посмотрите на следующий слайд.

      Слайд №2.

  • Кто это?

Эти птицы летать не умеют, значит умение летать не главное.

  • Так, что же общего у всех птиц?

ПТИЦЫ – животные, тело которых покрыто перьями.

Слайд №3 . Посмотрите на доску.

  • Кто изображен на слайде?

Какой общий признак есть у всех насекомых?

  • А все ли насекомые летают?

Посмотрите на следующий слайд.

       Слайд №4.

  • Кто это?

Муравей, жук-плавунец летать не умеют.

  • Так, что же общего у всех насекомых?

НАСЕКОМЫЕ – животные, у которых шесть лапок.

Слайд №5 . Посмотрите на доску.

  • Кто изображен на слайде?

Какой общий признак есть у всех зверей?

  • А все ли звери покрыты шерстью?

Посмотрите на следующий слайд.

      Слайд №6

  • Кто это?

Дельфин – это не рыба, это водное млекопитающее, которое, как и звери, выкармливает своих детенышей молоком.

  • Так, что же общего у всех зверей?

ЗВЕРИ (МЛЕКОПИТАЮЩИЕ) – животные, у которых тело покрыто шерстью, а детенышей они выкармливают молоком.

Слайд №7 . Посмотрите на доску.

  • Кто изображен на слайде?

Какой общий признак есть у всех рыб?

А еще у рыб есть жабры, с помощью которых они дышат.

РЫБЫ – животные, тело которых покрыто чешуей.

  • Молодцы, ребята, мы хорошо  с вами поработали, давайте немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке,

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно,

Клювиком почистил пух

И за парту снова плюх.

  1. Особые группы животных «Земноводные» и «Пресмыкающиеся»

  • Ну что ребята, отдохнули?

 А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте запись. (Включить запись кваканья лягушек)

  • Кто издает такие звуки?
  • А к какой группе относятся лягушки?
  • Где живут лягушки?

ЗЕМНОВОДНЫЕ - животные, тело которых покрыто кожей, а жить они могут на земле и в воде.

На столе у вас лежат картинки-пазлы, соберите их, и вы увидите новую группу животных.

  • Кто изображен на ваших картинках?

  • А это кто? (Показать картинки животных)

  • Что объединяет этих животных?

  • А к какой группе отнести этих животных?

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ – животные, тело, которых покрыто роговыми чешуйками, и они ползают.

  • Итак, какие же группы животных выделяют ученые?

Выполняют задание, вычеркивают лишний предмет.

Черепаха,  крокодил, лягушка, уж.

Звери.

Птицы.

Насекомые.

Рыбы.

Птицы.

Они умеют летать.

Страус, пингвин.

Перья.

Насекомые.

Умеют летать.

Шесть лапок.

Звери.

Шерсть.

Шерсть, детенышей кормят молоком.

Рыбы.

Чешуя.

Встали, потянулись

Рывки руками

Повороты

Приседание

Наклоны головы

Сели на свои места

Лягушки, жабы.

(затруднение в ответе)

Болото, пруд, земля

Крокодил, черепаха.

Ящерица, змея.

Они ползают.

(затруднение в ответе)

Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.

Познавательные: ориентация в системе знаний, умение отличать новое от уже известного.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем.

Личностные: сохранение учебной мотивации, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

Закрепление нового знания

Цель: развитие умения применять полученные знания на практике.

Ребята, мы с вами познакомились с отличительными признаками разных групп и теперь посмотрим, как вы сможете применить эти знания на практике.

  1. Работа по учебнику стр.60-61

Откройте учебники, посмотрите на рисунки, давайте повторим.

  • Какой отличительный признак у 1 группы; 2 группы; 3 группы, 4 группы?
  • Каких животных можно отнести к группе – земноводные? Пресмыкающиеся?

Молодцы, ребята! А сейчас закройте учебник и откройте рабочие тетради.

  1. Работа в рабочей тетради стр.42

ЗАДАНИЕ №1

Возьмите 4 карандаша: красный, синий, желтый, зеленый.

Подчеркните названия животных разных групп карандашами разного цвета и рамочку с названием раскрасьте в тот же цвет.

ЗАДАНИЕ №2

  1. раскрасить птиц.
  2. раскрасить зверей.

ЗАДАНИЕ №3

Надя придумала задание про животных и предлагает нам найти и раскрасить разными цветами названия групп животных.

Открывают учебник, показывают отличительные признаки групп.

Обучающиеся читают названия животных.

Открывают рабочие тетради.

Читают названия животных и раскрашивают.

Раскрашивают каждый свою группу.

Самостоятельно находят название группы и закрашивают.

Регулятивные:

саморегуляция, сохранение учебной задачи.

Познавательные: ориентация в системе знаний, применение знаний на практике.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество

Итог урока

Цель: обобщение знаний, полученных на уроке

Сегодня мы с вами совершили интересное путешествие в мир животных.

  • На какие группы делятся животные?

  • Ребята, а как вы думаете, должен ли человек заботиться о животных?
  • А как вы можете помочь животным?

А вы знаете, что сейчас многие животные занесены в Красную книгу, так как находятся на грани вымирания, а некоторые совсем исчезли и попали на Черные страницы.

 Я хочу  вам подарить эмблему ВСЕМИРНОГО ФОНДА ДИКОЙ ПРИРОДЫ - международной организации, занимающейся охраной природы,  и желаю вам стать настоящими защитниками природы

Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.

Да.

Птицам можно зимой сделать кормушки.

Познавательные:

умение выделять главное, обосновывать свой ответ.

Личностные: установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Личностные: понимание необходимости бережного отношения к природе; понимание значения изучения курса «Окружающий мир».

Домашнее задание

Цель: развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся.

А сейчас послушайте внимательно домашнее задание.  Вы прочитаете материал на стр. 60-64 и  оформите листы для нашего будущего журнала «Животный мир»: на одном листочке вы наклеите животных одной группы, на другом – отличительные признаки данной группы, а потом мы соединим листы вместе и придумаем обложку для нашего журнала.  

Личностные: проявление личной заинтересованности для успешного выполнения задание.

Рефлексия

Цель: выявление уровня заинтересованности обучающихся; развитие умения оценивать себя и окружающих.

За окном уже осень, и легкий ветерок забросил к вам на парты осенние листочки.

  • Покажите, какое у вас настроение от нашего урока?

Если прекрасное - поднимите желтый листочек, если немного грустно, поднимите коричневый. Если совсем грустно поднимите красный.

Продолжите фразу:

Я сегодня узнал…

Я сегодня повторил…

Я сегодня научился…

 Молодцы, ребята! Урок окончен, спасибо за работу.

 

Обучающие оценивают свое настроение от урока через прием «Светофор»

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные:

умение оценивать себя и окружающих.

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Какие бывают животные

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: формирование представления обучающихся о группах животных  и их отличительных признаках

Задачи урока:

  1. Обобщить знание обучающихся  о животных с последующим  разделением на группы: птицы, рыбы, звери, насекомые.
  2. Познакомить с особенными группами животных: земноводные и пресмыкающиеся и их отличительными признаками.
  3. Расширять кругозор обучающихся о животном мире природы.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты (предметные): обучающиеся научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать информацию из  учебника и рассказа учителя.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные: проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели, понимать необходимость бережного отношения к природе, понимать значение изучения курса «Окружающего мира».

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия, уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, уметь осуществлять анализ объектов с выделение существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, рассуждать и анализировать, оценивать себя и работу  одноклассников.

Оборудование:

  1. Учебник «Окружающий мир» 2 класс, часть 1 (А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2017г.)
  2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, часть 1 (А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2017г.)
  3. Компьютер, проектор, мультимедийная доска.
  4. Презентация «Животный мир»
  5. Карточки с названиями животных, эмблемы.



Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока окружающего мира во 2 классе,

данного учителем Путивцевой Ириной Анатольевной.

Тема моего урока звучала так: «Какие бывают животные».

Цель урока: формирование представления обучающихся о группах животных  и их отличительных признаках.

На уроке решены образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Я познакомила детей с новыми понятиями, обеспечила их усвоение и принятие, формировала нормы культурного общения, развивала творческий потенциал обучающихся,  воспитывала ценностное отношение к окружающей природе.

Данный урок является 15 по счету в общем числе уроков и 11 уроком по изучению раздела  «Природа». Место урока в разделе и цель урока привели меня к выбору типа урока, как урока «открытия» нового знания с элементами практической деятельности.  Этот урок непосредственно связан с последующими уроками, так как на них продолжится знакомство с разделом «Природа», в ходе изучения которого обучающиеся должны научиться различать объекты живой и неживой природы, классифицировать животных по отличительным признаками, а так же  замечать и ценить красоту природы и бережно к ней относиться.

Структура урока включала следующие этапы:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
  3. Самоопределение к деятельности.
  4. Сообщение темы, цели и задач  урока
  5. Открытие нового знания с последующим включением его в систему знаний
  1. Игра «Найдите лишнее»
  2. Выявление отличительных признаков животных. Презентация «Животный мир»
  3. Физминутка
  4. Особые группы животных. «Земноводные «и «Пресмыкающиеся»
  1. Закрепление нового знания
  1. Работа по учебнику.
  2. Работа в рабочей тетради.
  1. Итог урока
  2. Домашнее задание
  3. Рефлексия

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала получить следующие  результаты:

Планируемые результаты (предметные): обучающиеся научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать информацию из  учебника и рассказа учителя.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные: проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели, понимать необходимость бережного отношения к природе, понимать значение изучения курса «Окружающего мира».

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия, уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, уметь осуществлять анализ объектов с выделение существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, рассуждать и анализировать, оценивать себя и работу  одноклассников

На начальном этапе урока обеспечила нетрадиционное начало урока, для подготовки обучающихся к работе и  создания атмосферы доверия и непринужденности, снятия состояния напряженности, тревожности и поддержания учебной мотивации.

На уроке использовала:

  • технологию развивающего обучения с использованием ИКТ, здоровьесберегающую и проектную технологии;
  •  объяснительно-иллюстративный метод, нетрадиционное начало урока, постановку проблемных вопросов, презентацию учебного материала;
  • фронтальную и  индивидуальную работу, работу в паре;
  • ресурсы: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова, 2 класс, №2; рабочая тетрадь №2 к учебнику; компьютер, проектор, презентация «Животный мир», раздаточный материал (карточки для индивидуальной и парной работы).

Основным этапом урока является «открытие» нового знания с последующим включением его в систему знаний. Содержание материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательного интереса с опорой на имеющуюся систему знаний, полученную обучающимися в 1 классе. В основе этапа использовался объяснительно-иллюстративный метод (презентация «Животный мир», иллюстрации учебника).  Были обеспечены плавные переходы по подтемам  этапа. А чтобы учащиеся не растерялись в объеме полученного материала, проводился фронтальный опрос, и для обобщения предлагалось задание на карточке с взаимопроверкой. В  основной этап была включена физминутка для сохранения работоспособности обучающихся без потери познавательного интереса.

Время, отведенное на урок, было рационально распределено между этапами. Этап самоопределения к деятельности способствовал формированию умения определять  тему  урока, помогая заинтересовать обучающихся необычной формой подачи материала. Этапы закрепление нового знания  и подведение итогов показали, как обучающиеся усвоили материал.

Использование рефлексии помогло определить  умение выражать оценочное суждение через прием «Светофор».

На протяжении  урока  обобщала ответы обучающихся для более глубокого усвоения полученных знаний.

Высокая работоспособность обучающихся , предупреждение перегрузки обеспечивалось за счет смены разных видов деятельности.

Я считаю, что урок достиг поставленной цели и были выполнены все задачи.

Я довольна уроком, его результатами, активностью обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные

урок окружающего мира 1 класс Какие бывают животные по УМК "Перспектива"...

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...

Конспект к открытому уроку "Какие бывают животные"

"Какие бывают животные" урок во 2 классе...

Открытый урок на тему "Какие бывают животные".

Открытый урок на тему "Какие бывают животные". Видео на YouTube по ссылки: https://youtu.be/9KEqgbVDNrM...

Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием открытых образовательных технологий по теме "Какие бывают животные?"

Цели: Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые). Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Оборудование: Учебник «Мир ...

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

Тест по окружающему миру 2 класс...

Открытый урок "Какие бывают животные?" 2 класс

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Форма работы: фронтальная, групповая.Цели: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.Задачи:1. Рассм...