занятия к кружку "Историческое краеведение"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме

Алеанна Сергеевна Кузакова

В этом разделе учитель найдёт для себя в помощь материал по кружку "Историческое краеведение"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                 Здравствуй, мой  милый друг !

- Ты  готов  проверить  свои  знания по курсу  нашего  кружка ?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

- Какой  вопрос  тебе показался  самым  лёгким ? ________

- Какой  вопрос  показался  самым  трудным? ___________

- Какой  вопрос  самый  интересный ? __________________

- Как  бы  ты  оценил  свои  знания? ____________________________________

        

        

-  Как  ты  думаешь, что такое  горы?

- Каким  цветом  они  бывают  изображены  на  карте? ( раскрась)

http://vestikavkaza.ru/upload/fnorm/nvk/2014_Dec/Bolshuyu-kavkazskuyu-tropu-i-Sto-bashen-Kavkaza-postroyat-na-Kavkaze.jpg

http://xn--80ac3bib.xn--90a3ac/public/album_photo/c8/c0/c008_5c6c.jpg?c=14a2

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну, какие разговоры –

Знаешь ты, что это ……………

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ba0/000687c7-681cf2cb/img14.jpg

К югу от реки Кубань Закубанская низменность постепенно сменяется холмистой, изрезанной лощинами поверхностью. Это предгорье Западного Кавказа. Предгорье переходит в горную часть главного Кавказского хребта, которая занимает одну треть площади края. Здесь высокие хребты, глубокие ущелья, широкие долины, по которым шумят и пенятся горные реки. На вершинах гор – Фишт (2867 м), Чугуш (3238 м) даже летом лежит снег. Самая высокая гора в крае – Цахвоа (3345 м).

Снеговые вершины, холодные и величественные, стоят безжизненные и недоступные. Сюда не долетают даже горные орлы.

Ниже начинаются субальпийские луга, которые покрыты высокими (иногда в рост человека) травами.

Ещё ниже – леса. Сначала хвойные (кавказская пихта, ель, сосна), которые потом переходят в смешанные и лиственные (вяз, клён, ясень, дуб, грецкий орех).

Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около семидесяти миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами это так – горы – дошколята.

Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Самая длинная пещера находится в районе реки Восточная Хоста. Её длина около 10 км .

https://img2.goodfon.com/wallpaper/big/3/15/peschera-gory-kavkaz.jpg

https://otvet.imgsmail.ru/download/ee9d5c3b7aea573b610de43a52723883_i-2617.jpg

- Если  тебе  понравилось  узнавать о горах, постарайся  раззузнать  о них ещё больше интересного  и рассказать ребятам своего класса… Подумай, где ты можешь найти информацию…

http://mypresentation.ru/documents/6a02abd91a0cf150b7e00e3b8a0bffee/img24.jpg



Предварительный просмотр:

  1. Это основание  холма (подошва)
  2. Она  бывает  плоская  и холмистая ( равнина)
  3. Она  есть  у  горы, и у холма (вершина)
  4. Кругом вода, а с питьем беда ( море)
  5. Оно  мелкое, быстро  прогревается, сюда любят приезжать с маленькими детками ( Азовское  море)
  6. Во – время  шторма  оно меняет  окраску ( Чёрное)
  7. Он  есть  у холма, с него можно съезжать на санках (склон)
  8. Раньше  его называли Екатеринодар  ( Краснодар)
  9. От дождей, текущих вод

Он растет из года в год.

Он полей равнинных враг,

И зовут его .. ( овраг)

  1. Они  первыми ступили на кубанскую землю (казаки)
  2.                  Пониже он горы любой

                  И, даже, не такой крутой,

                  Зарос цветами и травой.        

                  Ты отгадай, кто он такой? (холм)  

  1. Этот город  находится недалеко  от Приморско- Ахтарска. В нём есть ж,д  переезд
  2. Как  ещё  называют  Краснодарский  край ( Кубань)
  3. Что  помогает людям бороться с оврагами ( деревья)
  4. Из какого  материала  в старину казаки делали свои жилища (саман)
  5. Какие  горы  есть в Краснодарском  крае?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия  по краеведению

Тема занятия: «Каменные  великаны».

Класс: 2 (система 1 – 4 «Школа России»)

Учитель: МБОУ  СОШ № 13 г. Приморско – Ахтарска  Кузакова  Алеанна  Сергеевна 

Характеристика темы:  Данное  занятие  является восьмым в изучаемой теме.

Цель занятия : создать условия для изучения исторических объектов прошлого – дольменов, «каменных великанов»

Задачи:

  • Пробудить интерес и бережное  отношение к  историческим и культурным  ценностям  Краснодарского  края..

Образовательные  задачи :

  • Способствовать  созданию у учеников устойчивых знаний  по  предмету  « Историческое  краеведение»
  • Заинтересовать  детей  в  подборе  и изучении  материала

Развивающие  задачи :

  • Сформировать  потребность самореализации через выступление  перед классом                       

Воспитательные  задачи :

  • Формировать  навыки культуры делового и дружеского общения со сверстниками при  работе в группе, культуру речи

Принципы  занятия :

Принцип  доступности :

  • Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, учитель создаёт благоприятные условия для усвоения им материала

Принцип  демократичности :

  • Учитель создаёт условия для сотрудничества  учитель – ученик

Принцип  научности :

  • Учитель обеспечивает детей материалом из научных источников

Методы обучения: Репродуктивный, поисковый.

Формы организации педагогической деятельности: Сочетание фронтальных, групповых , индивидуальных форм работы.

Дидактический материал : « Кубановедение» 5 класс (стр. 33), « Кубанская Азбука»  О. Хамцова, А. Мовшович (2007), кроссворд, индивидуальные  листы у каждого ученика, листы для самооценки, тесты для проверки знаний, магниты, таблички для вывешивания на доску

Ожидаемый результат:

Личностный  результат:

  • У детей  должно формироваться положительное отношение к краеведению
  • Познавательный  интерес к малой родине

Метапредметный  результат :

  • Дети должны уметь применять свои знания по краеведению  при изучении других предметов
  • Участвовать в коллективном  обсуждении
  • Отвечать на вопросы и задавать вопросы
  • Проявлять свою любознательность и инициативность
  • Выражать собственное эмоциональное отношение в малой родине

Предметный результат:

  • Дети должны уметь находить нужную информацию в других книгах, библиотеке, музее

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент:

(2 мин)

Проверяю готовность учащихся к уроку, настраиваю детей на урок :

«В мире много есть полезного,                        

Нам порою неизвестного.                               Миру знаний нет предела.                                   Так скорей, друзья, за дело!»                                       Девизом нашего занятия  будут  следующие строки:                                                                   «Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!» (записаны на доске)

Общий настрой группы  на учебную работу.

2.

Целеполагание и мотивация

( 10 мин)

Предлагаю определить тему нашего занятия, цель и, создав проблемную ситуацию - задачи занятия.  

  1. Кроссворд (великаны)

( у каждого ученика)

            « Что такое дольмены? »( 2 стр)

  1. Читаю стихотворение Е. Жалова « Каменные великаны»

Стоят подогнанны все плиты,
Хранят веками свой покой.
В лесах у речек мегалиты,
Дольмены - их зовут порой.

Ни кто не помнит кто их создал
И что в начале означал,
Их вид простой, хоть и серьезный,
Среди красы лесов и скал.

Хоть археологи всё знают
И всем желают доказать,
Что это склепы и гробницы,
Но это глупо, что сказать...

Стащить за много километров,
Обтесанных куски пород,
Навряд ли смог тогда строитель,
Без техники, что нас везет...

Да и сложить так аккуратно,
Что нет щелей  в них и  пустот,
Стоят на склонах горных кряжей
И ждут того, кто к ним придёт….

- Ребята, определите тему занятия :

            « Что такое дольмены? »( 2 стр)

               Показываю на экране

- Чтобы достичь цели нашего занятия, мы должны поставить перед собой задачи, которые надо выполнить :

- Прочитайте вопросы, на которые нам нужно с вами будет ответить ?

- Сформулируйте  задачи нашего занятия …

  • Будем узнавать…
  • Надо  изучить…
  • Научиться  находить в тексте…
  • Учитель задаёт вопросы, дети отгадывают кроссворд, получается слово «ВЕЛИКАНЫ»

- Ребята, кто такие великаны?

Велика́ны — человекоподобные существа огромных размеров, имеющие большой рост.

- Вы где-то слышали уже это слово?(читали, из разговоров взрослых)

- Можем мы в природе встретить великанов?(горы)

                      Включаю  проектор  (1 стр)

- Вы можете предположить , о чём сейчас пойдёт речь?

(высказывают свои предположения)

- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего занятия :

-  

               - Определяют тему занятия : «Каменные  великаны»

                   Перед вами лежат карточки со словами:

- Посоветуйтесь друг с другом  и сформулируйте цель нашего  занятия …

  • Дети работают в группах ( карточки со словами : Заглянуть,  в,  прошлое,  Краснодарского, края, и , узнать, о, происхождении, каменных, великанов)
  • Дети отвечают, я прикрепляю  таблички на магниты на доску…
  • Читаем  цель нашего занятия :

«Заглянуть  в  прошлое  Краснодарского  края и узнать о происхождении каменных великанов»

Почему  дольмены называют «каменными великанами?»

Для  чего или для кого   были построены эти каменные сооружения?

Кто    построил дольмены?

Сколько им лет?

.               Обосновывают выбранные формулировки цели урока,    принимают задачи занятия.

        

3.

Актуализация знаний и умений.

( 5 мин)

Задаю проблемный вопрос:

- Зачем так важно для нас знать наше  прошлое?

- Приведите примеры, когда знание  истории помогало людям  в современное время?

(ответы детей)

4.

5.1

Первичное освоение материала.

( 5 мин)

Осознание и осмысление уч. материала.

( 12 мин)

Физминутка

Работа  по учебнику (стр.33)

Смотрим  видеофильм (2 мин)

Тест на проверку знаний

Лист  самоконтроля

           Д.з

Знакомство  с профессией археолога

Обеспечиваю первичное освоение материала:

Раздаю  вопросы, которые висели у меня на доске  группам ( у каждой группы свой вопрос)

- Ребята, сейчас вы будете самостоятельно изучать материал по этой теме.

- Прочтите и приготовьтесь рассказать ребятам о казачьей легенде, о легенде адыгов..

У каждой группы  материал, подобранный учителем к этому занятию, книги с иллюстрациями  дольменов, фотографии  и картинки.

- Почему  дольмены называют «каменными великанами?». Выступает 1 группа..

         « Казачья  легенда»  (3 стр)

Подвожу  итог – показываю  на экране и дополняю своими словами…

- А что думали об этом адыги , коренной народ, населяющий в те времена эту территорию?

                     Включаю 4 стр

        Далее – рассказ и показ учителя :

« Дольмены- это уникальные каменные сооружения. Это слово пришло к нам из старинного бретонского языка и означает «каменный стол»( показываю на экране). При этом 4 плиты представляют собой замкнутую конструкцию, 5 – служит крышей, а 6 – днищем. Учёные считают, что возводить дольмены было столь же трудно, как и знаменитые египетские пирамиды. Чтобы построить один дольмен, надо было затратить 2 года работы и 150 человек…

Удивило вас это ?

Зачем древние люди прилагали столько усилий и для чего нужны дольмены- этот вопрос до сих пор вызывает споры учёных всего мира…Они были разных размеров…

Показываю самый маленький дольмен

                              5 стр.

- Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали:

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд!

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три –в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

Пять и шесть – тихо сесть!

        Показываю  6 страничку

« А для чего строили дольмены?»

- Кто были те люди, которые возводили такие сооружения и называли их «каменные великаны?» (прочитайте об этом в учебнике по Кубановедению (стр.33). Один человек читает вслух .

- Как вы понимаете слова «Вели оседлый образ жизни…»

- Каким мастерством они владели?

- Чем ещё занимались?

Включаю  Видеофильм о дольменах

- Смогли мы ответить на вопросы,  которые задавали в начале нашего занятия ?

- Прочтите ещё раз цель :

« Заглянуть в прошлое Краснодарского края и узнать о происхождении каменных великанов»

- Достигли мы с вами цель нашего занятия?

- Ребята, а для чего нам нужны эти знания? Где они нам могут  пригодится в жизни?

  • Раздаю детям  тест на проверку знаний
  • Ребята, давайте подведём итог нашего занятия и оцените свою работу сегодня на занятии…

                  Лист  самоконтроля :

  1. Я   сам  озвучил тему занятия …….
  2. Я   активно работал в группе …..
  3. Помогал отгадывать кроссворд ….
  4. Я справился с тестом ….

Рассказать  родителям самое интересное, раскрасить  рисунок.., а на следующем занятии мы продолжим разговор о дольменах  и вы узнаете – какие бывают дольмены и познакомимся с профессией очень мужественных, отважных, терпеливых людей.

- Знать прошлое нашей малой родины – это хорошо, а вот находить на земле, под ногами предметы прошлого- это , наверное, очень интересное занятие…

- Я вам загадаю загадку, а вы подумайте о какой профессии идёт речь?

Загадываю загадку ( про археолога):

«Он, это каждый знает, 
Не землекоп, но все копает. 
Копать всю жизнь свою готов 
Он ради кучки черепков»

- Кто такие археологи мы узнаем  с вами из стихотворения, которые прочитают нам дети…

- Интересная профессия – археолог?

- Какими качествами должен обладать человек данной профессии?

- Не появилось у вас желание стать археологом?                                                

  • Дети читают  материал, который выдал им каждому учитель, рассматривают  картинки  и готовятся ответить на вопрос  своей  группы
  • Принимают участие в обсуждении,
  • высказывают собственное мнение,
  • выбирают того, кто будет выступать перед всеми,

Выступают  дети, учитель помогает наводящими вопросами, если дети затрудняются отвечать.

Учащиеся работают в группах, находят на картинке  профессию  археолога  и предполагают , чем он должен заниматься?

Читают  стихи   подготовленные ученики:   ( про археолога)  

Под землей хранятся тайны,
Всех эпох и всех веков. 
И, конечно, кто-то смелый, 
Их раскрыть всегда готов. 
Кто ответить сможет вмиг, 
Что в земле лежит давно? 
Ни биолог, ни зоолог, 
А, конечно, археолог!

*************************************

Кто ж нашёл следы столетий? 
Кто в историю влюблён? 
Кто сложил в витрины 
Драгоценности времён? 
Это опытные руки 
Археологов страны. 
Мы ревнителям науки 
Благодарны быть должны.

*************************************

Как много скрыто под землёю,
Что в глубине её лежит 
И сколько чудного порою 
Земля в себе от нас таит, - 

Об этом знает археолог,
Что в почве поиски ведёт.
Предмет какой или осколок 
Старинной вещи вдруг найдет,

Он представляет, словно где-то 
Владелец этого предмета 
Поблизости уже стоит 
И с ним вот-вот заговорит. 

И видится ему картина: 
Покрытый шкурами, с дубиной, 
Из леса человек идёт, 
С охоты мамонта несёт. 

О том, как раньше жили где-то 
Простые люди, короли, 
На всё находятся ответы
У вашей матушки Земли. 

****************************************

Археолог - это, что-то!
Интересная работа
Это праздник, каждый день,
Позабудешь свою лень.
На раскопках мы копаем
Вековую пыль глотаем
В глубь веков свой путь ведем,
Может, что-нибудь найдем
Золотую безделушку
Или старую игрушку,
Слиток ценный или клад,
Кто ему был бы не рад?

                                           

.

                      Приложение

                     к   занятию

          « Каменные  великаны »

             

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  ы

        

1.Название гор в Краснодарском  крае ( Кавказские)

2.Их  700  на  Кубани

3.Река  в Краснодарском крае , начинается  на «Л»

4.Город, в котором проходили Зимние  олимпийские  игры

5.Они  первыми переселились на кубанскую землю

6. Её  название «Азово- Кубанская….»

7.Столица  Краснодарского края – Краснодар. Как  его называли  в старину ?

Краснодарского

края   и   узнать

о  происхождении


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Каменные великаны»

Слайд 2

Казачья легенда Когда черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили здесь древнейшие сооружения… По мнению казаков, такое могли построить только очень сильные люди…

Слайд 4

Что такое дольмены ? В переводе с бретонского языка слово «дольмен» – «каменный стол»

Слайд 5

Самый маленький дольмен Во дворе Туапсинского музея стоит дольмен размером с собачью конуру…

Слайд 6

А остальные дольмены отличаются громадными размерами

Слайд 7

Для чего строили дольмены? Гробницы или календарь ? Историки утверждают, что все дольмены( вернее отверстия в них), обращены к солнцу , значит люди, которые их сооружали, поклонялись богу Солнца , и это стало для них календарём , с помощью которого они определяли наступление нового года, время посева и сбора урожая , около них они проводили свои праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по краеведению для 3 класса на тему: "Моя малая родина и её географические названия"

На занятии ребята представляют результаты своей исследовательской работы о родном городе....

Занятие факультатива по краеведению

Игра на основе краеведческого материала...

Тематическое планирование занятий объединения краеведение.

Данное тематическое планировние занятий объединения краеведение составлено на 128 часов в год (4часа в неделю) по программе,которое было мною и разработано для работы объединения, на которую имеется р...

Занятие по краеведению 2 класс. Игра "Бросайка".

Необычная увлекательная игра. Занятие является проверкой полученных знаний на уроках краеведения  за весь учебный год....

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Самоанализ занятия интегрированного кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведение. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Тема урока: Зимующие птицы нашего краяЦели занятия: Сформировать представление о зимующих птицах...