Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

    Рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии, планируемых результатов начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе

Пояснительная записка

    Рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

     Программа составлена к учебно-методическому комплекту «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова:

  • Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учрежден. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учрежден. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  • Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – М.: Просвещение, 2016.

    Рабочая программа реализуется на основе авторской программы Плешакова А.А.  «Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы.  – М.: Просвещение, 2016.

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации  на изучение литературного курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю.

    Рабочая программа рассчитана на 66 учебных часов.

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета.

    Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

     Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических. Исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

   Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой   и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

   Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

   В основе  методики  преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся  ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее и т.д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

   В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

   Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

     Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

     Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

     Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

     Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном  желании служить Отечеству.

     Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог приемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

     Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

     Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Содержание программы

    В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Kaк? Когда? Почему? Зачем? и др.

    Первоклассники  учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

    Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

    Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

Введение – 1 час

    Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.

Экскурсии: 

  • знакомство со школой;
  • знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? – 20 часов

     Что можно увидеть на небе днём и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звёзды. Созвездие Большая Медведица.

     Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

     Что растёт на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника.

     Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различие по общему виду, хвоинкам, шишкам.

     Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

     Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

    Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

    Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

     Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России. Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

     Планета Земля, её форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы:

  • знакомство с разнообразием камней;
  • знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя;
  • знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям;
  • сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам);
  • знакомство с компьютером, простейшие приёмы работы с ним;
  • знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? – 12 часов

     Река и море. Куда текут реки. Пресная и солёная вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

     Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи.

    Изучение свойства снега и льда. Откуда берутся снег и лёд.

    Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

    Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например, шоколад, изюм, мёд и др.

    Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Где и когда? – 11 часов

    Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

    Холодные и жаркие районы Земли.

    Перелётные птицы. Где они зимуют и как учёные узнали об этом.

    Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как учёные изучают динозавров.

    Одежда людей в прошлом и теперь.

    История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

    Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? – 22  часа

    Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звёзд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

    Почему идёт дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

    Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

    Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

    Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

    Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

    Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

    Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

    Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

    Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поеда дальнего следования.

    Назначение самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом и теперь.

    Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

    Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

    Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытьё рук и др.)

Вид контроля

I

II

III

IV

год

Тесты

2

3

2

5

12

Основные виды учебной деятельности учащихся

    Учащиеся осваивают первоначальные умения задавать вопросы, вступать в учебный диалог, пользоваться условными обозначениями учебника, различать способы и средства познания окружающего мира, оценивать результаты своей работы на уроке.

   Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию, составлять устный рассказ, выполнять практические задания, работать с атласом – определителем и другой справочной литературой.

Давать описание предмета по плану, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

  Организация учебного процесса: комбинированные уроки; уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки защиты проектов

  Формы работы на уроке:

  • работа в группах и парах
  • коллективное решение проблемных вопросов
  • индивидуальные задания
  • экскурсии и учебные прогулки
  • встречи с людьми различных профессий
  • посильная деятельность по охране среды

  Разнообразие мест проведения уроков: класс, улица, лес, музей.

Место предмета в учебном плане

    Согласно учебному плану МАОУ СОШ №2 г.Покачи на 2017 – 2018 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 учебных часа в неделю и того 66 учебных часов в год (33 учебные недели).

    Рабочая программа МАОУ СОШ №2 по окружающему миру составлена в точном соответствии с программой по окружающему миру УМК «Школа России».

№ п\п

Название раздела

По программе (часов)

Планируемое количество часов

1.

Задавайте вопросы

1

1

2.

Что и кто?

20

20

3.

Как, откуда и куда?

12

12

4.

Где и когда?

11

11

5.

Почему и зачем?

22

22

   Учебный процесс в МАОУ СОШ № 2 осуществляется по четвертям, поэтому изучение предмета «окружающий мир» в 1 классе будет проходить в следующем режиме:

предмет

Количество часов в

неделю

четверть

год

I

II

III

IV

Окружающий мир

2

16

14

18

18

66

    Рабочая программа по предмету «окружающий мир» рассчитана на 66 часов в том числе для проведения:

четверть

год

I

II

III

IV

Экскурсии

2

1

-

-

3

Проекты

1

2

1

4

Практические работы

-

2

-

1

3

Итого:

3

5

1

1

10

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
  • Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
  • Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
  • Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
  • Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

    Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
  • Формировать умение работать в группах и парах.
  • Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России: флаг, герб, гимн;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • вести наблюдения в природе.
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
  • вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
  • выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
  • объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
  • группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
  • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
  • различать овощи и фрукты;
  • выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
  • особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
  • правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
  • назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
  • правила сохранения и укрепления здоровья.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методические средства обучения:

    Для обучения используются учебники, принадлежащие системе учебников УМК «Школа России»:  

Учебники: Окружающий мир. Учебник 1 класс. В 2-х частях. Плешаков А.А. – М.: Просвещение. – 2016.

 Рабочие тетради:

  • Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Плешаков А.А. – М.: Просвещение. – 2016.
  • Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы. Плешаков А.А. – М.: Просвещение. – 2016.

Дидактический материал:

  • Окружающий мир. 1 класс. Тесты. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение. – 2016.
  • Окружающий мир. 1 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику. Плешаков А.А. – М.: Просвещение. – 2016.

Методическая литература:

  • Мир вокруг нас. Методическое пособие. 1 класс. Плешаков А.А. и др. – М.: Просвещение. – 2016.
  • Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы. Плешаков А.А. – М.: Просвещение. – 2016.
  • Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А. – М.: Просвещение. – 2016.
  • Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова.
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н.,Назарова З.Д., Окружающий мир: Тесты: 1 класс –М.:  Просвящение, 2016.
  • Плешаков А.А., Александрова В.П..Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс.
  • Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
  • Плешаков А.А. Зелёные страницы.   Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2016.
  • Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики:   Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

Компьютерные и информационно-комуникативные средства

            Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.

Технические средства обучения

  • Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц
  • Персональный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Аудиопроигрыватель.
  • Интерактивная доска «SmartBoard»

Экранно-звуковые пособия

          Видеозаписи и аудиозаписи в соответствии с содержимым обучения (в т.ч. и в цифровой

          форме).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Термометр для измерения температуры воздуха, воды.    
  • Термометр медицинский
  • Компас.
  • Лупа.
  • Лабораторное оборудование для проведения опытов в соответствии с содержанием
  • обучения: для измерения веса, изучения свойства звука, проведения наблюдения за
  • погодой, по экологии.

Натуральные объекты

  • Коллекция полезных ископаемых.
  • Живые объекты (комнатные растения).

Оборудование класса

  • Ученические одноместные столы с комплектом стульев.
  • Стол учительский.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.


Тематическое планирование

1 класс         А.А.Плешаков «Окружающий мир»  Москва,  «Просвещение»,  2011 ,  2 часа в неделю


п /п

за год

 Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы содержания

Вид
контроля

Ви деятельности учащихся

ИКТ

Дата
проведения

 

I четверть – 16 часов

Введение – 1 час

1.

Вводный урок. «Задавайте вопросы!»

1

Урок-экскурсия

Природа как составная часть окружающего мира

Текущий

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке

 ЭОР

Что и кто? – 15 часов

2.

Что такое Родина?

1

Комбинированный

Текущий

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

3.

Что мы знаем о народах России?

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

ЭОР

4.

Что мы знаем о Москве?

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

узнавать достопримечательности столицы;

работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

5.

Проект «Моя малая родина»

1

Фронтальный опрос

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

составлять устный рассказ;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

ЭОР

6.

Что у нас над головой?

1

Комбинированный

Неживая и живая природа

Беседа по вопросам

Беседа по вопросам

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

работать в паре: моделировать форму созвездий;

работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

7.

Что у нас под ногами?

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

— практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

различать гранит, кремень, известняк;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

8.

Что общего у разных растений? Растения  Красной книги  Югры

1

Комбинированный

Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)

Фронтальный опрос

Беседа по вопросам

Беседа по вопросам

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

9.

Что растет на подоконнике?

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;

различать изученные растения;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "самопроверку;

приводить примеры комнатных растений;

рассказывать об особенностях любимого растения;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

10.

Что растет на клумбе?

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

рассказывать о любимом цветке;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

11.

Что это за листья?

1

Комбинированный

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение
отличительных признаков
(с использованием сравнения)

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

сравнивать и группировать листья по различным признакам;

— практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

12.

Что такое хвоинки?

1

Экскурсия

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

различать лиственные и хвойные деревья;

— практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;

сравнивать ель и сосну;

описывать дерево по плану;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

13.

Кто такие насекомые?

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие.

Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей)

Текущий

Тест (7 мин)

Текущий

Тест (5 мин)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;

работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;

сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

14.

Кто такие рыбы?

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

описывать рыбу по плану;

приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

15.

Кто такие птицы?

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение пера птицы;

работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

описывать птицу по плану;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

16.

Кто такие звери? Животные  Красной книги  Югры

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;

работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

II четверть - 14 часов

Что и кто? – 6 часов

17.

Что окружает нас дома?

1

Комбинированный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать назначение бытовых предметов;

находить на рисунке предметы определённых групп;

работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;

приводить примеры предметов разных групп;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

18.

Что умеет компьютер?

1

Практический

Правила безопасной работы на компьютере; основные требования при работе с компьютером, свойства и функции (общие представления и элементарные
навыки)

Фронтальный опрос

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять составные части компьютера;

характеризовать назначение частей компьютера;

сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

моделировать устройство компьютера;

соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

19.

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Комбинированный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

характеризовать опасность бытовых предметов;

работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

моделировать устройство светофора;

оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

20.

На что похожа наша планета? Обобщение по теме «Кто и что?»

1

Комбинированный

Земля – планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли

Тест (7 мин)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выдвигать предположения и доказывать их;

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

моделировать форму Земли;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

21.

Обобщение по разделу

1

Комбинированный

 Выполнение тестовых заданий учебника;  выступление  с сообщениями, иллюстрирование  их наглядными материалами;  обсуждение выступления обучающихся.

Тест (10 мин)

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

ЭОР

22.

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

1

Комбинированный

Рассказ о жизни семьи по рисункам учебника;  знание имён (отчеств, фамилий) членов своей семьи; рассказ об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивание  значения семьи для человека и общества, интервьюирование членов семьи

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

интервьюировать членов семьи;

оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

составлять экспозицию выставки;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

ЭОР

Как, откуда и куда? – 8  часов

23.

Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит? Берегите  воду!

1

Комбинированный

Прослеживание  по рисунку-схеме путь воды;  обсуждение необходимости экономии воды  выяснение опасности употребления загрязнённой воды; практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;  

Беседа по вопросам

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

обсуждать необходимость экономии воды;

выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

24.

Откуда в наш дом приходит электричество? Беседа  «Эколампочка»

1

Комбинированный

Основные правила обращения с электричеством;  практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь

Беседа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

25.

Как путешествует письмо?

1

Экскурсия

Способы познания окружающего мира, умение различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;

различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

26.

Куда текут реки?

1

Комбинированный

Река, использование человеком.

Правила обращения с водой.

Практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

сравнивать реку и море;

различать пресную и морскую воду;

практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

27.

Откуда берутся снег и лед?

1

Практический

Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие. Вода; легко определяемые свойства воды (текучая, не имеет цвета и запаха)

Практическая
работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

28.

Как живут растения?

1

Комбинированный

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

Тест (7 мин)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;

формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;

— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

29.

Как живут животные?

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

30.

Как зимой помочь птицам? Птицы  Югры.

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

запомнить правила подкормки птиц;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

III четверть - 18 часов

Как, откуда и куда? – 3 часов

31.

Откуда берётся
и куда девается мусор?

Очистим наши улицы от мусора.

1

Комбинированный

Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

32.

Откуда в снежках грязь?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира; практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений.

Фронтальный опрос

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

33.

Обобщение по теме «Как, откуда и куда?»

1

Комбинированный

  Выполение тестовых заданий учебника; выступление  с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами.

Тест (7 мин)

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

ЭОР

Где и когда? – 11 часов

34.

Когда учиться интересно?

1

Комбинированный

Обсуждение условий интересной и успешной учёбы;

 работать в паре: сравнивание фотографии в учебнике, рассказы  о случаях взаимопомощи в классе.

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

35.

Проект «Мой класс и моя школа»

1

Комбинированный

Составление коллективного рассказа о школе и классе, оформление  фотовыставки

Беседа

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

— коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

ЭОР

36.

Когда придёт суббота?

1

Комбинированный

Умение различать прошлое, настоящее и будущее, работа в паре: отображение с помощью карточек последовательности дней недели, называние  дней недели в правильной последовательности,

Беседа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;

работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;

называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

37.

Когда наступит лето?

1

Комбинированный

Времена года, их особенности (на основе наблюдений), последовательность смены времён года. Связь между месяцами и временами года.

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

38.

Где живут белые медведи?

1

Комбинированный

Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Беседа

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

приводить примеры животных холодных районов;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

39.

Где живут слоны?

1

Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;

работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

приводить примеры животных жарких районов;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

40.

Где зимуют птицы?

1

Комбинированный

Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Фронтальный опрос

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;

работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;

объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

41.

Когда появилась одежда?

1

Комбинированный

Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена

Индивидуальный опрос

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;

работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

42.

Когда изобрели велосипед?

1

Комбинированный

Отдых в семье. Роль велосипеда в нашей жизни. Правила безопасной езды на велосипеде.

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать старинные и современные велосипеды;

работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;

обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

запомнить правила безопасной езды на велосипеде;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

43.

Когда ты станешь взрослым?

1

Комбинированный

Труд в семье, на производстве. Сравнение жизни взрослого и ребёнка; определение по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказ о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждение, какие профессии будут востребованы в будущем

Тест (7 мин)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;

рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

44.

Обобщение по теме «Где и когда?» 

1

Комбинированный

Выполнение тестового задания учебника;  выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами

Тест (7 мин)

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

ЭОР

Почему и зачем? – 4 часа

45.

Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?

1

Комбинированный

Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Текущий

Беседа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

46.

Почему Луна бывает разной?

1

Комбинированный

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

моделировать из пластилина форму Луны;

рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку;

работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

47.

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира

Фронтальный опрос

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать за дождями и ветром;

работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

48.

Почему звенит звонок?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;

— практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

обсуждать, почему и как следует беречь уши;

высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

IV четверть - 18 часов

Почему и зачем? – 18 часов

49.

Почему радуга разноцветная?

1

Комбинированный

Описание чувства, возникающего при виде радуги; называние цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;  запоминание последовательности цветов радуги с помощью мнемонического приёма;  высказывание предположений о причинах возникновения радуги, осуществлять

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

50.

Почему мы любим кошек и собак? Наши верные  друзья

1

Комбинированный

Описание  по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждение нашего отношения к домашним питомцам; рассказ по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой

Фронтальный опрос

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

51.

Проект «Мои домашние питомцы»

1

Комбинированный

Наблюдение за домашним любимцем и фиксирование результатов наблюдений; фотографирование  своей кошки (собаки) в наиболее интересных ситуациях;

 составление рассказа о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх.  Презентация  своего проекта с демонстрацией фотографий (слайдов)

Текущий

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

ЭОР

52.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Экологическая игра.

1

Комбинированный

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах)

Тест (7 мин)

Сам. работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;

рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

53.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;

объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;

оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;

формулировать правила поведения в природе;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

54.

Зачем мы спим ночью?

1

Комбинированный

Значение сна в жизни человека.

Тест (7 мин)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;

работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;

оценивать правильность своей подготовки ко сну;

 — рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;

определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Комбинированный

Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Различие овощей и фруктов; группировка (классификация) их с использованием цветных фишек, сравнение роли витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.

Беседа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;

работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

56.

Почему нужно чистить зубы
и мыть руки?

1

Практический

Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,

отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

— практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;

запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;

формулировать основные правила гигиены;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

57.

Зачем нам телефон и телевизор?

1

Комбинированный

Средства связи и средства массовой информации, виды телефонов, назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов,  старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники), назначение Интернета.

Беседа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать средства связи и средства массовой информации;

рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;

работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники);

обсуждать назначение Интернета;

моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

58.

Зачем нужны автомобили? Один день без автомобиля.

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение. Классификация  автомобилей и их назначение

Беседа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;

использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

59.

Зачем нужны  поезда?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение. Классификация поездов в зависимости от их назначения.

Беседа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

классифицировать поезда в зависимости от их назначения;

работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;

использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

60.

Зачем строят корабли?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение. Классификация кораблей в зависимости от их назначения.

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

классифицировать корабли в зависимости от их назначения;

рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;

работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

61.

Зачем нужны самолеты?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение. Классификация самолётов в зависимости от их назначения.

Беседа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;

рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;

работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке

ЭОР

62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение. Обобщение  сведений о транспорте, полученных на предыдущих уроках; обсуждение  необходимости соблюдения правил безопасности в транспорте.

Способ познания окружающего мира: наблюдение. Освоение человеком космоса. Экипировка космонавта.

Беседа

Тест (7 мин)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;

обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;

участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

63.

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;

участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

64.

Зачем летают в космос?

1

Текущий

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять Самопроверку;

моделировать экипировку космонавта;

участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

65.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Комбинированный

Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Участие  в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»

Тест (7 мин)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

находить в тексте учебника ответы на вопросы;

приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ЭОР

66.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

1

Комбинированный

Источники информации об окружающем мире. Выполнение  тестовых заданий учебника.

Беседа

Тест (10 мин)

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

ЭОР

 ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,    

 1. Какое время года изображено на картинке ?        

     

Отметь знаком «х».

        1) осень                                 2) зима

        3) лето                                 4) весна    

                             

2. Подчеркни, что относится к природе:                                                                                                                                                                           горы,  стекло,  бабочка,  ножницы, стул,  солнце, слон, камень.

3. Как называется обильное опадание листьев осенью? Подчеркни ответ.

   1)  осыпание                 2) гниение                   3) листопад                   4) исчезновение

 4. Найди картинку, на которой изображен лист   берёзы.   Отметь знаком «х».

                                        

4. Укажи группу, в которой перечислены только хвойные растения.

     1)   кедр, ель, осина                               3) берёза, клён, тополь                                                                

 2) сосна, ель, лиственница                    4) рябина, сосна, ель

5. Какой гриб изображен на картинке? Отметь знаком «х»

                  1) шампиньон

                  2) лисичка

                  3) белый гриб

6.  К какой группе относятся животные: ёж, белка, мышь, лось?  Отметь знаком «х».

        1) рыбы             2) земноводные          3) млекопитающие (звери)           4) птицы

7. К какой группе относятся животные, у которых 6 конечностей?    Отметь знаком «х».

        1) пауки            2) насекомые             3) пресмыкающиеся            4) млекопитающие

8.  Соедини стрелками название органа чувств и название чувств:

                        Глаза                         слух

                        Язык                          зрение

                        Уши                            вкус

                        Нос                             осязание

                        Кожа                           обоняние

9. Какой знак обозначает наземный пешеходный переход?  Обведи.

http://jvkteacher.narod.ru/image_portre/portre41.jpg                http://tv29.ru/resize.php?f=files/5314.jpg&w=400&b=eeeeee                http://www.nn.ru/data/forum/images/2010-09/26144198-znak_pesehodnaj_doroska.gif               http://images.slanet.ru/~src6344722/Reklama_v_prdzemnom_perehode_na_Moskovskom_vokzale.jpg

10.    Продолжи предложения.

       Я живу в стране ___________________________ .

       Её столица – город _________________ .

11. Как называется глава государства в России? Подчеркни.

       а) царь         б) президент             в) король

12. Раскрась  государственный флаг нашей России.

   

Лист корректировки  календарно-тематического планирования

№ п/п

Причина корректировки

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

 1

 2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...