Проект "Охрана природы в культурных традициях марийского народа"
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

В настоящее время на планете актуальна проблема охраны окружающей среды. Люди, наконец, осознали, что если мы не спасем чистоту Природы, то сами погибнем вместе с ней. Ученые до сих пор спорят о путях спасения нашей окружающей среды. Но время идет! Только сейчас мы начинаем вспоминать традиции наших предков по отношению к природе. Перемешать народы и разрушить культурные традиции просто, а придумывать новые – это долгий и сложный процесс.  В мире много разных народов, религий, языков, обычаев, но наш марийский народ выработал свою уникальную философию общения с природой, в том числе и правила природопользования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ohrana_prirody_u_mari.doc105 КБ
Файл ekologiya_mariyskogo_naroda.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл

«Верх-Ушнурская средняя общеобразовательная (национальная) школа с углубленным изучением отдельных предметов»

проект

«Охрана природы в культурных традициях

марийского народа»

Выполнили:

Куклина Снежана, 5 класс

Петухова Аделина, 5 класс,

   Руководители:

Муржакова Елена Геннадьевна, учитель биологии,

Волкова Галина Леонидовна, учитель начальных классов

Верх-Ушнур

2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….3

Актуальность……………………………………………………………………………......3

Цель и задачи………………………………………………………………………………..4

I. Великое триединство: небо – земля – человек………………………………………….5

II. Почитание природных объектов марийским народом…………..………………........6

2.1 Почитание Солнца……….………………………………………………………..........6

2.2. Почитание  Огня ……..……………………………………………..............................7

2.3. Почитание Воды………………………………………………………….....…………7

2.4 Почитание Леса…………………………………………………………………………8

2.5. Почитание  Земли ……………………………………………………………………...9

2.6. Почитание растений…………………………………………………………………..10

2.7. Почитание животных………………………………………………………………….10

2.8. Памятники природы  священные рощи – кÿсото……………………………………12

III. Заключение. Практическая значимость…………………………………………........12

Список использованной литературы………………..………………….............................13

ВВЕДЕНИЕ

Марийский край родной!

На карте мира

Ты даже меньше, чем кленовый лист.

У нас в сердцах
Мой край марийский милый
Ты, как цветок прекрасен, юн и чист.

С. Вишневский

У марийского края есть своё неповторимое лицо. На территории Марий Эл множество чистейших родников, рек и речушек, озёр. Леса радуют нас своими дарами, луга – своими цветами. Богат и разнообразен животный мир нашей республики, которую по праву называют жемчужиной Поволжья.

Актуальность

В настоящее время на планете актуальна проблема охраны окружающей среды. Люди, наконец, осознали, что если мы не спасем чистоту Природы, то сами погибнем вместе с ней. Ученые до сих пор спорят о путях спасения нашей окружающей среды. Но время идет! Только сейчас мы начинаем вспоминать традиции наших предков по отношению к природе. Перемешать народы и разрушить культурные традиции просто, а придумывать новые – это долгий и сложный процесс.  В мире много разных народов, религий, языков, обычаев, но наш марийский народ выработал свою уникальную философию общения с природой, в том числе и правила природопользования.

Для подтверждения актуальности нашего исследования мы провели социологический опрос по методике «Выявление ценности природы» среди учащихся 3-4 классов нашей школы.

Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной) ценности природы, ее компонентов.

Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените природу:

- природа – источник знаний;

- природа дает представление о прекрасном в жизни;

- природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания;

- природа дает человеку древесину;

- природа – источник вдохновения, творчества для человека;

- природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению здоровья человека;

- природа – это главное богатство народа, страны.

Нами были получены следующие результаты:

Анализируя результаты, мы выяснили, что:

- наибольшее количество ответов связано с потребительским отношением к природе,

- лишь 18% школьников считают, что природа – главное богатство страны;

- о правилах охраны природы марийского народа знает только 6 % детей.

Таким образом, мы определили проблему нашего проекта – найти материал и рассказать школьникам об отношении марийского народа к природе. Исходя из данной проблемы, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:

Цель: изучение культурных традиций марийского народа в деле охраны природы.

Задачи:

  1. Изучить культурные традиции марийского народа по отношению к природе.
  2. Выяснить примеры гармоничного отношения  к различным природным объектам.
  3. Сделать вывод о необходимости использования полученных знаний при общении с природой.
  4. Познакомить с результатами  своей  работы  учащихся школы и родителей.

Гипотеза: если мы узнаем о культурных традициях марийского народа по отношению к природе и будем стараться их соблюдать, то мы сможем помочь природе стать чище.

Методы исследования: социологический опрос, анализ литературных источников, встреча с носителями марийской традиционной религии.

I. ВЕЛИКОЕ ТРИЕДИНСТВО: НЕБО – ЗЕМЛЯ - ЧЕЛОВЕК

Пÿртÿс  – тиде Юмо  

(Природа – это Бог).

Марийская поговорка

Чтобы понять причину почтительного отношения древних марийцев к природе, необходимо выяснить, как же по их представлениям создан наш мир. Так, согласно марийским и вообще финно-угорским мифам первоначально существовал только мировой океан, на поверхность которого села небесная утка  и снесла два яйца, из которых родились два брата – селезня – Юмо и Йын. Селезни ныряли на дно океана, в клюве доставали ил и из него формировали землю. Из той земли, что достал Юмо, образовались равнины, Йын же подавился  и вместе с землей выплюнул слюну, из которых возникли горы, озера, болота. Затем Юмо создал животных и человека. Йын стал мешать работе Юмо и за это был изгнан с земли в нижний, подземный мир. Таким образом, произошло разделение богов и самого мира на верхний и нижний, а также появилась идея противоборства добра и зла.

Однако в те времена эти два мира (боги, животные, люди) существовали как бы в одной плоскости, в среднем мире на поверхности земли, а до неба можно было достать рукой. Однажды одна женщина осквернила небо: очищая детские пеленки, она испачкала ими небо. Небо в течение семи дней и ночей с грохотом стало подниматься, разделив, таким образом, небо и землю. Бог селезень превратился во всеобщее небесное божество Юмо, на небе появился Ош Кугу Юмо и другие боги. Таким образом, вырисовывается космическая модель мира: верхний, средний и нижние миры.

Такая модель мира у многих народов представляется и в образе мирового дерева. Это вертикальная космическая модель мира, состоящая из трех частей: ветви кроны – ствол – корни символизирует  триединств «небо – земля – человек», что выражается в понятии Ош Тÿня (Белая Вселенная), которое является синонимом природы (Пÿртÿс). Они  взаимосвязаны, что выражено в марийской пословице:

«Пÿртÿс ила – айдеме ила, пÿртÿс пыта – айдеме пыта» (природа жива – человек жив, природа умрет – человек – умрет).

II. ПОЧИТАНИЕ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ МАРИЙСКИМ НАРОДОМ

Отношение марийцев к природе выражено в фольклоре, мифологических представлениях и религиозных верованиях. Оно приходят к каждому человеку с самого раннего детства через сказки, народные песни, пословицы и поговорки, через наблюдение за поведением родителей, соседей, через народные игры, национальные традиции и обряды.

В марийской традиционной религии окружающие человека объекты и явления природы, животный и растительный мир наделяются человеческими качествами и воспринимаются как олицетворения взаимопонимание в обществе выступало великое божество Ош Кугу Юмо (Светлый Великий Бог). Ему подчинялись божества, обеспечивающие мир и спокойствие на свете:

  • Мер Юмо – божество, регулирующее жизнь среди людей, среди которых все имеют равные права на свет и тепло Солнца.
  • Шочын Ава – божество, дающее радость рождения.
  • Мланде Ава – божество, дающее силы для роста и развития.
  • Перке Ава – божество, дающее возможность жить счастливо, в достатке.
  • Кугу Серлагыш – божество, содействующее жизни, оберегающее человека.

созидательной силы божества Юмо. Силой, обеспечивающей сохранение и возрождение жизни, мир и спокойствие на земле,

А сейчас остановимся на примерах  поклонения  природе, которые связаны как с вышеперечисленными божествами, так и с другими объектами марийской мифологии.

2.1 Почитание Солнца

Кече Юмо – бог Солнца у марийцев является источником света, предохраняет землю и её жителей от всякого вреда. При молениях обращаются к востоку, к восходу Солнца. Без солнечного тепла и солнечного света нет жизни на земле.. Его труд бесконечен. Сила солнца очищает нас от болезней, даёт силы для роста, для развития. Солнце не делит никого на добрых и злых, на богатых и бедных, на белых и черных- оно любит и греет всех равно, не прося взамен ничего от нас. Марийцы, встречая солнце, просят благословения и силы на весь день, удачи во всех добрых делах и начинаниях. Почитание Солнца нашло отражение в марийской вышивке, наличниках окон и других изделиях материальной культуры.

        Бережное отношение марийского народа к природе нашло свое выражение в табу. Это не механический набор правил, а естественная система, сложившаяся за тысячелетия, способствующая достижению гармонии в отношениях человека и природы. Существуют следующие табу по отношению  к Солнцу: нельзя обсуждать и осуждать солнце, нельзя плевать в сторону солнца, ходить по нужде, находясь лицом к солнцу. Особо надо следить за своим поведением в полуденное время.

Кече Ава

Эр кече кынелмым вучат чыланат:

Янлык, пушенге, пеледыш- влакат.

А Кече Ава койылдеш- савырнат,

Лышташым шуен куанат.

Кулеш мыланна илыш вийым погаш,

Кече Авала нолталтын шогаш.

Огеш пайле тудо мемнам, авала

Чылаштым иктор йоратен ырыкта.

(И. Степанова)

2.2. Почитание  Огня

Тул Ава - Мать огня по представлениям марийцев – великая сила, созидающая основу для жизни - тепло. Потеря огня предвещала несчастья, поэтому, огонь требует к себе уважительного отношения, любит чистоту и аккуратность. Если к нему относятся почтительно, то огонь служит человеку долго и радует его теплом в доме, горячей и вкусной пищей, защищает от зла и нечисти. Тул Ава защищает охотников, находившихся на промысле, оберегая их по ночам. Но когда силой Огня пренебрегают, недооценивают его, то он напоминает о своей великой силе, очищая весь накопившийся негатив, уничтожая все подряд.

Существуют запреты: нельзя плевать в огонь, ругаться при огне, стряпать у печи со злом на душе.

2.3. Почитание  воды

Большое уважение  марийцы оказывают и воде, называя  её  Вÿд Ава – Мать Вода. Земля для мари – это живое существо, а вода – кровь земли, а все родники, ручьи, реки, озера – кровеносная система, очень ранимая по аналогии с человеческой.

При умывании  марийцы  благодарят воду за её чистоту, за радость общения с ней, просят силы и здоровья  для каждой  клеточки своего тела. В настоящее время современными учеными доказано, что вода обладает памятью, об этом знали и древние марийцы, интуитивно считая, что Вÿд Ава помнит всё,  что происходит вокруг. В народе и сегодня жива традиция общения с водой. Подходя к реке, к источнику, заходя купаться в воду- просят разрешения; унося ее с собой в сосуде- благодарят. А когда идут к реке или озеру ловить рыбу, просят у воды разрешения и содействия на удачную ловлю.

Существует система запретов (табу):

- Около родника нельзя ругаться, громко говорить – Богиня Мать воды обидится, вода уйдет;

– Вокруг родника не руби деревья, в воду ничего не бросай – она священна, лечебна;

- Не руби деревья и кустарники по кромке воды, ведь корни деревьев укрепляют берега, очищают воду;

- В озере бельё не стирай, а только полоскай, а не то вода обидится и уйдет.

Вуд Ава

«Вуд Ава, тау тылат!»- ойлена.

Тый шеме гыч ошым ыштет мыланна,

Лавыраным яндарыш пуэт савырен,

Ший, тамле вудет ден алнам пойдарен.

Тый коштын ноет, Вуд Ава дек миет,

Яндар ямле вуд ден капет шуалтет,

Колта ниялтен вуй гыч йолвундаш марте,

Чыла ойыра- нойымет, корштымет.

(И. Степанова)

2.4. Почитание  леса

        Лес был для марийцев всем: средой обитания, кормил и поил, обувал и одевал, давал защиту и жильё, здоровье и физическое развитие. Действие сказок мари всегда обычно происходило в лесу, а его жители всегда помогают человеку. Подходя к лесу, с поклоном говорят: «Дух Леса, я к тебе пришел, я пришел с добром. Дай мне на моем пути ягоду твою лесную. Я возьму столько, чтоб прокормить мою семью.  Покой твой не нарушу. Вреда тебе не причиню»

Марийская пословица гласит: «Чодыра – мемнан поянлыкна, чодыра – тазалык орол, чодыра – марий ужга, чодыра – сÿан шувыш, чодыра – чон куан». (Лес-наше богатство, лес – наше здоровье, лес – душа марийского народа).

Табу по отношению к лесу:

- Перед тем, как срубить дерево, попроси у духа дерева прощения;

- При лесных работах оставляй на пеньке остаток обеда в качестве дара лесным богам;

- Не срывай грибы с корнем – потом они не будут расти;

- На горельнике скот не пасут.

2.5. Почитание  Земли

Земля у марийцев – одна из основных частей мироздания, символ женского плодоносящего начала. Она считается святой и чистой. Богиня Мать Земля  – Мланде Ава Юмо дарует нам силу с самого рождения. Считается, что она родила весь растительный мир.

Невидимая нить, как материнская пуповина, связывает каждого человека с малой родиной. Не зря в тяжкое время живущий вдали от родной земли человек стремится приехать именно в своё родимое место. Здесь он снова обретает силу. Земля вдыхает её  и в каждое семя, положенное в почву; поливая теплым дождиком, поднимает урожай, наливает колосья зернами. «Мать Земля, дай мне силы посадить зерно, вырастить урожай и собрать его», - с такими словами обращаются к Земле перед посевными работами.

Культом неба и плодородия, согласно марийским верованиям, связан и божеством Юмо, который  научил людей выращивать хлеб, является защитником посевов от стихийных бедствий.

Мланде Ава

Мыняр шуко корно улеш мландымбалне,

Мыняре саскажым пукша.

Тышан кушкына, илена курымнажым.

Варажым тудланак капнам пуэна.

Тужем да тужем ий ден мланде шарнаже

Лийын Ава чылалан.

Йоратыше мландын лий тый йочаже,

Ит мий осал ден нигунам.

(И. Степанова)

2.6. Почитание растений

Наши предки считали, что каждое дерево, растение - живые. Так же, как и трава, кусты, деревья, человек произрастает из семени, вырастает, набирает силу, дает потомство, а когда наступит час - тело человека предается земле.

Берёза – куэ, дуб – тумо, липа – писте являются священными, имеют божественное начало, они выросли в тех местах,  где выпал прах человека, усыновлённого Богом и ставшего Его зятем. Особое отношение было к березе – это любимое дерево марийцев. Она давала человеку положительную биоэнергию, к ней обращались в дни огорчений, просили удачи в делах. Двор каждого хозяина украшала берёза. Из почек делали лекарство, из веток готовили веники, из бересты – бураки и туесочки, из древесины – различные вещи и посуду, она также шла на дрова.

Наши предки предполагали, что деревья, так же, как и люди, имеют свои души, которые общаются с душами людей. При рождении ребенка, деревья, особенно рябину высаживали на задворках, рядом с деревьями родителей, то есть у каждого в деревне имелось свое собственное дерево. Нет ни одной марийской песни, где не упоминалось бы какое-либо дерево.

Истинно благоговейное отношение у мари к дубраве. Дуб – символ мужества и крепости, здоровья, надежды, энергии. Иногда верующие обращались к дубу и просили: «Тумо павай, илаш полшо» (Дуб – дядя, помоги выжить).

Почитали также сосну, ель, пихту, липу. Особое отношение было к осине, которую хотя и называли чертовым деревом, но не отвергали, используя на постройки.

Почти в каждой деревне можно обнаружить акрет годсо пушенге, то есть дерево предков, которые мужчины приветствовали, сняв шапки, к нему обращались с молитвой. Человека, спилившего такое дерево, ждет болезнь или смерть.

Интересно, что марийцы не знали что такое букет, так как никогда не срывали цветы для этого. С лекарственной целью срывалось небольшое количество, особо целебной считалась  роса лекарственных растений.

2.7. Почитание животных

Шÿшпык семын мурена,  

Йÿксö семын курштена,

Пашам ыштен, йывырталын,

Умырнам эртарена.

(Поём как соловей,

Танцуем как лебедь,

В труде и радости живем)

        Народная марийская песня

        Мировозрение народа мари выражается в сказках, загадках, пословицах также и через внутренние взаимоотношения человека с животным. В марийских сказках животные действуют как человек, а в одной из сказок говорится, что человек раньше понимал язык птиц и зверей, но утратил это знание. Многие животные имели родовое, тотемное значение, например, медведь, лиса, бобр.  Дикие гуси, лебеди, журавли считались священными птицами: «Ош йÿксым, кайык комбым, турням пытараш ок йоро – нуно юмын кайык улыт».

Лес кормил, одевал: мясом лесных зверей марийцы питались, из шкурок лисицы, зайца, волка и медведя шили шубы, тулупы, шапки, чулки. Пушистыми шкурками куницы и белки платили дань царю и ясак хану.

        Животных считали  своими предками. В одной народной песне есть такие слова:

Сядет на амбар сизый голубочек,

Не гоните, не насыпав зерен.

Может, это я вот так приду.

Подойдет к окну мальчик – сиротинка,

Не гоните, не подав горбушку,

Может, это я вот так приду.

Встанет у ворот сирота – ягненок,

Может, это я вот так приду.

2. 8.  Памятники природы священные рощи – кÿсото

Вблизи марийских деревень то здесь, то там можно увидеть островки нетронутой  девственной природы, расположенные  обычно среди полей на возвышенном месте. Так издалека выглядит священная  роща – кусото (ото). Наши предки считали, что они являются центром Вселенной, где человек может говорить с Божеством, напитать свою душу энергией, отходящей от самой Матери Земли.

Здесь нельзя ломать ветки, мусорить, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду, женщинам запрещено заходить с непокрытой головой. По рассказам, бывали случаи, когда за сломанную в роще ветку человек наказывался тяжелой болезнью, а за срубленные деревья – жизнью.

По мнению исследователя Н. Морохина, священные рощи дошли до нас из глубокой древности как «экологические заповедники» в виде чистого леса, не тронутого цивилизацией. Расположение этих рощ соответствовало точкам распада подземных вод. Они способствовали сохранению рек, озер, родников.

Есть в нашем крае роща тихая одна,

 На берегу большого озера она.

 Деревья там раскидистей раскидистых растут,

 В густой траве там распевают соловьи,

 Там озеру, журча, ручей стремит струи.

 Там и трава любой травы свежей,

 Там и цветы любых цветов нежней.

 Им отдана любовь моя.

 Того, кто рубит рощу, проклинаю я.

                        С. Чавайн

Всего  на территории нашей республики насчитывается 607 таких рощ, из них 321 находится под охраной государства. Сегодня рощи имеют статус историко – культурных, ландшафтных памятников и находятся под охраной государства согласно принятому в 1991 году Закону Марийской республики об охране природы.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Подводя итоги своей работы, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Мы изучили культурные традиции марийского народа по отношению к природе, мы узнали, что  наши предки умели настраиваться на тонкие струны сил природы. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну. Именно такое отношение к окружающему миру даёт нам силу и радость жизни до настоящего времени.
  2. Выяснили примеры гармоничного отношения мари к различным природным объектам природы: Солнцу, Огню, Воде, Лесу, Земле, Растительному и Животному миру.
  3. Сделали вывод о необходимости использования полученных знаний при общении с природой: каждый человек должен понимать – нельзя нарушать чистоту и гармонию в природе. Это будет одно и то же, что губить  будущее своё и последующих поколений. Мы родились и живем в радости от окружающей нас природы по велению предков и должны быть  благодарными им за то, что можем  пользоваться природными богатствами, радоваться её красоте. И пока мы живем, мы должны думать о своих потомках, сохранить для них то, что дает нам силы и возможность жить в этом прекрасном мире Ош Туня.
  4. Практическим результатом является возможность использования нашего исследования в урочной и внеурочной деятельности по экологическому просвещению обучающихся и воспитанию этноэкологических компетенций по бережному отношению к природе.

Творческим результатом нашей проектной деятельности является составление цифровой презентации, защита проекта перед учащимися школы и родителями, участие в районном конкурсе исследовательских работ и проектов «Первые шаги».

Таким образом, наша гипотеза о том, что если мы узнаем о культурных традициях марийского народа по отношению к природе и будем стараться их соблюдать, то мы сможем помочь природе стать чище, подтвердилась.

У наших предков была естественная религия, а главным храмом считалась сама природа. Нам нельзя забывать и о том, что и каждый из нас  в ответе за каждый свой поступок! Так завещали беречь природу наши  предки!

Список использованной литературы

  1. Степанова Ираида. Кÿсото. Святая роща. – Йошкар-Ола, 2012. – 196 с.
  2. Тойдыбекова Л.С., Марийская мифология. Этнографический справочник. – Йошкар-Ола, 2007. – 312 с.
  3. Четкарева Р.П. Природа, здоровье и табу народа мари. - Йошкар-Ола, 1999. – 86 с.
  4. Юадаров К.Г. Вера предков: язычество. – Йошкар-Ола, 2005. – 51 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Охрана природы в культурных традициях марийского народа ГБОУ Республики Марий Эл « Верх-Ушнурская средняя общеобразовательная (национальная) школа с углубленным изучением отдельных предметов» Авторы: Куклина Снежана, Петухова Аделина, обучающиеся 5 класса Руководители : Муржакова Е.Г., учитель биологии Волкова Г.Л., учитель начальных классов с. Верх-Ушнур 2014г .

Слайд 2

Актуальность В настоящее время актуальна проблема охраны окружающей среды и поиска путей её спасения от экологической катастрофы. В мире много разных народов, религий, языков, обычаев. Только сейчас мы начинаем вспоминать традиции предков. Перемешать народы и разрушить культурные традиции просто, а придумывать новые – это долгий и сложный процесс. Марийский народ выработал свою уникальную философию общения с природой, в том числе и правила природопользования. Мы хотим узнать о них побольше!

Слайд 3

Социологический опрос учащихся 3-4 классов

Слайд 4

Цели и задачи Цель: изучение культурных традиций марийского народа в деле охраны природы Задачи: Изучить культурные традиции марийского народа по отношению к природе. Выяснить примеры гармоничного отношения к различным природным объектам. Сделать вывод о необходимости использования полученных знаний при общении с природой. Познакомить с результатами своей работы учащихся школы и родителей.

Слайд 5

Великое триединство: небо – земля – человек Мировое дерево – модель устройства мира Триединство : ветви – ствол – корни небо – земля – человек человек – жилище – подземный мир Марийская пословица: «Пÿртÿс ила – айдеме ила, пÿртÿс пыта – айдеме пыта» (природа жива – человек жив, природа умрет – человек – умрет).

Слайд 6

Почитание Солнца Кече Юмо – бог Солнца – источник света и тепла. Без солнечного тепла и солнечного света нет жизни на земле. Его труд бесконечен. Сила солнца очищает людей от болезней, даёт природе силы для роста и развития. Правила: человеку нельзя обсуждать и осуждать солнце, нельзя плевать в сторону солнца, ходить по нужде, находясь лицом к солнцу.

Слайд 7

Почитание Огня Тул Ава - Мать огня – сила великая, созидающая основу для жизни - тепло. Если к нему относятся почтительно, то огонь служит человеку долго и радует его, защищает от зла и нечисти. Но когда им пренебрегают, то он, очищая весь накопившийся негатив, уничтожает все подряд. Правила : пользуясь огнем, надо его почитать, благодарить. Огонь любит чистоту и аккуратность.

Слайд 8

Почитание Воды Вода для мари – кровь земли, а все родники, ручьи, реки, озера – хрупкая кровеносная система. Умываясь, всегда благодарят воду за её чистоту, просят силы и здоровья для тела. Система запретов (табу): - Около родника нельзя ругаться, громко говорить – Богиня Мать воды обидится, вода уйдет; – Вокруг родника не руби деревья, в воду ничего не бросай – она священна, лечебна; - Не руби деревья и кустарники по кромке воды, ведь корни деревьев укрепляют берега, очищают воду; - В озере бельё не стирай, а только полоскай, а не то вода обидится и уйдет.

Слайд 9

Почитание Леса Марийская пословица гласит: « Чодыра – мемнан поянлыкна , чодыра – тазалык орол , чодыра – марий ужга , чодыра – сÿан шувыш , чодыра – чон куан ». (Лес - наше богатство, лес – наше здоровье, лес – душа марийского народа). Табу по отношению к лесу: - Перед тем, как срубить дерево, попроси у духа дерева прощения; При лесных работах оставляй на пеньке остаток обеда в качестве дара лесным богам; Лес сохраняет влагу. Его истребление ведет к обмелению рек, сокращению рыбных запасов. - Не срывай грибы с корнем – потом они не будут расти; - На горельнике скот не пасут.

Слайд 10

Почитание Земли Мать Земля дарует нам силу с рождения. Невидимая нить, как материнская пуповина, связывает каждого человека с местом рождения. Не зря в тяжелые времена человек стремится приехать на свою малую родину. Здесь он снова обретает силу. Земля вдыхает её и в каждое семя, положенное в почву, поливая теплым дождиком, поднимает урожай, наливает колосья зернами. «Мать Земля, дай мне силы посадить зерно, вырастить урожай и собрать его», - с такими словами обращаются к Земле перед посевными работами. Марийские пословицы: « Земля- мать поля, хлеба», «Земля- с запахом хлеба.»

Слайд 11

Почитание растений Наши предки считали, что каждое дерево, растение - живые. Так же, как и трава, кусты, деревья, человек произрастает из семени, вырастает, набирает силу, дает потомство, а когда наступит час - тело человека предается земле. Особое почтение испытывали к деревьям: березе, дубу, липе, рябине. Табу (запреты) марийского народа: Когда необходимо срубить дерево, надо попросить у него прощения, лишь потом приступать к работе. Лес всем богат, но, пользуясь его дарами, оставь часть своим детям, не бери сверх нормы. Никогда не срывай цветы без нужды.

Слайд 12

Почитание животных Мари почитали медведя – хозяина марийских лесов. Лось - не менее сильный и смелый зверь. Он предпочитает заболоченные места и берега небольших водоемов. Животных считали своими предками: В одной народной песне есть такие слова: «Сядет на амбар сизый голубочек, Не гоните, не насыпав зерен. Может, это я вот так приду. Подойдет к окну мальчик – сиротинка, Не гоните, не подав горбушку, Может, это я вот так приду. Встанет у ворот сирота – ягненок, Может, это я вот так приду...»

Слайд 13

Памятники природы - священные рощи – кÿсото Уникальными памятниками природы и духовной культуры народа мари, отражающим традиционные верования народа являются священные рощи- к ÿсото . Они – живые памятники, связующее звено между нынешними поколениями и далекими предками. Кÿсото - «экологические заповедники» в виде чистого леса, не тронутого цивилизацией. Расположение этих рощ соответствовало точкам распада подземных вод. Они способствовали сохранению рек, озер, родников, являются очагами биоразнообразия живых организмов . Есть в нашем крае роща тихая одна, На берегу большого озера она. Деревья там раскидистей раскидистых растут, В густой траве там распевают соловьи, Там озеру, журча, ручей стремит струи. Там и трава любой травы свежей, Там и цветы любых цветов нежней. Им отдана любовь моя. Того, кто рубит рощу, проклинаю я. С. Чавайн

Слайд 14

Заключение. Практическая значимость Мы изучили культурные традиции марийского народа по отношению к природе, и узнали, что наши предки умели настраиваться на тонкие струны сил природы. Выяснили примеры гармоничного отношения мари к различным объектам природы: Солнцу, Огню, Воде, Лесу, Земле, Растительному и Животному миру. Сделали вывод о необходимости использования полученных знаний при общении с природой: каждый человек должен понимать – нельзя нарушать чистоту и гармонию в природе. Практическим результатом является возможность использования нашего исследования в урочной и внеурочной деятельности по экологическому просвещению обучающихся и формированию этноэкологических компетенций по бережному отношению к природе.

Слайд 15

Мы – защитники природы !

Слайд 16

Выводы: Каждый человек должен понимать – нельзя нарушать чистоту и гармонию в природе. Это будет одно и то же, что губить будущее своё и последующих поколений. Мы родились и живем в радости от окружающей нас природы по воле самой природы и должны иметь благодарность за то, что можем пользоваться её богатствами, радоваться её красоте. И пока мы живем, мы должны думать о своих потомках, сохранить для них то, что дает нам силы и возможность жить в этом прекрасном мире Ош Туня . Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же мы все навек объединимся, Табу далёких предков возродим. Тогда мы на земле и сами сохранимся!

Слайд 17

Запомните! У наших предков – древних мари, была естественная религия, а главным храмом считалась сама природа. Нам нельзя забывать и о том, что и каждый из нас в ответе за каждый свой поступок! Так всем нам завещали беречь Природу наши далекие предки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России.

Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России....

Внеклассное занятие Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области

Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования  Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский...

Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.

В данном материале представлены педагогические аспекты формирования общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа....

Воспитание учащихся на культурном наследии и традициях татарского народа

Татарская культура - это дом родной,Это папа, мама рядышком с тобой,И калитка с кленом под твоим окном,Музыка азана льется над селом,И резные ставни, и большой балкон,И крыльцо родное, что зовет нас в...