Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Устинова Наталья Михайловна

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы" (Начальная школа 21 века)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratko_otkr._urok_pochva.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Почвы России. Опыт «Состав почвы».

Учитель: Устинова Наталья Михайловна

Тип урока: Урок изучения и первичного применения новых знаний

Образовательная система: «Начальная школа 21 века»

Класс: 4

Цель:

  1. Формировать у учащихся понятие “почва”;
  2. Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
  3. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи:
1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.

 

Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага, компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, опорные слова, карточки с заданиями, конверты, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.                                                                                                     Мы сегодня будем наблюдать,                                                                                                  Выводы делать и рассуждать.

Представьте, что вы работаете в настоящей учебной лаборатории, научн сотрудники

 Будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

- А чем занимаются сотрудники лаборатории? (......)

- И мы будем проводить исследование. А что именно мы будем исследовать, сами догадаетесь, послушав небольшой рассказ.

 II Тема урока. Послушайте рассказ.

Чудесная кладовая

(Синонимы к слову КЛАДОВАЯ: кладовка, каморка, комната, хранилище, амбар...)

 Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.

 

 - Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?

- Действительно, тема урока - "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")

III.Коллективное составление плана урока

- Научные сотрудники работают по плану.

- Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.

- Знаете ли Вы, что такое почва?

- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (карточка "Что такое почва?")

- Что еще хотели бы узнать о почве?

- Какими свойствами она обладает? (карточка "Свойства почвы")

- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

- Значит, с чем познакомимся?

- Кто догадался?

- С видами почв. (карточка  "Виды почв")

- А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? ("Почва человеку")

На доске закрепляются карточки с пунктами плана урока:

"Что такое почва?"

"Свойства почвы"

"Виды почв"

"Почва человеку"

- Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

IV. Работа по плану:

- Приступим к работе, следуя составленному плану.

1) Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.

Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?

ПОЧВА, -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Черноземная, глинистая почва.

Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества  животных и микроорганизмов,  водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

- Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…

??? - Так что же содержится в почве, что обеспечивает  жизнь животных и растений?

 Практическая работа.  Проведение опытов.

- Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

- Сейчас каждая  группа  будет выполнять очень важную исслед. работу, результаты в таблицу.

 - Через лупу рассмотрите почву.

- Запишите свои наблюдения в таблицу:  какие частицы вы увидели? (Песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

Работа с цифровым микроскопом.  ДОСКА

Опыт № 1

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: В почве есть воздух. 

- Для чего нужен воздух в почве?

 (размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)

Опыт № 2 (демонстрирует учитель)

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот  опыт?

Дети: В почве есть вода.

- Как думаете, какую роль играет вода в составе почвы?

Опыт № 3

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки  насекомых, червей, из этого получается перегной. 

- Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет? (Она стала светлая)

Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите? 

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Дети: Песок,  поверх которого осела глина.

Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль. (минеральные соли)

(Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде).

Подведение итогов практической работы:

- Перечислите, из чего состоит почва. Заполните схему «Состав почвы»

 (на доске) Таблички  ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

+++ Минутка отдыха.  Игра “Хлопки”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, полиэтиленовые пакеты, перегной.

(Экологический момент): Стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее.

Бумага полностью разлагается 2 года, полиэтиленовый пакет -100-200 лет, стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

2) Свойства почвы

- Подумайте, а всегда ли в почве находится одинаковое количество песка, воды, перегноя, глины и других составляющих?

- Почему на одних почвах растут кусты, деревья с плодами, а на других несколько травинок?

- Как Вы думаете, каким важным свойством обладает почва?

- Это - плодородие. ( "Плодородие") СЛАЙДЫ

- Вслушайтесь в это слово. Как Вы понимаете его смысл? (ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?

Большая советская энциклопедия (Плодородие почвы — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай.)

- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (ответы детей)

- Давайте сверим наши ответы с учебником на с. 38. Самостоятельное чтение.

- Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.

- ...........(перегной=гумус; цвет почвы зависит от количества перегноя, и др.)

- что в почве обитают мелкие животные.

- Верно, почва является средой обитания для мелких животных. Что вы знаете об этих животных?

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинок вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

3) Виды почв

- Почвы могут отличаться друг от друга по своему составу. В зависимости от этого различают несколько видов почв.     СЛАЙДЫ

Какой тип почвы в нашем районе?

- Горно-лесные, тёмно-серые почвы, + горные чернозёмные

4) Почва и человек

- Нужна ли почва людям? Для чего?

Вывод: Жизнь живых существ связана с почвой. Ведь на ней развиваются растения – источник пищи людей и животных.

- Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?

(современные технологии – ГИДРОПОНИКА)

???-Нуждается ли почва в защите?

Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 39.  Фронтальная работа

V. Этап закрепления новых знаний. Работа в группах. 

В течение 5 минут ответить на вопросы:

  1. Почему земля – «кормилица»?
  2. Возможна ли жизнь без почвы?
  3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
  4. Отчего зависит плодородие почвы?

5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

( Одна группа отвечает, другие дополняют)

Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам

Проверка по образцу.   (Б, А, А, В, А, А)

Самостоятельное выставление отметок.

VI.  Домашнее задание

С. 37-39 прочитать, + Задания по выбору:
1. Подготовьте сообщение о любом обитателе почвы.
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

- Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; 2  задание.

VII. Итог урока.

Наш рабочий день в лаборатории подошел к концу.

- Вспомните, какие методы исследования мы использовали при изучении почвы? (опыты, наблюдение, работа со словарем, поиск информации в учебнике, рассказ учителя, одноклассников)

            Выставка справочной литературы (рекомендации для чтения)

 - Что нового каждый для себя  узнал на уроке?

- На все ли пункты плана ответили?

- Остались ли у вас вопросы по данной теме? (ответы детей)

VIII. Рефлексия.

Если урок был плодотворный - покажите плод яблока.

Если вам на уроке было комфортно - покажите цветок яблони.

Если вам на уроке было неуютно - покажите листок яблони.

- Молодцы!

Приложение


Ресурсный материал

-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)

-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)

-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Воздух                                                                                      ____________                                                                       __________

___________          _______________             _______________

                                        ______________              ________________

Тест по теме «Почва»  Ф.И. _______________________________

1. Верхний плодородный слой земли - это…

А. глина                 Б. почва               В. дренаж

2. Цвет почвы зависит от количества в ней…

А. перегноя          Б. удобрений        В. влаги

3. Перегной - это…

А. перегнившие листья, погибшие растения и животные

Б. растения и животные

В. корни растений

4. Основное свойство почвы - это…

А. солончак

Б. водопроницаемость

В. плодородие

5. Чернозём - это…

А. наиболее плодородная почва

Б. почва, содержащая песок

В. неплодородная почва

6. Для чего удобряют землю?

А. для получения стабильных урожаев

Б. для сохранения почвы от выдувания

В. для увеличения влажности

Справочная информация

ПОЧВА, -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Чернозёмная, глинистая почва.  (толковый словарь Ожегова)

ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай.

(Большая советская энциклопедия)

ГИДРОПО́НИКА — это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. Питание растения получают из питательного раствора, окружающего корни. (Википедия)

Вопросы для обсуждения в группах

  1. Почему про землю говорят – «кормилица»?
  2. Возможна ли жизнь без почвы?
  3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
  4. Отчего зависит плодородие почвы?
  5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом склоне, распахивать необходимо поперек склона?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»

Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК " Планета знаний". Тема урока : "Почва её состав и свойства". На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...

Конспект урока окружающего мира Проект "Города России" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметныезнать: что ...