Урок окружающего мира "Полезные ископаемые Ростовской огбласти"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Владышникова Людмила Александровна

.

      Материал урока поможет учителю  расширить знания детей  о природных богатствах родного края, а также способствует воспитанию у ребят любви к своей малой родине, бережного отношения к природным богатствам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye_rostovskoy_oblasti.rar1.8 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Екатериновская СОШ

Урок окружающего мира по теме:

«Полезные ископаемые Ростовской области»

3 класс

Учитель начальных классов

                                            Владышникова

Людмила Александровна

Тема: "Полезные ископаемые Ростовской области"

Цели:

  • продолжить формирование знаний учащихся о природе родного края;
  • познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области и их месторождениями;
  • формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать суждения;
  • способствовать воспитанию у ребят любви к родному краю, их малой родине, бережного отношения к природным богатствам.

Оборудование:

  • коллекция полезных ископаемых;
  • карточки с названиями полезных ископаемых;
  • диск с презентацией
  • атлас Ростовской области;
  • учебное пособие.  

I. Мотивация.  (СЛАЙД №2-4)

"Ты знаешь край, где всё обильем дышит,

Где реки льются чище серебра,

Где ветерок степной ковыль колышет,

В вишнёвых рощах тонут хутора,

Среди садов деревья гнут долу…

И до земли висит их плод тяжёлый"

(А.К.Толстой)

II. Выход на тему.

-Мы продолжаем изучать природу родного края. Определим тему нашего урока. Для этого предлагаю ответить на вопросы.

  • Третья планета солнечной системы. (Земля)
  • Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами. (Горные породы)
  • Горные породы, которые люди добывают и используют? (Полезные ископаемые)
  • Как называются залежи полезных ископаемых? (Месторождениями).

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

Тема урока: "Полезные ископаемые Ростовской области". (СЛАЙД №1)

Какова площадь Ростовской области? (100,8 тыс. км 2 ) (Слайд № 5)

Наш край занимает большую площадь и конечно в недрах её земли есть полезные ископаемые. Сегодня на уроке мы узнаем, чем богата Донская земля  и где используют её богатства.

III. Работа по теме.

1. Какое слово лишнее? Почему?  

Железная руда, мел, гранит, нефть, песок, каменный уголь, геолог, медь, торф.     (СЛАЙД№6)

-Я предлагаю вам выступить в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Но в начале проверим,  насколько хорошо вы знаете полезные ископаемые. ( Словарный диктант).

  1. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.
  2. Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит удобрением.
  3. Добывается в шахтах, тяжёлый, прочный, колкий, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
  4. Чёрный, с заметным блеском, твёрдый тонет в воде, горюч.
  5. Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
  6. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.
  7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.
  8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

Самопроверка. Оценивание. (На экране) (СЛАЙДS  №7.8))

-Молодцы! Один из основных инструментов  геолога - это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите, самые распространённые полезные ископаемые. (атлас страница №3)

Ответы детей.

- На какие группы мы можем разделить эти ископаемые? (топливные, строительные)

- Распределите полезные ископаемые  на группы. (СЛАЙД №9)

2. Обозначение полезных ископаемых на контурной карте. (СЛАЙД №13)

 Каждая группа геологов поработает с картой и выявит месторождения:

         1 группа – природный газ

         2 группа - известняк

         3 группа – песок и глина

         4 группа – уголь

Карточка – "помогайка" (для каждой группы):

  1. Название.
  2. Свойства (основное).
  3. Способы добычи.
  4. Применение.
  5. Месторождения на территории Ростовской области.

3. Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение материала. Рассказы учеников сопровождаются показом слайдов. (СЛАЙДЫ №10 - №14)

5. Перечень полезных ископаемых был бы неполным, если не упомянуть целебные грязи и минеральные воды, которые обнаружены на территории области. (СЛАЙД №15)

Целебные грязи – это Маныческие озёра, озеро Пеленкино недалеко от Азова (богатое сероводородным илом). Целебная грязь найдена и вблизи города Новочеркасска.

Также в области известно более 20 минеральных источников. Многие воды хорошо известны жителям нашего региона и за её пределами. ("Аксу", "Аксинья", "Иверская", "Пухляковская", "Вешенская") (Слайд 16)

      - В какую группу мы можем отнести минеральные источники и лечебные грязи? Обозначение на контурной карте.

     - О каком наиважнейшем полезном ископаемом мы не упомянули  сегодня?

  Послушайте загадку.

 В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

         - Наибольшее практическое значение для человека имеют пресные водоёмы.Взгляните на карту.Много ли рек протекает на территории нашей области? (Слайд №17)

- В начале прошлого века трудно было себе представить, что на Земле, богатой реками и озёрами,наступит время нехватки чистой питьевой воды, время, когда каждый её кубометр надо будет ставить на строгий учёт. (Показ слайдов №18,19,20). Почему это произошло? Как мы можем помочь рекам? (Дети высказывают свои версии) Слай №21

- Богата Донская земля своими недрами. Славу ей принёс каменный уголь, а сегодня и бальнеологические ресурсы.

IV. Рефлексия.

-А далее нас ждёт серьёзная работа. Мы будем строить здание, но оно будет состоять из наших знаний.  Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику. (Загадки о различных полезных ископаемых)

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом.  Надо всегда помнить о том, что запасы полезных ископаемых небезграничны.

   (Слайд№22)

-Не все богатства нашей области полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра Донского края. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Полезные ископаемые"

Здесь представлены: конспект урока и презентация на тему "Полезные ископаемые". 3 класс "Школа России"...

Полезные ископаемые. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". 3 класс...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые. Уголь"

На уроке окружающего мира можнов полной мере реализовывать региональный компонент. Мы живем в крае, где добывают черное золото. Поэтому я посвятила целый урок каменному углю. Думаю, что меня поддержат...

Ростовская область. Региональный компонент на уроках окружающего мира.

Ростовская область.Региональный компонент на уроках окружающего мира.Человек и общество. (10 ч)1. Первые поселения на Дону.2. Тайны Донской земли.3. Дикое поле. 4. Нашествие монголо-татар....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Карта твоего района. Ростовская область"

Технологическая карта  урока окружающий мир по теме "Карта твоего района. Ростовская область"  УМК: Перспективная начальная школа  4 класс...