Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Охрана животных" 2 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Акалова Валентина Васильевна

    Урок по окружающему миру во 2 классе по теме "Охрана животных" содержит интересный материал, который может быть использован учителями начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Материал урока об охране животных189.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок курса «Мир вокруг нас»

    Тема: Охрана животных.

    Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

    Задачи урока:

    Развивающие: Воспитательные:

    Оборудование:

    Образовательные:    создать условия для знакомства с Красной книгой и животны ми, занесенными в эту книгу; познакомить с Красной книгой Кировской области; рассмотреть экологические правила, кото рые должны выполнять люди;

       создать условия для развития познавательного интереса уча щихся,                  любознательности, памяти, воображения;

     содействовать формированию бережного отношения к живот ным, осознанию своей значимости в решении экологических проблем, способствовать укреплению и развитию эмоционально-волевой сферы учащихся.

    1. Стенд        «Как прекрасен этот мир!» (картинки редких живот ных)
    2. Схемы «Правила поведения в природе».
    3. Кроссворд на плакате.
    4. Красная книга Кировской области.
    5. Карточки с названиями станций, паровозик из «Ромашкино».
    6. Выставка книг о природе.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Ребята, готовы вы к уроку? На вас надеюсь я друзья! Мы хороший, дружный класс Всё получится у нас!

    1. Целеполагание и мотивация.
    • Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного, многому научимся. Но сначала давайте определим тему сегодняшнего урока.
    • О каком царстве мы с вами говорили на прошлых уроках? (о царстве животных)
    • Давайте представим на миг, что это царство исчезло из природы. Подумайте и скажите, смогут ли жить без него растения и люди? (Нет, не смогут.)
    • О чём нам сегодня следует поговорить? (Об охране животных)
    • *Открывается на доске тема урока «Охрана животных».
    • Чему вы должны научиться на уроке?
    1. Актуализация знаний.
    • Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по страницам Красной книги. Путешествие будет проходить под девизом:

    «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» (читают хором)

    • А в путешествие мы отправимся на поезде. Останавливаться будем на станциях, где нам предстоит узнать много интересного, (станции написаны на доске)
    1. станция «Вспоминай-ка!»
    2. станция «Слушай-ка!»
    3. станция «Отдыхай-ка!»
    4. станция «Рассказывай-ка»
    5. станция «Запоминай-ка!»
    6. станция «Закрепляй-ка!»

    Мы с вами находимся на станции «Вспоминай-ка!»

    Чтобы путешествие было успешным, давайте вспомним некоторые вопросы, связанные с жизнью животных. И задания вам тоже дают животные. Они пришли проводить вас и заодно проверить, что вы о них знаете. (На доске 2 животных. У них задания 2 уровней уровень сложности, синий - средний, зелёный - низкий.

    Синий карман: 1) Почему зверей называют млекопитающими?

    1. У кого из икринок выходят мальки?
    2. Что спасает ящерицу от врагов? Зелёный карман: 1) Как называется наука о животных?
    1. У какой группы животных тело покрыто чешуей?
    2. Как называются животные, которые питаются насекомыми? (Дети выбирают по своему усмотрению задания из карманов и отвечают)
    • Молодцы! С заданием справились.
    • Занимайте места, удобно рассаживайтесь. Мы отправляемся! Попрощаемся со зверями.

    (Дети имитируют звук поезда)

    1. Первичное освоение ученого материала.
    • Посмотрите, как красива наша страна. Как здорово, что мы живём с вами в России. Вот приближаемся к ст. «Слушай-ка!»

    -Ребята, посмотрите на стенд «Как прекрасен этот мир!»

    Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих картинках! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы

    планете вымерло около 150 видов животных, и большинство вымерли по вине человека.

    К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению животного мира. В 1948 году был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали заботы человека.

    Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Она составила мировой список животных и растений, находящихся на грани исчезновения и редкие виды. Ученые решили назвать этот список Красной книгой. - Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Красный цвет - это значит, внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

    -Красная книга - это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.

    -Как вы думаете, почему? (Появились новые виды животных и растений, которые нуждались в помощи.)

    -Условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. (Рассказ об экологической катастрофе в Керченском проливе).

    -Человек много делает для спасения животных, о чем свидетельствуют зелёные страницы книги, где представлены уже спасенные животные. Например, бобр и соболь.

    -А сейчас наш поезд отправляется на станцию «Отдыхай-ка!». Поехали!

    V. Физкультминутка.

    Мы шагаем, мы шагаем

    Руки выше поднимаем,

    Голову не опускаем

    Дышим ровно, глубоко.

     (Ходьба с подниманием рук)

    Вдруг мы видим: у куста

    Выпал птенчик из гнезда.

    Тихо птенчика берём

    И назад его кладём.

    (Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх).

    Впереди из-за куста

    Смотрит рыжая лиса.

    Мы лисицу обхитрим,

    На носочках побежим

    (Бег на носочках)

    На поляну мы заходим,

    Много ягод там находим

    Земляника так душиста,

    Что не лень нам наклониться.

     (Наклоны вперёд)

    Как много мы увидели

    И речку, и цветы

    Узнали много нового

    И я, и ты, и мы.

    • Молодцы! Держим путь дальше.

    VI. Осознание и осмысление учебного материала.

    -Мы на ст. «Рассказывай-ка!»

    Послушайте загадку и подумайте, о ком она?

    Он всю зиму в шубе спал.

    Лапу бурую сосал,

    А проснувшись, стал реветь.

    Это зверь лесной.. ..(медведь)

    • Да, ребята, это медведь - хозяин нашего леса. Но у него все благополучно, а вот у его брата белого медведя, который живёт на Севере, в Арктике, не все в порядке. Это животное стало редким, и его занесли в Красную книгу. Давайте, поближе с ним познакомимся. (Сообщение о белом медведе).
    • А сейчас нас ждёт встреча с хозяином тайги - тигром. (Сообщение о тигре)
    • Многие птицы тоже стали редкими. Послушайте фрагмент песни и скажите, о ком в ней поётся.

    (Звучит фрагмент песни «Скажите, лебеди»)

    • О какой птице поётся в песне? (О лебеде)

    -Давайте послушаем об этой птице и мысленно полюбуемся. (Сообщение о лебеде).

    Редкими стали и морж, фламинго, орел-беркут, журавль и др. животные. В нашей области, где мы живём, тоже, к сожалению, многие животные стали редкими. У нас создана своя Красная книга Кировской области, (показываю) Редкими являются: филин, лебедь-шипун, чёрный аист, выхухоль и др. Более подробно вы сможете узнать о них на уроках краеведения и географии в старших классах.

    • Продолжаем наше путешествие.

    Мы приближаемся на станцию «Запоминай-ка!».

    • Вырубая леса, загрязняя реки, моря люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра - это дом.

    Жалоба 1,

    «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба»

    • Кто это? (Сова)
    • Сова с 1964 года находится под охраной государства. Она уничтожает за лето 1 ООО мышей, которые способны уничтожить тонну зерна.

    Жалоба 2.

    «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая». (Жаба)

    • Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, и они исчезнут.
    • Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные: белка, ёж, синица, дятел и др. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.

    Давайте прочитаем экологические правила в учебнике на с. 115 и запомним их. (Дети читают правила, учитель вешает знаки -схемы)

    • Наступает зима, и вы можете оказать птицам помощь, делая кормушки и подкармливая птиц.
    • Скажите, пожалуйста, а какими качествами должен обладать человек, чтобы он с пониманием относился к братьям нашим меньшим?

    (доброта, чуткость, отзывчивость, сочувствие, гуманность)

    • Я очень хочу, чтобы и вы были такими людьми, и чтобы на Земле не появилось новой Красной книги, в которую заносили положительные качества людей.
    • Мы с вами отправляемся на последнюю станцию «Закрепляй-ка!»

    V. Первичное закрепление учебного материала.

    • Итак, мы с вами на последней станции «Закрепляй-ка!»

    Как вы узнали из нашего путешествия, очень много делается по охране животных. Давайте вместе подумаем, где животные чувствуют себя в полной безопасности? (в зоопарках, заповедниках)

    • В рубрике «Для самых любознательных» вы дома можете прочитать о зоопарках. Но не всегда люди оберегают животных даже в заповедниках. Вы наверно слышали по новостям сообщение о жестокой расправе медвежьего семейства на Камчатке в Биосферном заповеднике. Этому нет оправдания. Браконьеры понесут наказание.

    Не забывайте, что нужно беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны цепью питания. Оберегая одних, вы часто помогаете другим.

    Вот посмотрите на эту цепочку «Лягушка—>цапля». Кого из них оберегая, мы сохраняем другой жизнь?

    (Оберегая лягушек, вы сохраняете жизнь цапле, которая ими питается)

    1. Этот зверь талантливый строитель плотин на реке. Был на грани исчезновения, но предпринятые меры по его охране спасли этот вид животных.
    2. Владыка Арктики.
    3. Могучий морской зверь, более 3 метров длины, имеет клыки.
    4. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.
    5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.
    6. Птицы с нежно-розовым оперением.

    Ответы: 1. Бобр. 2. Белый медведь. 3. Морж. 4. Лебедь. 5. Тигр. 6. Фламинго. ( в столбике получается слово «Береги»)

    1. Информация о домашнем задании.

    с.112-115 прочитать статью «Охрана животных» и ответить на вопросы раздела «Проверь себя»

    с. 52 № 4 в рабочей тетради (с помощью родителей, если будут затруднения) с.51 № 1, с. 52 № 3, с. 54 № 7 - на выбор.

    1. Рефлексия.

    - Мы закончили знакомство с некоторыми животными Красной книги. Давайте закончим наш урок стихотворением «Береги природу!»

    Береги природу!

    Ты видел, в лебедей стреляли?

     Ты видел, как они упали?

    Скажи, а если б птицы знали        

    И если б только понимали,

    Что их полёт прощальным будет,

    Их на заре подстрелят люди,

    Скажи, они бы не летали?

    Наверно, даже если б знали

    И даже если б понимали

    То всё равно б взмывали ввысь.

    Учитель

     Ведь небо - это их стихия!

     Ведь небо - это их свобода!

     Ведь небо - это вся их жизнь!

    А в небе - стая журавлей.

    Так грустно над землёй кружится.                            

    Земля... Скажи, чтоб стало б с ней,

    Когда б на ней умолкли птицы?

     Тогда бы мёртвым стало небо

    И на полях уж не грачи

    А стаи чёрной саранчи.

    Я не хочу такого мира,

    Где все так серо, всё уныло...

    Опомнись, вздрогни человек.

    Не долог на земле твой век.        

    Но что после себя оставим?

    И чем себя мы здесь прославим?

    Убитой птицей на заре?

    Лесами чёрными в огне?

    -Ребята, какие чувства вас переполняют?

    -Как вы думаете, важной ли для вас была тема урока?

    -Почему? (Оценки за урок)

    -Спасибо, ребята за урок!

    Приложение к уроку

    Белый медведь.

    Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики - белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу, и, свернувшись «калачиком», ждет рождения медвежат. А пока этот день настанет, метели и бури покрывают берлогу7 снежной крышей, толщина которой больше метра.

    В берлоге медведица проводит шесть месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шерсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища -30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.

    Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир - для хозяйственных целей, шкуру - для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растет.

    Лебеди

    Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью.

    Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки издает лебедь- кликун.

    Лебедь красив в каждом движении, легко и бесшумно скользит по воде.

    Гнездятся лебеди по глухим местам, малодоступным озёрам, в густых камышах - это чуткие и осторожные птицы. В неволе белый лебедь быстро становится ручным, мирно живёт в зоологических садах рядом с чёрным лебедем - гостем из Австралии.

    Лебедь - прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

    Тигр

    В семействе диких кошек тигр - самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Тигр весит около 390 кг. Тигрица несколько меньше самца. Тигр - бродяга-одиночка. Питается в основном крупно-копытными животными. Тигрица-мать не строит специального убежища. Она выбирает пещеру для гнезда.

    Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывая шерсть. Постоянных пар тигры не образуют, и тигрица выращивает детенышей одна.

    В конце 19 века тигров было около ста тысяч особей. Затем количество тигров резко сократилось. Некоторые убивали тигров из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

    В 1947 году охота на полосатого красавца была запрещена.

    Жалоба 1.

    «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

    Жалоба 2.

    «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

    Береги природу!

    Ты видел, в лебедей стреляли?

    Ты видел, как они упали?

     Скажи, а если б птицы знали

    И если б только понимали,

    Что их полёт прощальным будет,

     Их на заре подстрелят люди,

    Скажи, они бы не летали?

    А в небе - стая журавлей.

    Так грустно над землёй кружится. Земля.,. Скажи, чтоб стало б с ней, Когда б на ней умолкли птицы?

     Я не хочу такого мира,

    Где всё так серо, всё уныло... Опомнись, вздрогни человек.

    Не долог на земле твой век.

    Но что после себя оставим?

    И чем себя мы здесь прославим?

    Убитой птицей на заре?

    Лесами чёрными в огне?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

    Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

    Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

      Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

    Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

    Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

    Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

    Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

    Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

    Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.

    Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

    Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...