Конспект на тему :«Зона лесов». 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zona_lesov_4_klass.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.11.2017                                                                                        ФИО учителя: Маркина С.В .

Школа:  № 95                                                                                            ФИО студента: Друзяк К, 44 гр 

Класс: 4 - 5                                                                                                 ФИО методиста: Горячёва С. Л.

Кабинет: 305                                                                                                                 

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Зона лесов»

Цели деятельности учителя:

- сформировать представление о лесной зоне;

- познакомить с особенностями природы; со значением природы данной зоны для человека, ее использованием.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь находить и показывать зону лесов на географической карте России; знать общие и отличительные признаки зоны (климат, растительный и животный мир), называть и уметь различать типичные для данной природной зоны растения и животных.

Личностные: иметь представление о навыке самостоятельной работы;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник окружающий мир. 4 класс. 1ч. Федотова О.Н., ПНШ, презентация, карточки, рабочая тетрадь окружающий мир. 4 класс. 1ч. Федотова О.Н., ПНШ

        

Этап урока

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.  Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Здравствуйте! Меня зовут Кристина Алексеевна. Я проведу у вас урок окружающего мира.

Приветствовать учителя.

Л.: смыслообразование.

II. Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Повторение

- С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

- Какие растения прорастают в тундре? А какими зверьми богат животный мир тундры?

Отвечать на вопросы.

П.: структурировать знания.

III. Постановка учебной задачи

4 мин

Звучит музыка "Звуки леса"

- Что вы представили, когда слушали эти звуки? (Лес)

- С чем ассоциируется лес для каждого из Вас?

- Какие чувства и эмоции наполняют Вас при этом?

Представьте себе, что Вы прямо сейчас попали в лес… Какие ощущения испытываете?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Зона лесов)

- Какие цели поставим? (познакомиться с особенностями природы; со значением природы данной зоны для человека, ее использованием)

Слушать музыку

Отвечать на вопросы.

Формулировать тему.

Формулировать цели.

Р.: целеполагание.

Р: планировать.

П.: самостоятельное выделять и формулирование познавательной цели.

IV. Открытие нового знания

7 мин

Работа по теме урока

- Откройте страницу 60 в учебнике, давайте найдём с вами тайгу и смешанные широколиственные леса

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне 2 части: самая большая – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее

-А теперь погружаемся в исследование…

-Представьте, вы настоящие учёные, Вы можете зафиксировать начальные и конечные данные исследований. Тема урока «Зона лесов».

- Сегодня в нашей Академии будут работать 3 лаборатории: «Экологи», «Ботаники», «Зоологи».

-У вас на партах лежат: карточки-помогайки, географическая карта (учебник с.60-61), текст в учебнике (с.84-91), рабочая тетрадь (с.27).

1. Найдите на карте природную зону лесов.

2.Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

- Найдите ответы на данные вопросы и заполните ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТУ.

Отвечать на вопросы.

П.: ставить и формулировать проблемы

П.: анализировать объектов с целью выделения признаков.

П.: строить логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

V. Первичное закрепление во внешней речи

7 мин

Карточка-помогайка 1-ой группы экологов:

Где находится зона лесов относительно зоны тундры?  (Географическая карта на столе и в учебнике с.60-61)

  1. 1)Зона лесов находится
  2. 2)Какая у зоны лесов земная поверхность?
  3. 3)К какому тепловому поясу относится?
  4. 4)Какая земная поверхность?
  5. 5)Какая она в сравнении с другими природными зонами?
  6. 6)Части лесной зоны

Карточка-помогайка 2-ой группы - ботаников:

  1. Что называется тайгой? Текст в учебнике (с.86-87)
  2. Природные условия тайги.
  3. Какие растения растут в тайге?
  4. Расположение смешанных и широколиственных лесов.Географ. карта.
  5. Природные условия в этих лесах. Текст в учебнике (с.86-87)
  6. Какие растения растут в этих лесах?

Карточка-помогайка 3-ой группы:

  1. Птицы тайги, что их объединяет.Текст в учебнике (с.90-91),
  2. Животные тайги, что их объединяет.
  3. Животный мир смешанного и широколиственного леса (краткие рассказы о животных и птицах)

Рассказ  группы ботаников:

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (слайд)

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (слайд)

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Рассказ третей группы ботаников:

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

У клена большие резные листья, плоды – крылатки.

-Хорошо, давайте выслушаем группу зоологов и узнаем, кто же живет в зоне лесов.

Рассказ четвертой группы- зоологов:

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь, благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рысь, зайцы, белки, глухарь, полевки. Для животных нет границ, они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка–летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушках – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное.

- Итак, исследования в лабораториях завершены. Слово предоставляется ведущим учёным от каждой лаборатории.

Выполнять задание.

Записывать ответы.

П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

К.: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

10 мин

Игра - викторина.

- Давайте проведём небольшую  игру викторину по результатам нашей деятельности.

-Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница)

-Какое дерево в лесу весною дятла поит? (Берёза)

-Почему дуб называют богатырём леса? (Потому что он большоё, могучий, красивый и у него твёрдая и крепкая древесина)

-У какой лесной ягоды семена снаружи? (земляника)

- В каком лесу растут лишайники? (Они растут там где чистый воздух)

-Какую лесную птицу называют пернатой кошкой? (сову)

-Какое млекопитающее всё время проводит под землёй? (крот)

-У кого из животных  детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание? ( у кукушки)

-Что теряет лось каждую зиму? (рога)

Отвечать на вопросы

П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

К.: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VII. Включение в систему знаний

8 мин

- Вот мы провели наше исследование. Давайте теперь запишем результаты в таблицу в нашей рабочей тетради, откройте страницу 27 и используя наблюдения вашей и других групп, заполните.

Формулировать вывод.

 

Отвечать на вопросы

Заполнять таблицу

П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

П.: доказывать.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

3 мин

-Мы сегодня познакомились с зоной лесов благодаря работе Академии школьников 4 класса. Предлагаю юным исследователям вернуться на живую шкалу. Много работы было проделано на уроке. Возьмите свои фишки и, если вам удалось за урок продвинуться по этой шкале, покажите, - где Вы теперь находитесь.

- Насколько Ваша уверенность стала ощутимей?

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало особый интерес?

- Какие чувства каждый из Вас испытывает теперь? Что изменилось в ощущениях? «Мозговая паутинка» дополняется, изменяется.

Анализировать.

Подводить итог урока.

Р.: оценивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона лесов"

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона лесов" разработан с использованием технологии развития критического мшления через чтение и письмо....

Презентация к уроку окружающего мира по теме"Зона лесов"

Презентация разработана к уроку ,но может быть использована и для внеурочной деятельности...

Викторина по теме "Зона лесов"

Эта викторина может быть использована на уроке окружающего мира при изучении проиродных зон России....

Тест по окружающему миру на тему "Зона лесов"

Тест по окружающему миру на тему "Зона лесов"...

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Проверочная работа по теме "Зона лесов"

Работа для учеников 4 класса, обучающихся по программе ПНШ...

Конспект урока Окружающий мир по теме: "Зона лесов" (УМК "Школа России" , 4 класс, 1 часть)

Цели деятельности учителя: сформировать представление о лесной зоне; познакомить с особенностями природы; со значением природы данной зоны для человека, ее использованием.Планируемые результатыПредмет...