Конспект урока. Тема: "Зима в неживой природе". 2 класс. УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Дата: 27.01.17

Школа: 104

Класс: 2 «А»

Кабинет: 214

Урок: №5

Время: 11:20

Учитель: Мещерякова В.С.____________

Студент: Карликова Е. 31 гр.

Методист: Горячёва С.Л.____________

Тема: «Зима в неживой природе»

Цель деятельности учителя: научить отличать живую природу от неживой

Планируемые результаты:

Предметные:

- иметь понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нём;

- знать даты зимнего солнцестояния и зимнего солнцеворота;

- наблюдать за погодой зимой

Личностные:

- уметь выражать своё отношение к красоте зимней природы

- знать зимние явления неживой природы

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «окружающий мир» 2 класс 2 часть; рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «окружающий мир» 2 класс 2 часть; карточки для работы в группах, смайлики для рефлексии.

        

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1. Орг.момент

1 мин.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Пожалуйста, садитесь.

- приветствовать учителя

Л.: - воспринимать речь учителя, непосредственно обращённую к учащимся

2. Актуализация знаний и умений

2 мин.

Повторение изученного:

- Ребята, скажите, какой большой раздел вы начали изучать? (зима)

- Расскажите, а что изменяется в природе с наступлением зимы? (становится холодно, везде лежит снег, реки, озёра покрываются льдом, солнце выглядывает редко)

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

П.: - уметь осознанно строить речевое высказывание устно

3. Мотивация

- практический метод: просмотри видеофрагмента

- целеполагание

5 мин.

Просмотр видеофрагмента:

- Хорошо, а теперь давайте посмотрим видеофрагмент и послушаем музыку, чтобы определить тему нашей встречи. (П.И. Чайковский «Вальс снежинок» из балета Щелкунчик»)

- Какое название вы бы дали этому видеофрагменту? Хорошо. Автором музыкального произведения, которое вы услышали в видеофрагменте, является П.И. Чайковский, русский композитор, дирижёр и педагог, а называется оно «Вальс снежинок».

- Итак, чтобы узнать тему нашего урока, давайте посмотрим на экран. Скажите, что вы видите на экране? (живая природа) Хорошо.

- А что вы видите сейчас? (неживая природа)

- Так как вы думаете, какая тема будет сегодня на уроке?

- Давайте теперь подумаем и обозначим цель нашего урока. (рассмотреть зимние явления в неживой природе)

- внимательно смотреть видеофрагмент

- формулировать тему и цель урока

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

П.: - уметь осознанно строить речевое высказывание устно

4. Подготовка к основному этапу занятия

- практический метод: работа в паре

3 мин.

Работа в парах:

- Сегодня на уроке нам встретятся такие слова: солнцестояние, солнцеворот, оттепель, гололёд, метель, снегопад, изморозь.

- Какие из слов вам знакомы? У вас на парте лежит листочек, в первом столбике написаны понятия, во втором значения, вам надо в паре правильно соединить понятие с его значением.

- Итак, отложите листы, мы сегодня ещё не раз к ним вернёмся, чтобы посмотреть, чья пара выполнила работу точнее всех.

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

- работать в паре

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

5. Усвоение новых знаний

7 мин.

Понятие «солнцестояние, солнцеворот»:

- Ребята, предположите, что может означать слово «солнцестояние», «солнцеворот»? Как вы думаете, одинаковое или разное значение имеют эти слова?

- Чтобы узнать, кто был прав, давайте посмотрим на схему смены времён года.

- Кто может по данной схеме объяснить смену времён года? (На схеме видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из-за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. Давайте посмотрим видеофрагмент.)

- Итак, сейчас я скажу вам определение, что такое день зимнего солнцестояния. У какой пары было выбрано правильное значение?

Работа с учебником

- Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Что же это за день такой – прочитайте на стр.14 «Страничке народного календаря».

- Кто может продолжить фразу: «Оказывается, 25 декабря – это…»? Давайте посмотрим, кто правильно подобрал значение к понятию «зимний солнцеворот».

Работа с учебником. Понятие «оттепель»:

- Прочитайте последний абзац на стр.12. Давайте рассмотрим картину на стр.120. Что вы видите, как бы вы её описали? Всё написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль. Давайте обратимся к листам и отыщем значение понятия «оттепель». У кого правильно подобрано?

- Последние годы зимы были тёплыми, часто температура воздуха была выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата.  После оттепели подтаявший снег замерзает и образуется гололедица.

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

- анализировать схему

- работать с учебником

П.: - строить суждения в форме связи простых суждений об объекте

Л.: - проявлять учебно-познавательный процесс к новому материалу

6. Динамическая разминка

2 мин.

Видеофрагмент

- повторять движения

7. Продолжение усвоения новых знаний

6 мин.

Понятие «гололедица»:

- Как вы думаете, что такое гололедица? Чем она может быть опасной? Теперь давайте проверим, правильно ли мы подобрали значение. Гололедица-это лёд на поверхности, который появляется при понижении температуры в результате замерзания воды, образовавшейся при таянии снега и льда во время оттепели.

Работа с учебником. Понятие «снегопад»:

- Давайте прочитаем на стр.13, что такое снегопад. А вы когда-нибудь ловили снежинки? Какую форму они имели? Снежинки бывают разной формы, давайте посмотрим какими они бывают. (видеофрагмент о снежинках)

- Как вы думаете, а сильный снегопад может принести неприятности людям? (обрывы проводов, обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах)

- Хорошо, давайте проверим, правильно ли вы подобрали значение к понятию «снегопад».

Понятие «изморозь»:

- Бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающее красивое явление является изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С. Есенина и полюбуйтесь красотой природы. (видео С.Есенин «Белая берёза»)

- И давайте проверим последнее значение.

- А теперь посмотрите, какое природное явление мы ещё не рассмотрели. (метель) Давайте прочитаем об этом явлении на стр.13.

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

- работать с учебником

- слушать стихотворение

Р.: - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры

П.: -

устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений

8. Первичная проверка понимания

7 мин.

Работа с рабочей тетрадью

- А теперь давайте поработаем с рабочей тетрадью, откройте стр.8, прочитайте и выполните №2, давайте проверим, что вы записали. Молодцы, а теперь давайте выполним №3 на этой же странице.

Работа с учебником

- Давайте снова обратимся к учебнику, откройте стр.15 и давайте отгадаем загадки, которые я вам прочитаю, а теперь давайте проверим, как мы отгадали загадки на стр.121.

- Знаете ли вы другие загадки про зиму? Загадайте их другим ребятам. Молодцы.

- выполнять задания в рабочей тетради

- отгадывать загадки

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

П.: - строить логической цепи рассуждения

9. Обобщение и систематизация

5 мин.

- Давайте вспомним, с какими явлениями природы мы познакомились? - К явлениям в какой природе они относятся?

- Давайте прочитаем вывод на стр.15.

- Закончите фразу:  Из всех явлений в зимней природе мне больше всего понравилось…. потому что ….

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

Л.: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

10. Домашнее задание

- А теперь давайте запишем домашнее задание. Рабочая тетрадь стр.8 №4.

- записывать домашнее задание

11. Подведение итогов

Рефлексия

2 мин.

- Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая тема нашего урока?

- Какую мы ставили цель?

- Достигли её?

- Посмотрите на экраны, на нём написаны предложения, продолжите их.

- Спасибо за урок, до свидания.

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

Р.: - уметь адекватно воспринимать оценки и отметки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Живая и неживая природа».

Конспект  урока  могут  использовать  учителя  начальных  классов  по  предмету  окружающий  мир, предлагаются  вопросы  для  разноуров...

Конспект урока по окружающему миру "Неживая и живая природа"

Цели деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; выделение признаков, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы. Планируе...

Конспект урока по окружающему миру «Неживая и живая природа» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Неживая и живая природа»Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе; формирование навыков и умений различать компоненты и основные признаки природы, уст...

Конспект урока по окружающему миру "Неживая и живая природа" 2 класс

Тема: «Неживая и живая природа»Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе; формирование навыков и умений различать компоненты и основные признаки п...

Презентация к конспекту урока "Обобщение по теме "Неживая природа"

Тема: Обобщение по теме: «Неживая природа», 3 класс,  1 час Цель: создание условий для обобщения  знаний по теме: «Неживая природа» Задачи: - обобщить и сис...

Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс

Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....