Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир 2класс Тема: Растения – производители
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Джумагулова Гульнара Ягшыгелдиевна

Растения производители

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_okr_3kl_ur20_1.doc388.5 КБ
Файл 20_rasteniya-proizvoditeli.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

«Основная общеобразовательная школа р.п. Озинки

Озинского района Саратовской области

 

 

ул.8-ое Марта, д.9, р.п. Озинки, Саратовская область,413620

Тел.: (884576) 4-15-78, e-mail: ozin-oosh@yandex.ru

ОКПО 51418924, ОГРН 1026400706650, ИНН/КПП 6423004423 

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир 2класс

Тема: Растения – производители

учитель начальных классов МОУ «ООШ р.п. Озинки»

Джумагулова Гульнара Ягшыгелдиевна

р.п Озинки

Окружающий мир (3-й класс)

Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

Тема:  Растения – производители

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель:

- формирование понятия органов растения: корня, стебля, листа (фотосинтез), цветка, плода.

Задачи урока: 

Образовательные:

-  формирование понятий органов растения;

- познакомить детей с органами цветкового растения и их ролью в жизни растений;

Развивающие:

- развивать интерес детей к чтению энциклопедической литературы;

- развивать логику суждений, наблюдательность, воображение, монологическую и диалогическую речь;

Воспитательные:

- прививать чувство бережного отношения к природе;

- формировать у учащихся экологическую культуру;

- развивать умение работать в группе;

– воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь, толерантности.

Оборудование: комнатное цветущее растение; гербарии цветковых растений; разноцветные круги для рефлексии; таблица «Органы растения», плакат «Части растений»; карточки на закрепление изученного материала; конверты с домашним заданием; презентация; интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Организационный момент (Психологический настрой.)

- Добрый день, ребята! Я очень рада  видеть вас на нашем уроке «Окружающего мира». Меня зовут Гульнара Яковлевна. Сегодня на уроке мы узнаем друг друга поближе.  Давайте подарим улыбки всем гостям, друг  другу, ведь все мы знаем, что улыбки располагают к приятному общению.

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем мы урок.

Вы на парты посмотрите,

Все в порядок приведите.

А теперь все тихо сели

На меня все посмотрели.

Руки вместе,

Ноги вместе,

Локти у края,

Спина прямая.

ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

  1.  3

К нам на урок вновь пришли наши виртуальные друзья Лена и Миша. (Слайд 1) Они очень любят природу, увлечены изучением окружающей среды и на каждом уроке ребята сообщают нам о том, как нужно бережно относиться к природе. Они настоящие исследователи природы. И сегодня они решили прислать нам небольшие подсказки, чтобы помочь нам определить тему нашего урока. Посмотрите на фотографии, которые сделали Миша и Лена во время своих путешествий. И подумайте, что объединяет все эти фотографии. (Слайд 2 – Растения экосистемы болота)

- Правильно, все эти растения относятся, к экосистеме болота. А какие растения растут в этой экосистеме? (ягоды)

- А для кого нужны эти ягоды? (человека, животных)

- Молодцы, правильно, т.е. что производят растения болота? (пищу для животных и человека)

(Слайд 3 – Растения экосистемы луга)

- Ребята, а что объединяет эти растения? (Растения экосистемы луга).

 - А что они производят? (пищу для животных и человека).

- Правильно. Хорошо.

(Слайд 4 – Растения экосистемы леса)

- Ребята, а скажите пожалуйста какие растения растут в лесу?

- А что производят эти растения? (пищу для животных и человека)

- Так что общего у всех этих групп? (Это растения, они все - производители)

- Значит тема нашего урока ……? (Растения-производители) ( на доске название темы) (Слайд 5)

Проблемная ситуация:

- Ребята, а вот у Лены возник вопрос «Из каких частей состоит растение?»

- Вы готовы дать ей ответ на этот вопрос?

- Я предлагаю вам поработать в парах, рассмотреть гербарий и ответить на какой вопрос? (Как устроено растение?)

- Значит над каким главным вопросом урока мы будем работать? ( Как устроено растение? – вывешиваю на доску вопрос урока)

-Из каких органов состоит растение? (перечисляют)

 Давайте составим план урока.

Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

План (примерный)  3 (Слайд 6)

Изучить органы цветкового растения

а) корень;

б) стебель;

в) лист;

д) цветок;

г) плод.

- Ребята, а скажите где можно добыть информацию об органах растений (из учебника, от учителя, из энциклопедии)

- А какая информация доступна нам в настоящее время? (учебник, учитель, жизненный опыт)

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

 Какое умение формировали?

- Ребята, скажите, пожалуйста, а комнатный цветок, является растением?

Учитель: -

•        Все ли органы растения мы видим? Назовите видимые органы цветка (цветок, стебель, лист)

•        Какой орган нам не виден? (Корень)

•        Почему?

Стебель и листья над землёй, а корень под землёй. Займёмся словообразованием. Если стебель и листья на земле они -… наземные

Корень под землёй он- … подземный

•        Любому растению нужны свет и вода, но не всем его частям они доступны. Объясните, каким частям растения более доступен свет, а каким вода.  (Слайд 8)

Мини вывод: подземные части растения тянутся вниз, всасывая воду, а с ней и другие полезные вещества. (Слайд 9) А наземные части растений тянутся вверх, к свету. Они обеспечивают процесс фотосинтеза. Миша посмотрел определение этого слова в энциклопедии (Слайд 10)

- А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть, давайте мы потянемся все к солнышку, как тянутся растения, покачаемся, как качаются растения на ветру, а теперь все тихо сядем за свои места и вытянем все свои ножки, как тянутся в низ корни растений.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

4 3 2 4 3

 Работа в учебнике. Работа в группах.

– Сложные задачи приходится решать различным частям растений. Сейчас вы поработаете в группах и попробуете доказать, какую роль выполняет каждый орган.

- Миша и Лена предлагают нам работать с помощью алгоритма.

Алгоритм

1. Название органа растения.

2. Функция,  которую он выполняет.

3. Где он расположен (наземный орган или подземный)

1 группа – корень

2 группа – стебель
3 группа – лист

1 группа:

 Чтение абзаца о корне (стр.79)

- Какую работу выполняет корень? (удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества)

Ключевые слова: служит якорем, всасывает воду и вещества, разветвлён


2 группа:

 Чтение абзаца о стебле (стр.78, последний абзац)

- Какая главная задача стебля? (преодолевает земное притяжение, даёт опору листьям, связывает части растения)

Ключевые слова: опора, преодолевает земное притяжение, связывает все части растения

3 группа: (даю задание на листах)

  -Чтение абзаца о листьях (стр.78 , второй абзац)

- В чём заключается главная задача листьев? (кормят растения)

- Какой процесс происходит в листьях? (фотосинтез) 

- Что такое фотосинтез? (образование органических веществ и кислорода из воды и углекислого газа под действием солнечного света)

Ключевые слова для 1 группы: кормят клетки, фотосинтез, защищены кожицей

(Дети работают в группах. У каждой группы фломастер и листы, на которых дети записывают ключевые слова. Результат работы – рассказ об органе растения. В итоге на доске появляется схема)

.

 (составляется схема на доске)

- Предлагаю вам немного отдохнуть с пользой для дела. Сейчас вы почувствуете себя в роли различных персонажей  сказки. Я говорю, а вы изображаете. Все встали, приготовились, начинаем.

(Вальс цветов П.И. Чайковский)

Распустился на ветке красивый и ароматный цветок. Со всех сторон на запах устремились пчелы, желая добыть сладкий нектар, питательную пыльцу. Но неприветливо их встретил цветок, закрыл свои лепестки, глядит сердито. Полетели пчелы к другим цветкам. Через некоторое время на них появились сочные, красные плоды. (Слайд 11) А цветок-недотрога так и засох в одиночестве.

- А почему засох цветок - недотрога? А зачем пчелы полетели на цветок? Для чего они переносили пыльцу с цветков. А скажите пожалуйста, почему все цветки такие красивые, яркие, душистые? (Они привлекают пчел, для опыления) - Какова роль цветка как органа растения? (образование плода)  

- А что есть в каждом плоде? (семена)

- Какую роль играет плод? (плод – защита и созревание семян)

- А как будут распространятся семена, давайте обратимся, к нашему помощнику-учебнику.

- Ребята, а над каким проблемным вопросом мы с вами работаем? Какой главный вопрос урока? Как ответим на этот вопрос? (Наземные растения имеют органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.)

Работа по карточке.

- А сейчас, я предлагаю вам итоги нашей работы записать в исследовательскую карту. (Работа с карточками)

- Будьте внимательны, сейчас мы с вами проверим, всё ли вы правильно записали.

(Самопроверка)

- Мы хорошо поработали, и я попрошу поднять руку тех, кто выполнил всю  работу без ошибок. Спасибо. Опустите. С одной ошибкой.  Молодцы.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Рефлексия.

4

– Над каким проблемным вопросом мы работали сегодня? Как же устроено растение? Что важного вы узнали?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

V. Самооценка

- Я предлагаю вам оценить свою работу.

– Кто доволен сегодня своей работой? И готов поставить себе оценку 5 поднимите зеленую фишку.

- У кого возникали трудности, и он считает, что работал на оценку 4, поднимите синюю фишку.

- Ребята, а у кого не все получилось на уроке, и кому нужна моя индивидуальная помощь, поднимите красную фишку. Чтобы я знала, с кем нужно поработать индивидуально.

VI. Домашнее задание.

Чтение текста темы 19, 1 задание на выбор из рабочей тетради.

(на листочках у каждого)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Растения-производители Живые участники круговорота веществ. Глава 4.

Слайд 2

Вспомни… Какую роль в экосистеме играют производители? Какие растения ты знаешь?

Слайд 3

Ты собираешь гербарий, но забыла засушить одну важную часть растения. Помоги Лене. Назови, из каких частей состоят цветковые растения.

Слайд 4

Вспомни… Что необходимо для роста растений? Откуда растение берёт воду и минеральные вещества?

Слайд 5

Каким частям цветкового растения более доступен свет , а каким – вода ? надземные части подземные части

Слайд 6

Органы цветкового растения

Слайд 7

Кормят все клетки растения. В листьях идёт фотосинтез. Листья

Слайд 8

Помогает растению преодолеть земное притяжение. Стебель

Слайд 9

Служит якорем для стебля. Всасывает из почвы воду и растворённые в ней вещества. Корень

Слайд 10

Это орган размножения Цветок плод с семенами плод

Слайд 11

Чем отличаются плоды, распространяемые ветром, от плодов, распространяемых животными?

Слайд 12

Что Вы рисуете? Цветок папоротника. А разве у него есть цветки? Как ты думаешь, у каких растений есть цветки?

Слайд 13

В чём причина различий внешнего вида изображённых растений? Цветковые растения

Слайд 14

Хвойные растения размножаются семенами.

Слайд 15

Наземные растения состоят из листьев, стебля и корня. Цветковые растения – самые многочисленные и разнообразные из них. Хвойные растения не имеют цветков.

Слайд 16

Проверь себя: П очему тело наземных растений разделено на органы? К акую роль играют органы растения? Ч то такое цветок и семя? К ак расселяются семена цветковых растений? Ч ем отличается размножение цветковых от размножения хвойных растений? ?

Слайд 17

Проверь себя: К ак опыляются хвойные растения, не имеющие ярких цветков? П очему самые красиво цветущие растения редко встречаются вблизи населённых пунктов? Хотим ли мы, чтобы красивых растений вокруг нас стало больше? ?

Слайд 18

Спасибо за внимание! Использованы фото из Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.

Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)

В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....

Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир.Тема урока: "Органы чувств".

·        Упорядочить опыт учащихся.·        Сформировать понятие «органы чувств».·        Показ...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Какие части культурных растений используют люди", ПНШ, 2 класс

Технологическая карта урока открытия новых знаний  Дата урока окружающий мир ФИО учителя  Викторова Александра Владимировна, класс  2 «А» УМК «Перспективная ...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Разнообразие растений",  автор учебника  А.А. Плешаков,УМК "Школа России"....

Технологическая карта по предмету "Окружающий природный мир". Тема: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Цель урока: Способствовать формированию умения определять место буквы Н в начале слова.Прогнозируемые результатыличностные:- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивле...