Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Дорожные знаки».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Блохина Евгения Юрьевна

Конспект урока, дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnye_znaki_3_klass_blohina_eyu.docx640.66 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по

окружающему миру в 3 классе

на тему: «Дорожные знаки».

Подготовила:

учитель начальных классов

Блохина Е.Ю.

Тема урока: Дорожные знаки

Класс: 3

Цель урока:

Познакомить с дорожными знаками и их группами, формировать регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД. 

Личностные

  •       Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения (стих. «Скверная история»)
  • Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, честность, ответственность) (на протяжении всего урока)
  • Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству, дружбе, оказании помощи тем, кто в ней нуждается (стих. Незнайки)
  • Развитие сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости.
  • Формировании установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Регулятивные:

  • Целеполагание (постановка учебной задачи — что известно, чему будем учиться) (в начале урока)
  • Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и соответствующая коррекция) (задание с синонимическим соответствием)
  • Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Познавательные:

Общеучебные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в начале урока)
  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (на протяжении всего урока)
  • Структурирование знаний(итог урока)
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной (подписывали рисунки)
  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля. (стихи, прочитанный текст о дорожных знаках)
  • Моделирование (модель знака на этапе изучения групп знаков и на этапе изобретения своего знака)

Задачи урока:

- сформировать у учащихся четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков; учить выявлять причинно-следственные связи; делать выводы.

- развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;

- актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах, воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для  групповой и  индивидуальной работы.      

Ход урока

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира. - Посмотрите, как вы сидите? (в группах).

- Верно, сегодня мы работаем в группах. А как надо работать в группе, чтобы вы могли найти ответы на интересующие вас вопросы? (слаженно, слушать друг друга, громко не разговаривать). На каждом этапе урока вы будете себя оценивать.D:\User\Desktop\дорожные знаки\H0HIcnDp7xQ.jpg

 

- Молодцы, думаю у нас всё получится.

II. Введение в тему урока. Постановка целей и задач урока.

- Послушайте стихотворение, и объясните, почему оно так называется «Скверная история».

Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры,
Во все гудки гудят,
Колёса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Ещё одна минута –
Случилась бы беда.

Почему стихотворение называется «Скверная история»?

Какая беда могла случиться? Что не знал Петя?

Какие есть помощники на дорогах для водителей и пешеходов?

(Дорожные знаки)

- Верно, и тема нашего урока — это «Дорожные знаки».

- Сформулируйте цели и задачи нашего урока.

-А что же такое «Дорожные знаки»? Попробуем найти значение этого слова. На столе у вас файлы. Возьмите файл №1.Достаньте из него различные определения, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать.

(Читают, выбирают)

- Итак, какое определение вы выбрали? Верно.

Дорожные знаки - это элементы оборудования дороги в виде щитка определенной формы с условными обозначениями или надписями, предназначенные для информации водителей и пешеходов.

- Вырежьте и наклейте тему нашего урока на ваших приготовленных листах бумаги, рядом наклейте определение.

- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.

- Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (и пешеходы тоже)

Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие, не похожие один на другой, без лишних деталей и украшений.  Как вы думаете, почему знаки сделаны в виде простых рисунков? (чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому, и таджику, и иностранному туристу) 

 - Какие дорожные знаки вы знаете? Что они обозначают?

                        Исторические сведения о возникновении дорожных знаков.

          Учёные были удивлены, когда во время раскопок недалеко от итальянского города Ливорно они обнаружили «дорожный знак» времён Древнего Рима. (Слайд)

      Латинская надпись предупреждала «Это место – опасное!». Уже в те далёкие времена люди так же, как и мы сегодня, задумывались о безопасности движения. О дорогах заботились наши предки, ещё когда ездили на лошадях и ходили пешком. В лесу делали затёсы на деревьях, в степи укладывали камни и ставили столбы.  (Слайд 1,2)

       При Петре Ι столбы стали полосатыми, хорошо просматривались на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога». (Слайд)

       Дорожные надписи, особенно из нескольких слов, требовали времени для прочтения. Не каждый водитель успевал их прочитать, особенно в тёмное время суток. Возник и другой вопрос. Если по дороге едет иностранец, который не знает английского языка, как он сможет узнать об опасности?

       Поэтому вскоре стало понятно, что знаки и символы – лучший вариант  для всех.

        В России дорожные знаки начали устанавливать в 20-х годах прошлого столетия. Их изготавливали на основе светоотражающей цветной краски для лучшей видимости в темноте. Дорожные знаки имеют большое значение для безопасности дорожного движения. Поэтому запрещается их снимать, повреждать, загораживать. Умышленная порча дорожных знаков влечёт за собой штраф.

        Дорожные знаки - это замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Проблема обеспечения безопасного движения по улицам стала актуальной при появлении лошадиных упряжек и прочих первых транспортных средств. В это трудно поверить, но даже в те далекие годы от неорганизованного движения гибли люди.

 Пока скорость экипажа лошадей не превышала 20 километров в час, об особых дорожных знаках не помышляли.

       Первый автомобиль в мире был изобретен Карлом Бенцем в 1886 годуПравила дорожного движения появились давно. Иногда они принимали достаточно курьезные формы, например, было такое требование, чтобы впереди автомобиля бежал мальчик, громкими криками извещающий о приближении экипажа, дабы добропорядочные горожане не падали в обмороки от ужаса при появлении на дороге движущегося с кошмарной скоростью в 12 верст в час чудовища.

В 1909 году в Париже состоялся международный дорожный конгресс, в котором участвовала и Россия. На конгрессе шла речь о требованиях к установке знаков. Были приняты 4 дорожных знака.

     В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)».

       В 1961 году появились первые общие правила, которые действовали везде во всех городах - «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР».

       Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам. Знаки устанавливают с правой стороны дороги.

III. Повторение изученного материала. (Проверка домашнего задания).

Из сообщения вы узнали, что не только водители, но и пешеходы должны знать правила дорожного движения. Вспомните и назовите, пожалуйста, три главных правила пешехода. (Фронтальный опрос)? В форме теста.

1.Пешеход должен ходить

а) по тротуару

б) по проезжей части

в) по тротуару и проезжей части

2.Пешеход переходит улицу

а) где хочет

б) в отведенном для этого месте

в) в зависимости от ситуации и времени

3.Переходить улицу нужно на

а) красный свет

б)  зеленый свет

в) желтый свет

Проверка по слайду.

- Проверим, верно ли вы назвали три главных правила пешехода? Ребята, если вы знаете правила пешехода, то любая дорога для вас будет безопасной. Проверка по слайду.

  1. Ходить по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.
  2. Переходить улицу только там, где положено и никогда не переходить (и не перебегать) в неположенном месте.
  3. Переходить улицу только на зелёный свет.

IV. Работа по теме урока.

Рассказ учителя о дорожных  знаках.

        Ребята, это дорожные знаки – они предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности (например, о том, что скользкая дорога, что идут дорожные работы, и прочие опасности), запрещают проезд, обгон, выезд, ограничивают скорость движения, указывают место разворота и стоянки транспорта. Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка, понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и могут вести транспорт по незнакомым дорогам. Ребята, когда вы вырастите, тоже станете водить транспорт . Знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни.

 - Дорожные знаки делятся на 5 основных групп: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, знаки сервиса.

-   Ребята перед каждой вашей группой лежит файл. В нем вы найдете материал. Прочитайте текст, изучите (какие бывают дорожные знаки, что обозначает та или иная группа дорожных знаков, чем отличается та или иная группа знаков, что означают знаки в красном треугольнике, в синем круге, в красном круге, в синем прямоугольнике)

- Первая группа, найдите всё про предупреждающие знаки, расскажет о ней остальным.

- Вторая, найдите и прочитайте всё, что относится к предписывающим знакам.

- Третья, найдите и прочитайте всё, что относится к запрещающим знакам.

-Четвертая, найдите и прочитайте всё, что относится  к  информационно – указательным знакам.

- Пятая, найдите и прочитайте всё, что относится к знакам сервиса.

                   

Материал для самостоятельного изучения в группах.

    Дорожные знаки выполняют ту же роль, что и светофоры, линии разметки проезжей части улиц и дорог. Они помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей, облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.

    Каково назначение дорожных знаков?

    Дорожные знаки предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности, указывают на возможную опасность, обязывают быть водителей предельно внимательными; устанавливают очерёдность перехода перекрёстков или узких участков улиц; запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов; предписывают двигаться водителям в определённом направлении, т.е. Выполнять указанные на них предписания; сообщают водителям различную дорожную обстановку; содержат различную информацию, объяснение и помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути; оповещают о местах отдыха, заправочных станциях и. т.д.

С какой стороны устанавливают дорожные знаки?

       Знаки на дорогах устанавливают с правой стороны дороги.

Дорожные знаки, разметка дорог и иные технические средства организации движения имеют большое значение для безопасности движения. Поэтому запрещается снимать, повреждать, загораживать знаки, портить покрытие дорог, складывать и оставлять на дорогах какие-либо предметы и создавать другие помехи для движения. Умышленное повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, умышленное создание помех для дорожного движения влекут за собой штраф.

Все дорожные знаки по своему назначению подразделяются на различные группы:

предупреждающие знаки,  запрещающие, предписывающие, информационно – указательные  знаки,  знаки сервиса.  

Предписывающие знаки. Предписывающие  знаки – знаки  круглой  формы  синего  цвета с белым рисунком.  Эти знаки предписывают водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге.

 Предупреждающие  знаки – это  знаки  треугольной  формы  с  красной  каймой, которые хорошо видно издалека. Основная функция таких знаков, как следует из их названия, предупреждать водителя и пешехода  о возможных опасностях и предостерегать его от дорожно-транспортных происшествий. Предупреждающие знаки устанавливаются на опасных участках дорог и их достаточно просто отличить от всех остальных знаков.

Запрещающие  знаки – знаки  круглой  формы  красного  цвета. Эти знаки что-либо запрещают водителю. Например, въезд, остановку, обгон. Часто можно встретить следующие запрещающие дорожные знаки: въезд запрещен (дорожный знак кирпич), движение запрещено, поворот запрещен, обгон запрещен, ограничение максимальной скорости, остановка и стоянка запрещена. Запрещающие знаки представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечеркивающая линия.

Информационно – указательные  знаки. Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Среди знаков, которые непосредственно предназначены для пешеходов есть следующие знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходный переход», «Искусственная неровность».

  Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком.  Сервис – это обслуживание. Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т.д. Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком.  

  Вырежьте название вашей группы  знаков, выберите в файле модели знаков вашей группы,  наклейте название и модель знаков.

Решите, кто в группе будет отвечать про свою группу знаков, расскажите остальным группам.

V. Проверка выполнения работы (каждая группа выступает со своим сообщением. Во время  выступления  на доске появляются слайды со знаками  определенной группы).

Учитель зачитывает загадки  и делается обобщение.

VI. Физ. минутка.

Музыкальная физ.минутка

VII.  Продолжение работы по теме урока.

Детям раздаются карточки  с заданием. Раскрасить правильно дорожные знаки,вспомнить их название. Свериться с образцом. Оценить свою работу. 

    информационо-                        предупреждающий                       запрещающий    

     указательный

                     9f4b32c2ffbd55f58a1e0e5e162dfbfe        information_items_107        Картинка 2 из 17431

                              знак сервиса                                        предписывающий

- А сейчас я хотела бы  проверить, действительно ли вас теперь можно назвать знатоками  дорожного движения. Ответьте на вопросы:

1. Дорожные знаки во всех странах

С) разные

З) одинаковые

2. Если человек зашёл в общественный транспорт, он

Н) пассажир

М) водитель

3. Знаки: телефон, пункт питания, автозаправочная станция – это

О) предписывающие знаки

А) знаки сервиса

4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека

Д) красный треугольник с изображением человека

5. Предписывающие знаки имеют форму

А) круга

О) треугольника

6. С какого возраста разрешается на дорогах езда на велосипеде?

Г) с 10 лет

К) с 14 лет

- Если все ответы верные, должно получиться слово. Какое?  «ЗНАТОК»

- Я вами довольна. Вы все знатоки.

IX. Итог урока. Рефлексия.

1. - Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? ( Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационно-указательные.)

- Кто запомнил, знаки какой группы вы собирали в задании по группам?

- Что ещё нового узнали на уроке?  ( Мы узнали, что дорожные знаки появились очень давно. Во многих странах мира установлены дорожные знаки одного образца. Знаки нужны людям и водителям,  чтобы сделать их путь безопасным.)

 - Что больше всего понравилось на уроке?

- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

Давайте закончим наш урок синквейном!

2. Синквейны

Знаки

Треугольные, круглые

Указывают, настораживают, предостерегают

Необходимы на дорогах

Помощь

Знаки

Красные, синие

Информируют, запрещают, предписывают

Будь внимателен на дороге

Прими меры

Знаки

Квадратные, треугольные

Показывают, ориентируют, помогают

Без них не обойтись

Безопасность

- Молодцы!  Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, повторили еще раз правила дорожного движения, узнали много новых дорожных знаков и даже придумали свои.

Домашнее задание.  

       Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые встретились тебе по пути домой или находятся рядом с домом, магазином. Запомни их или зарисуй. Определи их название и группу, к которой они относятся.

       А для самых любопытных  ещё одно, очень трудное задание. На уроке мы узнали только о 5-ти группах дорожных знаков. На самом деле их чуть больше. Попробуйте узнать у взрослых, о каких группах дорожных знаков в учебнике не сказано, и нарисовать такие знаки.-

       А закончим мы урок весёлой песней о дорожных знаках.

Дети исполняют первый куплет «Песни о дорожных знаках» (на мотив «Голубой вагон»)

Время пробежало и уплыло вдаль                                   Но без вас нельзя.

Встречи с нами ты уже не жди.                                      Знаки дорожные,

Рассказали мало, не успели, жаль,                                  Важные, сложные,

Но ещё минута впереди!                                                    С вами дружить должны

Припев: Знаки дорожные,                                                   Все – и ты, и я!

Важные, сложные,

Трудно вас выучить,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему: "Дорожные знаки"

Тема урока: Дорожные знакиКласс: 3Цель урока:       Познакомить с дорожными знаками и их группами, формировать регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД....

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Дорожные знаки".

Этот материал можно использовать как на уроке так и на внеклассных занятиях....

Урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Дорожные знаки".

Урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Дорожные знаки"....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Дорожные знаки"

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Дорожные знаки", УМК "Школа России"....

ТКУ урока по окружающему миру 3 класс на тему "Дорожные знаки"

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Дорожные знаки" 3 классУМК "Школа России"...

Материалы к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Дорожные знаки"

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО....