Конспект урока. Тема: "Семейный бюджет". 3 класс. УМК "Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

окружающий мир

Выполнила студентка 41 гр.  

     Карликова Елизавета          

                                                                Проверила: Ленк А.И.        

                                                                 Отметка:__________________

                                                                    Дата: 20.03.18                

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «В»

Тема урока: «Семейный бюджет»

Цели урока: 

- ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента;

- воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.        

Планируемые результаты:

Предметные: усвоить понятия «семейный бюджет», «гонорар», «рента».

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по окружающему миру; понимать причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализе и самоконтроле результата.


Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку.  

- Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: фронтальный опрос

Практический: отгадывание кроссворда

3 мин

Выполнение кроссворда.

- На прошлом уроке вы изучали тему «Государственный бюджет». Давайте проверим, что вы запомнили.

- Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства)

- Что означает выражение "денежная сумка"? (Бюджет)

- Как называются деньги, которые в неё кладут? (Доходы)

- Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? (Расходы)

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги)

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока я предлагаю вам отгадать кроссворд.

1. Деньги, которые тратят на те или иные нужды. 2. Стоимость одной вещи. 3. Правила, законы ведения хозяйства - это... 4. Особый товар, который можно обменять на другой товар или иные услуги. 5. Слово бюджет с английского языка обозначает ..... сумка.

Ответы: 1. Расходы. 2. Цена. 3. Экономика. 4. Деньги. 5. Денежная
- Какое слово открылось в нашем кроссворде? (Семья)

- Как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня на уроке? (Семейный бюджет)

- Какую цель мы поставим?

Отвечать на вопросы по материалам прошлых уроков

Отгадывать кроссворд

Формулировать тему и цель урока

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

III. Открытие нового знания

Словесный: фронтальный опрос, обсуждение темы

Практический: решение экономической задачи

15 мин

- Ребята, скажите, а что такое семья?

- Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой семьи?

- Чтобы правильно вести семейное хозяйство, надо составить план доходов и расходов, что и называется семейным бюджетом.

- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги и каким образом?

- Как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

- Давайте прочитаем на стр. 76 какие бывают доходы и расходы семьи.

- Но доходы могут быть не только в виде зарплаты. Какие ещё доходы семьи бывают прочитаем на стр. 77.

- А теперь послушайте.

- Экстренное сообщение! В “Центр Экономики” обратилась семья Максимовых. Их семейный бюджет несёт катастрофические потери. Доход их семьи составляет 15 тысяч рублей. Но расходы у них превышают эту сумму. Что им делать?

- Давайте вместе с вами попробуем разобраться, с этой ситуацией: почему же так получилось?

(Семья Максимовых делала незапланированные покупки, не берегла вещи, не экономила, поэтому их доходы превысили расходы)

- Какие советы по экономии вы можете порекомендовать семье Максимовых?

– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? (Нужно много трудиться)

– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.

(Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.  

Труд человека кормит, а лень портит)

Отвечать на вопросы;


Читать информацию из учебника

Решать экономическую задачу

Давать советы

К:участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; строить речевые высказывания.

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р:

Осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы.

Физкультминутка

1 мин

Видеофрагмент

Выполнять упражнения

IV.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с экономическими понятиями

Практический: рассуждение экономических дел

Практический: решение экономической задачи

15 мин

- Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?

(Доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов)        

- Правильно. А какая формула будет лучшей? (Та, в которой доходы больше, чем расходы)

- Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдёте на карточках-подсказках.

Тексты карточек:

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо. 

– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

(Если дефицит – нужно на чём-то экономить, если экономия – можно делать сбережения)

– На чём можно сэкономить?

(Сладости и излишества в еде; коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы)

– Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?         

– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства

Решение экономических задач

А) Предприниматель платит в месяц налог государству 2 тысячи рублей. Сколько он заплатит за 4 месяца?

Отвечать на вопросы

Составлять формулу

Читать карточки с понятиями

Предполагать и делать выводы

Решать экономическую задачу

К: формулировать ответы.

Р:

Осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

V.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в печатной тетради

4 мин

- Откройте рабочие тетради на стр. 48 и выполните №1.

- А теперь выполните №2.

- И последний номер, это №5.

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…         

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…         

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…         

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…         

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

Самостоятельно работать в тетрадях

Решать тест

П.: искать и извлекать информацию.

Р.:

Применять освоенные способы действия.

VI. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа

2 мин

- Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке?  

- Какую цель перед собой поставили?

- Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось?

Домашнее задание: Р.т стр.48 №3

Отвечать на вопросы.

Оценивать свою работу на уроке

Л.: самооценка на основе критерия успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"

Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....

Конспект урока по математике, 3 класс, Школа России, Умножение и деление на 6, урок-сказка

Даннай материал предназначен для закрепления знания таблицы умножения и деления на 6. Урок представлен в игровой сказочной форме. Выполнен для использования в 3 классе по УМК "Школа России". Содержит ...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»

Тема урока:  В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока:  знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...

Конспект урока. Тема: "Семейный бюджет" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет" 3 класс...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....