Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ясницкая Анжелика Андреевна

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vo_vremena_drevney_rusi.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Орг. Момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Звучит два куплета песни «Гляжу в озера синие».

Какие чувства у вас вызвала эта песня? (любовь к Родине).

Сегодня мы продолжим путешествовать по далекому прошлому нашей Родины. Вспомните тему прошлого урока? (Жизнь древних славян).

- Каким образом жили древние славяне? (племенами)

-Назовите основные занятия древних славян? (охота, рыболовство, бортничество, земледелие).

- Какая вера была у древних славян? (язычество).

3. Актуализация знаний

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет,

И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало,

И князь Владимир в ней.

- Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течет, все меняется…Как доказать эту мысль? (мы предки древних славян сейчас живем совсем по- другому).

- А что же такое «Русь»? (Государство)

- Значит о чем мы сегодня будемговорит,какова тема сегодняшнего урока? (О возникновении древнерусского государства под названием Русь).

- Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. (Единая территория, столица ,единый правитель ,помощники правителя, единые законы ,охраняемая граница, народ и вера).

- Исходя из этого, какие задачи перед собой поставим, что должны узнать сегодня на уроке?(…)

4. Работа над новым материалом.

Чтобы подробнее узнать, кто правил Русью, как развивалась Русь, мы с вами будем работать в группах.

1 группа Князья Руси

2 группа Торговый путь «из варяг в греки».

3 группа Новая вера на Руси

Получают тексты и маршрутные листы исследователей.

- Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия ,а были у них все ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы , и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите к нам княжить и владеть нами». Три князя Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Вывешиваю карточку государство.

5. Работа с исторической картой.

- Рассмотрите карту в атласе на стр. 3  Что нужно знать, чтобы ее прочитать? (условные знаки).

- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в конце 9 века? (светло-зеленым). Раскрасьте эту территорию на контурной карте.

- Каким цветом показана Древняя Русь в середине 11 века? (зеленым). Раскрасьте эту территорию.

- Сравните территории. Как вы думаете, почему территория увеличилась? (князья завоевывали земли)

- Кто же из князей особенно прославился своими военными подвигами, и кто принес большую пользу Руси во времена своего правления, расскажет нам первая группа.

Карточка 1.

-князь Олег;

Захватил силой власть в Киеве, убив Аскольда и Дира. Вскоре после этого он распространил свою власть и на другие города, образовав государство Киевская Русь. Олег проводил благоустройство страны, строил новые города. Для пополнения казны золотом Олег решил совершить военный поход на Византию. Когда русские подошли к Царьграду, греки испугались и сказали Олегу: «Не разоряй нашего города. Дадим тебе лучше дани, сколько хочешь». Олег не стал разорять города, а прибил свой щит к его воротам. Между Русью и Византией был заключён мирный договор. За это русские прозвали Олега Вещим, т.е. волшебником.

Карточка 2.

- князь Игорь;

Стал князем в возрасте 3 лет, но так как был мал, за него правил его родственник – Олег. Игорь самостоятельно встал на княжество в 912 г. после смерти Олега. Начал своё княжение с того, что отправился воевать с отошедшими от Киева древлянами и взять с них дань. В 941 году Игорь отправляется с походом на Византию, так как она не соблюдала соглашение с Русью о выплате дани крупнейшим городам, беспошлинной торговле, содержании купцов и т.д. Первый поход потерпел неудачу, а вот второй принёс Руси мир с Византией и большой выкуп. Игорь расширил площадь Руси за счёт присоединения соседних земель.

Смерть Игоря относят к 945 году. Оставшись недовольным данью древлян, Игорь отправляется за новой данью к ним с малой часть своей дружины. Древляне возмутились и убили Игоря.

Карточка 3.

- княгиня Ольга;

Ольга - русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. После его смерти она стала управлять Русью за своего малолетнего сына Святослава. По летописному рассказу. Она жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти в других землях, установила оброки и дани. Это не принесло ей славы, но при этом укреплялась княжеская власть, что было шагом на пути становления великого государства.

Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Новые земли не присоединялись, не было победных походов. Она заботилась, прежде всего, о внутреннем устройстве государства.

Особое значение приобрело крещение Ольги, что стало не только ее личным делом, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей.

Скончалась Ольга в 969 году.

Карточка 4.

- князь Святослав;

Сын княгини Ольги и князя Игоря.

О Святославе известно очень мало. Он очень много воевал. Свою славу князь искал во многих сражениях. Это и победа над хазарами, и поход на Дунай, победа над печенегами и болгарами, война с Византией. Князь мало заботился о собственном народе, больше славы искал в битвах и сражениях. Большая часть земель, завоеванных Святославом, была потеряна для Руси.

Карточка 5.

- князь Владимир – Красное Солнышко.

Сын князя Святослава Игоревича, князь Новгородский, а затем и Киевский.

Военные походы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, воевал с печенегами, волжской Болгарией, Византией и Польшей.

Народ называл князя Владимира - Красное Солнышко, так как очень любил его.

В 988 году он заменил язычество христианством, совершив обряд крещения. Он принял христианство сам и призвал за собой весь русский народ. Люди перестали верить в идолов и приносить им жертвы, стали соблюдать христианские заповеди.

Владимир был великим полководцем, но он не был завоевателем. Главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, постоянной борьбе со степными варварами. При Владимире распространялось просвещение, развивались ремёсла. На Россию другие страны стали смотреть, как на равную.

Скончался Владимир в 1015 году.

Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства и именовался Великим князем.

У князя были помощники – бояре и дружина.

Именно с дружиной (вооружённым отрядом приближённых к князю людей) князь собирал дань в своих владениях. На телеги грузили и увозили в Киев шкуры диких зверей, мёд, воск, лён, зерно, мясо, дичь, рыбу, соленья, сушёные грибы и ягоды.

Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей от недругов – кочевников. К югу от Киева Владимир поставил богатырские заставы. Превратил Русь в огромную державу, о которой заговорили в Европе. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Его воспевали былины и легенды.

- Снова вернемся к карте, что на карте выделено жирной красной линией? (важнейший торговый путь «из варяг в греки»).

Смотрим видеоролик «Торговый путь».  

- Вот об этом важном пути вам и расскажут ребята первой группы.

Реки в то время были главными дорогами, по которым можно было передвигаться с места на место. По Днепру проходил знаменитый в то время торговый путь «из варяг в греки». Варягами на Руси называли воинственные племена с побережий и островов Балтийского моря. Греки – жители Византии. Столицей этого государства был город Константинополь. Найдите на карте Балтийское море. На его берегу жили племена варягов, которые часто приходили на славянские земли то как купцы, а то как завоеватели.

Найдите территорию Византийской империи. Сплошной красной линией на карте показан важнейший торговый путь. На чём путешествовали купцы, ведущие торговлю? (На кораблях, лодках, ладьях) Проследим их путь.

Из Балтийского моря купцы по реке Неве попадали в Ладожское озеро. Затем по реке Волхов они выходили в озеро Ильмень и плыли дальше до истока реки Ловать. Чтобы из Ловати попасть в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Напоминание об этом пути сохранилось в названии города, через который проходила эта дорога – Вышний Волочек. Почему город так назвали?

Добравшись до берегов Днепра, путешественники заново смолили лодки, днища которых пострадали во время движения по суше. На этом месте возник город Смоленск. Как можно объяснить происхождение его названия?

Дальше по воде реки путь шёл до Киева. Весной в этом городе собиралось огромное количество торговцев.

Найдите на карте значок, обозначающий набеги кочевников. Как вы думаете: что он говорит?

На пути торгового каравана было ещё одно место, где ладьи приходилось тащить волоком. В этом месте Днепр был труднопроходимым для водного транспорта. Здесь-то и подстерегали купцов кочевники, чтобы отобрать товары. Чтобы отбивать атаки кочевых племён, торговцы брали с собой охрану.

Заканчивалось путешествие купцов в Византии. Туда они привозили янтарь, меха, зерно, мёд, воск.

Как вы уже поняли, именно на пути движения торговых караванов возник город Киев, который в дальнейшем стал столицей Древней Руси.

Постепенно площадь Древней Руси расширялась. На карте другим оттенком зелёного цвета обозначены добавившиеся к середине ΧI века территории. Складывалось большое и богатое государство.

Многие селения перерастали в города. В IΧ – Χ веках они представляли собой поселения за бревенчатыми стенами, с башнями и воротами.

- обозначьте красным карандашом торговый путь в своих контурных картах.

- Поговорим подробнее о князе Владимире.

Чем же прославился Князь Владимир – Красное солнышко?

О том, как это произошло нам расскажет третья группа.

  1.  В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.
  2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?
  3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой СофииСвященники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.
  4.  Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.
  5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской
  6. «Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город.Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.принцессы».
  7. Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.
  8. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. 
  9. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь

6. Итог урока

- Подведем итог. Что же изменилось во времена Древней Руси?

- Назовите исторических личностей, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке

- О чем говорят исторические даты 882 год и 988 год?

7. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок окружающего мира "Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин-Великий Новгород".

Урок  окружающего мира проведён в 4 (общеобразовательном) классе . Цель урока: познакомить   с историей образования городов в Древней Руси; создать условия для развития  коммуникативных...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Средние века. Время рыцарей и замков"

Представляю вам конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Средние века. Время рыцарей и замков". УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на русской земле"

Конспект урока по ФГОС. Цели урока:1.Сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества;2.Развивать умение работать с картой;3.Вос...

Урок окружающего мира в 4 классе "Во времена Древней Руси"

Урок окружающего мира в 4 классе "Во времена Древней Руси" УМК «Школа России» направлен на формирование у учащихся представления о жизни в Древней Руси...