Какие бывают животные?
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Технологическая карта урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dasha_konspekt_okruzhayka_2_.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 7 ноября 2017 г., вторник

Школа: № 148

Класс: 2 «е»

Урок: 3

Кабинет: 211

              Учитель : Ашмарина В.Н.

              Методист: Лебедева Е. Ю.

              Студент: Карачурина Д.И., 33 группа

Тема урока: «Какие бывают животные» .

Цель:

  • познакомить детей с группами животных, учить объединять однородные объекты в группы по существенным признакам, развивать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных, обобщить знания о животных, учить детей работать сплочённо в коллективе.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные:

  • развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся;
  • формировать представление о животных; познакомить с земноводными.

Личностные:

  • познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  •  развитие осознания необходимости в изучении данной темы.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование:   Учебник "Школа России" Окружающий мир 2 класс 1 часть  ; карточки.

Этапы.

Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность уч-ся

УУД

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный, беседа.

1 мин

- Добрый день ребята. Меня зовут Дарья Игоревна, сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.

Я рада видеть вас в отличном настроении,   верю, что вы справитесь со всеми заданиями и узнаете много нового и интересного для себя.

Приветствовать учителя, организовывать рабочее место.

Л: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II.Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный метод: беседа

Практический метод

2 мин

-   На прошлом уроке вы путешествовали по лесу и познакомились с разными группами растений. Какие растения вы встречали в лесу?

(Малина, черника, морошка, береза, сосна)

- Перед вами листочки. Сейчас я буду читать вам загадки, а вы будите соотнесите растение которое я назову по группам: дерево, куст, трава.

1. Это растение встречается вдоль дорог и тропинок, будто специально растет там, чтобы помочь поранившемуся   путешественнику.(подорожник- трава)

2.Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется.(фиалка-трава)

3.Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки.

( одуванчик-трава) 

4.С запахом стебля этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.

 ( мята-трава)

5.Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.   

( клён-дерево)

6.Ветки этого растения покрыты острыми и твердыми колючками

(боярышник-куст)

7.Весной в лесу на этом дереве появляются «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.

( ель- дерево)

- Передайте карточки мне на 1 парты. Молодцы, ребята!

- Посмотрите на картинку. Разгадайте ребус.

Картинки по запросу ребус животные

-Что это? (лиса)А лиса это кто?(животное)

- Ребята, о ком мы будем говорить на уроке? (о животных)

- Сегодня мы будем говорить о животных и о том, какие они бывают.

-Катя, прочитай на цели урока на сегодня, стр. 60 в учебнике.

-В конце урока мы с вами проверим, чего мы достигли на уроке. Приступим к уроку.

Слушать, воспринимать информацию.

Отвечать на вопросы учителя.

К: Построение речевого высказывания.

П: постановка и формулирование темы и цели урока.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

III.Решение частных задач

Нагляд.:

презентация

 

Фронтальный опрос

Словесный метод: беседа

Словесный метод: беседа

15 мин

- В прошлом году вы познакомились с несколькими группами животных. Перечислите их. (насекомые, рыбы, птицы, звери)

Слайд 3.

- Посмотрите на фотографии животных. Назовите их.

- К какой группе относят этих животных? (насекомые)

- Назовите отличительные признаки насекомых. (шесть ног)

Слайд 4.

- Назовите группу изображенных животных. (рыбы)

- Чем рыбы отличаются от других животных? (живут в воде, тело покрыто чешуей)

- Какие рыбы вам известны?

Слайд 5.

- К какой группе относятся животные на фотографиях? 

(птицы)

- По каким признакам вы определили принадлежность этих животных к группе «Птицы»? (тело покрыто перьями)

- Какие из этих птиц вам известны?

- Какие птицы встречаются в нашей местности?

Слайд 6.

-  Перечислите изображенных животных. Назовите группу, к которой они относятся. (звери)

- Какое еще название этой группы вам известно? (млекопитающие)

- Почему их так называют? В чем главное отличие зверей от других животных? (их тело покрыто шерстью,  выкармливают детенышей молоком, четыре конечности)

Слайд 7.

- Перечислим еще раз известные группы животных. (насекомые, рыбы, птицы, звери)

Отвечать на вопросы учителя

 Выполнять задание.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Читают задание.

 Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Выполняют задание самостоятельно

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Пр: выделение признаков глагола.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Физминутка

2 мин.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Выполнять движения

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

Решение частных задач.

Наглядный метод

Словесный метод

Практический метод

Наглядный метод

Словесный метод: беседа

Практический метод

Словесный метод: беседа

Словесный метод

Наглядный метод

Словесный метод

Фронтальный опрос

15 мин

- Посмотрите на слайд. Соотнесите данное животное с его группой.

-А этих животных к какой группе можно отнести?

Мы их знаем?(нет)Значит мы с вами сейчас с ними познакомимся.

-Первая группа пресмыкающиеся. - Как вы думаете, почему они получили такое название?

-А сейчас проверим, правильно, ли мы предположили.

-Видеоролик, почему пресмыкающие.

-Следующая группа земноводные.

- Как вы думаете, почему они получили такое название?

-А покажите мне на слайде где земноводное животное а где пресмыкающиеся.(Слайд с различными животными)

-Предположите какие отличительные признаки имеют земноводные и пресмыкающиеся?

(предположения детей записываю на доску)

- Итак, предположений много, но все ли они верны? Нам предстоит в ходе исследования подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

Вопрос на доске: Каковы отличительные признаки земноводных и пресмыкающихся ?

2. Исследование в парах.

Каждой паре предлагается:

  • Тексты;
  • Рабочие листы
  • Иллюстративный материал

Цель исследования: изучить разные материалы для того, чтобы выявить отличительные особенности земноводных и пресмыкающихся.

1 ряд.

Происхождение земноводных.

- Найдите корень в слове «земноводные» (если дети не определят сами, то помогает учитель -  «зем» и «вод»)- Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде. Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могу спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря — легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.

Рабочий лист.

  1. Мы узнали, что это животное так называется потому, что_________
  2. При размножении земноводные _________
  3. Чем питаются земноводные?

2 ряд.

Чем покрыто тело у земноводных?

- Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, а передним, поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед.

Рабочий лист.

  1. Чем покрыто тело у земноводных?
  2. Назовите представителей земноводных.
  3. Почему лягушке надо смачивать кожу?
  4. Какую роль играет кожа для лягушек?

3 ряд.        Пресмыкающиеся

- Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.

Рабочий лист.

  1. Место обитания пресмыкающихся.
  2. Особенности размножения.
  3. Кожа покрыта___________

3. Обмен информацией  о земноводных.

Опрос по руке. Одного человека с ряда. По ходу учитель демонстрирует слайды.

Слайд  8 (переход по щелчку).

- Кто относится к земноводным? (жабы, лягушки, тритон)

- Какие признаки присущи земноводным и только им, а какие присущи и другим животным?( земноводные как и рыбы могут жить в воде, мечут икру, хорошо плавают, но в отличии от рыб земноводные дышат не жабрами , а легкими. Поэтому они не могут находиться в воде постоянно. Вместо плавников у них 4 лапки с перепонками между пальцев. Их тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой)

Слайд 9.

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, какие отличительные признаки присущи только земноводным? (тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой)

- Следующая группа животных – пресмыкающиеся или, как их еще называют рептилии.

4. Организация информации о  пресмыкающихся.

Представление информации группы детей.

 Слайд 10 (переход по щелчку).

- Посмотрите, кто относится к этой группе? (черепахи, крокодилы, ящерицы, хамелеоны)

-Какие признаки присущи пресмыкающимся и только им, а какие присущи и другим животным? ( пресмыкающиеся несут яйца, но не высиживают их как птицы, могут жить в воде , на суше, под землей, 4 конечности, ползают, кожа у них сухая, покрыта ороговевшими чешуйками)

Слайд 11. (переход по гиперссылке)

- Что же отличает пресмыкающихся от других животных? (кожа у них сухая, покрыта ороговевшими чешуйками)

VII.Сообщения учащихся.

 Подготовленные ученики коротко рассказывают о некоторых представителях группы.

Слайд 10 (смена фотографий рептилий по щелчку - змея)

Ученик 1.Температура тела у змеи зависит от температуры воздуха. Не все змеи ядовиты. Свою добычу змеи проглатывают целиком, предварительно впрыснув в жертву яд. Яд — видоизмененная слюна, которая скапливается у змеи в особых железах на голове. С помощью раздвоенного языка змеи и ящерицы ощупывают предметы и чуют добычу. Змеи никогда не закрывают глаза. Их глаза всегда закрыты прозрачными веками, сквозь которые животное видит. Старую кожу змеи снимают.

- К группе пресмыкающихся относятся ящерицы. Самые большие из них — вараны. Существуют безногие ящерицы. Самой удивительной ящерицей является хамелеон.

Слайд 10 (по щелчку фото - хамелеон )

Ученик 2. Это удивительная ящерица. Глаза хамелеона могут поворачиваться в разные стороны: один будет смотреть вперед, а другой — назад или вниз. У хамелеонов длинный и гибкий хвост, на котором они могут висеть вниз головой, уцепившись за ветку. Добычу хамелеон ловит, «выстреливая» своим длинным языком, который выбрасывает вперед. Хамелеоны могут менять свой цвет для того, чтобы спрятаться от врага или стать невидимым для своей жертвы.

- И еще одна рептилия, о которой вам расскажут, это — крокодил.

Слайд 10 (по щелчку фото - крокодил)

Ученик 3. Крокодилы похожи на больших ящериц. Самый большой крокодил достигает в длину 10 метров. Крокодилы едят мясо и рыбу. Во время охоты они прячутся в засаду. Звери приходят на водопой, и крокодилы набрасываются на них из воды. Могут поймать животное, которое переплывает реку. Лежат крокодилы тихо, из воды видны только глаза. Схватив жертву, крокодил уносит ее под воду и топит.

VIIIСамостоятельная работа учащихся.

-Посмотрим, как вы внимательно работали на уроке.

- Заполните таблицу с помощью учебника. (Дети заполняют таблицу )

Название группы

Отличительные признаки

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

Земноводные

Пресмыкающиеся (рептилии)

Слайд 12.

     

IXПроверка работы. 

Слайд 13 (по щелчку появляются отличительные признаки групп)

Отвечать на вопросы учителя

Отвечать на вопросы.

Работают в парах.

Отвечают на вопросы.

Отвечают по поднятой руке на вопросы

Отвечают на вопросы

Отвечают  на вопросы учителя

Читают сообщение.

Самостоятельно заполняют табличку

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Р: выполнять задание используя календарь.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров;

Умение применять правило на практике.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров

Итог урока

Рефлексия

Словесный метод

Наглядный метод

Фронтальный опрос

 3 мин

Наш урок подходит к завершению.

-Какой вопрос обсуждали?

·Что выяснили?

·Что для этого делали на уроке?

·Какое задание на уроке было самым интересным?

Обобщать изученное.

Подводить итог урока.

Р: осуществлять итоговый контроль

2 мин

Посмотрите на слайд. Вы видите начало фразы. Продолжите фразу:

Я не знал,….

Но теперь я знаю,…..

Итак, наш урок подошел к концу. Вы молодцы, настоящие исследователи! Со своей работой справились хорошо!

Спасибо за урок. До свидания, ребята!

Оценивать отношение к уроку, к своей работе на уроке.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие бывают военные

Праздник к дню защитника Отечества....

Какие бывают рыбы?

Для урока Обучения грамоте 1 класс Школа 2100....

Интегрированный урок чтение, окружающий мир "Какие бывают часы"

Цель этого урока - познакомить учащихся с  видами часов.  Этот познавательный материал можно использовать и во внеклассной работе....

Урок по математике "Какая бывает форма."

Урок по  математике  УМК "Перспектива" 1 класс...

Интегрированный урок "Какие бывают правила"

Интегрированный урок во 2 класссе  "Окружающий мир","Толерантность", "Экология"...

Что такое профессия. Какие бывают профессии. (игровой час)

Выявить уровень знаний учащихся о профессиях; развить интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда. Используя загадки, пословицы, иллюстрации расширить знания детей о профессиях. При пом...

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...