Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Перспектива".
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_dlya_2_klassa.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник: в 2 ч. / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: «Просвещение», 2016.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: «Просвещение», 2016.
3. Новицкая М.Ю. Уроки по окружающему миру. 2 класс : пособие для учителей / М.Ю.Новицкая. – М.: «Просвещение», 2016.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно - научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, то есть тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем – жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим учащиеся знакомятся с сезонным трудом людей и праздниками, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 66 ч (33 учебные недели).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты.
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
Регулятивные умения:
– определять цель учебной деятельности: при работе с компасом, термометром; при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;
– составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;
– контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом, термометром; при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;
– сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом);
– осуществлять самоконтроль во время прогулки (экскурсии) в парке, лесу.
Познавательные умения:
– ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
– сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство;
– устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;
– сравнивать фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах (называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна);
– наблюдать за погодой, за изменениями в окружающем мире;
– понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;
– сравнивать, чем отличаются осенние дожди от летних;
– сравнивать обряды и обычаи, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;
– сравнивать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;
– извлекать необходимую информацию из текстов;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– сравнивать фазы развития насекомых, отличать паукообразных от насекомых;
– подводить под понятие;
– обобщать и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; наблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);
– моделировать и преобразовывать модели;
– находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»;
– подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;
– осваивать технологию поиска информации (находят информацию в атласе-определителе);
– строить логическую цепочку рассуждений, доказательства.
Коммуникативные умения:
– выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
– аргументировать свое мнение и позицию;
– распределять операции между собой в группе;
– отвечать «компетентно» на поставленные вопросы;
– участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
– искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи и обсуждать это явление;
– оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам);
– формировать и аргументировать свое мнение при наблюдении за живой природой;
– договариваться об условиях игры.
Предметные результаты.
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
Обучающиеся должны знать:
– характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
– названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
– некоторые экологические связи в природе;
– особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
– изученные правила поведения в природе;
– особенности охраны здоровья в разное время года;
– народные названия месяцев;
– народные приметы и присловья о временах года;
– дни - погодоуказатели, характерные для климата своего края;
– главные календарные праздники народов своего края.
Обучающиеся должны уметь:
– проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
– различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
– объяснять на примерах некоторые экологические связи;
– выполнять изученные правила поведения в природе;
– выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
– разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
– загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
- рассказывать 2–3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Характеристика 2 «Е» класса.
В классе обучаются 26 девочек. Учебная мотивация к предмету сформирована у 83,2% учащихся. В большинстве своем девочки научились извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе, анализировать рисунки и схемы учебника, моделировать связи в природных сообществах и формулировать соответствующие правила экологической этики. Учащиеся используют приобретенные знания и умения на уроках окружающего мира в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Вселенная, время, календарь | 14 |
2 | Осень | 18 |
3 | Зима | 15 |
4 | Весна и лето | 16 |
5 | Повторение | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I четверть (18 часов)
№ урока | Дата | Тема |
Тема: «Вселенная, время, календарь» (14 часов). | ||
1 | Мы — союз народов России. | |
2 | Мы — жители Вселенной. | |
3 | Наш «космический» корабль — Земля (практическая работа с компасом ). | |
4 | Наш «космический» корабль — Земля. | |
5 | Время. | |
6 | Сутки и неделя. | |
7 | Месяц и год. | |
8 | Времена года. | |
9 | Погода ( практическая работа с термометром ). ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации. | |
10 | Календарь — хранитель времени, страж памяти. | |
11 | Красные дни календаря. | |
12 | Народный календарь. | |
13 | Экологический календарь. | |
14 | Повторение и закрепление пройденного материала. | |
Тема: «Осень» (18 часов). | ||
15 | Осенние месяцы. | |
16 | Осень в неживой природе. | |
17 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | |
18 | Осенняя экскурсия. |
II четверть (14 часов).
19 | Звёздное небо осенью. | |
20 | Трава у нашего дома. ОБЖ. В лес за ягодами. | |
21 | Старинная женская работа. | |
22 | Деревья и кустарники осенью. ОБЖ. Ориентиры местности. | |
23 | Чудесные цветники осенью. | |
24 | Грибы. ОБЖ. В лес за грибами. | |
25 | Шестиногие и восьминогие. | |
26 | Птичьи секреты. | |
27 | Как разные животные готовятся к зиме. | |
28 | Невидимые нити в осеннем лесу. | |
29 | Осенний труд. | |
30 | Будь здоров! (Подвижные старинные игры). ОБЖ. Опасные игры. | |
31 | Охрана природы осенью. | |
32 | Повторение и закрепление пройденного материала. За страницами учебника. |
ΙΙΙ четверть (22 часов)
Тема: «Зима» (15 часов) | |||
33 | Зимние месяцы. | ||
34 | Зима – время науки и сказок. | ||
35 | Зима в неживой природе. ОБЖ: «Опасности в зимний период». | ||
36 | Звёздное небо зимой. | ||
37 | Зима в мире растений. | ||
38 | Зимние праздники. | ||
39 | Растения в домашней аптечке. ОБЖ: «Оказание первой помощи». | ||
40 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | ||
41 | Невидимые нити в зимнем лесу. | ||
42 | В феврале зима с весной встречается первой. | ||
43 | Зимний труд. | ||
44 | Будь здоров. | ||
45 | Охрана природы зимой. | ||
46 | Зимняя экскурсия. | ||
47 | Повторение и закрепление пройденного материала. | ||
Тема: «Весна и лето» (16 час) | |||
48 | Весенние месяцы. | ||
49 | Весна в неживой природе. ОБЖ: «Опасности в весенний период». | ||
50 | Весна — утро года. | ||
51 | Звёздное небо весной. | ||
52 | Весеннее пробуждение растений. | ||
53 | Чудесные цветники весной. | ||
53 | Весна в мире насекомых. ОБЖ: «Осторожно: клещ» |
IV четверть (12 часов)
55 | Весна в мире птиц и зверей. | |
56 | Невидимые нити в весеннем лесу. | |
57 | Весенний труд. | |
58 | Старинные весенние праздники. | |
59 | Весенняя экскурсия. | |
60 | Будь здоров. | |
61 | Охрана природы весной. | |
62 | Лето красное. ОБЖ: «Основы безопасного поведения на воде». | |
63 | Летние праздники и труд. | |
Тема: «Повторение» (3 часа). | ||
64 | Повторение и закрепление пройденного материала. | |
65 | Итоговая контрольная работа за год. | |
66 | Урок-путешествие «Времена года». |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Печатные пособия.
1. В мире природы, истории и литературы : сб. загадок / сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: «Учитель», 2008.
2. Жадаев Д.Н. Окружающий мир. Компетентностно-ориентированные задания. 2–4 классы / Д.Н.Жадаев, Р.А.Брехач. – М.: «Легион», 2011.
3. Как человек исследует, изучает, использует природу. 2–3 кл. / авт.-сост. В.С.Грибов. – Волгоград: «Учитель», 2005.
4. Картографическая грамотность младших школьников: рекомендации, материалы к урокам/ авт.-сост. Р.С.Гайсина. – Волгоград: «Учитель», 2011.
5. Клепинина З.А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. 1–4 классы / З.А.Клепинина. – М.: «Айрис-Пресс», 2012.
6. Модестов С.Ю. Космос: справочник школьника. – СПб.: «Литера», 2009.
7. Модестова Т.В. Животные: справочник школьника. – СПб.: «Литера», 2009.
8. Модестова Т.В. Птицы: справочник школьника. – СПб.: «Литера», 2008.
9. Новицкая М.Ю. Уроки по окружающему миру 2 класс: пособие для учителя / М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова. – М.: «Просвещение», 2009.
10. Окружающий мир. 1–4 классы: конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е.М.Васина [и др.]. – Волгоград: «Учитель», 2011.
11. Окружающий мир. 2–4 кл. Внеклассные занятия на тему «Времена года» / авт.-сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: «Учитель», 2007.
12. Окружающий мир. 2–4 классы : доп. материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е.А.Лященко. – Волгоград: «Учитель», 2008.
13. Окружающий мир. Тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: «Учитель», 2007.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы. Растения и животный мир.
2. Географические карты. Физическая карта.
3. Глобус.
4. Иллюстрации с изображением растений, животных.
4. Информационно-коммуникативные средства.
Видеофильм «Береги природу» (DVD).
5. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Персональный компьютер.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Шкаф для хранения карт, таблиц.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.