Конспект урока. Тема:«Природные богатства и труд людей – основа экономики». 3 класс. УМК "Школа России".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Воронина Ксения Александровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 гр.

Воронина Ксения Александровна

Проверил: Коноваленко Н.Н.

Отметка:

Дата:

01.03.2018 г.

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3-8

Тема урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономики».

Цели урока: - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, уважение к людям труда; - развивать кругозор учащихся, учить анализировать, обобщать, делать выводы; - воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: - раскрывать понятия: природные богатства, полезные ископаемые, умственный труд, физический труд, вода, воздух, почва, растение, животное; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; - развивать осознанное восприятие значения природных богатств в хозяйственной деятельности человека; - воспитывать необходимость бережного отношения к природным богатствам
  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по окружающему миру; понимать причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализе и самоконтроле результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.


Тип урока:
 открытие нового знания

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин.

Приветствие.

Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

3 мин

Работа с презентацией.

Фронтальный опрос.

-Что такое экономика?

(Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей)

- Для чего нужна экономика?

(Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей)

-Что такое потребность?

(Потребность-надобность, нужда в чем-то, требующая удовлетворения.)

- Что такое товар? Приведите примеры.

- Что такое услуги? Приведите примеры.

- Какие потребности удовлетворяются с помощью сельского хозяйства?

- Какие потребности удовлетворяются с помощью промышленности?

- Расскажите, какими товарами и услугами вы пользовались в течение дня.

Отвечать на вопросы из личного опыта.

Находить лишнее из списка

К: участвовать в учебном диалоге; формулироватьответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

Работа со стихотворением.

2 мин.

Работа с презентацией.

-Что изображено на иллюстрациях?

(Ветреная мельница-воздух, вода, почва, полезные ископаемые)

-А как это можно назвать одним словом?

(Природные богатства)

Ребята, на прошлом уроке мы говорили о том, что такое услуги. Откуда возникают услуги? Кто или что это осуществляет? Как можно назвать это одним словом (труд)

Кто догадался, ребята, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему урока? «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Какую цель мы поставим на уроке? Узнаем: Что такое природные богатства;

-Какие бывают природные богатства;

-Значение природных богатств

-Что такое труд людей;

Классифицировать.

Отвечать на вопросы.
Формулировать тему и цель урока.

К:участвовать в учебном диалоге; формулироватьответы и выводы; строить речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником.

Словесный: беседа.

20 мин.

Работа в учебнике.

Итак, ребята, откройте свои учебники на странице 42.
Читаем текст по абзацам.

Дайте определение термину «Природные богатства».  Природные богатства – природные ресурсы: объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.

-Назовите природные богатства.

(Вода, воздух, почва, полезные ископаемые, растения, животные)

-Воздух - это смесь газов, газообразная оболочка земли.

-Ветер - движение воздуха.

-Какое значение имеет воздух?

(Воздух - ветер используется для выработки энергии)

- Вода- прозрачная бесцветная жидкость.

- Какое значение имеет вода?

(Без воды не будет жизни, не будет и экономики)

-Полезные ископаемые- природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

-Какое значение имеют полезные ископаемые?

(Полезные ископаемые используют для производства топлива, удобрений, строительства, и т.д.)

-Почва - верхний плодородный слой земной коры.

-Какое значение имеет земля?

(Земля используется для сельского хозяйства)

-Какое значение имеют растения?

(Заготовка и переработка древесины, производство ткани, производство продуктов питания)

-Какое значение имеют животные?

(Производство продуктов питания, мех, и т.д.)

Читать текст учебника.

Отвечать на вопросы.  

Классифицировать потребности по отраслям.

Читать текст учебника.

Отвечать на вопросы.  

Слушать учителя.

П: дополнять и расширять знания.

П:извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Р:

Осмыслять учебный материал; действать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы;

Физкультминутка

- Давайте сделаем перерыв и проведём динамическую минутку:

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Выполнять упражнения.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа в группе.

Практический: работа с учебником.

Словесный: монолог учителя, беседа.

3 мин.

Продолжаем чтение учебника на том месте, на котором остановились.

- Объясните смысл пословиц.

  • Без дела жить – только небо коптить. (Плохо, когда человек живет, никому не принося пользы.)
  • К большому терпенью придет и уменье. (Ученый руд, труд рабочего, инженера – это всегда напряженный труд, умение достигается в результате кропотливой работы.)
  • По труду и награда. (Потрудился – получишь хорошую отметку, заработаешь деньги.)

Труд людей – основа экономики

Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он требуется для производства любых товаров и оказаний услуг. В экономике нужен труд людей самых разных профессий. Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Труд бывает: Умственный и физический. Умственный труд или интеллектуальный - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Физический труд или ручной – работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые – физический труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -умственный труд.

Читать текст учебника.

Анализировать.

Отвечать на вопросы.  

Выстраивать предположения.

К: формулировать ответы;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в печатной тетради.

4 мин.

Работа в рабочей тетради.
Самостоятельная работа. 

№ 1, 5 с. 26-27

- Как труд ученого помогает экономике?

- Как труд рабочего помогает экономике?

Самостоятельно работать в тетрадях.

П.: искать и извлекать информацию

Р.:

Применять освоенные способы действия.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: визуальное моделирование ситуаций.

5 мин.

Работа в парах.

Ребята, я предлагаю вам творческое здание, которое вам нужно выполнить в парах.

На ваших столах лежат чистые листы А4. Сейчас вам необходимо придумать и изобразить ситуации, которые бы отражали одну из тем двух наших последних занятий. «Для чего нужна экономика. Потребности: товары и услуги» и «Природные богатства и труд людей – основа экономики».

Отвечать на вопросы.

Моделировать ситуации в парах.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа.

Словесный: устная рефлексия. 

2 мин.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Рубрика проверь себя. Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Как вы оцениваете свою ученическую позицию на уроке? Были ли вы активны?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Отвечать на вопросы.

Производить рефлексию.

Оценивать свою работу на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.