Конспект урока по теме "Минералы. Состав горных пород " (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Кнутарева Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя: познакомить с разнообразием минералов; научить различать минералы; познакомить с составом горных пород.

 

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие осознания необходимости в изучении данной темы;

Предметные: развитие познавательного интереса, развитие интереса к изучению минералов и горных пород, умения различать минералы и горные породы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mineraly._sostav_gornyh_porod.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы.

Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность уч-ся

УУД

Мотивационный этап

Словесный метод: слово учителя

30 сек

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна. И сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

- Мы пришли сюда учиться,

  Не лениться, а трудиться,

  Работаем старательно,

  Слушаем внимательно.

Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке.

Садитесь.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

Л: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи

Словесный метод: слово учителя

Практический метод: уч. задание

Словесный метод: уч. беседа

Словесный метод: слово учителя

2 мин

Прежде чем начать наш урок я хотела бы проверить ваши знания. Сейчас на слайде будут появляться утверждения, вам нужно будет сказать правильное они или нет. Если утверждение неверное, то вам нежно будет его исправить.

  • Литосфера - каменная оболочка Земли. – да
  • Под давлением огромного давления и высоких температур известняк превращается в мел. – Нет (в мрамор)
  • Базальт – это осадочная горная порода. – нет (изверженная)
  • Литосфера состоит из почвы и горных пород. – да
  • Глина – это осадочная горная порода. – да
  • Температура литосферы понижается по мере продвижения вглубь. – нет (растет)

Молодцы, ребята, я вижу вы очень хорошо усвоили материал прошлых уроков.

 На слайде геолог.

- Сегодня к нам на урок заглянул человек очень интересной профессии. Возможно, вы догадаетесь, кто он.

-  С молоточком по горам

Он проходит тут и там.

И уверен: «Я найду

Здесь железную руду!»

(геолог)

-Что такое геология? (Геология - наука о составе, строении, истории развития земной коры и размещённых в ней полезных ископаемых.) Слово «геология» пришло к нам из греческого языка и дословно переводилось как «слово о земле».

Прикрепляет табличку со словом «геология»

-Если геология- это наука, которая изучает земную кору, то кто же такой геолог? (Геолог - это специалист, который изучает участки геосферы, на предмет содержания в них полезных ископаемых.)

Прикрепляет табличку со словом «геолог»

В частности это может быть исследование новых земель на наличие в них полезных ископаемых, создание топографических карт, геологическая разведка и так далее.

Геологам приходится работать в очень некомфортных условиях в любую погоду, на пути им встречаются реки, болота, горы.

Выявлять правильные утверждения.

Исправлять неверные утверждения.

Отгадывать загадку

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать учителя

П: применение полученных ранее знаний.

К: Построение речевого высказывания.

К: Построение речевого высказывания.

Р: воспринимать информацию

Постановка темы и цели урока.

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: уч. презентация

Практический метод: работа с учебником.

Словесный метод: беседа

5 мин

Наш сегодняшний гость пришел к нам не просто так, он хочет загадать вам загадки, слушайте внимательно.

Он черный и блестящий,

Людям – помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Ответ: Уголь

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске —

Оставляет белый след.

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен ...

Ответ: Мел

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой!

Ответ: Песок

Вы верно отгадали загадки геолога.

На слайде «мел, уголь, песок»

-Посмотрите на слайд как это можно назвать одним словом? (горные породы) Верно!

-А что такое горная порода?  (это вещество, которое входит в состав литосферы)

Сейчас откройте учебник на стр. 123 и прочитайте первый абзац. (один ученик читает вслух)

-Что особенного можно заметить, рассматривая горные породы? (они состоят из частиц разного вида).

-Из чего же сложены горные породы? (из минералов)

-Какой вывод мы можем сделать?

(МИКРОВЫВОД: горные породы состоят из минералов)

- Предположите, тему нашего сегодняшнего урока? (Минералы. Состав горных пород.) Молодцы!

- Итак, сегодня мы узнаем, чем же отличается горная порода от минералов.

Отгадывать загадки.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с учеником.

Делать вывод.

Ставить тему и цель урока.

К: Построение речевого высказывания.

К: Построение речевого высказывания.

Р: анализировать, делать вывод.

П: постановка и формулирование темы и цели урока.

Решение частных задач

Словесный метод: беседа

Словесный метод: слово учителя

Наглядный метод.

Словесный метод: рассказ ученика

Работа в группах

Наглядный метод: разд. материал

Практический метод: уч. задание

Наглядный метод: уч. презентация

15 мин

-Как вы думаете, что такое минерал? (Минерал – это однородное природное тело, которое входит в состав минералов)

Давайте рассмотрим гранит.

-Какие минералы входят в состав гранита? (кварц, полевой шпат и слюда)

Серый минерал, стеклянным блеском – это кварц. Розовые вкрапления – это полевой шпат. А блестящие черные пластиночки – это слюда.

Посмотрите на пирамидку. Представим, что каждый слой это минерал: кварц, шпат, слюда. Только если собрать их вместе, можно получить гранит. Но если убрать один минерал, то у нас получится уже другая горная порода.

Сейчас ребята расскажут вам о минералах, входящих в состав гранита.

1 ученик:

Кварц - это минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Попадаются кристаллы кварца размером от нескольких миллиметров до нескольких метров. Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталём, а непрозрачный белый - молочным кварцем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц - аметист. Есть кварц розовый, голубой и другие разновидности кварца. Все эти камни с давних пор используются для изготовления различных украшений.

2 ученик:

Слюда - это минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они тёмные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

3 ученик:

Полевые шпаты – это обширная группа минералов. Эти минералы имеют широкое распространение в природе и находят применение в изготовлении керамических и стеклянных изделий. Однако, среди полевых шпатов немало прозрачных и полупрозрачных минералов, применяемых в ювелирном деле как поделочные камни.

4 ученик:

Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Он твёрдый, непрозрачный. Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Гранит - горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна - это полевой шпат, полупрозрачные, сверкающие - кварц, черные - слюда. "Зерно" по-латыни - "гранум". От этого слова и появилось название "гранит".

Спасибо за интересную информацию.

-Где в Челябинске можно увидеть гранит? (памятник Ленину на площади революции)

Сейчас вы будите работать по группам(по рядам). Ваша задача описать минерал по вопросам, которые я вам выдам(и на слайде).

  • Каков цвет минерала? ________________________
  • Есть ли у минерала  блеск при обычном освящении?__________________
  • Есть ли трещины на минерале?__________________
  • Какова форма (внешний облик) минерала?_________

Итак, начинаем проверять, отвечает один представитель от группы.

Молодцы!

Итак, посмотрим на слайд:

                                   

Сейчас на слайде я буду показывать минералы и горные породы, ваша задача определить это минерал или горная порода

(полевой шпат; известняк; слюда; гранит; песок; тальк; кварц)

Молодцы!

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя

Выступать с сообщением

Слушать одноклассников.

Усваивать новые знания

Слушать установку.

Выполнять задание.

Описывать минерал

Выполнять задание.

К: Построение речевого высказывания.

Р: воспринимать информацию

П: проявлять интерес к новому материалу

Р: воспринимать информацию

П: проявлять интерес к новому материалу

П: выделять признаки .

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Физминутка

1 мин.

Видеоматериал

Выполнять движения

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

Решение частных задач.

Работа в группах

Наглядный метод: разд. материал

Практический метод: уч. задание

Словесный метод: рассказ ученика

Наглядный метод: уч. презентация

Словесный метод: слово учителя

Практический метод: уч. задание

Словесный метод: рассказ ученика

Наглядный метод: видеоматериал.

Словесный метод: слово учителя

Наглядный метод: уч. презентация

Словесный метод: слово учителя

Словесный метод: беседа

15 мин

А сейчас откройте учебники на странице 123 и прочитайте как описывают минералы геологи.

Выполним задание: рассмотри изображения минералов.

-Какие минералы тут представлены?

-На какие вопросы из перечисленных выше нельзя ответить, не трогая камня руками?

Давайте ответим на те вопросы, на которые можно дать ответ, не трогая камня руками. (1 ряд – Агат, 2 ряд – Гранат, 3 ряд – Селенит)

Агат – это разновидность кварца. Камень агат без преувеличения можно назвать камнем счастья. Согласно одной из версий название минерала происходит от греческого «агатес» – хороший, счастливый, добрый. Агат имеет чаще всего полосы, по которым его можно безошибочно отличить от других камней. Границы слоев у него иногда четкие, иногда еле заметные. Цвет агата может быть розовым, красноватым, коричневатым, серым.

Гранаты — это группа минералов, включающая несколько видов, различающихся по цвету. Гранаты бывают любых цветов, кроме синего. Гранат всегда очень высоко ценился как камень для изготовления ювелирных украшений.

Селенит называют «поцелуем Луны». И хотя в переводе с греческого «селенит» означает «луна». Селенит является полупрозрачной разновидностью гипса. Минерал отличается красивым шелковистым блеском. Его изысканная цветовая палитра переливается жёлтыми, розовыми и красновато-перламутровыми оттенками. Часто в природе встречаются и снежно-белые кристаллы селенита.

Молодцы ребята!

Откройте стр. 124, прочитаем текст по цепочке.

Минералы сильно различаются по  твердости (способности сопротивляться царапанию). Для оценки сравнительной твердости минералов немецкий геолог Фридрих Моос (фото) предложил такую шкалу, в которой каждый следующий член ряда может оцарапать предыдущий. При этом он сам не будет поврежден. На странице 124 рассмотрите Шкалу Мооса.

Сейчас ответим на вопросы под Шкалой Мооса.

Алмаз: (как это св-во минерала используется в технике?)

Самым твердым минералом на земле считается алмаз. Название камня произошло от слова «непобедимый», «несокрушимый». Высокая твердость алмаза делает его чрезвычайно ценным для техники. Он применяется в буровых работах, для резки твердых каменных породи стекла, шлифовки и многих других целей. Наиболее чистые и красивые алмазы после соответствующей шлифовки употребляются в качестве украшений под названием бриллиантов.

Видео о минералах.

Главным источником драгоценных камней в России является Урал. Урал — это огромное разнообразие различных минералов, но среди них выделяются александрит, изумруд, аметист, топаз и демантоид, которые получили международное признание и широко востребованы.

Полоса самоцветов проходит по всему восточному склону гор Урала. Самоцве́тная полоса́ Ура́ла — это условное название территории, узкой лентой протянувшейся с юга на север более чем на сто километров. Она воедино объединяет сотни месторождений драгоценных камней. (показать на карте)

История Самоцветной полосы официально начинается примерно 350 лет назад (в 1668 году) с находок цветных камней, сделанных братьями Тумашевыми в районе Мурзинской слободы на реке Нейве. (показать на карте)

 Александрит — один из редчайших драгоценных камней. Он имеет уникальную способность менять цвет в зависимости от окружающего освещения. Бывает как изумрудно-зеленого или темно-синего цвета при естественном дневном свете, так и пурпурно-красным при искусственном освещении. Название этого драгоценного камня Урала происходит от даты его находки. Впервые александрит обнаружили примерно 180 лет назад (в 1834 году) прямо перед днем совершеннолетия царевича Александра второго, будущего императора. Редкости самоцвета способствовало и то, что среди горняков Урала существовало поверье — если встретишь александрит в изумрудной копи, то надежды на поиск изумрудов будут тщетными. Поэтому их старались просто не замечать.

А первые изумруды были найдены крестьянином Максимом Кожевниковым между корней вывороченного дерева. Найденные изумруды были достаточно плохого качества, мутного цвета и с огромным количеством трещин. Продолжил поиск уникальных драгоценных камней на Урале  Яков Коковин. Именно он обнаружил самые богатые изумрудные жилы Урала возле реки Токовая.

На Самоцве́тной полосе Ура́ла расположены богатые месторождения минералов ювелирного качества: топазовтурмалиновизумрудоваметистовгорного хрусталя. Было найдено даже некоторое количество алмазов.

Трудно во всем мире найти другой уголок земного шара, где было бы сосредоточено большее количество ценнейших драгоценных камней.

Откройте стр.126 и прочитайте текст под заголовком Нужно знать.

-Что говорится в первом абзаце? Во втором?

Молодцы!

Работать с учебником

Выполнять задание

Слушать уч-ся.

Слушать учителя.

Выполнять задание из учебника

Слушать уч-ся

Смотреть видео.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Р: воспринимать информацию

П: проявлять интерес к новому материалу

П: проявлять интерес к новому материалу.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Р: воспринимать информацию

П: проявлять интерес к новому материалу

К: построение речевого высказывания

Итог урока

Рефлексия

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: уч. презентация

 1 мин

- О чем мы с вами говорили сегодня на уроке?

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ.

На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, бесполезным, поучительным, познавательным.

Обобщать изученное.

Подводить итог урока.

Р: осуществлять итоговый контроль

Дата: 21.03.2017                                                                                                                 Учитель: Шестакова А.Ю.

Школа: 148                                                                                                                         Методист: Лебедева Е. Ю.

Класс: 3-а                                                                                                                            Студентка: Кнутарева А.С., 33 группа

Урок №: 5

Кабинет:101                                                                                                                                                                                                  

Конспект урока по окружающему миру

                                                                                                                                                                                             

Тема урока: «Минералы. Состав горных пород».

Цели деятельности учителя: познакомить с разнообразием минералов; научить различать минералы; познакомить с составом горных пород.

Планируемые результаты

Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие осознания необходимости в изучении данной темы;

Предметные: развитие познавательного интереса, развитие интереса к изучению минералов и горных пород, умения различать минералы и горные породы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник Окружающий мир 3 класс Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, презентация, образцы горных пород и минералов, карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Конспект урока по математике + презентация "Объём" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с величиной «Объём» и единицами измерения объема.Планируемые результатыПредметные: знать:  - понятие «объём»;  - алгоритм срав...

Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...

Конспект урока по окружающему миру "Горные породы" (УМК "ПНШ", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия горные породы, ознакомление с различными видами горных пород и со сферами их применения в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные: знакомиться ...