УМК "Школа России" конспект урока. Тема: "Государственный бюджет" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Баркина Раиса Александровна

Государственный бюджет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

                                                                 Выполнила студентка 45 гр.

                                                       Ф.И.: Гуляева Раиса  

   Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2018

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «Б»

Тема урока: Государственный бюджет

Цели урока: Познакомить с понятие государственный бюджет; научить выявлять взаимосвязь между доходами и расходами.

Планируемые результаты:

  • Предметные

- познакомиться с понятием государственный бюджет;

- научиться характеризовать государственный бюджет;

- научиться определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета.

  • Личностные

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

- уметь работать в группах.

Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: учебник, тетрадь «Окружающий мир» 3 класс,2 часть (программа «Школа России»); учебная презентация

Этап урока.

Методы и приемы.

Хроно

метраж

Содержание урока

Планируемые результаты (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопред. к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Посмотрите, чтобы на столах у вас был порядок. Присаживайтесь.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

К: настраивать на урок, знакомятся с учителем.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: ответы на вопросы

7 мин.

Какую тему вы изучили на предыдущем уроке? (Что такое деньги?)

- Какие способы обмена товаров и услуг существует? (бартер и купля-продажа)

- Дайте определение слову «деньги». (Деньги - это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги)

Какие денежные единицы вы знаете? (Россия – рубль, США – доллар, евро)

Для чего нужны сбережения? (человек использует их тогда, когда необходимо)

Решим кроссворд.

На доске:

1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...

Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.

Отвечать на вопросы. Отгадывать кроссворд.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика.

III. Постановка учебной задачи

2 мин.

-Какое ключевое слово получилось? (бюджет)

Как вы думаете, какова тема нашего урока? (государственный бюджет, бюджет страны)

Формулировать тему и цель урока.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

IV. Открытие нового знания

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа с учебником

V. Динамическая пауза

5 мин.

1 мин.

Ребята, давайте поиграем. Разделимся на 3 команды. 1 ряд будут «Врачи», 2 ряд «Учителя», 3 ряд «Летчики», а я ребята буду выполнять роль государства. У каждого из вас есть условные карточки, которые будут обозначать деньги. Независимо от профессии все люди ходят в магазин и покупают продукты. Пожалуйста, совершаем покупку, прошу представитель 1 команды, 2 команды, команды «Летчики».

- Ребята, у каждой команды была условная сумма денег, вы их потратили. Эта сумма денег для вас будет расход, а так как я получила эти деньги, для меня это будет доход.

Доход и расход вместе составляют бюджет. Бюджет можно еще сравнить с таким кошельком. Деньги, которые в него кладут, - это доходы. Деньги, которые тратят, - расходы.

Сейчас мы с вами отдохнем

В понедельник я купался, (изобр. плавание.)

А во вторник — рисовал. (изобр. рисование.)

В среду долго умывался, («умываемся».)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (руки под щеку-засыпают.)

Отвечать на вопросы.

Играть в  игру.

Повторять движения за учителем.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков;

Р: мобилизовать силы и энергию.

VI. Первичное закрепление во внешней речи

18 мин.

- Итак, что такое бюджет? Откройте учебник на стр 71, и найдите определение. Кто нашел сигнал. Прочитаем. (Бюджет – это план доходов и расходов).

- Как вы думаете, у кого может быть бюджет? ( у семьи, у предприятий, у государства)

Вы правильно рассуждаете. И очень верно было сказано, что государство тоже имеет свой бюджет. И такой бюджет называется государственным.

- Зачем нужен бюджет государству? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр 72 первый абзац.

(чтобы заранее рассчитать, какие доходы оно получит в следующем году, сколько и на что сможет потратить.)

-А откуда государство получает доходы? (из налога граждан, организаций).

Совершенно верно ребята. Большую часть доходов составляют налоги, ведь если у человека есть земельный участок, дом, свое предприятие, то он должен платить государству налоги. Например, ваши мамы и папы, получив зарплату, должны часть этого дохода заплатить государству.

Налоги платят все и раньше люди тоже платили налоги.

-Кто помнит, как раньше называли налоги? (Дань)

- В виде чего народ платил государству дань? ( Люди отдавали часть своего хозяйства, урожая, ценные шкуры животных, масло, молоко).

- Почему они платили такими товарами? (потому, что тогда еще не существовали деньги).

Но мы с вами сказали, что бюджет — это план доходов и РАСХОДОВ.

- Так на что же государство расходует деньги?

Вернемся к нашей игре. Вот вы потратили все деньги и что же дальше? Вы же не могли купить продукты на всю жизнь. Откуда у людей берутся деньги? (получают зарплату, пенсию, пособия) Правильно.

- А кто оплачивает труд рабочих? (государство). Правильно ребята. У государства очень много важных и необходимых расходов.

-на образование

- на здравоохранение

- на содержание армии и полиции

- на науку и культуру

- на охрану природы

-на выплату пенсий и пособий.

Например, расходы на образование. Вы сейчас ребята учитесь в школе бесплатно. Но ведь учителя бесплатно работать не могут. Их труд оплачивает государство. Государство содержит детские сады, школы, выплачивает стипендии студентам. Из бюджета выделяются деньги и на здравоохранение, как мы уже сказали, то есть на содержание больниц, поликлиник, на оплату труда врачей и так далее.

Представьте, что государство не выделило бы денег на здравоохранение людей и на охрану природы, то что бы тогда было? (больные люди не могли бы лечится, природу не охраняли бы).

Откроем рабочие тетради на стр 39 и выполним задание 1. Прочитайте задание. На выполнение у вас есть 3 минуты. Проверяем

А) план доходов и расходов – бюджет

Б) Деньги, которые поступают в бюджет – доходы

В) Деньги, которые тратятся из бюджета – расходы

Г) Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству – налоги.

- Ребята, как вы думаете, какой бюджет в современном мире лучше и почему?

«Доход» = «Расход»

«Доход» > «Расход»

«Доход» < «Расход»

(В современно мире доходы должны превышать расходы, так как у государства в любое время могут возникнуть незапланированные расходы)

- А сейчас выполним задание 2 в тетрадях. Прочитаем задание вслух. Итак, вам надо написать профессии людей, которые получают зарплату из бюджета.

-Кто мне скажет профессии людей в образовании? (воспитатели, учителя, директора)

Правильно. Запишите ребята.

- На здравоохранение? (врачи, медсестры)

- На содержание милиции и армии? (военные, солдаты)

- На науку и культуру? (ученые, писатели и художники)

- На охрану природы? (охранники водоемов, лесов)

Отвечать на вопросы.

Работать с учебником.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VII. Включение в систему знаний.

Беседа.

Инструктаж.

3 мин.

Подведение итогов урока

Что такое бюджет? (план доходов и расходов)

Зачем нужен государственный бюджет? (чтобы государство могло заранее рассчитать, какие доходы оно получит в следующем году, сколько и на что сможет потратить).

Откуда государство получает доходы? (доходы государство в основном получает от сбора налогов)

Что вы узнали нового? (что такое государственный бюджет, доходы, расходы, налоги)

Что показалось трудным?

Учебник, стр.71-74 читать, рабочая тетрадь стр. 40-41 №3,4

Подводить итоги урока.

Получать домашнее задание.

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

VIII. Рефлексия деятельности

3 мин.

Закончи предложение: «На уроке мне ...»

Было трудно ...                Было интересно ...

Было не понятно ...         Было легко ...

Анализировать свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" ( 3 класс, УМК "Школа России")

Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" (УМК "Школа России"). Экономические темы сложны для понимания ребёнком. Поэтому я стараюсь донести информацию доступным способо...

урок окружающего мира в 4 классе по теме"Государственные символы России"

Урок окружающего мира в 4 классе по Образовательной системе "Школа России",но можно провести урок по любой системе.На уроке идет знакомство с разными флагами,гербами,гимнами нашей страны....

Конспект урока. Тема: "Государственный бюджет" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Государственный бюджет" 3 класс...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Государственный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “государственный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определения...