Формирование экологической компетенции у младших школьников
статья по окружающему миру на тему

Мамышева Елена Михайловна

Учителя начальных классов Усть-Чульской СОШ формируют у младших школьников экологическую компетенцию, это представляет собой непрерывный процесс включения младших школьников в экологическую деятельность посредством участия в экологических акциях, проектах, развития личностных качеств (эмпатия, бережливость, ответственность и др.). Экологическая компетенция – это умение наших выпускников самостоятельно применять УУД, сформированные на уроках и во внеучебной экологической деятельности, в новой ситуации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической компетенции у младших школьников

На сегодняшний день человечество в полной мере осознает приоритетность экологического образования как одного из важнейших факторов преодоления глобального экологического кризиса. Активно принимаются меры по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования. Ясно, что  сформировать у детей экологическое сознание невозможно без формирования представления об основах экологической культуры, формирования познавательного интереса и бережного отношения к природе. 

В рамках разработки комплекса мер по созданию государственной системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития страны особую значимость имеет работа общеобразовательных учреждений по формированию экологической компетентности подрастающего поколения. Приоритетность данного направления очевидна, поэтому задача современной школы – подготовить выпускника, обладающего необходимыми в современной жизни компетенциями, позволяющими уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. УУД как основа образовательного и воспитательного процесса обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющее основу умения учиться, в т.ч. развитие экологической компетентности учащихся. Развитие экологической компетенции выпускника начальной школы обеспечивает поиск учителем технологий, средств, методов экологического воспитания, содействующих повышению уровня развития у младших школьников экологических знаний, формирования ценностного отношения к природе.

В первую очередь эффективное формирование экологических компетенций возможно в рамках курса «Окружающий мир», т.к. данный курс помогает формировать у младших школьников экологическую культуру и соответствующие компетенции – умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни и др.

Учителя начальных классов Усть-Чульской СОШ формируют у младших школьников экологическую компетенцию, это представляет собой непрерывный процесс включения младших школьников в экологическую деятельность посредством участия в экологических акциях, проектах, развития личностных качеств (эмпатия, бережливость, ответственность и др.). Наиболее эффективно педагогическая технология формирования экологических компетенций реализуется именно в начальной школе, поскольку именно она создает оптимальные условия в рамках одного коллектива. Так, объединяет усилия всех участников педагогического процесса, например, всеобщий выход на уборку школьного участка и прилегающей территории от мусора или участие в экологическом конкурсе поделок из бросового материала.

Экологическая компетенция – это умение наших выпускников самостоятельно применять УУД, сформированные на уроках и во внеучебной экологической деятельности, в новой ситуации. Личностными результатами становятся их способность самостоятельно осуществлять выбор, отвечать за собственные действия и поступки, выработка основ экологически грамотного поведения, личностный рост и развитие в условиях социально-значимой деятельности по улучшению состояния окружающей среды. Метапредметными результатами становятся формирование способности понимать учебную задачу, планировать свою экологическую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, строить рассуждения.

Список используемых источников 

1. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления через чтение и письмо

Использование  педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Её применение позволяет развивать умение: анализировать, сравнивать, выделять главное;решать пр...

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

« Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов»

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться...

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н.Б. Истомина)

Предметом моего анализа явился учебник математики 1 класса автор Н.Б. Истомина, т.к. работаю по этому учебнику. Цель анализа этого учебника выявить способы реализации  коммуникативных умений в пр...

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....

Статья "Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников"

Современная жизнь устроена таким образом, что человеку постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами. Поэтому необходимо научить младших школьников общаться и взаимодействовать с разными л...