Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандарте нового поколения
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

Организация контрольно- оценочной деятельности на уроках окружающего мира достаточно сложна. Система контроля, оценки и самооценки, организация работы в группах и парах - основные направления работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_podhody_k_otsenke_dostizheniy_mladshih_shkolnikov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы к оценке достижений младших школьников

 в стандарте нового поколения

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках окружающего мира - довольно непростое дело. Сложность заключается в том, что спектр формируемых умений на уроке окружающего мира очень широк. Именно на предмете «Окружающий мир» формируются такие важнейшие универсальные учебные действия (УУД), как абстрактное теоретическое мышление, способность прогнозировать, творчески мыслить, коммуникативные способности, умение работать в группе.

Ученики пользуются книгами, картами,  диаграммами, смотрят фильмы. Чтобы обработать информацию из таких источников, необходимы определенные умения. Поэтому перед учителем встают вопросы: какие умения формировать, как формировать и каким образом отслеживать динамику уровня сформированности умений.

Система контроля и оценки не может сейчас ограничиться только утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания-незнания».

Оценка учителя – это средство формирования адекватной самооценки ребёнка, основывается на чётких критериях оценки. Самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя.

Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и результатом их усилий, стремлений к успеху. При этом важно, чтобы учитель в пример детям ставил не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь. Используя приём сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперёд по сравнению со вчерашним днём, он укрепляет и поднимает доверие ученика к самому себе, к своим возможностям. Опытный учитель поощряет малейшие продвижения в учении как слабого, так и сильного ученика.

Обучаясь в 1 классе, учащиеся  приобретают следующие умения:

- оценивать свою работу по заданным учителям критериям;

- соотносить свою оценку с оценкой учителя;

- договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

- обнаруживать совпадение и различие своих действий с   образцом.

Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определять границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.

 В 3 классе школьник может определять соответствие своих знаний заявленному уровню и определить те критерии, которым он не смог соответствовать в том или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, сформированность каких умений проверяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому. После анализа работы они могут сами построить индивидуальный график работы над ошибками.

 Четвероклассники имеют возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребёнка.

В рабочих тетрадях Н.Я. Дмитриевой, А.Н.Казакова  к учебнику «Окружающий мир» очень много разнообразных заданий.

Приведу некоторые приемы оценочной деятельности, используемые на уроке окружающего мира при безотметочном обучении:

«Три перышка» - синим цветом ребенок заполняет кроссворд в тех местах, где уверен в правильности ответа, зеленым – если сомневается, а черным - заполняет пропуски при проверке кроссворда  вместе с учителем.

«Лесенка» -  ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

«Светофор» -  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: зеленый – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,   если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся, формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность позволяют материалы портфолио.

В состав портфолио(портфеля достижений) каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его учебной деятельностью по окружающему миру, включаются следующие материалы:

1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами могут следующие:

- выборка работ окружающему миру (фото, видеоматериалы, аудиозаписи, продукты собственного творчества)

- дневники наблюдений, материалы самоанализа и рефлексии.

-выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам.

2) систематизированные материалы наблюдений:

- отдельные листы наблюдений,

- оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ,

- результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического и итогового тестирования;

- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.

Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление об основных достижениях по окружающему миру конкретного ученика, его продвижении в обучении в начальной школе.

                        Используемый материал

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/kontrolno-ocenochnaya-deyatelnost-1-klass

2. http://www.ug.ru/archive/37391

3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/tekhnologiya-otsenivaniya-uchebnykh-dostizhenii

4. http://licey7.tomsk.ru/fgos/ocenka.pdf

5. http://hotimlshkola.ru/article165


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к оценке достижений обучающихся

В статье раскрываются особенности системы оценки достижения, требований стандарта к результатам   освоения основных образовательных программ....

Роль и значение новой предметной области «Духовно-нравственная культура» в Стандартах нового поколения.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уни...

Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандарте второго поколения

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.Основной предмет обсуждения в сборнике  — итогова...

Новые подходы оценивания учебных достижений обучающихся

Инновационный подход к оценке требует радикального изменения традиционной философии оценки по следующей системе проекций. Школа "2100"...

"Новые подходы к оценке достижений младших школьников с учётом стандарта второго поколения"

"Новые подходы к оценке достижений младших школьников с учётом стандарта второго поколения"...

Выпускная квалификационная работа "Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения"

Работа содержит  методический материал для учителей начальных классов,работающих в условиях безотметочного обучения.( в первых и вторых классах)...