Конспект урока по окружающему миру на тему: "Охрана природы зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Червинская Мария Сергеевна

Цели урока: создание условий для овладения учащимися правил охраны природы зимой и способами их применения.

Программа "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Охрана природы зимой76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

1 мин

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Давайте мы поприветствуем, друг друга и улыбнемся! В классе стало немного уютнее от ваших улыбок! Присаживайтесь.

Эмоционально настраиваются на работу

Приветствуют учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2.Мотивационный.

6 мин.

- Послушайте стихотворение.

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома!

Зовут меня …(зима) (слайд)

- Поднимите руку если это время года вы сейчас изучаете?

- Вы уже знаете, как называются зимние месяцы, что происходит зимой в неживой и живой природе, какие праздники отмечают зимой разные народы мира, как зимой люди трудятся, как заботятся о своем здоровье. Поэтому вы, наверное, с легкостью ответите мне, какие сложности возникают у растений и животных с приходом зимы.

 

- А вы уверены, что зимой растения и животные живы? - Что это доказывает? (Зимой становится холодно, выпадает много осадков в виде снега, животным становится трудно найти себе корм. Животные оставляют следы на снегу, а если срезать веточку дерева, и поставить ее в воду, то вскоре начнут распускаться почки)

- Действительно, зимой растениям и животным приходится трудно, но они приспосабливаются к этим условиям. И, знаете, что интересно, что мы с вами можем в этом им помочь.

Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? (Тема урока: охрана природы зимой) (слайд)

Да, сегодня на уроке мы узнаем правила охраны природы зимой.

- А какую цель мы поставим на уроке? (Познакомиться с охраной природы зимой) (слайд)

Слушают учителя

Выдвигают предположения

Формулирую тему  и цели  урока

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: целеполагание;

3. Постановка учебной задачи и её решение.

13 мин

- Открываем учебники на странице 52 и давайте прочитаем текст.

- Внимательно все следите, я буду останавливать, и читать будет уже кто-то другой.

(После прочтения текста учащиеся расшифровывают правила)

- Есть несколько способов, как мы с вами можем сохранить природу и помочь ей.

- Посмотрите в учебник, перед вами рисунки, в которых зашифрованы правила охраны природы зимой.

- Давайте попробуем их сформулировать.

- Что изображено на первом рисунке? А что именно делает зимний лес таким привлекательным?

- Скажите, а снег зимой помогает растениям, как? (Снег укрывает их от холода.)

- А как вы думаете, кто легче переносит зимние морозы низкорослые растения или деревья, почему?

( Низкорослые, потому что они полностью скрыты под снегом.)

- А чем грозит зима деревьям? (Мороз иссушит влагу, засохнет дерево и погибнет.)

- Но не бойтесь,  деревья и к этому приспособились, их ветви покрыты специальным защитным слоем, который предохраняет их от высыхания в морозы.

- Но вот, что удивительно – зимние холода для лесных растений просто необходимы. Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов. (слайд)

- А вот представьте, зима, только что прошел снегопад, и много-много снега налипло на ветвях дерева, каково ему?

(Дереву становится тяжело держать столько снега на своих ветвях. Под тяжестью снега одни деревья наклоняются и затем падают на землю, другие ломаются.)

- А когда приходим в парк, что обычно делаем? А чем это может грозить? Как нам нужно себя вести?( Веселимся, бегаем, играем в снежки, падаем в сугробы, катаемся на лыжах )

- А если задевать нечаянно деревья, гуляя по парку зимой. А после, когда наступит вечер, то ударит мороз, что может случиться с деревом? (Так как мы нарушили снежный покров дерева, то после мороза, дерево засохнет. Так как в момент мороза дерево не было защищено снежным покровом)

- Так какое же правило будет нашим первым правилом охраны природы? (1. Не нарушать покой природы) (слайд)

- Посмотрите на 2 рисунок. Что он может означать? Как нам нужно вести себя на природе?

- Почему нельзя оставлять мусор? (Нельзя оставлять мусор, потому что он разрушает почву и мешает появиться растениям)

(Просмотр видеоролика)

- Зимой может быть мусор, и не заметен, так как находится под снегом, но весной все тайное станет явным.

- Каким будет наше второе правило? (2. Не оставлять мусор) (слайд)

Читают текст в учебнике.

Рассматривают иллюстрацию.

Расшифровывают привал охраны природы зимой.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают предположения

Формулируют правило охраны природы зимой.

Формулируют правило охраны природы зимой.

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Физминутка

2 мин

А сейчас мы с вами немного отдохнем и разомнемся. Физминутка!

 Выполняют физ. упражнения

Личностные: смена вида деятельности

4. Решение частных задач

15 мин

- Обратите внимание на 3 рисунок. Что на нем изображено? (Изображены деревья, их нельзя срубать, потому что нарушаются связи, и гибель одного, ведет к гибели)

- Что это может значить?

- А почему нельзя вырубать ели, ведь все же так делают? - Вспомните, с кем «дружит» ель.  

 А как же обойтись в Новый год без ели? (Можно наряжать искусственную ель или ветки ели.) (слайд)

- Каким будет наше третье правило? (3. Не срубать деревья) (слайд)

- Кто изображен на 4 рисунке?  

- От чего птицы страдают зимой, почему?

- Как мы можем им помочь? ( Птицы у кормушки, от голода. Мы можем делать кормушки и подкармливать их.)

- Посмотрим на 5 рисунок.

- Что перед нами?

- Для чего это сено, как вы думаете? (Сено, которым подкармливают диких зверей в заповедниках.)

- Кто же изображен на последнем рисунке?

- А как мы можем помочь белкам? (Можем покормить их)

- Скажите, а подкармливать можно чем угодно?( Нет, нужно предлагать только то, что животные могут встретить в естественных условиях.)

- Каким будет наше 4-ое правило? (4. Заботиться о животных) (слайд)

Давайте же следовать этим простым правилам и тогда природа будет радовать нас своим богатством и красотой.

- А как вы думаете, животным, занесенным в Красную книгу, живется лучше зимой? Почему?

- Откройте учебник на стр. 54, давайте прочтем о животных, охраняемых Красной книгой.

- Давайте прочитаем о филине, что интересного узнали?

- Какие трудности он испытывает зимой? о тигре? о белом медведе?

- Почему человек истребляет тигров и белых медведей?

(Браконьеры охотятся за ценными шкурами этих животных.)

- Как вы думаете, какие меры охраны нужно предпринять, чтобы защитить этих животных?(Строже наказывать браконьеров и создавать больше заповедников.)

(Просмотр видеоролика)

- Открываем свои рабочие тетради и выполняем самостоятельно задание №4.

- Вам необходимо с помощью рисунка раскрасить животных из Красной книги России и подписать их названия.

Выдвигают предположения

Формулируют правило охраны природы зимой.

Формулируют правило охраны природы зимой.

Выдвигают предположения

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Познавательные: анализ

Коммуникативные: участие в учебном диалоге

Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

5.Итог урока. Рефлексия.

3 мин

- А наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какая тема урока была сегодня? (Охрана природы зимой)

- Какие правила обсуждали?( 1. Не нарушать покой природы.2. Не оставлять мусор.3.Не срубать деревья.4. Заботиться о животных)

- Какие выводы сделали? (Нужно охранять природу зимой, потому что зима очень суровое время для жизни растений и животных)

- Добились мы своей цели?

-С каким настроением вы заканчиваете урок?

У вас на столах лежат картинки с бабочками.

Раскрасьте их, пожалуйста!

Если вы довольны своей работой – зеленая бабочка;

Если не очень – жёлтая бабочка;

Совсем плохо работали – красная бабочка.

Покажите мне, пожалуйста, своих бабочек!

- Спасибо всем за урок. Смешарики тоже с вами прощаются. Будьте здоровы!

Домашнее задание:

Стр.55 проверь себя, стр.28№1,2,3(Раб.тет)

Подводят итоги урока совместно с учителем

Записывают домашнее задание

Прощаются

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий

Коммуникативные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Тема: «Охрана природы зимой»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: создание условий для овладения учащимися правил охраны природы зимой и способами их применения.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развивать речь, мышление, наблюдательность; уметь строить речевые высказывания; развивать интерес к различным видам деятельности
  • Предметные: формировать представление об изменении условий жизни растений и животных зимой; формировать представление о правилах охраны природы зимой и ее необходимости; формировать представление о животных, охраняемых Красной книгой (филин, тигр, белый медведь).
  • Метапредметные: развивать творческое мышление, внимание, память; формировать умение работать в парах и группах; учить устанавливать причинно - следственные связи; формировать интерес к самостоятельному поиску материала; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение;

Оборудование: учебник УМК «Перспектива», автор  А.А. Плешаков  учебник по окружающему миру 2 класс 2 часть, учебная презентация.