Конспект урока "Моря, озера и реки России" (4 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Аксарина Светлана Сергеевна

Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" + презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_okr_mir_morya_reki_i_ozera_rossii.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока, методы и приемы

Хроно-

метраж                                            

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я буду вести у вас окружающий мир.

Настроиться на работу, проверить готовность к уроку.

Л: принять образ хорошего ученика.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод.

-беседа

Диалоговый

8 мин.

Повторение изученного материала. 
- Какая тема была прошлого урока? (
Равнины и горы России)

- Давайте повторим.

1) Самые высокие горы России? (Кавказские)

2) Что за гора изображена на фото? (слайд 1, Эльбрус)

3) Где находится Ильменский заповедник? (На Урале)

- А сейчас откройте свои книжечки с тестами на с. 19 и решите тест по этой теме.

- Сдайте тесты на первую парту.

Принимать участие в диалоге с учителем

Решать тест

К: активно слушать

Л: положительная  самооценка.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

III. Постановка учебной задачи

Словесный

Объяснительно-иллюстративный

Прогнозирование

 2 мин

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2) -  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

- А сегодня мы с вами изучим новую тему. Чтобы узнать, какая это тема, я предлагаю отгадать загадку, которая поможет вам ее определить.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода) 

- Ребята, посмотрите на снимок Земли, сделанный из космоса. (Слайд 2) Какой цвет здесь преобладает? Почему?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Какую поставим цель?

Участвовать в обсуждении данного вопроса,

отвечать на вопросы,

формулировать тему

ставить цели урока

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: понимать информацию представленную в данном тексте

Р: определять цель учебной деятельности самостоятельно

IV.Открытие нового знания

Объяснительно-иллюстративный

Словесный метод

- беседа

- рассказ

Наглядный метод

- демонстрация

Физ. Минутка

Практический

Частично-поисковый

10 мин

1 мин

6 мин

- На нашей планете много воды. Вода покрывает 70% всей поверхности планеты. Сегодня мы отправляемся в путешествие по водным просторам нашей страны.

– Что называют водными просторами? (Слайд 3)

– Как называются самые большие водоемы? (Слайд 4)

– Сколько океанов на нашей планете? (Океанов всего 4: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океан. Показ по карте Слайд 5)

– Какой океан самый маленький и какой океан самый глубокий.  Нужно правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 6–9)

1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 10, 11) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океанаЧукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 12-14)

– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 15)

3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 16, 17)

О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)

– Какое море наименее соленое? (Слайды 18,19)

   Игра «Море волнуется раз…»

Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. Сколько на земле озер? (Слайд 20)

- Чем озера отличаются от морей? (у моря есть выход к океану)

На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

  • Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 21)
  • Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 22) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.
  • Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 23)

– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 24–26)

  • Каспийское море.

5. Реки(Слайд 27)

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и атласу с. 58-59 в парах)

  • 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.
  • 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
  • 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья. 

После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 28–31)

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Повторять движения

Отвечать на вопросы

Работать с карточками в парах

Слушать учителя

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: уметь выражать свое мнение

К: уметь выслушивать своего товарища

Л:Уметь производить самоконтроль

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический метод

- упражнение

Репродуктивный

5 мин

Проверим, как вы запомнили материал.

Выполните задание №2 в рабочей тетради.

Вместе проверим.

1) Баренцево, Чукотское, Лаптевых, Карское, Белое Восточно-Сибирское (слайд 32)

2) Охотское, Японское, Берингово  (слайд 33)

3) Балтийское, Черное, Азовское  (слайд 34)

Найдите и закрасьте название крупнейших рек в упражнении №4. Какие это реки? (Енисей, Волга, Обь, Амур, Лена) сл 35

Работать с тетрадью

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

П: понимать информацию представленную в данном тексте

VI. самостоятельная работа с самопроверкой

3 мин

А сейчас выполните задание №3 и вместе проверим.

1) да                                3) нет. Ладожское     5) да

2) нет. Байкал                4) да

Работать с тетрадью

Р:Уметь производить самоконтроль

VII. Включение в систему знаний и повторение

Словесный метод

- беседа

Практический метод

- упражнение

Репродуктивный

Домашнее задание

2 мин

(Ответы сопровождаются показом по карте)

  • Назовите океаны, омывающие Россию.
  • Назовите моря Тихого океана.
  • Назовите моря Северного Ледовитого океана.
  • Назовите моря Атлантического океана.
  • Какие самые крупные озера страны запомнили?
  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья. 

Дома вам нужно будет прочитать в учебнике с. 66-69, рабочая тетрадь № 1,5,6

Дополнять предложения, работать с картой

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: уметь выражать свое мнение

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный метод

- беседа

2 мин

– Вот завершилось наше путешествие

- У кого были затруднения?

Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?

Какие сведения показались наиболее интересными?

Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

- Оцените свою работу с помощью кораблика, объяснив свой выбор.

Всем спасибо, урок окончен!

Отвечать на вопросы

Подводить итоги

Р: оценка своей работы

К: уметь выражать свое мнение

Дата: 10.10.2017г.                                                                                                                       

Школа: № 152                                                                                                                             Учитель: Силантьева Т.В.______

  Класс: 4 «д»                                                                                                                          Студентка ЧПК №1: Аксарина С.

  Кабинет: 220                                                                                           Методист: Горячёва С.Л.__

                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема «Моря, реки и озера России»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России. Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознать значимость бережного отношения к окружающей природе;
  • научатся нести за нее ответственность.

Предметные: 

  • учиться находить на карте моря, реки и озёра России;
  • знать о водном богатстве и многообразии водных ресурсов своей страны;
  • углубят полученные ранее знания о водном пространстве России.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  учебник «Окружающий мир» 4 класс часть 1 (УМК «Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал

I вариант :   ____________ - это самая  крупная река  Восточно-Европейской Равнины.  На  Севере  есть  реки Северная Д________ и П__________ .

На  юге  Д_____  и   У_______ , а в центре  К_________ и  О________ .

II вариант: Крупными  реками  Западно - Сибирской  равнины являются  О_______ и  Е____________ . Обе реки впадают в К____________ море.

Река И_______ имеет много притоков, одним из них является И________

Река  Е_________  берет свое начало в Саянах.

I вариант :   ____________ - это самая  крупная река  Восточно-Европейской Равнины.  На  Севере  есть  реки Северная Д________ и П__________ .

На  юге  Д_____  и   У_______ , а в центре  К_________ и  О________ .

II вариант: Крупными  реками  Западно - Сибирской  равнины являются  О_______ и  Е____________ . Обе реки впадают в К____________ море.

Река И_______ имеет много притоков, одним из них является И________

Река  Е_________  берет свое начало в Саянах.

I вариант :   ____________ - это самая  крупная река  Восточно-Европейской Равнины.  На  Севере  есть  реки Северная Д________ и П__________ .

На  юге  Д_____  и   У_______ , а в центре  К_________ и  О________ .

II вариант: Крупными  реками  Западно - Сибирской  равнины являются  О_______ и  Е____________ . Обе реки впадают в К____________ море.

Река И_______ имеет много притоков, одним из них является И________

Река  Е_________  берет свое начало в Саянах.

I вариант :   ____________ - это самая  крупная река  Восточно-Европейской Равнины.  На  Севере  есть  реки Северная Д________ и П__________ .

На  юге  Д_____  и   У_______ , а в центре  К_________ и  О________ .

II вариант: Крупными  реками  Западно - Сибирской  равнины являются  О_______ и  Е____________ . Обе реки впадают в К____________ море.

Река И_______ имеет много притоков, одним из них является И________

Река  Е_________  берет свое начало в Саянах.

I вариант :   ____________ - это самая  крупная река  Восточно-Европейской Равнины.  На  Севере  есть  реки Северная Д________ и П__________ .

На  юге  Д_____  и   У_______ , а в центре  К_________ и  О________ .

II вариант: Крупными  реками  Западно - Сибирской  равнины являются  О_______ и  Е____________ . Обе реки впадают в К____________ море.

Река И_______ имеет много притоков, одним из них является И________

Река  Е_________  берет свое начало в Саянах.

III вариант: Крупные реки Средне- Сибирского плоскогорья  Л_______

и А_______. Еще приток  Енисея- А_________.  Реки  Л_______ , И________ и  К_____________ несут свои воды в С____________________ океан, а А_________ в Охотское море.

III вариант: Крупные реки Средне- Сибирского плоскогорья  Л_______

и А_______. Еще приток  Енисея- А_________.  Реки  Л_______ , И________ и  К_____________ несут свои воды в С____________________ океан, а А_________ в Охотское море.

III вариант: Крупные реки Средне- Сибирского плоскогорья  Л_______

и А_______. Еще приток  Енисея- А_________.  Реки  Л_______ , И________ и  К_____________ несут свои воды в С____________________ океан, а А_________ в Охотское море.

III вариант: Крупные реки Средне- Сибирского плоскогорья  Л_______

и А_______. Еще приток  Енисея- А_________.  Реки  Л_______ , И________ и  К_____________ несут свои воды в С____________________ океан, а А_________ в Охотское море.

III вариант: Крупные реки Средне- Сибирского плоскогорья  Л_______

и А_______. Еще приток  Енисея- А_________.  Реки  Л_______ , И________ и  К_____________ несут свои воды в С____________________ океан, а А_________ в Охотское море.