Экологическая тревога
классный час по окружающему миру (3 класс) на тему

Боблак Татьяна Николаевна
Введение Значение воды в природе и жизни человека имеет огромное значение. Что бы делало человечество без воды, даже трудно представить. С каждым годом растет потребление воды на нужды населения, производства, сельского хозяйства. Негативно влияет употребление грязной воды на организм. Мы богаче любой из других стран своими источниками пресной воды. Но используем ли мы это богатство достаточно бережно? Далеко не всегда. Как сохранить это богатство? Бурное развитие промышленности в начале XX века привело к значительному загрязнению водоемов. А какая нам нужна вода? (Чистая) Воды на Земле одновременно много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды, одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В такой воде гибнет жизнь: рыбы, раки, растения. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Актуальность. Охрана воды - это не только государственная задача, но и всего народа, каждого человека отдельно. Красноярский край относится к благополучным по обеспеченности водными ресурсами регионам России. Чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Но это не потому, что запасы воды истощаются, а потому что над ней нависла угроза загрязнения. С юга на север протекает одна из крупнейших рек мира – Енисей. Несмотря на это мы должны бережно относится к водоемам и не загрязнять их, не превращать в сточные канавы. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научится жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности. Цели: выяснить, что такое экология, экологические связи, познакомиться с ролью воды в природе, различными свойствами воды, экологическими проблемами, водными ресурсами Красноярского края. Объект исследования – экология Предмет исследования – водные ресурсы Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи: 1 значение воды в природе и жизни человека. 2 формирование экологических представлений Гипотеза исследования: Охрана воды - это не только государственная задача, но и всего народа, каждого человека отдельно. Практическая значимость работы может определяться углублением представлений учащихся об экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_trevoga.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция

«Юность и наука – третье тысячелетие»

Секция естественных наук

Экологическая тревога

Петрова Анна

Фомичева Софья

МОУ «Гимназия №5»

 3-а класс

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Боблак Татьяна Николаевна

г. Норильск

Содержание

        

Введение………………………………………………………     3

  1.     Почему воду надо беречь………………………………     4
  1. Экологическая безопасность…………………………..     4
  2. Беречь, экономить воду………………………………..      5
  3. Много ли воды на Земле?……………………………...      6
  1.     Экологическая тревога…………………………………      6
  1. Запертая река……………………………………………     7
  2. Что хочу, то ворочу…………………………………….      7
  3. Семь раз примерь – один отрежь……………………...      8
  4. Сказка о «нефтяной» рыбке……………………………      8
  5. Разноцветная река………………………………………      9
  6. Жила - была река (экологическая сказка)…………….      10
  7. Море и спичка………………………………………….      11

Заключение…………………………………………………...      13

Литература……………………………………………………      14

Глоссарий…………………………………………………….       15

Приложение………………………………………………….       16

     

Введение

Значение воды в природе и жизни человека имеет огромное значение. Что бы делало человечество без воды, даже трудно представить.

 С каждым годом растет потребление воды на нужды населения, производства, сельского хозяйства. Негативно влияет употребление грязной воды на организм. Мы богаче любой из других стран своими источниками пресной воды. Но используем ли мы это богатство достаточно бережно? Далеко не всегда. Как сохранить это богатство?

Бурное развитие промышленности в начале  XX века привело к значительному загрязнению водоемов. А какая нам нужна вода? (Чистая)

Воды на Земле одновременно много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды, одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В такой воде гибнет жизнь: рыбы, раки, растения. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний.

Актуальность.   Охрана воды  - это не только государственная задача, но и всего народа, каждого человека отдельно. Красноярский край относится к благополучным по обеспеченности водными ресурсами регионам России.

 Чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Но это не потому, что запасы воды истощаются, а потому что над ней нависла угроза загрязнения.

С юга на север протекает одна из крупнейших рек мира – Енисей. Несмотря на это мы должны бережно относится к водоемам и не загрязнять их, не превращать в сточные канавы. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научится жить на Земле по-новому. Каждому человеку планеты необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности.

Цели: выяснить, что такое экология, экологические связи, познакомиться с ролью воды в природе, различными свойствами воды, экологическими проблемами, водными ресурсами  Красноярского края.

Объект исследования – экология

Предмет исследования – водные ресурсы

Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:

1   значение воды в природе и жизни человека.

     2   формирование экологических представлений

Гипотеза исследования: Охрана воды - это не только государственная задача, но и всего народа, каждого человека отдельно.

Практическая значимость работы может определяться углублением представлений учащихся  об экологии.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, глоссария, приложения.

1.Почему воду надо беречь

Бурное развитие промышленности в начале  XX века привело к значительному загрязнению водоемов. А какая нам нужна вода? (Чистая)

Воды на Земле одновременно много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д. возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

1.1. Экологическая безопасность

Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы.  И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается….  Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты.

«Экос» по-гречески значит значит «дом», «логос» - «учение, наука». Экология – это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким Эрнестом Геккелем.  Но только со второй половины XX века человечество всерьез  приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек  и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества  между ними.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины.  Для развития сельского хозяйства распахивают все новые земли. При воздействии гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.

В городе Нью-Йорке с населением в 16 миллионов жителей в сутки образуется  15 миллионов килограммов отходов!

Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа...

Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом.

Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться, самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое. Новая экологическая беда.

По данным Организации Объединенных Наций, каждый миллион жителей любого города ежесуточно потребляет в среднем 2000 тонн продовольствия, 9500 тонн топлива, 625 тысяч кубических метров воды. При этом в реки и водоемы сбрасывается 500 тысяч тон стоков, а в атмосферу до 950 тонн вредных веществ. Бездействовать нельзя!

Эколог должен знать естественные науки – биологии, агрономию, химию. Без физики тоже  не обойтись.

Эколог профессия многоликая и почетная, и каждый должен овладеть ее азами. Человек наделен разумом – это особый природный дар, поэтому должны строить свою жизнь так,  чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса.

Помните: природа перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, телефонную карту – за 1000 лет, стеклянную бутылку – за 4000 лет!

1.2. Беречь, экономить воду

Известный государственный деятель Индии, премьер-министр И. Ганди писала в 1980 году: «Одна из основных задач в нашей стране – обеспечить безопасной водой все 500000 деревень Индии».

Специалисты рассказывали, что им приходилось видеть семьи, которые на все нужды, да еще в условиях жаркого климата, использовали 2,5л воды на человека в сутки. Причем, воды, по качеству очень далекой от самых скромных  стандартов. В результате около 80% всех болезней не только в Индии, но в других  развивающихся странах, связаны с нехваткой чистой воды.

Наша страна, пожалуй, самая водообеспеченная: в среднем обеспечение населения водой составляет 400л на человека (из них 250л – питьевой), а в Москве приходится около 700 л в сутки на душу населения.

Однако есть и у нас районы, где в силу климатических и иных условий сложилась довольно напряженная ситуация с водоснабжением, и вода поступает в квартиры с перебоями.

Мы много говорили о хлебе, как о мериле человеческого труда, о необходимости беречь каждый кусочек хлеба. Такое же бережное отношение должно быть к воде.

Многоступенчатая очистка воды, создание водохранилищ и водоемов, устройство водопроводов и других сооружений требуют огромных государственных затрат, которые далеко не полностью возмещаются  потребителями – ведь мы с вами немного платим за водоснабжение.

1.3. Много ли воды на Земле?

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомним, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя в небольшом количестве.

Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только «поит», но ее еще и кормит – по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Без воды не замесить тесто без хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды.

Вот она какая, вода!

Но это все стало доступно человеку только после этого, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА

2.1. Запертая река

Человек сказал Днепру: - Я стеной тебя запру!

Ты с вершины будешь прыгать.

Ты машины будешь двигать…

Так были заперты стенами – плотинами многие – многие великие реки: Днепр, Волга, Енисей, Иртыш….  Казалось бы так хорошо: и дешево электричество вволю, и рекам польза, и новое, рукотворные моря разлились по земле во всю ширь.

Что ж, электричество – это прекрасно. А вот рукотворные моря – ох какой дорогой ценой за них заплачено! Ведь они затопили плодороднейшие земли, громадные леса. А сколько пришлось ради моря снести сел и деревень. Легко ли теперь сознавать человеку, что родимая земля, могилы отцов и дедов где-то под водой на дне морском!

Замечено, что течение на перегороженных реках медленное. Казалась бы, велика ль беда? Велика. Вода стала загнивать, рыба, самая ценная, самая вкусная, пропадает. Творят не мало бед и созданные человекам моря. Они все больше размывают речные берега, превращают в болота низины.

Одна плотина гидроэлектростанции на реке – еще куда ни шло. А вот когда их несколько, одна за другой, каскадом, цепочкой, это уже беда. В неволе река потихоньку гибнет. Ее живая вода постепенно становится «мертвой» - ни попить, ни искупаться.

2.2. Что хочу, то и ворочу

Человек, словно сказочный великан-великанище, все может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольется. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, - вот в чем вопрос.

Страшно даже вспомнить, но то поделаешь – приходится. Нашлись «умники», которым было невтерпеж  померяться силами с природой.  Давайте, говорят, те великие многоводные северные реки, которые «без толку» текут в Ледовитый океан, повернем-ка на жаркий, засушливый юг. То-то будет здорово: пустыни зазеленеют, водные степи зацветут! А силенок, денег, машин нам не занимать.

И уж хотели за дело взяться. Спасибо, ученые во всем разобрались и вовремя остановили «покорителей». Ни в коем случае, говорят, нельзя этого делать! Сами посудите. Чтобы течение повернулось вспять, на этих реках надо построить гигантские плотины. От этого родятся искусственные моря, которые, разлившись, затопят толстым слоем воды громадные пространства. На дне морском окажутся сотни сел и деревень, даже города. Затоплены будут хлебные поля, тучные луга, прекрасные леса. А сколько плодородных земель уйдет под воду. Не исключено, что даже климат изменится!.. Сегодня и предсказать трудно, сколько может случиться всяких бед от такой «перестройки природы». А вот будет ли польза, совершенно неизвестно. Тем более что пустыни можно напоить по-другому. Хотя – бы подземными водами, которыми так богаты здешние недра.

2.3. Семь раз примерь – один отрежь

Аральское море. Да будет вам известно, в переводе с узбекского слово «арал» как раз и означает «море». Получается: «морское море». Хотя, как ни странно, на самом деле никакое оно не  море, а озеро, правда, огромное, не по - озерному соленое и, как все на свете озера, не соединяющееся ни с одним другим морем.

Вот впечатление о нем очевидца. «…Итак, очутился на берегу этого моря- озера. Гляжу, волны есть… песчаные. И корабли есть… ржавые. Многие лежат на боку. А воды нет. Как же десятки кораблей занесло сюда, на сушу? Уселся на ржавый корабельный якорь и подумал: интересно, что бы мне порассказали эти недавние «морские странники», умей они говорить?»

«Уж не думаешь ли ты, путник, - сказал бы, наверное, старый рыбацкий сейнер, - что все мы по доброй воле покинули бурное море? Нет, это само море нас покинуло, оставив всех на мели». А видавший виды рыжий от ржавчины буксир добавил бы: «Высыхает наш Арал, делается все меньше и мельче, все мельче и мельче. Вот это село было когда – то прибрежным, а нынче море отсюда не то что в морской бинокль, в подзорную труду не разглядишь, 70 километров от него. И все почему? Было время, когда реки  столько воды в Арал несли… теперь же…»

И правда, всего каких-то несколько десятилетий назад многоводные реки-сестры Амударья и Сырдарья впадали Аральское море-озеро, щедро наполняя его водой. В наши дни обе они, недавно великие, обеднели – разобрали на пути сюда их воду, отвели по оросительным каналам, начисто обделив Арал, которому ни капельки не достается. Вот он и сузился на треть до обмеления вдобавок – корабли на суши и очутились. В былые времена  Средней Азии были только две пустыни – Каракум и Казылкум. Ныне же стали поговаривать и о третьей, новой – об Аралкум, появившейся на месте бывшего морского дна. И верно, Аракум – ни домов, ни людей, ни травы, ни зверей,  песок на зубах хрустит…

А кого надо за это недобрым словом поминать?  Да, «умников» которые так порешили: чем, дескать, больше воды достанется здешним землям, тем лучше будет урожай хлопка. Воды потратили море разливанное, а толку чуть. Сколько воды попусту испарилось! Сколько ушло в песок!  И еще одна беда – много воды просочилась в глубь, растворив подземные соли. И что же? Вместо матери сырой земли получилось, что-то вроде мертвого рассола – ничего не растет!

Вот и пришлось, воистину оставшись не только «на мели», но и без хлопка, зато с новой пустыней, срочно браться за спасение моря –озера.

 

2.4. Сказка

о   «нефтяной»   рыбке

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил раз старик невод в море и вытащил…  Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул невод сегодня? Пришел бы невод обратно не «с одною тиной морскою», а еще и с…ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную, «лысую» шину.

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, известное дело, заговорила бы она человеческим голосом.

Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня старче, в море. А наоборот, стала бы молить: только не пускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистой водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

….Грустная сказка! Но к несчастью, и быль не радостней. Раньше, возвратись из далеких странствий,  моряки, бывало, рассказывали о дальних странах да о заморских диковинах. Теперь же, как, сговорившись, твердят одно: пропадают, братцы, моря-океаны! Кораблей на водных путях – как автомобилей на шоссе. И с каждого даже самого маленького суденышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются морские просторы в грязную свалку.

А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти – совсем плохо! К несчастью, случается и такое. Помыл танкер-нефтевоз свои громадные баки-танки, грязную воду – в море. Потерпел танкер в пути аварию – вся нефть вылилась в море. Вот беда так беда! От этой отравы гибнут рыбы (как тут не вспомнить нашу  «нефтяную – золотую рыбку!», дельфины  болеют, а иногда даже гибнут чайки, другие морские птицы). На многие мили вокруг покрывается вода жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в море кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие речки. Значит, и неотправленной рыбе погибать. Ей – от голода.

До того дело дошло – завели что-то вроде «морских дворников»: специальные суда – чистоту в море наводить. Есть теперь корабли  - мусоросборщики, есть корабли нефтесборщики.

Да вот поможет ли?!

2.5. Разноцветная речка

Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой – речка Прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды – вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается грязная отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия аллея мака!

Ниже по течению построили еще один завод – резиновых сапог. И он чистую прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную отработанную воду. И стала речка здесь, словно от досады чернее сходящих с заводского контейнера черных резиновых сапог.

Еще дальше на берегу вырос третий завод ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо-буро-малиновой – пестрее самого пестрого ситца.

Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной – Разноцветной. Была многоводной – стала маловодной: уж очень много воды заводы выпивают. Люди сердятся: ни умыться, ни жажды утолить, ни рыбы наловить!

Однажды пожаловал на берег Самый Главный Санитар здешних мест. На заводах побывал, все разузнал и очень рассердился. Заводы – это, говорит, хорошо, но и про людей, да и окружающую их природу тоже нельзя забывать. Куда это годится, что кое-где речку курица вброд перейдет?! Разве можно смириться с этим, чтобы купальщики из воды выходили разноцветными попугаями!? Как это так – людям в речке ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить? И приказал: срочно построить на всех трех заводах «водоочистки» Пусть испачканная в цехах вода «чистится-отмывается» и за дело принимается. И так без конца. Тогда в речке и воды станет больше, и будет она всегда чистой.

Послушались на всех трех заводах доброго совета, и красно-черно-зелено-желтые в крапинку  потоки, текущие из труб, иссякли. Стой поры,  речка Разноцветная вновь стала речкой Прозрачной, чистой: хочешь жажду утолить – утоляй, можешь и покупаться,  и рыбы наловить, и ухи наловить.

2.6. Жила – была река

(экологическая сказка)

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так уж быстро, но все еще была чистой и прозрачной.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. На берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которых в Реку текли грязный потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она тоже живая. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины Электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем от сюда, в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку.

 И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы воды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возращение отмечают как самый главный праздник.

2.7. Море и спичка

Прогулочный катер шел вдоль Крымского побережья. Синь моря, неповторимые виды Крыма, белые чайки, мелькнувшие вдали дельфины, создали у пассажиров, заполнивших палубу катера, праздничное, приподнятое настроение. Среди пассажиров выделялся высокий, плечистый немолодой человек. К его мужественному облику шла морская форма капитана первого ранга.

Капитан зажег спичку, раскурил неизменную трубку, а спичку положил обратно в коробок. «Не могу даже спичку бросить в эту красоту», - сказал он, улыбнувшись, как бы объясняя свой поступок.

И поразительное дело. Мимоходом брошенная незначащая фраза оказала неожиданный воспитательный эффект. Многие пассажиры ели апельсины, конфеты, жевали бутерброды, пили лимонад. Но никто после слов, сказанных капитаном, не бросил не соринки за борт. И только одна женщина, поднявшаяся на палубу из каюты, взяла из рук сына скомканный стаканчик из-под мороженого, выкинула за борт и стала вытирать платком мальчику руку. У ребенка на глазах выступили слезы. «Капитан спичку не бросил, а ты…» - зашептал он. Мать, не поняв, в чем дело, взяла сынишку за руку и стала двигаться к трапу.

Мы сошли на берег. Нам с капитаном, оказалось, по пути. Впереди шел мальчик с матерью. Он продолжал что-то взволнованно говорить  маме.

Я объяснил своему спутнику, в чем дело. Капитан заметил: «Сейчас я служу в Северных краях, а отпуск провожу дома. Дом – то мой – Черное море. Всякое видел. Но скажу одно – настоящие люди никогда без крайней нужды не причиняют вреда ни земле, ни воде, ни животным, ни деревьям»,

Мы попрощались. Я шел и думал над словами капитана, желал мальчику оставаться настоящим человеком.

Заключение

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому – воду – наше главное богатство, надо беречь!

Нами сделан вывод, если человечество и каждый отдельный человек, должен заботиться о здоровье природы  Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились в воде, в долинах великих рек: «уходила» вода – пустели города и деревни.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, будем беречь, экономить каждую каплю воды, давайте будем также бережливы ко всем «дарам цивилизации», источником которых служит природа, ее ресурсы: к включенной электрической лампочке, газовой горелке, пустой таре, сделанной из дерева, к работающему мотору автомобиля.

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д. возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

Нами были проделаны опыты, из которых мы узнали, что делать, чтобы очистить воду, так же ребятам был предложен тест, в котором ребятам задавали вопросы (Какими путями в организм человека попадают вредные вещества?, Как можно защитить себя от загрязненного воздуха, от грязной воды, что такое экологическая безопасность?) В результате выяснили, что большинство учащихся знают, как себя защитить от вредных воздействий окружающей среды. Но человек наделен Разумом – это особый природный дар, поэтому должны строить свою жизнь так,  чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса.

 Эколог профессия многоликая и почетная, и каждый должен овладеть ее азами. Эколог должен знать естественные науки – биологии, агрономию, химию. Без физики тоже  не обойтись.

Свою работу  мы посвятили вопросам экологии. Экологическая ситуация во многих районах страны крайне сложная, критическая.

Остро ставится вопрос о загрязнении окружающей среды на Крайнем Севере, и во всех промрайонах Сибири. Все мы жители огромного государства России. Это наша страна, в ней жить нам и нашим детям. Какой мы ее создадим, как обустроим? Это зависит от всех нас. От нашего образовательного  и экологического уровня.

         

Литература

1. Авакян А.Б.,Опреснение воды: от экзотики до решения //География.-1997.-    №32.-С.1-3 (Прилож.к «Первое сентября»)

2. Вода, её состав. Роль воды в природе и для здоровья человека // Экология и жизнь.-2000.-№1.-С.61-64.

3. Вода на земле // Свирель.- 1997.-№2.-С.22-24.

4. Водные ресурсы Земли (статья) // Огонёк.-2002.-№11.-С.8-13.

5.Грин А., Водный голод планеты // ДЭ, Т.3. География., 1994.-С.384-391.

6.Максимов Н.А., Голубые артерии Земли. Утолим ли мы жажду? Моря,

созданные человеком // За страницами учебника географии.- М,1981.- С.70-107.

7.Откуда на Земле появилась вода? // По материкам и океанам.- М., 1988

8Петряков-Соколов И.В., Необычные вопросы об обычной воде // Экология и жизнь.- 2000.-№2.-с.32-33.

9.роблемы водных ресурсов (пресной воды) на планете // География в школе 2002.-№9.-С. 3-13.

10.Протасов В.Ф., Вода, как фактор здоровья // Экология, здоровье и охрана  окружающей среды в России, 2000.- С.550- 561.

11.Степанов В.Н., Природа мирового океана. – М.,1986.

12.Топорков А., Вода: о символическом значении воды в жизни человека // Родина.-1994.-№1.-С.108-111.

13.Усова А., Уроки на тему «Свойства воды» // Нач. школа.-2002.-№1.-С.63-66.

   

Глоссарий

Гидрология – наука о природных водах, о движении воды в природе.

Экология – наука об отношениях растительных и животных

организмов друг к другу и к окружающей среде.

Эколог – специалист по экологии.

Плато – равнина лежащая сравнительно высоко над уровнем моря и

отдаленная от соседней местности круглыми склонами.

Компост – удобрение – смесь земли с перегноем, торфом навозом.

Электростанция – предприятие, вырабатывающее электрическую

энергию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Книга тревоги"

Конспект урока  окружающего мира в 1 классе по программе "Гармония" по теме "Книга тревоги". Можно испоьзовать по другим программам, изучая тему "Красная книга"...

Ярлыки для тревоги. Б.Кочубей

предлагаю выдержку из статьи Б.Кочубея....

Книга тревоги . Урок окружающего мира в 1 классе "Гармония"

Урок по теме "Книга тревоги" построен согласно требованиям ФГОС, с использованием современных педагогических технологий....

Детям планеты - мир без тревоги и слез

Классный час проводится в рамках акции "Детям планеты - мир без тревоги и слез". Посвящен трагедии, произошедщей  1 сентября 2004 года в городе  Беслане (Северная Осетия)....

Экологический час "Айболит бьет тревогу" конспект

Да, чистая планета – это свежий  воздух, который рассекают крыльями звонкие птицы;  это чистые реки, моря, океаны, в которых плещется прозрачная вода; это поля, луга, леса, поражаю...