Урок по окружающему миру "Дорожные знаки" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Светлана Татьянина

Этот урок познакомит учащихся  с классификацией дорожных знаков. Ученики вспомнят правила безопасности и поведения на дорогах. На  уроке дети работают индивидуально, в группах и в парах. Интересные задания позволят воспитывать у детей  чувство бережного отношения к своему здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дорожные знаки».

Цели урока:

образовательные

  • познакомить с дорожными знаками и их классификацией;
  • вспомнить правила безопасности и поведения на дорогах города;

воспитательные:

  • воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью;
  • воспитывать умение работать в парах, в группах, индивидуально;
  • воспитывать интерес к предмету;

развивающие:

  • развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы
  • обогащать словарный запас;
  • расширить кругозор;
  • учиться обобщать и выделять главное;
  • развивать навык самоконтроля.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, картинка – инспектор дорожно-патрульной службы, карточки с изображением дорожных знаков, книги “Правила дорожного движения” с изменениями от 20 ноября 2010 года, тетради, учебник, конверты с заданиями по группам.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Характер деятельности учащихся:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

Методы.

  1. Работа с учебником.
  2. Взаимопроверка выполнения письменного задания.
  3. Беседа.
  4. Применение предметной и картинной наглядности.
  5. Словесные.
  6. Ролевая игра.
  7. Фронтальная беседа.
  8. Наблюдение.
  9. Самостоятельная работа по группам.

Формы организации познавательной деятельности.

  1. Фронтальная.
  2. Групповая.
  3. Парная.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

У. Сегодня, ребята, на уроке у нас важный гость.

Слайд 1

- Посмотрите на него внимательно. Как вы думаете, кто он по профессии?

Ответы детей.

У. Это Инспектор дорожно-патрульной службы. А как вы определили?

У. А чем он занимается?

Ответы детей.

Д. Он следит за порядком на дороге.

У. Он пришёл к нам на урок, чтобы узнать, как вы соблюдайте правила дорожного движения и умеете ли правильно вести себя на дороге.

Все мы участники дорожного движения, а я помощница (учитель надевает на себя фуражку и берёт в руки жезл)инспектора дорожно-патрульной службы

- Кого можно назвать участниками дорожного движения?

Ответы детей. (Это пешеходы, пассажиры, водители)

Слайд 2. Автомобиль. Дорога. Пешеход

У. Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и продолжим разговор, потому что дисциплина на улицах, дорогах и в транспорте – залог безопасности.

У. Как только мы выходим на улицу, сразу становимся пешеходами. А легко ли быть пешеходом?

Давайте вспомним правила для пешеходов:

Слайд 3

- По какой части дороги движется транспорт? (По мостовой или по проезжей части дороги)

- По какой части дороги движутся пешеходы? (По тротуару)

- По какой стороне тротуара должны двигаться пешеходы? (По правой)

- Где надо переходить улицу? (По пешеходному переходу, где нарисованы белые полоски – “зебра” или подземному переходу)

- Как надо правильно переходить улицу? (Посмотреть налево, дойти до середины, посмотреть направо)

Слайд 4

У. У любого перекрёстка 
Нас встречает светофор.
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.

- О чём с нами разговаривает светофор?

Ответы детей. (Как правильно перейти дорогу)

Слайд 5, 6

У. На дорогах установлены транспортные (Слайд 5) и пешеходные светофоры. (Слайд 6)

Игра “Продолжи предложение…”. (Слайд 5)

Слайд 7, 8 (историческая справка)

У. А знаете ли вы, как выглядел светофор раньше, 100 лет назад. Давайте посмотрим. (Слайд 8)

- Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он имел форму круга поделённого на три равные части: красный, жёлтый, зелёный. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.

Слайд 9

Внимание! Наш инспектор дорожно-патрульной службы попросил нас разобрать ситуацию, которая произошла на перекрёстке.

- Кто переходит дорогу соблюдая правила дорожного движения?

- Кто нарушил? Какое было нарушение?

Ответы детей.

У. Скажите, а кто ещё кроме сигнала светофора может помочь пешеходам, водителям на дорогах?

Ответы детей. (Регулировщик)

Слайд 10

- Но на каждом километре нельзя поставить светофор или регулировщика, значит, нам нужны другие помощники на дорогах.

2. Введение в тему.

Отгадайте загадку.

У. Днём и ночью в дождь и стужу
Мы несём дороге службу
Знают нас на всей планете
Взрослые и даже дети.
Если нас не соблюдать,
Можно сильно опоздать.

- Кто же они эти неутомимые помощники?

Слайд 11

Ответ детей(Дорожные знаки)

У. Дорожные знаки – замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Причём в разных странах они одинаковы.

Слайд 12. (Знаки разных стран)

Слайд 13. (Историческая справка)

- В 1909 году на Международной конференции автомобилистов в г.Париже утверждены первые четыре дорожных знака

- Посмотрите, это старинные знаки и написаны по правилам правописания принятым в то далёкое время

- Попробуйте прочитать название этих знаков. (Перекрёсток, шлагбаум, двойной поворот, препятствие в виде насыпи и канавы)

- Дорожные знаки делятся на несколько групп.

Слайд 14. (Классификация)

У. Ребята, хором произнесём названия групп, на которые делятся все знаки

У. Откройте учебник, с.14.

Итак, предупреждающие знаки.

Прочитаем о них в учебнике. (Чтение вслух)

Слайд 15

- Так о чём нас предупреждают эти знаки?

Само название этих знаков говорит нам, будь внимателен, мы тебя предупреждаем об опасности, которая может, встретится на твоём пути.

- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?

- Назовите предупреждающие знаки.

- Назовите, какой знак устанавливают вблизи школ, детских садов?

Ответ детей. (Знак “Дети”)

У. Следующая группа – запрещающие знаки.

Слайд 16

- Назовите запрещающие знаки.

- Прочитайте самостоятельно о них в учебнике, с 15.

- Что скажите о запрещающих знаках?

Ответы детей.

У. Эти знаки нам запрещают, говорят, нельзя делать обгон, въезд и т.д.

Сформулируйте назначения знаков, используя слово нельзя

- Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?

Слайд 17

У. Всё внимание на доску! Инспектор просит внимательно посмотреть на предупреждающие знаки и запрещающие. Что общего у них?

Ответы детей. (Они с красной каймой)

У. Значит эти знаки очень важные. Они как красный свет светофора. Говорят, стой. Какие знаки более строгие? Почему?

Ответы детей. (Запрещающие. Они запрещают делать какие-то действия, говорят, что этого делать нельзя.)

Физкультминутка

У. Продолжим разговор о дорожных знаках.

Рассмотрим следующую группу знаков.

Слайд 18

- Это какие знаки?

Предписывающие знаки - они говорят, следуй строго предписанию. Назовите знаки.

- Какую форму и цвет имеют предписывающие знаки?

Самостоятельно прочитайте о них в учебнике, с. 15

- Найдите ответ в учебнике на вопрос: Что означают знаки стрелок внутри синего круга?

Ответы детей. (В какую сторону нужно двигаться)

Слайд 19

- А это что за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? Обратитесь за помощью к учебнику. Найдите название этой группе знаков.

Ответы детей. (Информационно-указательные знаки)

Слайд 19

(Учитель берёт с выставки книгу “Правила дорожного движения”)

- В правилах дорожного движения от 20 ноября 2010 года произошли изменения и эти знаки стали называться просто – информационными. Рассмотрим эти знаки. Назовите их.

Слайд 20

- Назови знаки сервиса?

- Как вы думаете, что подсказывают они водителю на дороге?

- Какого они цвета и формы?

Ответы детей.

Обратить внимание детей на знак “Кемпинг”.

Словарная работа.

Кемпинг – место для отдыха.

Вывод: На какие группы делятся дорожные знаки?

Слайд 21

Ответы детей.

Слайд 22

У. В классе развешаны на стенах знаки? Назовите их и ответьте, к какой группе относятся.

- Какие дорожные знаки встречаются вам по пути от дома до школы?

Ответы детей.

Работа в тетрадях

- Откроем тетрадь, с 10, задание 2. Прочитаем.

Возьмите цветные карандаши. Раскрась знаки.

Слайд 23

- Сравните свои ответы со слайдом. Слайд 23

Поднимите руки, кто всё сделал без ошибок.

- Скажите, к какой группе относится каждый знак.

Игра “Помоги инспектору установить дорожные знаки”. Слайд 24–31

Участники дорожного движения! Случилась беда! Помогите инспектору установить дорожные знаки!

Итог урока.

Слайд 32

У. Для чего нужны дорожные знаки? Может можно обойтись и без них?

Ответы детей.

У. Ребята, наш Инспектор дорожно-постовой службы доволен вашей работой. Но он предлагает выполнить ещё задание.

Игра “Дорожные знаки” Работа в группах.

Проверка по группам. Слайд 33–37

Слайд 38

Рефлексия.

- Приготовьте сигнальные карточки – светофоры. Игра “Верно ли утверждение” Если верно – зелёный сигнал, а если нет – красный.

Тест

1. Дорожные знаки разные в каждой стране.

Да; Нет.

2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.

Да; Нет.

3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Да; Нет.

4. Сервис – это обслуживание.

Да; Нет.

5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса?

Да; Нет.

6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека.

Да; Нет.

7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.

Да; Нет.

У. Молодцы! Инспектор дорожно-патрульной службы остался доволен вашими знаниями, вы хорошо разбираетесь в Правилах дорожного движения. Он надеется, что светофор и дорожные знаки станут вашими настоящими друзьями, среди вас не будет нарушителей Правил дорожного движения, и он задаёт вам следующее домашнее задание.

Слайд 39

Тест

1. Дорожные знаки разные в каждой стране.

Да; Нет.

2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.

Да; Нет.

3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Да; Нет.

4. Сервис – это обслуживание.

Да; Нет.

5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса?

Да; Нет.

6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека.

Да; Нет.

7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.

Да; Нет.

Фамилия, имя __________________________________________________

Тест

1. Дорожные знаки разные в каждой стране.

Да; Нет.

2. Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.

Да; Нет.

3. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Да; Нет.

4. Сервис – это обслуживание.

Да; Нет.

5. Дорожный знак “Кирпич” означает место остановки автобуса?

Да; Нет.

6. Знак “Пешеходный переход” выглядит так, красный треугольник с изображением человека.

Да; Нет.

7. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах.

Да; Нет.

Фамилия, имя __________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...