Урок окружающего мира "Достопримечательности нашего города" (Рязань)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Метелкина Анастасия Юрьевна

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе А. Плешакова на тему "Достопримечательности нашего города"   (УМК "Школа России").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx25.88 КБ
Файл kartochka.docx307.46 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx443.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 имени В. Ф. Уткина»

города Рязани

Конспект открытого урока-экскурсии

Окружающий мир

3 класс

Тема:

«Достопримечательности нашего города»

Выполнила и провела:

                                                                            учитель начальных классов

                                                                            Метелкина А. Ю.

Рязань – 2013

Цели: 

- сформировать у учащихся представление о достопримечательностях города Рязани;

- способствовать развитию любви к своей малой родине.

 

Задачи: 

Обучающие:

познакомить с Гимном, Гербом, флагом Рязани;

- познакомить с достопримечательностями Рязани;

- формировать умение использовать различные справочные издания.

 

Воспитывающие:

- воспитывать чувство гордости за свой город, страну.

- воспитывать желание узнавать новое, добывать знания самостоятельно.

 

Развивающие:

- развивать внимание, память, умение анализировать;

- развивать речь, обогащать словарный запас.

 

Оборудование: карта города Рязани; метки для карты; презентация «Мой родной город», маршрутные листы, тесты.

Ход урока:

Орг. момент (1 мин.):  О, Русь моя, Рязань моя.

Россия – отсветы березовой коры!

Я люблю тебя с времен Батыя,

С древней незапамятной поры!

Я люблю тебя светло и свято,

Ты навек смутила мой покой –

Удалью Евпатья Коловрата,

Вечною есенинской строкой!

Определение темы и цель урока (5 мин.): ребята, как вы думаете, какая будет тема урока? Про что мы будем говорить? (про город Рязань). Вы любите свой город? А вы его знаете? (ответы детей). Если к вам приедет гость из другого города, вы сможете рассказать историю Рязани, показать ее достопримечательности? (ответы детей). Определите, пожалуйста, цель урока. (ответы детей). Итак, тема урока «Достопримечательности нашего города», цель – узнать исторические факты о Рязани, научиться ориентироваться на улицах города по его достопримечательностям.

Работа над новым материалом (20 мин.): на прошлых уроках мы познакомились с разными городами России. Сегодня у нас экскурсия по улицам нашего родного города. Во время экскурсии мы познакомимся с его достопримечательностями. У вас на столах лежат маршрутные листы. По мере знакомства с историческими памятниками, вы будете их отмечать в своем листе, а я на карте города.

Наше путешествие мы начинаем с памятной стелы, установленной в 1995 году на трассе М-5 «Урал» (со стороны Москвы) – к 900-летию города. (Слайд 1). На стеле видим исторический герб Рязани. (Слайд 1). Дома Сергей и Полина готовили выступление про флаг и герб Рязани. Давайте их послушаем. (Рассказы учеников о рязанском гербе и флаге). (слайды 2, 3).

Свой путь мы продолжаем по Московскому шоссе – одной из важнейших городских магистралей. (слайд 4). Именно по Московскому шоссе мы прямо, никуда не сворачивая, доедем до центра города. Такой «прямоте» рязанцы обязаны государыне Екатерине II. Именно она подписала «регулярный план Рязани»,  (слайд 5) по которому кривые улочки старинного городка сменились широкими улицами и проспектами.

Сейчас мы увидим бульвар Победы с центральным памятником. (слайд  6).Ребята, вы знаете, кто возвышается на колонне? (Георгий Победоносец). Правильно. (слайд 6).В центре бульвара разбит очень красивый фонтан. (слайд 7).

Мы продолжаем свой путь. Московское шоссе плавно переходит в Первомайский проспект. Внезапно проспект становится шире – перед нами? (слайд 8).  (площадь Победы).  Осмотрим монумент. Что мы видим? (памятник в честь победы над фашисткой Германией). На колонне мы видим увеличенную копию Ордена Победы (главный военный орден). А перед монументом расположена бронзовая звезда, в которой горит вечный огонь. (слайд 9). А почему огонь назван вечным? (он горит в память о всех погибших в Великой Отечественной Войне). На гранитных плитах монумента написаны фамилии 305-и рязанцев – Героев Советского Союза. (слайд 10). Ребята, многие улицы нашего города названы в честь знаменитых рязанцев, в том числе и в честь Героев Советского Союза. Вы кого-нибудь можете назвать? (ответы детей). Например, рядом со школой находится улица Стройкова. Она названа в честь Николая Василевича Стройкова, летчика, участника ВОВ, Героя Советского Союза. Недалеко расположена улица Полетаева. Имя Федора Полетаева, нашего земляка,  известно не только в Рязани, но и в Италии, чьим национальным героем он является.

Двинемся дальше по Первомайскому проспекту до перекрестка с улицей Павлова. (слайд 11). В честь кого названа эта улица? (улица названа в честь нашего земляка Ивана Петровича Павлова). Что такого выдающего сделал Иван Петрович? (ученый, физиолог, он первый начал подробно изучать пищеварительную систему). Дом, в котором родился и вырос Иван Петрович, сохранился до наших дней, в усадьбе Павлова организована музей-усадьба И. П. Павлова. (слайд 11).

Возвращаемся на Первомайский проспект и продолжаем движение прямо. Вскоре мы попадаем куда? (слайд 12). (на площадь Ленина). Давайте ее осмотрим. С боков площадь ограничивают Торговые ряды. (слайд 13).Всего Торговых корпусов было 6, они располагались по периметру площади, составляя единый ансамбль. До наших дней осталось только два корпуса, остальные снесены в ходе реконструкции площади в начале 50-х. За Торговыми рядами располагались с одной стороны Красные ряды (ул. Краснорядская), (слайд 14) где торговали «красным товаром». Какие товары раньше называли «красными»? (ответы детей). Раньше «красным» товаром называли мануфактуру и бакалею. Что значит мануфактура? (ткани, нитки, пуговицы, украшения и тому подобное). Что значит слово бакалея? (продовольственные товары, такие как сахар, соль,  чай, кофе, пряности). И с другой стороны –  Горшечная улица (ул. Кольцова), (слайд 15). Как вы думаете, чем здесь торговали?  (керамикой и прочей домашней утварью). Обратим внимание на центр площади. Что мы здесь видим? (слайд 16). (памятник В. И. Ленину). Кто такой Ленин? (ответы детей). Владимир Ильич был первым руководителем Советской страны.

С площади Ленина мы пройдем по улице Соборной к площади Соборной и Рязанскому кремлю. (слайд 17). Соборная – одна из самых красивых улиц Рязани, на ней почти полностью сохранились старые купеческие дома. В конце улицы нашему взору открывается площадь Соборная. (слайд 18). В центре видим памятник Олегу Рязанскому. Работа скульптора З. Церетели. (слайд 19).

Слева – «Театр на Соборной». (слайд 20). Здание построено в 1862 году. Перед нами территория Рязанского кремля. Я предлагаю вам прогуляться по его территории. Проходим между колоннадами, (слайд 21) идем по красивой брусчатке. Слева старинные купеческие дома бывшего Соборного бульвара. (слайд 22). Справа парк, (слайд 23) который украшает скромная, но очень красивая часовня, построенная в честь 900-летия Рязани. (слайд 24). Обратите внимание, что часовня чем-то похожа на старинный боевой шлем русского витязя. С четырех сторон часовня украшена памятными табличками с краткой историей Рязанского княжества. (слайд 25).  Перед нами арочный мост, (слайд 26) за ним начинается Рязанский Кремль – исторический центр Рязани, ее древнейшая и самая красивая часть. А почему такое название Кремль? (ответы детей). Слово кремль образовалось от слова укрепленный. Это значит, что кремль – укрепленная часть города, его сердце. Для чего укрепляли город? (город укрепляли от нападения врагов). Кремль с трех сторон окружен реками Трубеж и Лыбедь, а с четвертой стороны возвышается кремлевский вал. (слайд 27). С какой целью наши предки его создали? (ответы детей). Земляной вал – оборонительное сооружение 13-14 веков. С набережной открываются великолепный вид на заливные окские луга. (слайд 28).

На этом мы заканчиваем нашу экскурсию.

Закрепление полученных знаний (3 мин.): предлагаю вам поработать в группах. Вам нужно ответить на вопросы теста. А поможет вам в этом ваш маршрутный лист. После того, как вы выполните тест, мы проверим ответы.

Проверка творческого д/з (10 мин.): дома у вас было задание подготовить сообщение на тему «Мой любимый уголок Рязани). Кто хочет рассказать свое сообщение? (ответы детей).

Домашнее задание (1 мин.): дома подготовьте небольшое сообщение про достопримечательность города, которая вам понравилась.

Итог (5 мин.): какие новые достопримечательности города вы узнали? Что заинтересовало вас? Поставьте, пожалуйста, себе оценку за этот урок. Вам понравился урок? И мне понравилось. Покажите свои карточки настроения. Спасибо за урок. Урок окончен.

 



Предварительный просмотр:

                                       Подпишите название

        _____________________________________________

       _____________________________________________

       _____________________________________________

        _______________________________________________

           _________________________________________      __________________________________________



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

                                                                       

                                                                                                     

                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Наша планета - Земля" 2 класс

Урок окружающего мира с использованием ИКТ. В конце урока дети выполняют тест на персональных нетбуках....

Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс

Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....

Урок окружающего мира "Наши предки - древесные жители"

Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" (4 класс, "Школа 2100")...

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

урок окружающего мира "Наши предки в далёком прошлом"

Урок в 4 классе открывает цикл уроков "Страницы истории Отечества". На уроке дети пользуясь разными информационными источниками ищут ответы на интересующие их вопросы о наших предках. К уроку прилагае...

Урок окружающего мира "Наше здоровье в наших руках с использованием цифрового микроскопа"

Развивать познавательный интерес посредством использования на уроке цифрового микроскопа....