Вода - растворитель.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Дарий Марина Владимировна

План-конспект урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_om_na_konkurs.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс: 2

Тема: Вода – растворитель.

Цель: Познакомить учащихся со свойством воды растворять вещества.

Задачи:

Обучающие: опытным путем установить свойство воды растворять вещества, ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами;

Развивающие: развивать наблюдательность, умение делать выводы, получать, обрабатывать и систематизировать информацию.

Воспитывающие: Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.

Оборудование:  Наборы для учеников по 1 на группу (пластиковые стаканчики, вода, вишнёвый сок, речной песок, глина, измельчённый мел, соль, фильтровальная бумага, воронка); презентация; конструктор-кораблик; карточки с названиями природных явлений; табличка с надписью «Тихо! Идёт эксперимент!»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-исследование

Этапы

Ход урока

Примечания

I Орг. момент

- Посмотрите на кораблик. Что в нем необычного?

- А что будет, если одну деталь убрать?

- Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей». И только когда эти «детали» собраны вместе, и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применить в жизни. Каждый наш урок и то, чему мы на нем учимся, являются такими «деталями», частями наших знаний.

Конструктор-кораблик

II Проверка домашнего задания.

- Тема нашего предыдущего урока  - состояния воды. В каких состояниях бывает вода? (по мере ответов переворачиваются карточки с названиями состояний воды)

 Распределите эти слова по группам:

Айсберг, снежинка, туман, сосулька, пар, вода.

При какой температуре вода переходит из жидкого состояния в газообразное? Из жидкого в твёрдое? Может ли испариться замёрзшая вода?

Слайд 1. (картинки с изображением воды, льда и пара)

Карточки с названиями на доске.

III Изучение нового материала

Постановка проблемы

- Вода – удивительнейшее вещество. Вспомните, как мама утром делала вам чай. Расскажите, как она его готовила? Куда же исчез сахар из чашки? Как вы думаете, какое свойство воды помогает человеку в приготовлении пищи?

- Почему человеку так легко мыть посуду? (потому что грязь растворяется в воде)

- Все ли вещества растворяются в воде? Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Определение темы и цели исследования.

- Сегодня мы выясним, что происходит в воде с различными веществами. Нам предстоит провести исследование. А что такое исследование? (Предположения детей)

- Исследование – это поиск новых знаний. Исследование может проводить любой. Ученый и рабочий, учитель – человек любой профессии использует элементы исследовательской работы.

 - Любое исследование начинается со сбора информации.

- Какую цель мы поставим перед собой? (Выяснить, что происходит в воде с различными веществами, какие вещества растворяются в воде, а какие не растворяются).

Открывается дверь класса, на нее вешается табличка «Тихо! Идёт исследование!»

- Когда учёные проводят исследование, они всегда пытаются предположить, что получится в результате исследования. Такое предположение называется гипотезой. Давайте попробуем предположить, все ли вещества растворяются в воде?

- У вас на каждой парте лежит таблица. В неё мы будем заносить результаты эксперимента. На партах у вас стоят стаканчики с водой, воронки, листы фильтровальной бумаги и вещества: соль, вишнёвый сок, речной песок, глина, измельчённый мел.

Помните! С опытными образцами нужно быть осторожными и аккуратными!

Дети разбиты на группы по 4 человека.

Практическая работа

- Сегодня вы будете работать в группах. Двое из группы будут исследователями, двое экспертами. Исследователи будут растворять в воде различные вещества. Эксперты будут проверять, действительно ли растворилось вещество. После проведения опыта исследователи вместе с экспертами зафиксируют свои наблюдения в таблице. Для того, чтобы проверить действительно ли растворилось вещество, мы будем применять специальный способ – фильтрование.  Воду пропускают через специальный фильтр, и все вещества, не растворённые в воде останутся на фильтре.

- Для проведения опыта нам понадобится фильтр. Мы с вами его сделаем из специальной бумаги. Возьмите квадрат из бумаги, и сложите его вчетверо, как показано на слайде.  Обрежьте. При развороте у вас получится круг. Сложите круг так, чтоб получился конус. Получившийся конус вставьте в воронку. Готово!

  1. Исследователи, насыпьте в стакан с водой соль. Размешайте.

- Растворилась ли соль? (Да) Как вы узнали это? (Вода стала прозрачной, осадка нет). А теперь получившуюся смесь передайте экспертам.

- Эксперты, возьмите чистый стакан. Вставьте в него воронку с фильтром. Вылейте в стакан воду с солью.

- Удалось ли очистить воду от соли? (Нет) Почему? (соль растворилась в воде).

  Сделайте соответствующую отметку в таблице.

2. Налейте в стакан с водой немного вишнёвого сока. Размешайте.

-Растворился ли сок? Почему вы так решили?  Эксперты, возьмите чистый стакан. Теперь профильтруйте воду с вишнёвым соком.

- Удалось ли очистить воду от сока? (Нет) Почему? (он тоже растворился в воде). Сделайте отметку в таблице. Как вы думаете, удастся ли очистить таким способом воду, в которую добавлены нерастворимые вещества?  (Да)

3. Насыпьте песок в стакан. Размешайте. Подождите, пока песок осядет. Растворился ли песок? (Нет) Давайте проверим это. Попробуйте пропустить через фильтр воду с песком. Предварительно размешайте песок.  Какой стала вода? (Чистой). Растворяется ли песок в воде? (Нет)

Сделайте соответствующую отметку в таблице.

4. Поместите в стакан с водой кусочек глины. Размешайте, дождитесь осадка. Растворилась ли глина?  Проверьте своё предположение, пропустив воду через фильтр. Что получилось? (Кусочки глины остались на фильтре). Растворилась ли глина в воде? Отметьте в таблице.

5. Добавьте в стакан измельчённый мел. Растворился ли мел? Профильтруйте воду. Отметьте результат в таблице.

- Что мы хотели узнать в начале исследования? Достигли ли мы своей цели? (Да, достигли). Посмотрите на получившуюся таблицу.  Какой вывод мы можем сделать? (Некоторые вещества растворяются в воде. Например соль, сок. Некоторые вещества не растворяются в воде. Например глина, песок, мел.)

Но ученые считают, что вода в состоянии растворять даже стекло. Но этот процесс происходит очень-очень медленно. Вода растворяет многие вещества, она принимает цвет того вещества, который в ней растворяется. При этом, чем больше в воде разных растворенных примесей, тем больше изменяются ее вкус и свойства. 

Физминутка

- Допустим, вы не знаете, что растворено в каждом из четырех стаканов. Какие органы чувств помогут вам это определить? (органы зрения, вкуса, обоняния). Обсудите в своей группе, какие меры предосторожности надо соблюдать.  (Ответы детей)

 

Цель работы фиксируется на доске.

Табличка с надписью.

Наборы на столе

Работа в группах

Слайд 2 (картинки с последовательностью складывания фильтра)

IV Закреплен. изученного материала

- С каким свойством воды мы познакомились на уроке? (Вода растворяет вещества)

- Все ли вещества растворяются в воде? (Нет. Есть вещества растворимые и нерастворимые)

- К сожалению, человек очень сильно загрязняет воду различными веществами.  Растворимые отходы, например остатки моющих средств, ядохимикаты и удобрения с полей, легко растворяются в воде. Нерастворимые отходы, например выкинутый в озеро мусор, мешают жить в поде растениям и животным. А потом эта же загрязнённая вода попадает к человеку!

- Придумайте памятку “ берегите воду” используя альбомный лист, карандаши, маркеры и знания, добытые сегодня на уроке. Через 5 минут покажете, что у вас получилось.

Слайды 3,4

V Итог урока

- Расскажите, о чём вы узнали на уроке по схеме:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Мне показалось интересным…
  • Мне было трудно…
  • Я хорошо справился…
  • Я могу похвалить одноклассников…
  • Мне понравилось…

Домашнее задание: составить рассказ о воде как о растворителе веществ

Схема в презентации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Вода - растворитель"

В ходе практической работы дети обнаруживают  свойство воды – растворять  примеси; развивают умения получать знания, работая в группе;воспитывается любовь к родному краю, бережному отношению...

Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"

Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....

Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"

Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....

Презентация к уроку Окружающий мир Тема: Вода - растворитель.

Презентация к уроку. Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество или вода- растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...

"Вода-растворитель"

Презентация по УМК Перспективная начальная школа...

Воды Земли. Вода – растворитель (Начальная школа 21 века)

Цели урока: создать условия для определения учащимися   свойства воды - растворитель; Планируемые результаты:Предметные:...