ТКУ урока по окружающему миру 3 класс на тему "Дорожные знаки"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Десяева Дарья Алексеевна

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Дорожные знаки" 3 класс

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_dorozhnye_znaki.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

УМК «Школа России», 3класс

Тема урока: Дорожные знаки.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. 

Цель: Познакомить с дорожными знаками их назначением и отличительными особенностями.

Предметные результаты.

Знать: определение значение словосочетания «дорожный знак»; определение характерных черт групп дорожных знаков;

Уметь: различать дорожные знаки; иметь представление о назначении каждой группы.

Личностные результаты:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки, принятие решений;
  • формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;
  • развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам;
  • ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в иллюстрации;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в начале урока);
  • поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля (стихи, прочитанный текст о дорожных знаках);
  • применение методов информационного поиска (на протяжении всего урока);
  • структурирование знаний (итог урока);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной (подписывали рисунки);
  • определение основной и второстепенной информации;
  • моделирование (модель знака на этапе изучения групп знаков и на этапе изобретения своего знака).

Коммуникативные УУД:

  • развиваем умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение работать в паре, в группе;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция и оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учебно - методическое обеспечение:

Для учителя: Мультимедийный проектор, компьютер, учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 3 кл. в 2 ч.М.: Просвещение,2012 год. Рабочая тетрадь А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 3 кл. в 2 ч. М.: Просвещение, 2015г.

Для учеников: А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 3 кл. в 2 ч.М.: Просвещение, 2012 год. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 3 кл. в 2 ч. М.:Просвещение, 2015г.

Этап урока

Деятельность учителя

УУД

Организационный

этап

Приветствие учащихся.

Повернитесь все друг к другу

И пожмите руку другу.

Здравствуйте ребята! Садитесь!

«Все расселись по местам,

Никому не тесно!

По секрету скажу Вам,

Будет интересно!

Чтоб сегодня как всегда,

В руки шла удача!

Узнаем новый материал,

Закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать,

Это всё умею я!»

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: контроль
Логические: синтез – учебный комплект.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверка домашнего задания.

- Чтоб по улицам шагать,

 надо очень много знать.

И как таблицу умножения

помнить правила движения.

- Ребята, а вы помните те правила, о которых мы с вами говорили на прошлом уроке? Давайте их вспомним и всем напомним.

- Те, кто получил карточки, выполняют задание, а потом присоединяется к нам.

(Краткий фронтальный опрос по изученному материалу).

- Если ты пешеход.

- Если ты пассажир.

- Если ты велосипедист?

Познавательные: построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Логические: анализ объектов с целью выделение признаков, выбор основания и критериев для сравнения, классификации.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Подготовка к активной и сознательной работе (цели и задачи урока)

- Город, в котором с тобою мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, - над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

- О какой азбуке идет речь в стихотворении?

- Что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения? (дорожные знаки)

- Как думаете, какова тема нашего урока?

- Кто сможет назвать цель нашего урока?

- Сегодня на уроке  мы узнаем, какие бывают дорожные знаки, для чего он  нужны, а главное - попробуем запомнить на какие группы они делятся.

- Кто из Вас знает, что такое дорожные знаки?

- Попробуем найти ответ на этот вопрос в тех конвертах, которые лежат у вас на столе. Выберите из тех определений, которые даны то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки». Работаем все вместе, совещаемся в группе, решаем, кто будет отвечать и объяснять. (Читают, выбирают)

а) Дорожные знаки, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов. 

б) Дорожные знаки – знаки действий, которые встречаются на уроке.

в) Дорожные знаки -  элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний.

г) Дорожные знаки - пометка, изображение, предмет, в котором отмечается, обозначается что-нибудь.

- Итак, какое определение вы выбрали? (а)

Регулятивные и познавательные

Строим рассуждение и определяем способ действия,

построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результата деятельности, рефлексия.
Логические: анализ с целью выделение признаков.

Открытие новых знаний

- Самые первые дорожные знаки появились на римских дорогах. Они выглядели как каменные столбы, на которых были указаны расстояния до Рима и ближайшего населенного пункта. Помимо этого на столбах фиксировались имя правителя, который построил дорогу и год, в котором это произошло.

Римская система обозначения расстояний позже распространилась и в других странах. В России при царе Алексее Михайловиче, на дороге, которая вела из Москвы в царское имение Коломенское, поставили верстовые столбы высотой в 4 метра. Отсюда и пошло выражение «верста коломенская», которая в переносном смысле характеризует очень высоких и худощавых людей.

При Петре I система верстовых столбов появилась на всех дорогах Российской империи. Столбы стали раскрашивать в чёрные и белые полосы. Так их было лучше видно в любое время суток. На них указывали расстояние от одного поселения до другого и название местности. Они есть и сейчас, и называются километровыми указателями.

Но более серьёзная необходимость в дорожных знаках возникла с появлением автомобилей. И более ста с лишним лет назад, на конгрессе Международного туристского союза, было принято решение о том, что дорожные знаки должны быть во всём мире едиными по назначению и виду. А в 1900 году договорились, что на всех дорожных знаках должны быть не надписи, а символы — понятные и иностранным туристам, и неграмотным людям.

В 1909 году на Международной конференции в Париже договорились устанавливать дорожные знаки с правой стороны, по ходу движения. Тогда же были установлены первые четыре дорожных знака. Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился. Эти знаки имеют такие названия: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

В России дорожные знаки начали устанавливать в 20-х годах прошлого столетия. Их изготавливали на основе светоотражающей цветной краски для лучшей видимости в темноте. Дорожные знаки имеют большое значение для безопасности дорожного движения. Поэтому запрещается их снимать, повреждать, загораживать.

- Какую работу выполняют дорожные знаки?

- А кто-нибудь может сказать, на какие группы они делятся?

Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Усвоение новых знаний

- Вот сейчас мы об этом и поговорим.

Коллективная работа по учебнику с. 14-16.

Итак, I группа знаков - предупреждающие знаки.

- Какую форму и цвет они имеют?

- О чём нас предупреждают эти знаки?

Предупреждающие знаки – это знаки треугольной формы с красной каймой, которые хорошо видно издалека. Основная функция таких знаков, как следует из их названия, предупреждать водителя и пешехода о возможных опасностях и предостерегать его от дорожно-транспортных происшествий. Предупреждающие знаки устанавливаются на опасных участках дорог и их достаточно просто отличить от всех остальных знаков.

- Следующая группа – запрещающие знаки.

- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?

Запрещающие знаки – знаки круглой формы красного цвета. Эти знаки что-либо запрещают водителю. Например, въезд, остановку, обгон. Часто можно встретить следующие запрещающие дорожные знаки: въезд запрещен (дорожный знак кирпич), движение запрещено, поворот запрещен, обгон запрещен, ограничение максимальной скорости, остановка и стоянка запрещена. Запрещающие знаки представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечеркивающая линия.

- Внимательно посмотрите на предупреждающие и запрещающие знаки.

- Что общего у них? (Они с красной каймой)

Значит эти знаки очень важные. Они как красный свет светофора. Говорят, стой. Будь внимателен!

- Рассмотрим следующую группу знаков. Как они называются?

Предписывающие знаки - они говорят, следуй строго предписанию.

- Самостоятельно прочитайте о них в учебнике, с. 15. Ответьте на вопрос «Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?», «Что обозначают белые стрелки?»

Предписывающие знаки. Предписывающие знаки – знаки круглой формы синего цвета с белым рисунком. Эти знаки предписывают водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге.

- Обратитесь за помощью к учебнику. Найдите название следующей группы знаков - Знаки особых предписаний. Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

- А еще они называются Информационно-указательные знаки.

- Следующая группа – это знаки сервиса. О них вы прочтёте на стр.16.

- Что объединяет дорожные знаки?

- Чем они различаются? (Форма, цвет, изображение и своим предназначением).

Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком. Сервис – это обслуживание. Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т.д.

Регулятивные и познавательные

Строим рассуждение и определяем способ действия, построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результата деятельности, рефлексия.
Логические: анализ с целью выделение признаков.

Проверка понимания нового материала (первичное закрепление)

- А, теперь давайте назовём группы дорожных знаков, о которых мы узнали.

- Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Задача дорожного знака в том и состоит, чтобы своевременно информировать водителя об условиях движения. Дисциплина на дорогах - залог безопасности. И за этой безопасностью призваны следить инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД. Они отвечают за порядок на дорогах, останавливают нарушителей правил дорожного движения, выезжают на место аварий.

Познавательные: построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Логические: анализ объектов с целью выделение признаков.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Физкультминутка

- Чтобы нам слегка размяться, зарядкой надо нам заняться.

Применение знаний и умений (проблемные задания)

- А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы усвоили, какие бывают Дорожные знаки.

- Ваша задача правильно распределить знаки в группы дорожных знаков

Загадки о дорожных знаках.

Предупреждающие знаки

(Дорожные работы)

Почему проезда нет

Землю роет человек.

Может быть, он ищет клад,

И старинные монеты

В сундуке большом лежат.

Их, наверно, спрятал встарь

Под землёю жадный царь.

(Опасный поворот)

Здесь опасный поворот

Знак предупреждает

Не лети как самолет

Никто не пострадает

(Неровная дорога)

Неровная дорога

Подбросило немного

Хорошо, что знак стоит-

Тут шофер притормозит.

Запрещающие знаки

-Следующая группа знаков это запрещающие знаки.

Назовите из этих знаков вам знакомые.

(Остановка запрещена)

Осенью, зимой и летом,

И весной, где знак весит
Проезжай не тормози!

Ну, а если встать захочешь,

Непременно штраф схлопочешь.

(Въезд запрещен)

Тормози водитель. Стой!

Знак-запрет перед тобой.

Самый строгий этот знак,

Чтоб не вьехал ты впросак.

Должен знак ты соблюдать,

Под кирпич не заезжать.

(Велосипедное движение запрещено)

Запомни этот знак, дружок:

Велосипед здесь и кружок

С большою красною каймой.

Ты перед этим знаком стой!

Вези в руках велосипед,

Здесь для тебя проезда нет!

(Движение пешеходов запрещено)

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"

Предписывающие знаки

(Велосипедная дорожка)

У кого велосипед- говорят :

«Проблемы нет:

Сел, педалями крути,

Где захочешь- там кати!» 

Всё непросто, всё не так-

Езди там, где этот знак:

Круг окрашен в синий цвет.

А в кругу- велосипед!

(Пешеходная дорожка)

По пешеходной дорожке,

Шагают только ножки.
Лишь в коляске и в кино

Ездить тут разрешено.

Информационно - указательные

-Встретились здесь вам знакомые знаки?

(Место остановки автобуса)

Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?

(Пешеходный переход)

- Пешеход! Решил дорогу

Безопасно перейти?

В этом я тебе подмога!

Поспеши меня найти!

Регулятивные и познавательные

Строим рассуждение и определяем способ действия

Применение знаний и умений

- Мой друг – Инспектор захотел проверить как хорошо вы усвоили эту тему и прислал конверт с заданием.

Кроссворд «Дорожные знаки»

По вертикали: 1. Дорожные знаки, предупреждающие водителя о приближении к опасному участку дороги. 2. Предупреждающий знак о въезде по искусственной дороге под землей. 3. Предупреждающий знак вблизи детского учреждения. 4. Знаки, представляющие собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечёркивающая линия. 5. Знаки, подсказывающие водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т.д. 6. Знак сервиса, обозначающий стоянку для отдыха.

 

По горизонтали: 7. Знаки, показывающие водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге. Синие круги с белым рисунком. 8. Знак, обозначающий близость медицинского  учреждения.  

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Подведение итогов

- Ребята, предлагаю вам самим оценить свою работу.

- Я знаю, что вы все очень любите рисовать.

- Нарисуйте дорожный знак, который вам больше всего запомнился:
«Красный» стол из группы информационно-указательных знаков;
«Жёлтый» стол из группы запрещающих знаков;
«Зелёный» стол из группы знаков сервиса.

- Как вы думаете, с пользой прошел наш урок?

- Пригодятся ли нам полученные на уроке знания?

Домашнее задание

Домашнее задание: стр.14 -17, учить, стр. 9-11, тетрадь

А для самых любопытных ещё одно задание. На уроке мы узнали только о 5-ти группах дорожных знаков. На самом деле их чуть больше. Попробуйте узнать у взрослых, о каких группах дорожных знаков в учебнике не сказано, а на следующем уроке рассказать ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме "Дорожные знаки"

Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: карточки с дорожными знаками, с названиями групп дорожных знаков; геометрические фигуры с особенностями внешнего вида каждой группы дорожных знак...

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Дорожные знаки".

Этот материал можно использовать как на уроке так и на внеклассных занятиях....

Урок по окружающему миру "Дорожные знаки" 3 класс

Этот урок познакомит учащихся  с классификацией дорожных знаков. Ученики вспомнят правила безопасности и поведения на дорогах. На  уроке дети работают индивидуально, в группах и в парах. Инт...

Урок по окружающему миру по теме "Дорожные знаки" 3 класс

Урок проводится в 3 классе с использованием учебно лабораторного оборудования...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Дорожные знаки" (3 класс)

В данном материале представлен конспект урока по окружающему миру на тему "Дорожные знаки" (3 класс), УМК "Школа Росии"...