Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру на тему: "Значение лесов"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Овчинникова Виктория Сергеевна

    3 класс, ПНШ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Значение лесов135 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: окружающий мир

    Класс: 3 «б»

    Тема: «Значение лесов»

    Цель: организовать деятельность обучающихся на выяснение значения леса в жизни человека и природы;

    Планируемы результаты:

    • предметные:      
    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
    • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
    • личностные:
    • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

           

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Оборудование: учебник О.Н. Федотова «Окружающий мир», 3 кл., 2ч., презентация, конверты, карточки для схем.

    № п/п

    Этап урока

    Время

    Содержание

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    УУД

    1.

    Орг. момент..

    2 мин

    Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Рада встрече с вами. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует нас.

    Теперь, давайте поприветствуем друг друга, таким образом:

    Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    •        желаю (соприкасаются большими пальцами);

    •        успеха (указательными);

    •        большого (средними);

    •        во всём (безымянными);

    •        и везде (мизинцами);

    •        Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

    На ваших партах лежат стикекры. В ходе урока на стикерах вы записывает вопросы, которые вам были не понятны, и в конце урока все стикеры с вопросами приклеиваем на доску. И на следующем уроке мы начнём урок с того, что обсудим те вопросы в которых у вас возникли затруднения.

    Словесный: слово учителя

    Проверять готовность к уроку.

    Приветствовать друг друга.

    Усваивать правила приёма «парковки» (Сингапур).

    Л: принять образа хорошего ученика.

    2.

    Мотивацион-ный этап

    8 мин

    Какую большую главу мы с вами закончили изучать на прошлом уроке? (Природное сообщество.)

    Работа в группах:

    Сейчас мы работаем в группах,  разделимся на четыре группы по шесть человек.
    На ваших партах конверт с заданиями, ваша задача составить схему из верных суждений, один представитель представляет своё сообщество. На данное задание 5 минут.

    Обратите внимание, перед нами представлено 4 природных сообщества. Какого природного сообщества которое мы с вами уже изучили, нам не хватает (Природное сообщество: Лес и его обитатели.)

    1 группа

    • Что такое луг?
    • Сколько ярусов у луговой почвы?
    • Назовите растения луга.
    • Какие животные встречаются на лугу?

    2 группа

    • Что такое поле?
    • Перечислите культуры.
    • Назовите растения поля.
    • Какие животные встречаются на поле?

    3 группа

    • Что такое водоем?
    • Перечислите естественные водоёмы; искусственные водоёмы.
    • Назовите растения пресного водоёма.
    • Каких обитателей можно встретить на болоте?

    4 группа

    • Что такое болото?
    • Перечисли свойства «мха сфагнума».
    • Назови представителей млекопитающих, птиц, насекомых, пресмыкающихся и земноводных, обитающих на болотах.
    • Назовите растения болота.

    Словесный:

    инструктаж

    Отвечать на вопросы.

    Делиться на группы.

    Работать в группах.

    Составлять схему.

    Выступать.

    Л:самоопределять

    К:планировать  учебное сотрудничества с учителем и сверстниками

    3.

    Актуализация опорных знаний.

    5 мин

    Давайте все вместе построим схему природного сообщества: Лес и его обитатели.

    • Как называют лес? («Царством деревьев»)
    •  Сколько ярусов образует лес? Давайте перечислим их. (4 яруса);

    1(верхний) ярус – высокие деревья;

    2 ( ниже) ярус – низкорослых деревьев;

    3 (ещё ниже) – кустарники и травы;

    4 (самый нижний) – мхи и лишайники.

    • Назовите лесных жителей.
    • Назовите растения леса.
    • Какие виды лесов вы знаете?
    •  * Известно, что лес называют «многоэтажным домом». Сколько «квартир» в  «доме»?

    Схема:

    1. Лес – это «Царство деревьев».
    2. Лес образует 4 яруса:

    1 ярус. – высокие деревья;

    2 ярус. – низкорослые деревья;

    3 ярус. – кустарники и травы;

    4 ярус. – мхи и лишайники.

    1. Жители: Майские жуки, Жук – олень, дубовая листовёртка, желудевый долгоносик и др. (насекомые).; зяблики, щеглы, пищухи, дятлы, ястребы совы, филины, коршуны, снегири, синицы и др. (птицы).; лось, косуля, кабан, заяц, лисы, волки, кроты, землеройки и др.; черви улитки, клещи (насекомые).
    2. Растения: Дуб, липа, береза, клён, осина, сосна, рябина, черемуха (деревья).; малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина (кустарники).; черника, брусника, травы.
    3. Хвойные: ели, пихты, сосны, лиственницы; лиственные: березы, осины, рябины, липы, дубы, клены; смешанные: ели, сосны, березы, осины, дубы и др.
    4. * В «многоэтажном доме» квартир столько же, сколько и ярусов.

    Молодцы! Мы справились с заданием»

    Словесный: задает вопросы

    Составлять схему.

    П:строить речевое высказывание

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    4.

    Постановка учебной задачи и её решение

    2 мин

    Постановка темы

    - Ребята, как вы понимаете пословицу: «Рощи да леса – всему краса»?

    – А как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем? Имеет ли какое-нибудь значение лес для нашей Челябинской области? Какое?

    Исходя из данной пословицы и задания, которое мы выполнили все вместе, сформулируйте тему урока: «значение лесов».

    Тема сегодняшнего урока «Человек и природные сообщества. Значение лесов».

    Поставьте цель урока:

    • - рассмотреть роль леса в жизни человека;

    • - рассмотреть роль леса в жизни природы;

    Словесный:

    слово учителя, беседа


    Слушать.

    Отвечать на вопросы. Называть тему урока. Ставить цели.

    П: строить речевое высказывание

    М: высказывать, обосновывать свою точку зрения, ориентирова-ться  в своей системе знаний.

    Л:самоопреде-лять

    5.

    Решение частных задач

    10 мин

    Итак, ребята, сегодня мы с вам будем работать в группах:

    Напоминаю правила работы в группе:

    1. Уважай своего товарища.

    2. Умей каждого выслушать.

    3. Не согласен – предлагай!

    Делимся на группы по рядам.

    Работа в группах:

    1 группа «Лесничие»: состав: 1 ряд.

    (По учебнику с. 69-70 до вопроса)

    в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в жизни других сообществ.

    Ваша задача: выбрать и отметить из текста параграфа роль леса в жизни других сообществ.

    • лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;
    • лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;
    • лес защищает почву от ветра и потоков воды;
    • лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;

    2 группа «Практики-плановики»: состав: 2 ряд.

     (По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса)

    раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая проблему.
    Ваша задача: Раскрыть проблему значения леса в жизни человека, отмечая проблемы.

    (

    • Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;
    • Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;
    • Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;
    • В лесу люди собирают лекарственные растения;
    • Лес дает древесину для строительства, изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей;
    • Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;
    • Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;
    • В тайге все еще развит промысел пушных зверей.)

    3 группа «Экологи»: состав: 3 ряд.

    (По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца)

    освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. 

    Ваша задача: осветить вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины.

    (Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.)

    Словесный:

    Задает вопросы.

    Практический: работа с книгой

    Словесный: беседа.

    Словесный: инструктаж

    Напоминать правило работы в группах.

    Делиться на группы.

    Работать с информа-цией учебника, отвечать на вопросы

    Работать с информа-цией учебника, отвечать на вопросы

    Работать с информа-цией учебника, отвечать на вопросы

    П: осознанно строить речевое высказывание.

    П: осмысленно слушать.

    К: выражать свои  мысли с достаточной полнотой и точностью.

    М: высказывать, обосновывать свою точку зрения, ориентирова-ться  в своей системе знаний.

    Л:самоопреде-лять

    6.

    Физминутка

    2 мин

    Видео фрагмент

    Показывает движения.

    Повторять

    7.

    15

    Выступления групп:

    Выступление представителей 1-ой группы. 

    1 группа

    • лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;
    • уменьшает загрязнение воздуха: гектар елового леса улавливает 32 тонны частиц пыли, соснового – 36 тонн;
    • уменьшает скорость ветра, приглушает чрезмерный шум. Полоса леса или кустарников глушит звук силой в 20 – 50 дцб (децибел);
    • лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;
    • лес защищает почву от ветра и потоков воды;
    • выравнивает температурные различия;
    • лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;
    • лес является основным производителем кислорода и потребителем углекислого газа; он производит более 10 тонн кислорода;
    • деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие болезнетворных микробов, поэтому лес является наиболее здоровым местом отдыха для людей и способствует их выздоровлению.

    Выступление представителей 2-ой группы. 

    2 группа

    • Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;
    • Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;
    • Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;
    • В лесу люди собирают лекарственные растения;
    • Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей; из древесины сосны делают спички;
    • При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу и искусственную шерсть, резину, лаки, лекарства – всего около 20000 разнообразных изделий и продуктов.
    • Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;
    • Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;
    • В тайге все еще развит промысел пушных зверей.

    Выступление представителей 3-ей группы. 

    3 группа

           Людям требуется много древесины. Они   вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы.

           Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха.

           Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.                                  

          Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.

    Опрос:

    А что могут делать ученики, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков? 

    Ребята, а что наносит вред лесу?

    Давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.

    Примерное правило поведения:

    1. (Никогда не наноси вред природе.
    2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем.
    3. Не трогай домиков животных, их детёнышей.
    4. Не губи деревья.
    5. Не жги костры в лесу, не делай новых кострищ.
    6. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
    7. Подкармливай зверей и птиц зимой.
    8. Не мусори на месте своего отдыха.
    9. В меру используй дары природы.
    10. Не шуми, не пугай животных - братьев наших меньших.

    Ребята, прочитайте стихотворение с экрана о призыве ко всем людям планеты, и давайте всегда будем помнить о нем.

    Читает ученик:

    Человек! Ты царь природы!
    О тебе веду я речь!
    Можешь ты помочь живому
    Иль на гибель всех обречь.
    Помоги траве родиться,
    Белкам жить, а рекам течь.
    Ты на свете самый главный,
    Значит, должен всех беречь!

    Словесный: беседа, инструктаж

    Практический: работа с книгой

    .

    Выходить к доске, представлять свою работы.

    Выходить к доске, представлять свою работы.

    Выходить к доске, представлять свою работы.

    Отвечать на вопросы.

    Формулировать правила поведения в природе.

    Читать стихотворение.

    П: строить речевое высказывание

    П: строить рассуждения

    К: Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

    П: Анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

    П: строить речевое высказывание

    М: высказывать, обосновывать свою точку зрения, ориентирова-ться  в своей системе знаний.

    Л:самоопреде-лять

    8.

    Итог урока.

    Оценивание работы учащихся

    5 мин

    Наш закончился урок,

    Подведем ему итог.


    Итак, скажите какая у нас была тема? О чем мы говорили? Что нового узнали?

     Ребята, давайте подведем итог. Каково значение леса в природе?

    -  Лес – «легкие нашей планеты».

    – Лес – защитник водоемов, почвы, воздуха.

    – Лес – источник древесины.

    – Лес – место для отдыха человека.

    – Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.

    – Лес – дом для растений, животных и грибов!

    Словесный:

    Беседа

    Отвечать на вопросы.

    П:строить речевое высказывание

    П:строить рассуждения

    П: осуществлять синтез

    Р:осуществлять итоговый контроль

    9.

    Рефлексия

    3 мин

    Ребята, сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Поднимите «зелёный карандаш» - не было затруднений, отлично усвоили материал. «Жёлтый/оранжевый карандаш» - в ходе урока возникали некоторые трудности, хорошо усвоили материал. «Красный»- были затруднения, материал усвоили не очень плотно.

    На уроке поработали хорошо, ученики:____________________.

    Домашнее задание:_____________________________________________________________________________________________________.

    На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!

    Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.

    Осущест-влять: самооценку.

    Формули-ровать конечный результат своей работы на уроке

    П: Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

    Р: Корректировать результаты своей деятельности.

    1 группа

    • Что такое луг?
    • Сколько ярусов у луговой почвы?
    • Назовите растения луга.
    •  Какие животные встречаются на лугу?

    2 группа

    • Что такое поле?
    • Перечислите культуры.
    • Назовите растения поля.
    • Какие животные встречаются на поле?

    3 группа

    • Что такое водоем?
    • Перечислите естественные водоёмы; искусственные водоёмы.
    • Назовите растения пресного водоёма.
    • Каких обитателей можно встретить на болоте?

    4 группа

    • Что такое болото?
    • Перечисли свойства «мха сфагнума».
    • Назови представителей млекопитающих, птиц, насекомых, пресмыкающихся и земноводных, обитающих на болотах.
    • Назовите растения болота.

    1 группа

    • Что такое луг?
    • Сколько ярусов у луговой почвы?
    • Назовите растения луга.
    •  Какие животные встречаются на лугу?

    2 группа

    • Что такое поле?
    • Перечислите культуры.
    • Назовите растения поля.
    • Какие животные встречаются на поле?

    3 группа

    • Что такое водоем?
    • Перечислите естественные водоёмы; искусственные водоёмы.
    • Назовите растения пресного водоёма.
    • Каких обитателей можно встретить на водоёме?

    4 группа

    • Что такое болото?
    • Перечисли свойства «мха сфагнума».
    • Назови представителей млекопитающих, птиц, насекомых, пресмыкающихся и земноводных, обитающих на болотах.
    • Назовите растения болота.

    Луг это – безлесный участок земли, на котором растут только травяные растения.

    Луг это - безлесная равнина, пространство.

    Луг это - Большая площадь земли, заросшая деревьями.

    У луговой почвы 5 ярусов:

    1. Первый ярус
    2. Второй ярус
    3. Третий ярус
    4. Четвёртый ярус
    5. Пятый ярус

    У луговой почвы 3 яруса:

    1. Верхний ярус
    2. Второй ярус
    3. Третий ярус

    Растения луга:

    Василёк, тимофеевка, клевер, мятлик и др.

    Растения луга:

    Осот, вьюнок, лебеда, василёк полевой, и др.

    Растения луга:

    Тростник, рогоз, ряска, сосна, ель и др.

    Животные, которых можно встретить на лугу:

    Пчёлы, шмели, бабочки, трясогузки, канюк, кузнечики.

    Животные, которых можно встретить на лугу:

    Божья коровка, колорадский жук, хлебная жужелица, куропатка, мыши – полёвки, сова, заяц –русак, грачи, вороны и др.

    Поле – это природное сообщество, безлесная равнина.

    Поле – это безлесный участок земли, на котором растут только травяные растения.

    Поле- это большая площадь земли, заросшая деревьями.

    Культурные растения поля:

    • Зерновые
    • Кормовые
    • Прядильные
    • Декоративные
    • Масличные
    • Овощные

    Культурные растения поля:

    • Зерновые
    • Овощные
    • Текстильные

    Растения поля:

    Осот, вьюнок, лебеда, василёк полевой, пастушья сумка, пырей и др.

    Растения поля:

    Пчёлы, шмели, бабочки, трясогузки, канюк, кузнечики.

    Растения поля:

    Тростник, рогоз, ряска, сосна, ель и др.

    Животные, которых можно встретить на поле:

    Пчёлы, шмели, бабочки, трясогузки, канюк, кузнечики.

    Животные, которых можно встретить на поле:

    Божья коровка, колорадский жук, хлебная жужелица, куропатка, мыши – полёвки, сова, заяц –русак, грачи, вороны и др.

    Водоём – это природное сообщество, место скопления или хранения воды.

    Водоём – образуется в низинах, где скапливается и застаивается вода, или на месте бывших озёр при их зарастании.

    Водоём - это большая площадь земли, заросшая деревьями.

    Водоёмы:

    Естественные:

    Искусственные:

    Океан, море, озеро, ручей.

    Пруд, канал, водохранилище.


    Водоёмы:

    Естественные:

    Искусственные:

    Океан, пруд, озеро, ручей.

    Море, канал, водохранилище.

    Растения пресного водоёма:

    Камыш, тростник, рогоз, кувшинка белая, ряска и др.

    Растения пресного водоёма:

    Багульник, осока, клюква, росянка, пушица, клюква, морошка и др.

    Растения пресного водоёма:

    Камыш, клюква, пихта, кувшинка жёлтая, осот, вьюнок, тростник, рогоз и др.

    Обитатели, которых можно встретить на водоёме:
    Водомерки, лягушки, дафнии, циклопы, аисты, кулики, чайки, рак, цапли, зимородки, окуни, щуки, тритоны и др.

    Обитатели, которых можно встретить на водоёме:

    Окуни, щуки, лягушки, цапли, лоси, мышки полёвки, тритоны и др.

    Болото - образуется в низинах, где скапливается и застаивается вода, или на месте бывших озёр при их зарастании.

    Болото – это природное сообщество, место скопления или хранения воды.

    Болото - это большая площадь земли, заросшая деревьями.

    Свойства «Мха сфагнума»:

    •  Впитывает много воды;
    •  Нижние части стебля находится в торфяной жиже и постепенно отмирают.
    •  Отмершие части превращаются в торф.
    •  Толщина торфа может достигать 3 -4 метра и более.
    •  На этой торфяной подушке, живут другие обитатели болот.
    •  Сильно насыщен водой и почти не содержит кислорода.

    Свойства «Мха сфагнума»:

    •         Не впитывает воду;

    •         Нижние части стебля находится в торфяной жиже и постепенно отмирают.

    •         Отмершие части превращаются в торф.

    •         Толщина торфа может достигать 5 -7 метра и более.

    •         На этой торфяной подушке, не живут никакие обитатели болот.

    •         Сильно насыщен водой и содержит кислорода.

    Обитатели болота:

    Лягушка, бобры, водяные крысы, ужи, болотные гадюки, кулик, цапли, белые куропатки и др.

    Обитатели болота:

    Водомерки, лягушки, дафнии, циклопы, аисты, кулики, чайки, рак, цапли, зимородки, окуни, щуки, тритоны и др.

    Растения болота:

    Багульник, осока, клюква, росянка, пушица, клюква, морошка, мох сфагнум и др.

    Растения болота:

    Камыш, тростник, рогоз, кувшинка белая, ряска и др.

    Растения болота:

    Камыш, клюква, пихта, кувшинка жёлтая, осот, вьюнок, тростник, рогоз и др.



    1 группа «Лесничие»: состав: 1 ряд.

    (По учебнику с. 69-70 до вопроса)

    Ваша задача: выбрать и отметить из текста параграфа роль леса в жизни других сообществ.

    2 группа «Практики-плановики»: состав: 2 ряд.

     (По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса)


    Ваша задача: Раскрыть проблему значения леса в жизни человека, отмечая проблемы.

    3 группа «Экологи»: состав: 3 ряд.

    (По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца)

    Ваша задача: осветить вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России"

    Цель урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи: -обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесо...

    Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Значение диких животных" 2 класс (конспект + презентация)

    Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему: "Значение диких животных" 2 класс. ПНШ...

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Невидимые нити в зимнем лесу" 2 класс "Перспектива"

    Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе, учить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах;  воспитывать интерес к предмету, ...

    Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»

    Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»...

    Конспект урока по окружающему миру на тему: "Леса России. Лес и человек».

    Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека, ознакомить с экологическими проблемами, возникшими по вине человека.Задачи:- формирование у учащихся представления о лесной зо...