Главные вкладки

    Урок окружающего мира "Для чего нужна экономика" 3 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Евсеева Елена Николаевна

    Цель учителя:

    1.     способствовать формированию понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики;

    2.       развивать кругозор детей, создать условия для развития познавательного интереса у обучающихся, мыслительных операций: анализа, обобщения; умения делать выводы;

    3.     воспитывать трудолюбие, культуру учебного труда, чувство взаимопомощи

    Реализация целей урока будет достигнута через практическую деятельность,  через игры и мультимедийные демонстрации.

    Планируемые результаты:

    Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Технологии: игровые, здоровьесберегающие.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой работы.

    Методы познания: мультимедийные демонстрации, анализ.

    Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, маршрутный лист ,таблицы для индивидуальной работы, тест для групповой работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЁННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ОБИЛЬНЕНСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

    ________________________________________________________________________________________________________

    359409 РК, Сарпинский район, с. Обильное, ул. Гагарина 2.

    Тел. 8 (87441) 31 – 2  - 11, e-mail: kolggalina@yandex.ru

                                                         Технологическая карта урока

    «Для чего нужна экономика»

    3 класс

    Окружающий мир

    Подготовила: Евсеева Елена Николаевна,

     учитель начальных классов

    МКОУ «Обильненская сош»

    2017год

    Предмет: Окружающий мир

    Программа: «Школа России»

    Класс:3

    Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

    Раздел: Чему учит экономика?

    Тема урока: « Для чего нужна экономика?»

    Цель учителя:

    1. способствовать формированию понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики;
    2.   развивать кругозор детей, создать условия для развития познавательного интереса у обучающихся, мыслительных операций: анализа, обобщения; умения делать выводы;
    3. воспитывать трудолюбие, культуру учебного труда, чувство взаимопомощи

    Реализация целей урока будет достигнута через практическую деятельность,  через игры и мультимедийные демонстрации.

    Планируемые результаты:

    Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Технологии: игровые, здоровьесберегающие.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, групповой работы.

    Методы познания: мультимедийные демонстрации, анализ.

    Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, маршрутный лист ,таблицы для индивидуальной работы, тест для групповой работы.

    Ход урока.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формирование УУД

    Организациооный момент

    Цель:

    мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

    Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Меня зовут Евсеева Елена Николаевна. Сегодня   я проведу у вас урок окружающего мира.

                     -Придумано кем- то, просто и мудро,

                      При встрече здороваться: «Доброе утро!»

                     -Доброе утро солнцу и птицам!

                     -Доброе утро улыбчивым лицам!

                      И каждый становится добрым, доверчивым,

                      И доброе утро длится до вечера.

    -Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

    Приветствуют учителя.

    Психологический настрой на урок.

    Актуализация знаний

    Прочитайте  стихотворение: Вызывает  уваженье,

                                       Украшает всю тетрадь,

                                      Поднимает настроенье

                       Нам всегда…

    -Дополните стихотворение.

    -За что вы получаете оценки?

    -Сегодня я предлагаю, вам отправится в путешествие в страну Знаний. Так же путешествуя по стране Знаний вы будите получать умы в виде монет за свои знания. А чтобы попасть в неё мы должны выполнить задание «найди лишнее слово»

    Удача, везенье, товар, успех.

    Здоровье, Экономика, гигиена, спорт.

    Потребность, солнце, дерево, вода.

    -Ребята давайте ещё раз прочитаем  эти слова.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями. И здесь начинается наше путешествие по стране Знаний. И тема нашего сегодняшнего урока «Для чего нужна экономика»

    Оценка 5.

    Ответы детей.

     За знания.

    Выполнение задания. Формулируют тему урока.

    Получают ключевые слова.

    В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

    Изучение нового материала.  

    ФИЗМИНУТКА

    И первая наша  Остановка «Богатство»

    Беседа. –Что такое богатство? Значит быть богатым?

    -Является ли богатством домашняя библиотека; талант петь, рисовать; писать стихи; хорошее здоровье; много знаний и умений; интересные идеи и изобретения?

    Мы можем сказать, что  БОГАТСТВО - это обилие материальных и духовных ценностей.

    -Ребята, запишите это понятие себе в маршрутный лист.

    -Послушайте сказку и скажите, что является лучшим богатством.

    Где богатство зарыто.

    Отец перед смертью сказал сыну: «живи так, чтобы плуг серебрился» И добавил: «Моё богатство в поле, там ты его найдёшь, только копай». Но не хватило сыну ума понять отцовского наказа. Не понял он, что серебриться плуг будет тогда, когда он пашет землю, а земля будет давать урожай, если её хорошо обрабатывать. Вместо этого он заплатил кузнецу, чтобы тот полил плуг серебром, а сам всё ямы копал в поле, думал, что найдёт там клад. И совсем бы он обеднял, если б не объяснили ему добрые люди, как надо жить. 

    -Как вы думаете, что ему посоветовали добрые люди? Что нужно было делать на поле (что у нас на полях делают) И если б он работал плуг не покрывался бы ржавчиной, а блестел как  серебро от того что им пашут землю. Прежде чем, что то сделать нужно сначала думать.

    -Не случайно в народе говорят: Разум  наилучшее богатство».

    -Так что же является наилучшим богатством?

    -А теперь послушайте  стихотворение:

    Великая радость работа,

    В полях, за станком, за столом!

    Работай до жаркого пота,

    Работай без лишнего счёта-

    Всё счастье земли-за трудом!  (В.Брюсов)

    -Ребята для чего нужен труд?

    -О труде есть много пословиц и поговорок. А вы ребята знаете?

    -Откуда берутся хлеб, сахар, одежда, обувь, автомобили, дома и многое другое?

    - То, что производят люди и сами  и их труд вместе составляют ЭКОНОМИКУ, т.е. можно сказать, что экономика это труд работа услуги и товар то, что производят люди. И так мы подошли с вами к следующей  остановке «Экономика.»

    Рассказ учителя об  «экономике» и «потребности».

    -Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А «номос» означает «правило», «закон». Получается экономика – это правила и законы ведения хозяйства. Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

    -Ребята запишите новое понятие для себя в маршрутный лист.

    -Как вы думаете всё ли можно купить? Сейчас мы с вами послушаем стихотворение и скажем чего нельзя купить.

    Стихотворение читает ученик  «Чего нельзя купить?»

    Я с утра брожу босой,

    Весь обрызганный росой,

    С птицей, возле тополька,

    Воду пью из родника.

    Где-то дома, у метро,

    Пепси-кола и ситро,

    Карусели, зоосад,

    Всюду вывески висят.

    Если деньги накопить,

    Можно многое купить –

    Дом, одежду и завод,

    Самолёт и пароход.

    Но нельзя купить росу,

    Птичье пение в лесу.

    И не спрятать в кошелёк

    Родничок и тополёк.

    -Кто может ответит на вопрос: Чего нельзя купить? (росу, птичье пение в лесу, лес, родник, поля-природа т.е. потребности, которые нам дает природа).

     -Что еще нельзя купить? (любовь, заботу, внимание, дружбу)

    Что же нужно человеку для жизни?

    Всё это называют потребностями. Следующая наша остановка « ПОТРЕБНОСТИ»

    -Вот вы сейчас называли свои потребности они очень разные. Но все их можно разделить на 3 группы. Естественные - это то без чего человек не может жить. (воздух потребность дышать,  вода, еда, сон,)Духовные - это отношение между людьми (общение, театры, книги, музыка) Материальные -  это те потребности которые облегчают нам жизнь . (одежда, жильё, автомобили, телефоны, и т.д.)

    -Какие потребности людей выполняли сказочные предметы.

     (Соотнесите слова  левого и правого столбика)

    Горшочек каши                           потребность в деньгах

    Золотая рыбка                              потребность в пище

    Золотая антилопа                        исполняла любые           желания

    - Потребность в деньгах к какай группе потребностей относиться . (и т.д.

    -Ребята, а  вы знаете, кто написал эти сказки?

    -Ребята, а как вы думаете, откуда  берётся всё то, что необходимо человеку?

    Многое даёт нам природа воздух, вода, тепло солнца, красота цветущего луга, красота звёздного неба. А любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту- это всё то, что мы получаем, общаясь с другими людьми. А многое люди  производят сами.

    А сейчас мы с вами научимся различать основные понятия  экономики «товар и услуга.»

    И следующая наша

     Остановка «Товары и услуги»

    И так, товары – это предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.  

    -Давайте  назовём некоторые товары (в классе  какие есть товары перечисляют, а есть товары какие нельзя увидеть, а можно услышать).Запишите это понятие себе в маршрутный лист.

    Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей. Что можно отнести к услугам?

    Запишите это понятие себе в маршрутный лист.

     Какие профессии вы знаете:

    Врач - лечит  

    учитель  - учит

    продавец  -продаёт

    водитель- возит

    спасатель-спасает. 

    Запишите  себе в маршрутный лист.

    -Прочитайте названия услуг  и скажите, какой частью речи они являются? Что такое глагол?

    - А может кто-то знает пословицы и поговорки о товарах и услугах.(пословицы о товарах и услугах на слайде).

    -Скажите, а товары и услуги  чем оцениваются? (деньгами) .

     -Можно выразить своё отношение к стоимости товара словами дорого и дёшево.

    - Что значит дорого?

    -А что значит дёшево?

    Существуют «крылатые выражения»  или фразеологические обороты.

    -Давайте с вами попробуем распределить следующие выражения  и заполнить таблицу.

     

    Дорого

    Дёшево

    за бесценок;

    по божеской цене; задаром;

     за грош.

    на вес золота;

    цена кусается;

    не по карману;

    влетит в копеечку.

    Ответы детей.

    Комментарии учащихся.

    Работают с полученной информацией, стихотворением, с целью  поиска и выделения необходимой информации;

    Называют пословицы о труде.

    Слушают рассказ учителя по новой теме урока. Получают новые знания.

    Слушают стихотворение,

    Называют отрасли.

    Работают, рассуждают

    Слушают учителя.

    Выполняют задание.

    Слушают учителя.

    Работаю с карточками.

    Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают.

    Называют пословицы и поговорки о товарах и услугах.

    Работают с таблицей.

    Запоминание информации

    решение поставленных задач, проявление активности, развитие речи, правила общения, взаимный контакт, желание узнать новое.

    Межпредметная связь с предметами.

    Уточнение знаний, применение в жизни.

    Уточнение знаний, применение в жизни, выбор нужных действий, владение уч. действием.

    Межпредметные связи.

    Межпредметные связи

               НРК

    -Давайте вспомним, где мы с вами живем? (регион, глава, район и т.д.)

    -Ребята  наша республика Калмыкия участвует в экономической жизни страны?

    -Какие товары и услуги  даёт нам наша республика?

    -А ваши родители знакомые родственники работают в этой сфере услуг?

    -Какой товар они производят и какую услугу оказывают?

    Ведут беседу с учителем об экономическом положении в республике.

    Закрепление изученного материала.

    Работа в парах

    -Ребята я предлагаю выполнить вам тест.

                                            Тест:

    -Впиши в кружок букву с правильным ответом.

    1) Закончи определение: экономика- это….

    С) наука

    Е) возможность заработать деньги

    М) правила и законы ведения хозяйства

    2)        Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

    К) промышленность

    О) сельское хозяйство

    У) торговля.

    3)        . Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?

    Л) промышленность

    Н)  сельское хозяйство

    А) торговля.

    4)        . Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?

    З) промышленность

    Х) с/х

    О) торговля.

    5)        . Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

    П) торговля

    Д) транспорт

    Ю) строительство.

    6)        . Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

    Ц) строительство

    Г) торговля

    И) транспорт.

    7)        . Продолжи фразу: «Все отрасли экономики……»

    Я) иногда пересекаются

    Ж) самостоятельны

    Ы) тесно взаимосвязаны.

            

    -Скажите, какое слово у вас получилось?

    Сейчас мы с вами закрепим наши знания в ещё одном задании. (работа на СД-диске)

    Работают в парах

    Работают в парах,

    проверяют приобретённые знания.

    Оценка и учёт ошибок, взаимный контроль, планирование взаимодействия, умение вести диалог, доброжелательность, деловое сотрудничество.

    Домашнее задание.

    Учебник с.38-41(читать)рабочая тетрадь, задание №8,стр.24

    Записывают домашнее задание

    Рефлексия.

    А теперь посчитайте свои умы у кого 2-3 получает «четыре», а у кого больше получают оценку «пять»МОЛОДЦЫ!

     Оцените себя и покажите своё настроение.

    Оценивают свою работу на уроке. Отмечают основные позиции нового материала и как усвоили (что получились, что не получилось)

    Итоговый контроль, оценка уровня владения уч.действиием, адекватная самооценка,

    структурирование знаний, оценка процесссов и результатов деятельности

    активность, оформление мысли в устной форме

    оценивание достижений,



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики " Для чего нужны скобки в математике?"

    На уроке ознакомления с новым материалом дети должны не просто получить готовые знания, а вывести их самостоятельно, выполняя определенные действия. И чем больше таких практических действий буде...

    урок окружающего мира "Зачем нужны поезда"1 класс

    Материал содержит презентацию и конспект урока...

    Конспект урока окружающего мира «Почему нужно много есть овощей и фруктов?» 1 класс.

    На данном уроке окружающего мира учащиеся знакомятся со вторым правилом здорового образа жизни, а именно: здоровым полноценным питанием. В процессе усвоения учебного материала у учащихся формируется п...

    Урок окружающего мира "Что нужно делать, чтобы быть здоровым!" 1 класс

    Данный урок разработан в соответствии с авторской программой Самковой В. А., Романовой Н. И. «Окружающий мир» («Инновационная начальная школа»). Конспект и презентация предназначены для проведения уро...

    Разработка урока окружающего мира "Почему нужно есть много овощей и фруктов" 1 класс

    Эта тема изучается в разделе «Почему и зачем?». Урок направлен на формирование умения различать овощи и фрукты; представления о витаминах, которые содержатся в овощах и фруктах. На уроке используется ...

    Урок окружающего мира "Зачем нужны автомобили и ПДД?" (1 класс) УМК "Школа России"

    Данный урок может использоваться  и как урок в 1 классе по окружающему миру, и как занятие по ПДД во внеурочной деятельности. Составлен урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО в занимательной...