Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Перспектива".
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Пилипенко Елена Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Перспектива".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник: в 2 ч. / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: «Просвещение», 2016.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: «Просвещение», 2016.

3. Новицкая М.Ю. Уроки по окружающему миру. 2 класс : пособие для учителей / М.Ю.Новицкая. – М.: «Просвещение», 2016.

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно - научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, то есть тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем – жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим учащиеся знакомятся с сезонным трудом людей и праздниками, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На  изучение  окружающего  мира  в  каждом  классе  начальной  школы отводится  2  часа  в  неделю.  Программа  рассчитана  на  66 ч (33 учебные недели).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты.

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

Регулятивные умения:

определять цель учебной деятельности: при работе с компасом, термометром; при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;

составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;

контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом, термометром; при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей;

сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом);

осуществлять самоконтроль во время прогулки (экскурсии) в парке, лесу.

Познавательные умения:

– ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

– сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство;

– устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

– сравнивать фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах (называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна);

– наблюдать за погодой, за изменениями в окружающем мире;

– понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

– сравнивать, чем отличаются осенние дожди от летних;

– сравнивать обряды и обычаи, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

– сравнивать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

– извлекать необходимую информацию из текстов;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– сравнивать фазы развития насекомых, отличать паукообразных от насекомых;

– подводить под понятие;

– обобщать и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; наблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

– моделировать и преобразовывать модели;

– находить  необходимую  информацию  на  вопросы  рубрики  «Подумаем!»;

– подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

– осваивать технологию поиска информации (находят информацию в атласе-определителе);

– строить логическую цепочку рассуждений, доказательства.

Коммуникативные умения:

– выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

– аргументировать свое мнение и позицию;

– распределять операции между собой в группе;

– отвечать «компетентно» на поставленные вопросы;

– участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

– искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи и обсуждать это явление;

– оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам);

– формировать и аргументировать свое мнение при наблюдении за живой природой;

– договариваться об условиях игры.

Предметные результаты.

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

Обучающиеся должны знать:

– характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

– названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

– некоторые экологические связи в природе;

– особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;

– изученные правила поведения в природе;

– особенности охраны здоровья в разное время года;

– народные названия месяцев;

– народные приметы и присловья о временах года;

– дни - погодоуказатели, характерные для климата своего края;

– главные календарные праздники народов своего края.

Обучающиеся должны уметь:

– проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

– различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

– объяснять на примерах  некоторые экологические связи;

– выполнять изученные правила поведения в природе;

– выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

– разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

– загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

  • рассказывать 2–3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Характеристика 2 «Е» класса.

В классе обучаются 26  девочек. Учебная мотивация к предмету сформирована у  83,2% учащихся. В большинстве своем девочки  научились извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе, анализировать рисунки и схемы учебника, моделировать связи в природных сообществах и формулировать соответствующие правила экологической этики. Учащиеся используют приобретенные знания и умения  на уроках окружающего мира в практической деятельности и повседневной жизни.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Вселенная, время, календарь

14

2

Осень

18

3

Зима

15

4

Весна и лето

16

5

Повторение

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I четверть (18 часов)

№ урока

Дата

Тема

Тема: «Вселенная, время, календарь» (14 часов).

1

Мы — союз народов России.

2

Мы — жители Вселенной.

3

Наш «космический» корабль — Земля (практическая работа с компасом ).

4

Наш «космический» корабль — Земля.

5

Время.

6

Сутки и неделя.

7

Месяц и год.

8

Времена года.

9

Погода ( практическая работа с термометром ).

ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации.

10

Календарь — хранитель времени, страж памяти.

11

Красные дни календаря.

12

Народный календарь.

13

Экологический календарь.

14

Повторение  и закрепление пройденного материала.

Тема: «Осень» (18 часов).

15

Осенние месяцы.

16

Осень в неживой природе.

17

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

18

Осенняя экскурсия.

II четверть (14 часов).

19

Звёздное небо осенью.

20

Трава у нашего дома.

ОБЖ. В лес за ягодами.

21

Старинная женская работа.

22

Деревья и кустарники осенью.

ОБЖ. Ориентиры местности.

23

Чудесные цветники осенью.

24

Грибы.

ОБЖ. В лес за грибами.

25

Шестиногие и восьминогие.

26

Птичьи секреты.

27

Как разные животные готовятся к зиме.

28

Невидимые нити в осеннем лесу.

29

Осенний труд.

30

Будь здоров! (Подвижные старинные игры).

ОБЖ. Опасные игры.

31

Охрана природы осенью.

32

Повторение и закрепление пройденного материала.

За страницами учебника.

ΙΙΙ четверть (22 часов)

Тема: «Зима» (15 часов)

33

Зимние месяцы.

34

Зима – время науки и сказок.

35

Зима в неживой природе.

ОБЖ: «Опасности в зимний период».

36

Звёздное небо зимой.

37

Зима в мире растений.

38

Зимние праздники.

39

Растения в домашней аптечке.

ОБЖ: «Оказание первой помощи».

40

Зимняя жизнь птиц и зверей.

41

Невидимые нити в зимнем лесу.

42

В феврале зима с весной встречается первой.

43

Зимний труд.

44

Будь здоров.

45

Охрана природы зимой.

46

Зимняя экскурсия.

47

Повторение и закрепление пройденного материала.

Тема: «Весна и лето»  (16 час)

48

Весенние месяцы.

49

Весна в неживой природе.

ОБЖ: «Опасности в весенний период».

50

Весна — утро года.

51

Звёздное небо весной.

52

Весеннее пробуждение растений.

53

Чудесные цветники весной.

53

Весна в мире насекомых.

ОБЖ: «Осторожно: клещ»

IV четверть (12 часов)

55

Весна в мире птиц и зверей.

56

Невидимые нити в весеннем лесу.

57

Весенний труд.

58

Старинные весенние праздники.

59

Весенняя экскурсия.

60

Будь здоров.

61

Охрана природы весной.

62

Лето красное.

ОБЖ: «Основы безопасного поведения  на воде».

63

Летние праздники и труд.

Тема: «Повторение» (3 часа).

64

Повторение и закрепление пройденного материала.

65

Итоговая контрольная работа за год.

66

Урок-путешествие «Времена года».

                                ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Печатные пособия.

1. В мире природы, истории и литературы : сб. загадок / сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: «Учитель», 2008.

2. Жадаев Д.Н. Окружающий мир. Компетентностно-ориентированные задания. 2–4 классы / Д.Н.Жадаев, Р.А.Брехач. – М.: «Легион», 2011.

3. Как человек исследует, изучает, использует природу. 2–3 кл. / авт.-сост. В.С.Грибов. – Волгоград: «Учитель», 2005.

4. Картографическая грамотность младших школьников: рекомендации, материалы к урокам/ авт.-сост. Р.С.Гайсина. – Волгоград: «Учитель», 2011.

5. Клепинина З.А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. 1–4 классы / З.А.Клепинина. – М.: «Айрис-Пресс», 2012.

6. Модестов С.Ю. Космос: справочник школьника. – СПб.: «Литера», 2009.

7. Модестова Т.В. Животные: справочник школьника. – СПб.: «Литера», 2009.

8. Модестова Т.В. Птицы: справочник школьника. – СПб.: «Литера», 2008.

9. Новицкая М.Ю. Уроки по окружающему миру 2 класс: пособие для учителя / М.Ю.Новицкая, Н.М.Белянкова. – М.:  «Просвещение», 2009.

10. Окружающий мир. 1–4 классы: конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е.М.Васина [и др.]. – Волгоград: «Учитель», 2011.

11. Окружающий мир. 2–4 кл. Внеклассные занятия на тему «Времена года» / авт.-сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: «Учитель», 2007.

12. Окружающий мир. 2–4 классы : доп. материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е.А.Лященко. – Волгоград: «Учитель», 2008.

13. Окружающий мир. Тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: «Учитель», 2007.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

1. Таблицы. Растения и животный мир.

2. Географические карты. Физическая карта.

3. Глобус.

4. Иллюстрации с изображением растений, животных.

4. Информационно-коммуникативные средства.

Видеофильм «Береги природу» (DVD).

5. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Персональный компьютер.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Шкаф для хранения карт, таблиц.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.