Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Башмакова Ксения Максимовна

Тема урока: «Что такое деньги?»

Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; рассмотреть виды денег: банкноты и монеты; определить функции денег.                                                                                                                                                               

Планируемые результаты:

·         Предметные: усвоить понятие «деньги», познакомиться с историей возникновения денег; узнать требования, которые предъявляются к деньгам; рассмотреть виды денег: банкноты и монеты; определить функции денег.

·         Личностные: расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе, проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по окружающему миру; понимать причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализе и самоконтроле результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока39.97 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку875.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 гр.

Башмакова Ксения

Проверил:

Макрута Т. И.

Отметка:

Дата:

13.03.2018 г.

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 Б

Тема урока: «Что такое деньги?»

Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; рассмотреть виды денег: банкноты и монеты; определить функции денег.        

Планируемые результаты:

  • Предметные: усвоить понятие «деньги», познакомиться с историей возникновения денег; узнать требования, которые предъявляются к деньгам; рассмотреть виды денег: банкноты и монеты; определить функции денег.
  • Личностные: расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе, проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по окружающему миру; понимать причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализе и самоконтроле результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.


Тип урока:
 открытие нового знания

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин.

Приветствие.

Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

3 мин

Выполнение кроссворда.

- Мы уже получили достаточно много экономических знаний. Я предлагаю вам проверить себя! На столах лежат кроссворды – решите кроссворды, работая в группах.

- Давайте проверим ваши ответы!      

(2 слайд)

Кроссворд.

1.    Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. ( Труд)

2.  Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройке и на пляже, Он в стекле расплавлен даже.  (Песок)

3.   Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика)

4.   Составная часть экономики. (Отрасль)

5.   Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей.  (Услуги).

6.  Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? ( Пищевая)

(3слайд)

- Какое слово получилось в выделенном столбце? (Деньги)

Отвечать на вопросы по материалам прошлых уроков.

К: участвовать в учебном диалоге; формулироватьответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

Практический: работа у доски.

2 мин.

Самоопределение к учебной деятельности.

- Вы уже догадались, какую тему мы будем изучать сегодня. «Что такое деньги?»

- Сегодня, ребята, вы узнаете:

1. Что такое деньги, бартер, нумизматика?
2. Когда появились деньги?
3. Какими были первые деньги?
4. Как называлась первая монета России?
5. Что происходит с деньгами в современном обществе?

Работать в парах.

Классифицировать.

Отвечать на вопросы.
Формулировать тему и цель урока.

К:участвовать в учебном диалоге; формулироватьответы и выводы; строить речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником.

Словесный: беседа.

15 мин.

Беседа.

- Кто – то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?

- Деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства. Все вы с детства знаете, что деньги всегда нужны и что чаще — всего их не хватает. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается.

-Для того чтобы это выяснить мы отправимся в небольшое путешествие.

- Кто перед нами? ( Первобытные люди).

(6слайд)

- Как вы думаете, у них были деньги?

- Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

(7слайд)

   -Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.

Что же получалось в таком обществе?

(Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей.)

Как же стали поступать люди?

 (Они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было).

(8слайд)

 - Они осуществляли ОБМЕН. Торговые сделки.

Например, за одного барана можно было получить четыре кувшина, два топора или телегу.

- И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо  рыбу обменять на корову: во – первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во – вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В – третьих, сделать так. Чтобы рыба не испортилась.  

 -Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

- Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди  и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен.  

- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?

-Такой вид обмена называется бартер

- Найдите на стр. 68 определение, что такое бартер. ( Это прямой обмен одних товаров на другие

- Теперь откройте тетради на стр.38 и запишите.

Решение экономической задачи

-  Кажется,  все просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:                                

                                 У Светы  есть груша,  а она хочет морковку.

                                 У Вовы есть морковка, а хочет он банан.

                                 У Миши есть банан, а хочет он грушу.

 - Как быть? (Решение экономической задачи)

- Согласитесь, это заняло больше времени, чем  бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей.   А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду.  Сложно. Очень сложен  бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным.   Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа.  

- На стр. 69 найдите определение, что такое  купля – продажа. ( Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги)  

 - Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.

- Какие бывают способы обмена? (бартер и купля – продажа).

Беседа

- Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, ткани, даже сушёную рыбу.

- Удобны ли были такие деньги? ( Скот нужно было где – то держать и кормить, а продукты от хранения портятся).

- Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении переходе из рук в руки. Нужно чтобы их легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

Одними из первых денег были раковины каури. В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на веревочку, как бусы.

- Чем же они были удобны? (Не портились и легко носились с собой).

- За одного быка нужно было отсчитать  тысячи раковин.

- Удобно?

 (9слайд)

 - Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.

 - Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)

- Однако  и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их.

И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты -  все, во что вложен труд.

Отвечать на вопросы.  

Читать текст учебника.

Отвечать на вопросы.  

П: дополнять и расширять знания.

П:извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р:

Осмыслять учебный материал; действать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы;

Физкультминутка

- Давайте сделаем перерыв и проведём динамическую минутку:

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.
 

Выполнять упражнения.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа в группе.

Практический: работа с учебником.

10 мин.

Работа с учебником.

- Внимательно прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: Какие денежные единицы используются в разных странах? (Ответы детей)

 Рубль, копейка в России, в США-доллар, во многих странах Европы-евро.

-Определите соответствие между купюрами и странами.

-Кто знает, как образовались слова рубль и копейка?

(Высказывания детей)

Послушаем сообщение "Из истории российских денег".

Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.

Практическая работа  в тетрадях (в парах) .

Рассмотрите монету. (1 рубль)

К какой стране она принадлежит?

Как догадались?

Вам предстоит исследовательская работа, после которой вы сможете больше рассказать о монете, лежащей перед вами. Вам поможет план исследования

План исследования.

Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.

Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.

Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.

Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.

Выполните задание № 3 на странице 70.

Реверс произошло из латинского языка «реверсус», аверс также из латинского «аверсус», т. е. обращённый лицом.

Подведем итог нашего исследования.

Ответьте на вопрос3 с. 70

-В качестве чего получают деньги большинство людей?

(В качестве заработной платы, то есть платы за работу, сокращённо - зарплата).

-Что покупает человек на заработанные деньги?

( Товары и услуги.)

- Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?(Сбережения)

Работать в паре.

Анализировать.

Отвечать на вопросы.  

К: формулировать ответы;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в печатной тетради.

4 мин.

Работа по группам

Ученики разделены на 3 группы. Раздаются 3задачи (по 1 задаче на группу).

Задача 1

 Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите  один из вариантов:

- средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Задача 2.

Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).)

Задача 3.

Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:

-средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара).

Самостоятельно работать в тетрадях.

П.: искать и извлекать информацию

Р.:

Применять освоенные способы действия.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Словесный: изучение памятки.

Практический: игра.

5 мин.

-Но есть люди, которые тоже откладывают деньги и их нельзя назвать сбережениями. С какой целью они это делают? Чтобы узнать правильно ли вы рассуждаете, для этого прочитаем материал из рубрики "Копилка интересных фактов".

(Чтение детьми материал из рубрики "Копилка интересных фактов" на странице 71 )

-А сейчас отправимся в магазин. Что можно купить за деньги. Все ли можно купить за деньги? Нет. Чего нельзя купить?  Приведите свои примеры. 

(Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.)

- Вот такой парадокс — с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это — зло, от которого только беды и несчастья. 

- Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

-Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.

Отвечать на вопросы.

Изучать памятку.

П.: искать и извлекать информацию

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа.

Словесный: устная рефлексия. 

2 мин.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?  

Ответили ли мы в ходе урока на поставленные вопросы?

Что такое деньги?

Как появились деньги?

Какими были первые деньги?

Какую цель перед собой поставили?

Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

Домашнее задание:

Стр.71, вопросы «Проверь себя»

Отвечать на вопросы.

Производить рефлексию.

Оценивать свою работу на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое деньги? Учитель: Кудымова Г.А. МОУ СОШ №:6 г Томмот

Слайд 2

Мы узнаем: 1. Что такое деньги, бартер, нумизматика? 2. Когда появились деньги? 3. Какими были первые деньги? 4. Как называлась первая монета России? 5. Что происходит с деньгами в современном обществе?

Слайд 4

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Люди просто обменивались друг с другом различными предметами. Например: 1 корова = 3 зайца = 4 кувшина

Слайд 5

Есть еще обмен без участия денег – бартер. Бартер — сложный и не очень удобный прямой обмен одних товаров на другие

Слайд 6

У Светы есть груша , а она хочет морковку . У Вовы есть морковка , а хочет он банан . У Миши есть банан , а хочет он грушу .

Слайд 7

Деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Слайд 8

Такой обмен, в котором участвуют деньги , называется купля-продажа . Купить или продать товар- это значит обменять его на какое-то количество денег. =150 руб =100 руб

Слайд 9

Виды денег В разных странах роль денег выполняли разные товары: соль скот чай пушнина благородные металлы ценные ракушки – каури

Слайд 10

Раковины Каури

Слайд 11

Самыми удобными оказались металлические деньги. Можно было чеканить монеты любой стоимости.

Слайд 12

У металлических денег всё же оказался важный недостаток :они тяжелы и занимают много места. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. В России первый выпуск бумажных денег, которые получили название «ассигнаций», произошел в 1769 году по приказу Екатерины II (поэтому неофициально они назывались «екатеринками»).

Слайд 13

В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. В России это … Рубль

Слайд 14

Деньги Соединенных Штатов Америки Доллар

Слайд 15

Во многих странах Европы действует единая денежная единица … Евро

Слайд 16

Рубль

Слайд 17

План исследования. Рассмотрите монету. 1) Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”. 2)Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”. 3)Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА. 4)Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.

Слайд 18

Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы за работу. Часть денег человек тратит на насущные нужды, а часть денег может отложить на будущее. Это сбережения.

Слайд 19

Функции денег мера стоимости средство обращения средство платежа средство накопления мировые деньги

Слайд 20

Проверь себя! Что такое деньги? Какие денежные единицы ты знаешь? Что такое заработная плата? Придумай свой вопрос по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Конспект урока окружающего мира "Строение тела человека" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о внутренних органах человека; введение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека.Планируемые резуль...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Воздух и его охрана» УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Воздух и  его охрана»Цели деятельности учителя:  знакомство с составом и основными физическими свойствами воздуха; определение значени...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Страна городов", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их...