Открытый урок по окружающему миру "Вода.Свойства воды"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Матыпова Виктория Викторовна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_otkrytyy_urok_voda._svoystva_vody.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 12

«Открытые уроки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Беклемишево

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 «Вода и её свойства»

3 класс

УМК: Гармония

Подготовила:

учитель начальных классов

Матыпова Виктория Викторовна

Первая квалификационная категория

Цель урока

создание условий для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умение ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Личностные: -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                              

Метапредметные

Познавательные: развивать умения добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы; развивать познавательный интерес к предмету через исследования.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные: развивать умения работать в  группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формы и методы

- поисковый метод

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, бейджики для детей с указанием должности, таблички с описанием опыта, глобус, наборы для проведения опытов, ручки, капельки для эмоционального отклика.

Наглядно-демонстрационный материал

Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов

 

Основные понятия

Вода. Свойства воды.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование  УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глаза тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем и к сердечку поднесем.

Вы почувствовали тепло солнышка?

Подарите это тепло друг другу и нашим гостям. Пусть на уроке царит теплая и дружеская атмосфера.

- Поэт Константин Ибряев сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?.

А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

- Чему будет посвящен наш урок?

(Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем

 новые знания?  (1 шаг:Что я не знаю?

2 шаг: Буду стараться узнать новое.)

- Сегодня на уроке вас ждет множество

открытий.

Слушают учителя, настраиваются

на предстоящую работу в классе

Высказывают своё мнение.

Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний пробное учебное действие.

Цель этапа:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Организация просмотра видеофрагмента «Мойдодыр»

- Сейчас покажу вам фрагмент из мульт фильма, после просмотра вы должны ответить:

Почему герои мультфильма восхваляют воду? Внимание на экран  

  1. Почему герои мультфильма произносят такие слова: «Вечная слава воде!»

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Давайте вспомним

*В каких трёх состояниях бывает вода на земле?

*За какое состояние воды отвечал Мойдодыр?

*Приведите, пожалуйста, примеры воды в жидком состоянии.

*Какие осадки связаны с жидким состоянием воды?

*Как выглядит вода в твёрдом состоянии?

*Газообразное состояние воды – это что?

Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

Просматривают фрагмент мультфильма «Мойдодыр»

Высказывают  свои предположения

Вода. Свойства воды.

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля

Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов

III. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

.

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река.
- Как вы думаете, всё ли мы знаем о воде?

Нет вещества более удивительного и загадочного, чем вода. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их.

- А  вам хотелось бы узнать что-то новое о

воде?

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

поиск разнообразных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации

Для того, чтобы узнать новое о воде.

- Сегодня наш класс превратится в лабораторию, а вы будете настоящими исследователями, получите знания самостоятельно, при помощи тех исследований, которые мы с вами проведем на уроке.

Так что мы будем исследовать?

- Чтобы начать исследование, необходимо

составить план исследования

- На какой вопрос должны ответить в

 первую очередь?

1. Что такое вода?                                                

2. Свойства воды.

3. Бережное отношение к воде.

- Итак, что такое вода? (жидкость). 

- Как в любую научную лабораторию, к

нам на экспертизу отдают различные

вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество.

(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это?

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? 

 – ПОЧЕМУ?)

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?

- Как можно отличить одно вещество от

другого? С помощью чего?

- Эти особенности веществ называют

 свойствами.

- Что будет предметом нашего

 исследования?

- Какую цель поставим перед собой?

- К концу исследования мы должны

 узнать: «Является ли жидкость в

сосуде – водой?»                                                                

- Тогда какие задачи поставим перед собой?

– Цель поставлена, начинаем работу для её достижения

Отвечают на вопросы учителя

Совместно с учителем составляют план исследования воды

Вода

Ставят цели:

Узнать, что находится в сосуде

Определяют задачи:

 Открыть новые знания.

 V. Реализация построенного проекта.

Цель этапа:

Организация коммуникативного взаимодействия для выведения свойств воды

- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

Совместно с учителем составляют план действий

- Итак, переходим к следующему пункту

плана – свойства воды.

- В течение урока вы будете работать в группах. В каждой группе есть:

 Научный сотрудник – проводит опыт;

Помощник- читает задание;

Оценщик- оценивает работу каждого учащегося в своей группе;

Эксперты заполняют таблицу;

Давайте вспомним правила работы в группах.

  1. Работать сообща.
  2. Уметь выслушать друг друга.
  3. Слушать других, не перебивая, внимательно.
  4. Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю своей работы.
  5. Уметь договариваться, помогать друг другу.

Так как мы будем работать с лабораторным оборудованием, необходимо соблюдать технику безопасности.

- Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

- С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20-30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. К. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

-Сыпучие вещества брать только ложкой.

- Если случайно разбилось стекло запрещается брать его руками.

У вас на столах лежат таблицы, которые эксперты должны заполнить после того, как вы проведете опыт. Если вода обладает свойствами, которые перечислены в таблице, вы ставите  +, если нет, то -.

Каждая группа проводит свой опыт.

Слушают учителя

Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

Динамическая пауза

Прежде чем приступить к работе, давайте отдохнем.

Очень всем нужна вода

Делай- раз, делай- два.

Звери у ручья напились

Вправо влево поклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши

До чего же день хороший.

Дождик вдруг полил с утра.

За работу нам пора!

Продолжение работы по теме.

Опыт № 1

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?

Зачитаем план опыта.

-Определение запаха воды.

- Определение вкуса воды.

Расскажем о результатах наблюдений.

Сделаем вывод.

Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь?

Опыт № 2

Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

-Возьмем чистую воду, опустим в нее ложку.

- Посмотрим на свет.

Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.

- Посмотрим на свет.

-Сравнить цвет воды с цветом полосок.

-Расскажем о результатах наблюдений.

-Сделаем вывод.

-Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь?

Опыт № 3

Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

Зачитаем план опыта.

Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло..

-Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

-Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.

Что происходит с формой воды.

Сделайте вывод.

О каких свойствах воды идет речь?

Опыт № 4

Вопрос: может ли вода изменять свои свойства? Как?

Зачитаем план опыта.

-Возьмем чистую воду, добавим в нее вещество (сахар, марганец)

-Перемешаем палочкой.

-Понаблюдаем за полученной смесью.

-О результатах наблюдений расскажем.

Сделаем вывод.

Заполним таблицу.

Изменились ли свойства воды? Почему?

Физкультминутка (выполняют движения)

Демонстрация опытов.

Личностные : формирование культуры предметно- преобразующей деятельности человека.

VI.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: - зафиксировать новое содержание урока;

Уточнить и расширить знания учащихся

Подведение результатов.  

Итак, мы определили основные свойства воды.

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него.

«Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы могли это определить?

 А теперь?

- Сравним свойство этой  жидкости

 со свойствами воды.

Вызываю к доске ребенка, определяем свойства вещества в бутылке.

 Что это? (Вода.)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

А зачем нам надо знать о свойствах воды. Где эти знания нам пригодятся?

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе.

Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела

- Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы , отвечали,  справлялись со своими обязанностями. Теперь моя очередь. Я расскажу вам научные факты о воде.

– Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубой краски. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах.

- Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах.

- Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды

Даже тело человека на 2/3 состоит из воды.

Проверка

Мы продолжаем разговор о воде.

 У нас остался еще один пункт плана о

 бережном отношении к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки домов, не сделать бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства.

Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет. 

-Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях?

-Чем опасно загрязнение воды?

-Как люди охраняют воду от загрязнений?

-Как каждый человек должен беречь воду?

-Как можно решить экологические проблемы озера, реки, моря, океана?

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Уточняют и расширяют свои знания о воде.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод: От загрязнения воды страдает всё живое.  Воду  надо беречь.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.      

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

ΙX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Мы выполнили план урока?

- Оцените свои знания на конец урока

(капельки)

Если все получилось

Возьмите голубую  капельку

 воды, если не все получалось – белую

капельку воды.

Оценщики прокомментируйте, как вы оценили работу учащихся своей группы.

Выставление оценок.

В заключении я хочу напомнить:

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле- вода!

Экономь ее и береги

Мы ведь на планете не одни!

- Домашнее задание: 

Стр. 95-99.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные: Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

оценщик

оценщик

оценщик

оценщик

помощник

Старший научный сотрудник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

открытый урок по окружающему миру на тему "Свойства воды"

Открытый урок на тему "Свойства воды" 1 класс...

Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"

Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"...

Конспект открытого урока по окружающему миру - "Свойства воды" 4 класс

Одна из форм инновационных технологий - это мини-исследование.Целью проведения уроков с использованием данной технологии является развитие у детей навыков практической деятельности (опыты), наблюдател...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...

открытый урок по окружающему миру " На воде и в лесу" 2 класс

Представлены материалы:Конспект урокаПрезентацияСамоанализ урокаКарточки с разноуровневым домашним заданиемКарточки для работы в группахШаблоны для рефлексии...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"

Учитель: Шнякина Марина ВладимировнаПредмет: Окружающий мирКласс: 3Тип урока: Открытие нового знания...