Конспект урока по окружающему миру на тему: "Значение лесов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Овчинникова Виктория Сергеевна

3 класс, ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Значение лесов135 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «б»

Тема: «Значение лесов»

Цель: организовать деятельность обучающихся на выяснение значения леса в жизни человека и природы;

Планируемы результаты:

  • предметные:      
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • личностные:
  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

       

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник О.Н. Федотова «Окружающий мир», 3 кл., 2ч., презентация, конверты, карточки для схем.

№ п/п

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Орг. момент..

2 мин

Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Рада встрече с вами. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует нас.

Теперь, давайте поприветствуем друг друга, таким образом:

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

•        желаю (соприкасаются большими пальцами);

•        успеха (указательными);

•        большого (средними);

•        во всём (безымянными);

•        и везде (мизинцами);

•        Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

На ваших партах лежат стикекры. В ходе урока на стикерах вы записывает вопросы, которые вам были не понятны, и в конце урока все стикеры с вопросами приклеиваем на доску. И на следующем уроке мы начнём урок с того, что обсудим те вопросы в которых у вас возникли затруднения.

Словесный: слово учителя

Проверять готовность к уроку.

Приветствовать друг друга.

Усваивать правила приёма «парковки» (Сингапур).

Л: принять образа хорошего ученика.

2.

Мотивацион-ный этап

8 мин

Какую большую главу мы с вами закончили изучать на прошлом уроке? (Природное сообщество.)

Работа в группах:

Сейчас мы работаем в группах,  разделимся на четыре группы по шесть человек.
На ваших партах конверт с заданиями, ваша задача составить схему из верных суждений, один представитель представляет своё сообщество. На данное задание 5 минут.

Обратите внимание, перед нами представлено 4 природных сообщества. Какого природного сообщества которое мы с вами уже изучили, нам не хватает (Природное сообщество: Лес и его обитатели.)

1 группа

  • Что такое луг?
  • Сколько ярусов у луговой почвы?
  • Назовите растения луга.
  • Какие животные встречаются на лугу?

2 группа

  • Что такое поле?
  • Перечислите культуры.
  • Назовите растения поля.
  • Какие животные встречаются на поле?

3 группа

  • Что такое водоем?
  • Перечислите естественные водоёмы; искусственные водоёмы.
  • Назовите растения пресного водоёма.
  • Каких обитателей можно встретить на болоте?

4 группа

  • Что такое болото?
  • Перечисли свойства «мха сфагнума».
  • Назови представителей млекопитающих, птиц, насекомых, пресмыкающихся и земноводных, обитающих на болотах.
  • Назовите растения болота.

Словесный:

инструктаж

Отвечать на вопросы.

Делиться на группы.

Работать в группах.

Составлять схему.

Выступать.

Л:самоопределять

К:планировать  учебное сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация опорных знаний.

5 мин

Давайте все вместе построим схему природного сообщества: Лес и его обитатели.

  • Как называют лес? («Царством деревьев»)
  •  Сколько ярусов образует лес? Давайте перечислим их. (4 яруса);

1(верхний) ярус – высокие деревья;

2 ( ниже) ярус – низкорослых деревьев;

3 (ещё ниже) – кустарники и травы;

4 (самый нижний) – мхи и лишайники.

  • Назовите лесных жителей.
  • Назовите растения леса.
  • Какие виды лесов вы знаете?
  •  * Известно, что лес называют «многоэтажным домом». Сколько «квартир» в  «доме»?

Схема:

  1. Лес – это «Царство деревьев».
  2. Лес образует 4 яруса:

1 ярус. – высокие деревья;

2 ярус. – низкорослые деревья;

3 ярус. – кустарники и травы;

4 ярус. – мхи и лишайники.

  1. Жители: Майские жуки, Жук – олень, дубовая листовёртка, желудевый долгоносик и др. (насекомые).; зяблики, щеглы, пищухи, дятлы, ястребы совы, филины, коршуны, снегири, синицы и др. (птицы).; лось, косуля, кабан, заяц, лисы, волки, кроты, землеройки и др.; черви улитки, клещи (насекомые).
  2. Растения: Дуб, липа, береза, клён, осина, сосна, рябина, черемуха (деревья).; малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина (кустарники).; черника, брусника, травы.
  3. Хвойные: ели, пихты, сосны, лиственницы; лиственные: березы, осины, рябины, липы, дубы, клены; смешанные: ели, сосны, березы, осины, дубы и др.
  4. * В «многоэтажном доме» квартир столько же, сколько и ярусов.

Молодцы! Мы справились с заданием»

Словесный: задает вопросы

Составлять схему.

П:строить речевое высказывание

Р: принимать и сохранять учебную задачу

4.

Постановка учебной задачи и её решение

2 мин

Постановка темы

- Ребята, как вы понимаете пословицу: «Рощи да леса – всему краса»?

– А как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем? Имеет ли какое-нибудь значение лес для нашей Челябинской области? Какое?

Исходя из данной пословицы и задания, которое мы выполнили все вместе, сформулируйте тему урока: «значение лесов».

Тема сегодняшнего урока «Человек и природные сообщества. Значение лесов».

Поставьте цель урока:

  • - рассмотреть роль леса в жизни человека;

  • - рассмотреть роль леса в жизни природы;

Словесный:

слово учителя, беседа


Слушать.

Отвечать на вопросы. Называть тему урока. Ставить цели.

П: строить речевое высказывание

М: высказывать, обосновывать свою точку зрения, ориентирова-ться  в своей системе знаний.

Л:самоопреде-лять

5.

Решение частных задач

10 мин

Итак, ребята, сегодня мы с вам будем работать в группах:

Напоминаю правила работы в группе:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Делимся на группы по рядам.

Работа в группах:

1 группа «Лесничие»: состав: 1 ряд.

(По учебнику с. 69-70 до вопроса)

в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в жизни других сообществ.

Ваша задача: выбрать и отметить из текста параграфа роль леса в жизни других сообществ.

  • лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;
  • лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;
  • лес защищает почву от ветра и потоков воды;
  • лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;

2 группа «Практики-плановики»: состав: 2 ряд.

 (По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса)

раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая проблему.
Ваша задача: Раскрыть проблему значения леса в жизни человека, отмечая проблемы.

(

  • Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;
  • Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;
  • Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;
  • В лесу люди собирают лекарственные растения;
  • Лес дает древесину для строительства, изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей;
  • Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;
  • Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;
  • В тайге все еще развит промысел пушных зверей.)

3 группа «Экологи»: состав: 3 ряд.

(По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца)

освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. 

Ваша задача: осветить вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины.

(Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.)

Словесный:

Задает вопросы.

Практический: работа с книгой

Словесный: беседа.

Словесный: инструктаж

Напоминать правило работы в группах.

Делиться на группы.

Работать с информа-цией учебника, отвечать на вопросы

Работать с информа-цией учебника, отвечать на вопросы

Работать с информа-цией учебника, отвечать на вопросы

П: осознанно строить речевое высказывание.

П: осмысленно слушать.

К: выражать свои  мысли с достаточной полнотой и точностью.

М: высказывать, обосновывать свою точку зрения, ориентирова-ться  в своей системе знаний.

Л:самоопреде-лять

6.

Физминутка

2 мин

Видео фрагмент

Показывает движения.

Повторять

7.

15

Выступления групп:

Выступление представителей 1-ой группы. 

1 группа

  • лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;
  • уменьшает загрязнение воздуха: гектар елового леса улавливает 32 тонны частиц пыли, соснового – 36 тонн;
  • уменьшает скорость ветра, приглушает чрезмерный шум. Полоса леса или кустарников глушит звук силой в 20 – 50 дцб (децибел);
  • лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;
  • лес защищает почву от ветра и потоков воды;
  • выравнивает температурные различия;
  • лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;
  • лес является основным производителем кислорода и потребителем углекислого газа; он производит более 10 тонн кислорода;
  • деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие болезнетворных микробов, поэтому лес является наиболее здоровым местом отдыха для людей и способствует их выздоровлению.

Выступление представителей 2-ой группы. 

2 группа

  • Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;
  • Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;
  • Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;
  • В лесу люди собирают лекарственные растения;
  • Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей; из древесины сосны делают спички;
  • При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу и искусственную шерсть, резину, лаки, лекарства – всего около 20000 разнообразных изделий и продуктов.
  • Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;
  • Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;
  • В тайге все еще развит промысел пушных зверей.

Выступление представителей 3-ей группы. 

3 группа

       Людям требуется много древесины. Они   вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы.

       Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха.

       Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.                                  

      Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.

Опрос:

А что могут делать ученики, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков? 

Ребята, а что наносит вред лесу?

Давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.

Примерное правило поведения:

  1. (Никогда не наноси вред природе.
  2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем.
  3. Не трогай домиков животных, их детёнышей.
  4. Не губи деревья.
  5. Не жги костры в лесу, не делай новых кострищ.
  6. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
  7. Подкармливай зверей и птиц зимой.
  8. Не мусори на месте своего отдыха.
  9. В меру используй дары природы.
  10. Не шуми, не пугай животных - братьев наших меньших.

Ребята, прочитайте стихотворение с экрана о призыве ко всем людям планеты, и давайте всегда будем помнить о нем.

Читает ученик:

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь!
Можешь ты помочь живому
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам течь.
Ты на свете самый главный,
Значит, должен всех беречь!

Словесный: беседа, инструктаж

Практический: работа с книгой

.

Выходить к доске, представлять свою работы.

Выходить к доске, представлять свою работы.

Выходить к доске, представлять свою работы.

Отвечать на вопросы.

Формулировать правила поведения в природе.

Читать стихотворение.

П: строить речевое высказывание

П: строить рассуждения

К: Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: Анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

П: строить речевое высказывание

М: высказывать, обосновывать свою точку зрения, ориентирова-ться  в своей системе знаний.

Л:самоопреде-лять

8.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

5 мин

Наш закончился урок,

Подведем ему итог.


Итак, скажите какая у нас была тема? О чем мы говорили? Что нового узнали?

 Ребята, давайте подведем итог. Каково значение леса в природе?

-  Лес – «легкие нашей планеты».

– Лес – защитник водоемов, почвы, воздуха.

– Лес – источник древесины.

– Лес – место для отдыха человека.

– Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.

– Лес – дом для растений, животных и грибов!

Словесный:

Беседа

Отвечать на вопросы.

П:строить речевое высказывание

П:строить рассуждения

П: осуществлять синтез

Р:осуществлять итоговый контроль

9.

Рефлексия

3 мин

Ребята, сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Поднимите «зелёный карандаш» - не было затруднений, отлично усвоили материал. «Жёлтый/оранжевый карандаш» - в ходе урока возникали некоторые трудности, хорошо усвоили материал. «Красный»- были затруднения, материал усвоили не очень плотно.

На уроке поработали хорошо, ученики:____________________.

Домашнее задание:_____________________________________________________________________________________________________.

На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!

Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.

Осущест-влять: самооценку.

Формули-ровать конечный результат своей работы на уроке

П: Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

Р: Корректировать результаты своей деятельности.

1 группа

  • Что такое луг?
  • Сколько ярусов у луговой почвы?
  • Назовите растения луга.
  •  Какие животные встречаются на лугу?

2 группа

  • Что такое поле?
  • Перечислите культуры.
  • Назовите растения поля.
  • Какие животные встречаются на поле?

3 группа

  • Что такое водоем?
  • Перечислите естественные водоёмы; искусственные водоёмы.
  • Назовите растения пресного водоёма.
  • Каких обитателей можно встретить на болоте?

4 группа

  • Что такое болото?
  • Перечисли свойства «мха сфагнума».
  • Назови представителей млекопитающих, птиц, насекомых, пресмыкающихся и земноводных, обитающих на болотах.
  • Назовите растения болота.

1 группа

  • Что такое луг?
  • Сколько ярусов у луговой почвы?
  • Назовите растения луга.
  •  Какие животные встречаются на лугу?

2 группа

  • Что такое поле?
  • Перечислите культуры.
  • Назовите растения поля.
  • Какие животные встречаются на поле?

3 группа

  • Что такое водоем?
  • Перечислите естественные водоёмы; искусственные водоёмы.
  • Назовите растения пресного водоёма.
  • Каких обитателей можно встретить на водоёме?

4 группа

  • Что такое болото?
  • Перечисли свойства «мха сфагнума».
  • Назови представителей млекопитающих, птиц, насекомых, пресмыкающихся и земноводных, обитающих на болотах.
  • Назовите растения болота.

Луг это – безлесный участок земли, на котором растут только травяные растения.

Луг это - безлесная равнина, пространство.

Луг это - Большая площадь земли, заросшая деревьями.

У луговой почвы 5 ярусов:

  1. Первый ярус
  2. Второй ярус
  3. Третий ярус
  4. Четвёртый ярус
  5. Пятый ярус

У луговой почвы 3 яруса:

  1. Верхний ярус
  2. Второй ярус
  3. Третий ярус

Растения луга:

Василёк, тимофеевка, клевер, мятлик и др.

Растения луга:

Осот, вьюнок, лебеда, василёк полевой, и др.

Растения луга:

Тростник, рогоз, ряска, сосна, ель и др.

Животные, которых можно встретить на лугу:

Пчёлы, шмели, бабочки, трясогузки, канюк, кузнечики.

Животные, которых можно встретить на лугу:

Божья коровка, колорадский жук, хлебная жужелица, куропатка, мыши – полёвки, сова, заяц –русак, грачи, вороны и др.

Поле – это природное сообщество, безлесная равнина.

Поле – это безлесный участок земли, на котором растут только травяные растения.

Поле- это большая площадь земли, заросшая деревьями.

Культурные растения поля:

  • Зерновые
  • Кормовые
  • Прядильные
  • Декоративные
  • Масличные
  • Овощные

Культурные растения поля:

  • Зерновые
  • Овощные
  • Текстильные

Растения поля:

Осот, вьюнок, лебеда, василёк полевой, пастушья сумка, пырей и др.

Растения поля:

Пчёлы, шмели, бабочки, трясогузки, канюк, кузнечики.

Растения поля:

Тростник, рогоз, ряска, сосна, ель и др.

Животные, которых можно встретить на поле:

Пчёлы, шмели, бабочки, трясогузки, канюк, кузнечики.

Животные, которых можно встретить на поле:

Божья коровка, колорадский жук, хлебная жужелица, куропатка, мыши – полёвки, сова, заяц –русак, грачи, вороны и др.

Водоём – это природное сообщество, место скопления или хранения воды.

Водоём – образуется в низинах, где скапливается и застаивается вода, или на месте бывших озёр при их зарастании.

Водоём - это большая площадь земли, заросшая деревьями.

Водоёмы:

Естественные:

Искусственные:

Океан, море, озеро, ручей.

Пруд, канал, водохранилище.


Водоёмы:

Естественные:

Искусственные:

Океан, пруд, озеро, ручей.

Море, канал, водохранилище.

Растения пресного водоёма:

Камыш, тростник, рогоз, кувшинка белая, ряска и др.

Растения пресного водоёма:

Багульник, осока, клюква, росянка, пушица, клюква, морошка и др.

Растения пресного водоёма:

Камыш, клюква, пихта, кувшинка жёлтая, осот, вьюнок, тростник, рогоз и др.

Обитатели, которых можно встретить на водоёме:
Водомерки, лягушки, дафнии, циклопы, аисты, кулики, чайки, рак, цапли, зимородки, окуни, щуки, тритоны и др.

Обитатели, которых можно встретить на водоёме:

Окуни, щуки, лягушки, цапли, лоси, мышки полёвки, тритоны и др.

Болото - образуется в низинах, где скапливается и застаивается вода, или на месте бывших озёр при их зарастании.

Болото – это природное сообщество, место скопления или хранения воды.

Болото - это большая площадь земли, заросшая деревьями.

Свойства «Мха сфагнума»:

  •  Впитывает много воды;
  •  Нижние части стебля находится в торфяной жиже и постепенно отмирают.
  •  Отмершие части превращаются в торф.
  •  Толщина торфа может достигать 3 -4 метра и более.
  •  На этой торфяной подушке, живут другие обитатели болот.
  •  Сильно насыщен водой и почти не содержит кислорода.

Свойства «Мха сфагнума»:

•         Не впитывает воду;

•         Нижние части стебля находится в торфяной жиже и постепенно отмирают.

•         Отмершие части превращаются в торф.

•         Толщина торфа может достигать 5 -7 метра и более.

•         На этой торфяной подушке, не живут никакие обитатели болот.

•         Сильно насыщен водой и содержит кислорода.

Обитатели болота:

Лягушка, бобры, водяные крысы, ужи, болотные гадюки, кулик, цапли, белые куропатки и др.

Обитатели болота:

Водомерки, лягушки, дафнии, циклопы, аисты, кулики, чайки, рак, цапли, зимородки, окуни, щуки, тритоны и др.

Растения болота:

Багульник, осока, клюква, росянка, пушица, клюква, морошка, мох сфагнум и др.

Растения болота:

Камыш, тростник, рогоз, кувшинка белая, ряска и др.

Растения болота:

Камыш, клюква, пихта, кувшинка жёлтая, осот, вьюнок, тростник, рогоз и др.



1 группа «Лесничие»: состав: 1 ряд.

(По учебнику с. 69-70 до вопроса)

Ваша задача: выбрать и отметить из текста параграфа роль леса в жизни других сообществ.

2 группа «Практики-плановики»: состав: 2 ряд.

 (По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса)


Ваша задача: Раскрыть проблему значения леса в жизни человека, отмечая проблемы.

3 группа «Экологи»: состав: 3 ряд.

(По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца)

Ваша задача: осветить вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины.