презентация к уроку по чтению и миру природы и человека во 2 классе «Животные в зимнем лесу. В. Сухомлинский «Зайчик и рябинка»
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

Бочарова Ирина Николаевна

Совершая виртуальную экскурсию в зимний лес, дети знакомятся с зимовьем лесных животных, отгадывают загадки, знакомятся с новым автором,читают рассказ о жизни в лесу зайчика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_2_klass.docx661.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОКОУ «Обоянская школа -  интернат»

Интегрированный открытый урок по чтению и миру природы и человека во 2 классе

 «Животные в зимнем лесу.

В. Сухомлинский «Зайчик и  рябинка»

   https://allyslide.com/thumbs/800d296c10b5d3de4494f00544115c61/img6.jpg                

Составила и провела:

учитель начальных классов Бочарова И.Н.

Курская область

    г.Обоянь

       2017 г.

Тема: «Животные в зимнем лесу.  В. Сухомлинский «Заяц и рябинка»

Цели: обобщение знаний обучающихся о жизни диких животных  зимой; знакомство с произведением В.Сухомлинского «Заяц и рябинка».

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

-Активизировать и закреплять словарь по теме.

-Подбирать однородные прилагательные к существительным.

-Познакомить обучающихся с тем, как дикие животные готовятся к зиме.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, любознательность и фантазию.

- Развивать эмоционально-волевую сферу.

-Развивать умения использовать интонационную выразительность на примере чтения по ролям.

- Обогащать читательскую деятельность в процессе работы с новым произведением.

-Развивать  навык связной речи, составлять рассказ по кластеру.

Коррекционно - воспитательные:

-Воспитывать интерес и любовь к животному миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному.

Ресурсы: снежинка,  учебник  «Чтение» 2 класс, компьютерная презентация, картина леса, разрезные картинки лесных животных, кластер, волшебный мешочек, карточки для любознаек, д/и «Собери картинку», д/и «Кто где живет».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид деятельности: познавательная, речевая.

Форма организации познвательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах,  работа в группах.

Методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические, открытие новых знаний; чтение,беседа по вопросам, чтение по ролям, дидактическая игра.

Ожидаемый результат:

-уметь называть диких животных, составлять о них словосочетания;

-знать, как зимуют дикие животные в лесу;

-уметь находить интересные сведения в других источниках;

-уметь читать текст о животных по ролям, отвечать на вопросы по прочитанному.

План урока

I. Психологический настрой.

II. Психогимнастика.

1. Дыхательная гимнастика.

2.Чистоговорки.

III. Актуализация знаний.

1. Путешествие в зимний лес.

2.Упражнение на релаксацию и активизацию умственной деятельности.

3.Дидактическая игра  «Узнай животное».

IV.Сообщение темы урока.

V. Работа над темой.

1.Загадки о животных.

2.Составление словосочетаний.

3. Работа в парах «Кто где живет?»

4.Сообщения любознаек «Хочу все знать».

5.Физкультминутка.

6.Составление кластера.

7.Чтение рассказа В.Сухомлинского «Зайчик и рябина».

8.Читай правильно.

9. Чтение по цепочке.

10.Чтение по ролям.

11. Д/игра «Чудесный мешочек».

VI. Домашнее задание.

VII. Рефлексия

-Оценивание своей работы на уроке и работы одноклассников.

-«Лесенка успеха»

Ход урока

I.  Психологический настрой.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Сядьте ровно, подтянитесь,

и друг другу улыбнитесь.

Минутка синоптиков

-Какое сейчас время года? (Зима).

-Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку.

-Какой месяц идет сейчас?

-Какая сегодня погода?

-Часто ли солнце мы видим зимой? Почему? (Зимой солнце светит редко, и  оно совсем не греет. Зимой день короткий, а ночь длинная.)

-Что в народе говорят про февраль? (Февраль - самый вьюжный и снежный месяц.  Его в народе называют студень, потому что часто бывают сильные ветры. В феврале чаще показывается солнышко, и сосульки на крышах начинают капать. День становится длиннее.).

-Посмотрите, какая красивая снежинка залетела в наш класс. Какая она? (Красивая, большая, резная, белая, снежная, холодная, пушистая.)

II. Психогимнастика.

Дыхательная гимнастика.

-Давайте подуем на нее: тихо и плавно.

 Наберите через нос воздух в легкие и задержите дыхание, а теперь подуйте отрывисто 3 раза .

Чистоговорки.

-Давайте составим рифмы о снежинке. Я начну, а вы продолжите.

Жинка, жинка, прилетела к нам…(снежинка).

Тит, тит, тит, она на солнышке…(блестит).

Жинку, жинку, я любуюсь на…(снежинку).

-Я передам вам по очереди  снежинку. Тот, у кого она окажется, должен посмотреть в окно и сказать предложение о зиме.  (Зимой много снега. Во дворе большие сугробы. На деревьях иней. Зимой солнце светит мало. Ребята расчищают двор от снега.)

-Что помогла нам сделать снежинка? (Составить предложения о зиме; вспомнить признаки зимы.)

II.  Актуализация знаний.

1. Путешествие в зимний лес.

-Я предлагаю вам отправиться на виртуальную экскурсию в зимний лес. Мы возьмем с собой фотоаппарат и будем снимать интересные моменты. Фотографом я назначаю Сережу. Давайте все вместе скажем заветные слова.

Снежинка, пушинка, в руке не растай.

Меня в зимний лес поскорее доставь.  Слайд 1.

Упражнение на релаксацию и активизацию умственной деятельности

Вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Зимний, тихий и солнечный день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.

Посмотрите вверх, где-то над деревьями плывут облака - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите легко свободно. Зимнее солнышко улыбается вам. Вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь урок.

 (Слайд 2)

-Какие деревья в зимнем лесу?  (Деревья покрыты инеем, на ветках снеговые шапки, только сосны и ели зеленеют.)

-Что вы можете сказать о состоянии снега?  (Снег искрится на солнце, слышно, как он скрипит под ногами.  От мороза снег голубой. Под кустами  и деревьями-сугробы. Снег пушистый, рыхлый, глубокий).

Слайд 3. Следы на снегу.

-Что вы видите на снегу? (Следы животных).

-Как вы думаете, кто был на этой полянке?

Мы сейчас проверим, правильно ли вы догадались?

2. Работа в парах «Угадай животное».

У вас на столах лежат картинки. Соберите их и скажите, что у вас получилось, следы некоторых из них вы увидели в лесу.

(Ёж   медведь    лиса   волк   заяц   белка)

-Чьих следов вы не увидели? Почему? (Ёж и медведь зимой спят).

-Где живут эти животные?

-Как назвать их одним словом?

Подумайте и скажите тему нашего урока.

III Сообщение темы урока.

«Дикие животные в зимнем лесу».

-Что мы будем делать на уроке? (Мы будем говорить и читать о животных в зимнем лесу).

IV. Работа над темой.

1. Загадки о животных.

-Сейчас я загадаю вам загадки о животных. Фотограф готовится их фотографировать.

*Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит под шубой меховой. (Медведь)

*Этот маленький зверек, колючий вдоль и поперек.

Лишь животик гладить можно,

Его узнать совсем несложно. (Еж)

*Характером хитроватая, повадками плутоватая.

По деревне идет, кур крадет. (Лиса)

*На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

*Зимой беленький, летом серенький,

Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)

*Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка) 

- Фотограф покажет нам, какие фотографии у него получились. (Картинки животных помещаем на доску).

2. Составление словосочетаний.

-Ребята, посмотрите на фотографии и составьте словосочетания о животных.

Еж – маленький, колючий, круглый, быстрый, добрый.

Лиса - рыжая, хитрая, красивая, пушистая, плутоватая.

Волк – серый, злой, голодный, страшный, зубастый, худой.

Заяц – белый, быстрый, косой, длинноногий, короткохвостый.

Медведь – косолапый, большой, бурый, неуклюжий, толстопятый.

Белка -  пушистая, быстрая, серая, маленькая, хозяйственная, ловкая.

3. Работа в парах «Кто где живет?»

4. Работа в группах. «Кто как готовится к зиме?»

-Выберите животных, которые залегают в спячку, делают заготовки на зиму, меняют окраску и охотятся в лесу.

5. «Хочу все знать». Интересные сведения о животных от любознаек.

-Ребята из класса подготовили для вас небольшие сообщения о животных.

- Что вы можете сказать про ежа? (Слайд 4)

Поздней осенью еж погружается в спячку. Он занимает глубокую  ямку, устилает ее подстилкой из листьев и сухой травы на глубине до 1 метра, чтобы земля вокруг не промерзала.

Норы с ежами засыпает снегом. В каждой норе зимует по одному ежу. Зверек сворачивается в шар, его нос и лапки оказываются прижатыми к брюшку, а хвост прижимается к голове. Во время зимнего сна он худеет. К весне его вес снижается наполовину. Весной у ежей выводится потомство. В неволе ежи очень редко приносят потомство.

-А сытым или голодным ложиться спать медведь?(Слайд 5)

Медведь уходит в спячку с богатым запасом жира. Прежде, чем лечь в берлогу, он путает свои следы, как заяц, петляет по бурелому, скачет вбок со следа, несколько раз проходит по одному месту.

Берлогу –  выкопывает под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к выходу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он ничего не ест, а живёт за счёт накопленного жира.

А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает кожу губами и языком).

Если медведя разбудить зимой, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

-Подумайте, за кем отправилась лиса?(Слайд 6)

Лиса охотится вечером или ночью за птицами, зайцами, мышами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она прячется в нору, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

-А как зимует белка? (Слайд 7)

К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его среди веток, в дупле дерева. Она делает запасы. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусный  или нет? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Интересно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

-А что вы скажете о зайце?(Слайд 8)

У зайца длинные уши. Ими как локаторами улавливает любой шорох. На длинных задних лапах заяц убегает от своих врагов, как на лыжах. Спит чутко, с открытыми глазами, лишь на минуту закрывая их. Во время сильных метелей прячется в неглубоких ямках возле кустика. Ложится в ямку со скока, чтобы не было видно его следов.

-Что можно сказать о волке?(Слайд 9)

Волк умный, ловкий и хитрый зверь. Он похож на темно-серую овчарку.  Зимует в логове. Он очень прожорлив. Охотятся волки ночью стаями. Их добыча - зайчик, тетерев, и даже лось. Они охотятся на  больных и слабых животных. В поисках добычи волки пробегают 70 км.

6. Физминутка.

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками)

Улыбайся и садись.

А рядом заинька сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши зайки)

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)

Кто - то зайку напугал,

Зайка - прыг и убежал.

Это был свирепый волк.

Ходит-бродит серый волк (идут по кругу)

И зубами щёлк да щёлк (стучат зубками)

Шёрстка как щетинка, (опустились на пол, изогнули спинки)

Вздыбилась на спинке.

Повстречалась мне лиса (скрестить руки)

Любопытные глаза, (прищурить глаза)

Притаилась за пеньком (присесть)

Ярко-рыжим огоньком,

И спокойно наблюдает: (ладонь к бровям)

Кто в её лесу гуляет!

-А теперь пришла пора возвращаться в класс. Давайте скажем наши заветные слова.

Снежинка, пушинка, в руке не растай.

Меня в светлый класс поскорее доставь.

-Вот мы и снова в классе. Сегодня мы с вами многое узнали о том, как животные зимуют в лесу. Давайте наши знания оформим в виде схемы. Предлагаю вам составить кластер.

5. Составление кластера.

                                       Лесные животные

медведь    еж                   лиса     волк     заяц                      белка

Залегают в спячку      меняют шерсть        готовят заготовки на зиму

берлога         нора                   логово             кустик                дупло

-Ребята, а как еще мы  можем узнать о жизни животных? (Из книг.)

Прежде чем мы начнем читать, предлагаю сделать гимнастику для глаз.

Зрительная гимнастика.

Глазки вверх, глазки вниз, вправо, влево, на меня. Посмотрите на кончик своего носа и снова на меня.

7. Чтение рассказа В. Сухомлинского «Зайчик и рябина» (слайд 10)

- Предлагаю вам познакомиться с рассказом  В. Сухомлинского «Зайчик и рябина».

Чтение учителем.

- О ком узнали из рассказа?

-Как вы думаете, эт история произошла на самом деле или ее выдумал автор?

Словарь. Как вы понимаете слово колышет? (Ветер колышет, трясет рябинку). Произнесите это слово хором.

Чтение по цепочке.

Беседа по вопросам.

-Почему зайчику трудно стало добывать еду?

-К кому обратился зайчик за помощью?

-Что ответила зайчику рябина?

-Кто помог зайчику?

-Что сделал ветер?

Чтение по ролям.

-Что нового рассказал вам автор, чего раньше не знали?    

-Чему хотел научить вас В. Сухомлинский? (Заботиться о животных, любить их.)

8. Волшебный мешочек  «Заготовки из леса»

(шишка, орех, гриб, рябина)

-Что здесь лишнее? (рябина). Почему? (для зайца, а остальное для белки).

V. Домашнее задание

Читать и пересказывать текст  с.111- 112.

VI. Рефлексия

Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

-Зачем нам был нужен этот урок? (Чтобы больше узнать о жизни лесных животных)

-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты?

-Что больше всего понравилось?

-За что ты можешь похвалить одноклассников?

-За что ты можешь похвалить себя?

Предлагаю вам поставить свою снежинку на «лесенку успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Мы в ответе… Спешите делать добро. В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек».

Цель: осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного качества человека. Задачи:1. Формировать у детей:представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;умение правильн...

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК Л.Ф. Климановой "А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Презентация предоставляет  возможность напомнить учащимся о детских годах поэта, знакомит с произведением "Зимнее утро",позволяет работать над выразительным чтением, учит видеть средства художест...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "К. Ушинский. "Кот Васька". Е. Благинина ". Голоса леса". Произведения фольклора

Презентация является сопровождением урока литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Интегрированный открытый урок по чтению и миру природы и человека во 2 классе «Животные в зимнем лесу. В. Сухомлинский «Зайчик и рябинка»

Тема: «Животные в зимнем лесу.  В. Сухомлинский «Заяц и рябинка»Цели: обобщение знаний обучающихся о жизни диких животных  зимой; знакомство с произведением В.Сухомлинского...

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: «Лес. Растения леса». (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)

Методическая разработка урока по миру природы и человека в 3 классе по теме: "Лес. Растения леса" (АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант)....

Урок мира природы и человека "Окружающая среда и здоровье человека. Охрана природы"

Урок-конференция разработан для 3-4 класса-комплекта детей с ОВЗ (УО). Соединяет близкие по содержанию темы 3 и 4 года обучения....