Конспект урока окружающего мира. Тема: "Невидимое сокровище" 3 класс. (УМК Перспектива)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Башмакова Ксения Максимовна

 

Тема урока: «Невидимое сокровище»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами; дать понятие о ветре и причинах его возникновения; познакомить со значением воздуха для живых организмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №104                                                                                                                                              Класс: 3м                                                                                                                                                Кабинет: 202                                                                                                                                                                                                                                                   Учитель: Белоногова И. В.                                                                                                                                              Дата: 17.11.17г.

Студентка: Башмакова К. М.

Группа: 41 группа                                                                                                                                              

Методист: Сачкова Т. А.

                                                                                                                                           

Тема урока: «Невидимое сокровище»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами; дать понятие о ветре и причинах его возникновения; познакомить со значением воздуха для живых организмов. 

Планируемые результаты:

•        Предметные: рассказывать  о ветре и причинах его возникновения; проводить опыты по изучению свойств воздуха.

•        Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по окружающему миру; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

•        Метапредметные:  Учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Понятия: смесь газов, кислород, углекислый газ, азот.

Оборудование: Учебник: Перспектива «Окружающий мир»,  3 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: Перспектива «Окружающий мир»,  3 класс, 2 часть; презентация; карточки с текстом; оборудование для экспериментов (колба, спиртовка, лабораторный стакан, стеклянная трубка); оборудование для наблюдений (3 прозрачных стакана, жидкость, песок).

Этап

Методы и приемы

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

1 мин.

Здравствуйте ребята!  Меня зовут Ксения Максимовна. Сегодня я буду проводить с вами урок окружающего мира.

Урок интересен, если вы будете внимательны и активны. Я попрошу хлопнуть в ладоши один раз тех, кто меня слышит, два раза тех, кто  будет внимательным, три раза тех, кто постарается быть активным участником урока. Спасибо, садитесь.

Словесный:

Беседа

Организует начало урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

3.Мотивационный

8 мин.

На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми понятиями, которые будут использованы нами для изучения свойств очень важных для жизни веществ. Поэтому, прежде, чем начать новую тему, нам необходимо повторить изученный материал .

Я предлагаю вам провести блиц-опрос на знание предыдущей темы.

Вопросы:

Как называют ученые окружающие нас разные предметы? (Тела).

Из чего состоит тело? (Из вещества)

В каких состояниях могут находиться вещества?

Из каких частиц состоит вещество?  (Молекул).

Из каких частиц состоят молекулы?  (Атомов).

Одинаково ли расположены молекулы в твердом, жидком и газообразном состоянии?

Объясните значение слова «газ».

Назовите свойства газа. (Газы летучи, не сохраняют своей формы, занимают весь предоставленный им объём.)

Назовите известные вам газы. (Природный газ, кислород, углекислый газ)

- Молодцы. На столах у вас лежат карточки с текстом, но в нем пропущены некоторые слова. Постарайтесь восстановить текст. Работать вы будите в группах.

(Воздух) окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя (движение воздуха). В природе движущийся воздух – это (ветер). Теплый воздух (легче) и поэтому он движется (вверх), а холодный воздух (тяжелее), поэтому он устремляется (вниз). Воздух это смесь (газов). В его состав входят такие вещества: (азот, кислород, углекислый газ). Живые организмы поглощают (кислород), а выделяют (углекислый газ).

- Давайте проверим. Получилось у вас выполнить это задание? (Нет/ не совсем)  Как вы думаете, почему? (Не достаточно знаем по этой теме)

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.   (Воздух)

- Определите тему сегодняшнего урока. «Воздух и его свойства»

- Какую цель поставим перед собой на уроке? Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого.

Словесный:

беседа

Задает вопросы.

Слушает ответы детей, оценивает.

Словесный:

блиц-опрос

Задает вопросы блиц-опрса.

Словесный:

беседа

Организует проблемную ситуацию.

Словесный:

беседа

Подводит детей к проблеме.

Загадывает загадку.

Словесный:

беседа

Вспоминают тему прошлого урока.

Отвечают на вопросы блиц-опроса.

Восстанавливают текст.

Оценивают проблему.

Отгадывают загадку.

Определяют тему урока, составляют цели.

П: строить речевое высказывание в устной форм

К: формулировать собственную позицию и мнение; контролировать действия партнера

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: выслушивать разные точки зрения

Р: выполняют учебное действие

4.Изучение нового материала.

25

мин.

- Давайте вспомним, как изучают окружающий мир. Какие способы изучения окружающего мира вы знаете?  (Наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование.) Для следующего задания нам понадобятся некоторые из этих способов.

- Давайте восстановим текст. В этом нам поможет учебник. Откройте его на странице 58. Прочитайте текст.

Теперь мы сможем добавить недостающие слова? (Сдайд- проверка)

- В учебнике на странице 59 найдите диаграмму. Что нам показано в ней? (Какого газа в воздухе много, а какого мало)  Из каких газов состоит воздух? (Углекислый газ, кислород, азот)

- Кислород очень важный газ. Чем он так важен? (Мы поглощаем кислород) Сейчас я продемонстрирую вам один эксперимент, в котором будет показана важность кислорода. А после этого мы постараемся разобраться, почему получилось именно так.

Накрываю горящую свечу стаканом.

- Что произошло со свечей после того, как я его накрыла стаканом? (Она потухла)

- Кто-нибудь знает почему? (Если да, то слушаем. Если нет, то рассказываю.)

- А что же случилось с кислородом, который находился в банке? (Он сгорел, а огонь не может гореть без кислорода.)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Огонь не может гореть без кислорода.

Словесный:

беседа

Задает вопросы сопровождающие слайд.

Проводит проверку на слайде.

Наглядный:

диаграмма

Демонстрирует диаграмму.

Практический: эксперимент

Отвечают на вопросы.

Дополняют текст с помощью статьи учебника.

Анализируют диаграмму.

Наблюдают за ходом эксперимента.

Делают вывод.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

П: строить речевое высказывание в устной форме

5.Физминутка

1 мин

Повторяйте упражнения за мной.

Наклоны головы

Наклоны туловища

Приседания

Рывки руками

Показывает упражнение

Выполняют элементарные физические упражнения

- Давайте подумаем, какими свойствами обладает воздух.  Свои ответы запишем в тетрадь на странице 43.

  1. Как мы уже выяснили, воздух окружает нас повсюду. Вы видите своего соседа по парте? А что я держу в руке? (ручка) Какое свойство воздуха мы можем вывести исходя из этих наблюдений? Воздух прозрачен.
  2. Вы можете определить какого цвета вещество в стаканах? (Подкрашенная вода – синяя, песок – желтый) А какого цвета воздух? (не имеет цвета) Какой вывод мы можем сделать? Воздух бесцветен.
  3. Как мы уже выяснили – воздух повсюду. Чем пахнет в столовой? А в магазине цветов? Как вы думаете, а чем пахнет чистый воздух? (Ни чем) Какое свойство воздуха мы узнали? Воздух не имеет запаха.
  4. Чтобы определить следующее свойство воздуха мы проведем опыт.

- Как нужно действовать? Что нам поможет провести опыт правильно и не сбиться? (План)

1. Познакомиться с описанием.

2. Действовать по инструкции.

3. Сделать вывод.

- Начинаем действовать по плану. Описание мы можем увидеть на странице 60 нашего учебника. Прочитайте его.

- Переходим к пункту 2 нашего плана. Внимательно наблюдайте за изменениями воды в трубке и помните, что кроме воды в ней содержится еще и воздух. Нам нужно понять, что происходит с воздухом во время нагревания и охлаждения.

- Последний пункт нашего плана – вывод. Какой вывод мы сделаем исходя из наблюдений над опытом.

Вывод 1 : Этот опыт свидетельствует о том, что при нагревании воздух расширяется.

Вывод 2 : Этот опыт свидетельствует о том, что при охлаждении воздух сжимается.

  1. Вы замечали, что когда на улице наступают холода, голуби сидят на улице нахохрившись? Как вы думаете почему?  Они делают так, чтобы между перьями было как можно больше воздуха, который удерживает тепло тела. Также для сохранения тепла у каждого дома устанавливают окна с двойными рамами. Какое свойство воздуха помогает голубям? Воздух плохо проводит тепло.

Практический: работа в рабочей тетради.

 Словесный:

беседа.

Задает вопросы.

Практический: эксперимент

Демонстрирует план работы.

Словесный:

беседа.

Организует проведение опыта.

Словесный:

беседа.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы.

Записывают ответы в тетрадь.

Анализируют план.

Действуют по плану.

Читают статью учебника.

Наблюдают за течением опыта.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

6.Итог урока.

5 мин.

Давайте проверим себя. Ответьте на вопросы теста.

1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк

б) кислород, азот, углекислый газ

в) хлор, фтор, йод

2. Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

а) азот

б) кислород

в) углекислый газ

3. Какими свойствами обладает воздух?

а) голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

б) прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло

в) с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит о окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры

4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используются?

а) при нагревании воздух расширяется

б) при охлаждении воздух сжимается

в) воздух плохо проводит тепло

Поменяйтесь листочками с соседом. Проверьте его ответы. Вопрос на который был дан правильный ответ отметьте «+».

Практический: тест.

Организует проверочную работу.

Закрепляют изученный материал

Письменно отвечают на вопросы теста

Р: осуществляется итоговый контроль.

П: строить речевое высказывание в устной форме

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям

К: формулировать собственную позицию и мнение

7.Рефлексия

1

мин.

Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что хорошо и активно работал на уроке – поставьте на листочке «».

Кот считает, что работал не очень активно и ему стоит быть активнее – поставьте «+».

Кто считает, что работал не активно – поставьте

«-».

Словесный: беседа.

Оценивают свою работу на уроке.

8. Информация о домашнем задании

1 мин

Рабочая тетрадь стр. 42 №1.

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте!

Слайд 2

Блиц-опрос

Слайд 3

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________ _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________ _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют _______________ _________.

Слайд 4

«Воздух и его свойства» Тема: Цель: Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого.

Слайд 5

Как изучают окружающий мир? Моделировани е Как изучают окружающий мир? Опыт Наблюдение Измерение Определение природных объектов

Слайд 6

Воздух окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя движение воздуха. В природе движущийся воздух – это ветер. Теплый воздух легче и поэтому он движется вверх, а холодный воздух тяжелее, поэтому он устремляется вниз. Воздух это смесь газов. В его состав входят такие вещества: а зот , кислород, углекислый газ. Живые организмы поглощают кислород , а выделяют углекислый газ. Страница 58

Слайд 7

Страница 59

Слайд 8

Вывод: огонь не может гореть без кислорода. Опыт со свечёй и стаканом

Слайд 9

Физминутка

Слайд 10

Какими свойствами обладает воздух? Страница 43

Слайд 11

Воздух прозрачен

Слайд 12

Воздух бесцветен

Слайд 13

Воздух не имеет запаха

Слайд 14

1. Познакомиться с описанием. 2. Действовать по инструкции. 3. Сделать вывод. План:

Слайд 15

Страница 60.

Слайд 16

Опыт охлаждения и нагревания воздуха

Слайд 17

Опыт свидетельствует о том, что при нагревании воздух расширяется. Вывод 2: Вывод 1: Опыт свидетельствует о том, что при охлаждении воздух сжимается.

Слайд 18

Воздух плохо проводит тепло

Слайд 19

1. Б) 2. Б) 3. А) 4. В) Проверь себя

Слайд 20

Кто считает, что хорошо и активно работал на уроке – поставьте на листочке «  ». Кот считает, что работал не очень активно и ему стоит быть активнее – поставьте « + » . Кто считает, что работал не активно – поставьте « - » . Оцени себя



Предварительный просмотр:

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________    _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________   _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________    _________.

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________    _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________   _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________    _________.

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________    _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________   _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________    _________.

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________    _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________   _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________    _________.

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________    _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________   _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________    _________.

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________    _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________   _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________    _________.

(Краткая опора для учителя)

  1. Приветствие. Урок будет интересным , если вы будете внимательными и активными.

На прошлом уроке вы познакомились с понятиями, которые будут использованы нами для изучения свойств очень важных для жизни веществ.

  1.  Я предлагаю вам провести блиц-опрос на знание предыдущей темы.

1.Как ученые называют окружающие нас разные предметы? (Тела).

2.Из чего состоит тело? (Из вещества)

3.В каких состояниях могут находиться вещества?

4.Из каких частиц состоит вещество?  (Молекул).

5.Из каких частиц состоят молекулы?  (Атомов).

6.Одинаково ли расположены молекулы в твердом, жидком и газообразном состоянии?

7.Объясните значение слова «газ».

8.Назовите свойства газа. (Газы летучи, не сохраняют своей формы, занимают весь предоставленный им объём.)

9.Назовите известные вам газы. (Природный газ, кислород, углекислый газ)

  1. На столах у вас лежат карточки с текстом, но в нем пропущены некоторые слова.
  2. Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.

Определите тему.

  1. Давайте вспомним, как изучают окр.мир. Какие способы изучения окр.мира вы знаете?
  2. Давайте восстановим текст УЧЕБНИК СТРАНИЦА 58
  3. УЧЕБНИК СТРАНИЦА 59. Диаграмма.
  4. Кислород очень важный газ. Чем он важен? Сейчас я продемонстрирую вам один эксперимент, в котором будет показана важность кислорода. Что случилось с кислородом?
  5. Физминутка
  6. Какими свойствами обладает воздух?
  7. Воздух- повсюду. Вы видите соседа по парте? Воздух прозрачен.
  8. Вы можете определить какого цвета вещество в стакане? Воздух бесцветен.
  9. Воздух – повсюду. Чем пахнет в столовой? Чем пахнет чистый воздух? Воздух не имеет запаха.  Чтобы определить свойство воздуха мы проведем опыт. Что нам поможет провести опыт правильно и не сбиться?
  10.  УЧЕБНИК СТРАНИЦА 60. Описание.
  11. Внимательно наблюдайте за изменениями воды в трубке и помните, что кроме воды в ней содержится еще и воздух. И нам нужно понять , что происходит с воздухам при нагревании и охлаждении.
  12. Вывод.
  13. Когда на улице холодно голуби сидят нахохрившись. Также для сохранения тепла в домах ставят двойные рамы. Воздух плохо проводит тепло.
  14. Давайте проверим себя.
  15. Оцените себя.

Имя Фамилия: ________________________________________

1. Какие вещества входят в состав воздуха?

  • а) водород, медь, цинк
  • б) кислород, азот, углекислый газ
  • в) хлор, фтор, йод

2. Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

  • а) азот
  • б) кислород
  • в) углекислый газ

3. Какими свойствами обладает воздух?

  • а) прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
  • б) голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха
  • в) с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит о окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры

4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используются?

  • а) при нагревании воздух расширяется
  • б) при охлаждении воздух сжимается
  • в) воздух плохо проводит тепло

_______________________________________________________________________

Имя Фамилия: _________________________________________

1. Какие вещества входят в состав воздуха?

  • а) водород, медь, цинк
  • б) кислород, азот, углекислый газ
  • в) хлор, фтор, йод

2. Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

  • а) азот
  • б) кислород
  • в) углекислый газ

3. Какими свойствами обладает воздух?

  • а) прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
  • б) голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха
  • в) с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит о окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры

4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используются?

  • а) при нагревании воздух расширяется
  • б) при охлаждении воздух сжимается
  • в) воздух плохо проводит тепло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)

Тема: «Грибы»  Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи между о...

Конспект урока окружающего мира "Семейный бюджет " 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира (3 класс)Тема: Семейный бюджет...

Конспект урока окружающего мира "Мудрость старости " 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира(3 класс)Тема:Мудрость старости...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)

Тема: «Грибы» Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи меж...

Конспект урока окружающего мира "Осенние месяцы", 2 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Осенние месяцы»            Цели деятельности учителя: формирование представлений о характерных признаках осени в не...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема "Невидимые нити в весеннем лесу" УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата:29.04.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна Викто...