Окружающий мир « Формы земной поверхности» 2 класс «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Павлова Наталия Александровна

Конспект урока "Формы земной поверхности" 2 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока « Формы земной поверхности» 2 класс «Школа России»

Ход урока:

Здравствуйте ребята!  Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие.

Как вы думаете, зачем люди отправляются в путешествие? (За открытиями)

И вас сегодня  на уроке ждут открытия.

Какие они будут – большие или маленькие – у каждого свои.

В конце урока вы поделитесь своими открытиями. Итак, в путь!

(демонстрируется видеоролик с различными формами земной поверхности)

- Что вы видите на экране? (равнины, горы, овраги, холмы)

-Как назвать все эти объекты? (формы земной поверхности)

- какое открытие мы сделали? что мы сейчас узнали про земную поверхность?  (Земная поверхность имеет разную форму)

Правильно! Уже давно, путешествуя по Земле, люди заметили, что  поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины.

 Сегодня  вы узнаете, какие формы земной поверхности бывают, научитесь их различать  и сравнивать по схеме, приводить примеры равнин и гор, находить их на карте. Давайте попробуем сформулировать тему урока: Формы земной поверхности.

Итак, начинаем наше знакомство.

Открываем учебник на странице 78.Рассмотрите фотографии, сравните изображенные формы земной поверхности. С помощью текста учебника сформулируйте определение понятий «равнина», «гора» и запишите их в тетради.

 

Проверьте свою работу.

(На доске -слайд с определениями понятий).

Равнина – это ровный или почти ровный участок
земной поверхности

Горы – неровные участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью

Поднимите руки те, кто справился с заданием. Хорошо!

Итак, основные формы земной поверхности – это равнины и горы.

Откройте свои учебники на стр 90. Там мы видим карту России. Давайте попробуем найти на карте равнины нашей страны. Их две. (Восточно-европейская и Западно-Сибирская равнины)

А кто сможет на большой карте показать нам эти равнины? (ученик показывает)

Обратите внимание, каким цветом на карте окрашены равнины? Правильно, зеленым.

Что можно встретить на равнинах?  Найдите ответ в учебнике! Правильно, холмы и овраги.

Сформулируйте понятия «холм» и «овраг», запишите их в тетради.                                                                                        

 Как вы сформулировали, что такое холм? (Возвышения на равнине)

 Правильно.У любого холма можно выделить отдельные части. Давайте с ними познакомимся.  Поработаем  в парах.

Возьмите  конверты, в них вы найдёте изображение холма.  На карточках даны его части.  Ваша задача разложить эти части на холме  в нужном порядке. На эту работу я вам даю 1 минуту, после чего мы проверим ваши результаты, сравнив их со схемой в учебнике.  

Слайд: «Холм и его части»                                                                                

 Сравните. Давайте  назовём хором.

 Вершина - самая высокая точка  

Подошва - начало возвышения  

Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.  

Давайте посмотрим, кто справился, а кто нет. Поднимите руки те, кто успешно справился. Хорошо.

Путешествуя, люди замечали некоторые углубления в земной поверхности.

 Как они называются?(овраги)

 Как вы сформулировали это понятие? (Углубления с крутыми склонами)

Как вы думаете, как образуются овраги? Овраги возникают на возвышенных равнинах или холмах. Дожди и талые воды размывают почву, вода стекает с холмов в появившуюся рытвину, которая постепенно становится всё больше.

                                                                         

А теперь ребята, продолжим наше путешествие в горах. Посмотрите, как там красиво! Рассмотрим фото на стр.80.Поделитесь своими впечатлениями. Какие чувства у вас возникают, когда вы любуетесь величественными горами?

Давайте вспомним, что же такое горы?

(Горы – неровные участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью. Правильно.)

Прочитайте 3 абзац стр.78.   Самостоятельно.

- Что ещё узнали о горах?

(Бывают одиночные горы  и горные хребты)  

(Слайд с одиночными горами и горными хребтами)                                      

А теперь давайте рассмотрим холм и гору.  Проанализируйте схему на странице 79 и заполните таблицу

Сходство и различие холма и горы:

Сходство

Различие

вершина

высота

подошва

склон

 

Работаем по группам. На выполнение задания – 2 минуты.

Давайте проверим!

Слайд с правильным ответом.

Какая группа получила такие же результаты? Хорошо!

Итак, какой же вывод мы можем сделать?  У холма есть вершина и у горы тоже, у холма есть подошва и у горы тоже, у холма есть склон и у горы тоже. То есть, они имеют общие части.                                                                                                                       -Чем же они различаются? (высотой)

Давайте  найдем на карте нашей родины горы. Откройте с. 90. Самые старые горы Уральские. (На доске показать их)

Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад.   Длина Уральского хребта - более 2000 километров.  А в Кавказских горах есть самая большая гора России.

Эльбрус - бесценная гордость и достояние    России.  (Слайд).

Ее высота 5 642 метра.

Ребята, каким цветом обозначены горы на карте нашей родины? Правильно, коричневым.

А сейчас нам предстоит сделать еще одно открытие.

К какой категории форм земной поверхности можно отнести наш край, местность, где мы с вами живем?

Посмотрите, какого цвета на карте местность, в которой мы живём? Зелёная. Значит,  какая это форма земной поверхности? Равнина. Но на ней есть жёлтые участки. Что это? А это холмы.

-Какое же открытие мы с вами сделали? К какой форме земной поверхности мы отнесём наш край?  Местность, в которой мы живём – это холмистая равнина. (фронтальная работа с классом)

Итак, ребята, понравилось ли вам путешествие? Вы сумели сделать для себя интересные открытия? Что нового вы сегодня узнали (дети отвечают)

Давайте проверим , хорошо  ли вы усвоили сегодняшний материал? Предлагаю поработать в группах.

Мы с вами изучили основные формы земной поверхности. И я предлагаю выполнить вам задания, у каждой группы они свои.

1 группа - кроссворд

2группа – соотнесите понятие с определением

3 группа- обозначьте части холма и горы

4 группа – восполни пропущенные понятия

5 группа – найди на карте географические объекты

Ребята выполняют задания и каждая группа презентует свои ответы.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

 Где мы побывали?

 Я думаю, что наш урок стал для вас уроком открытий.

 А теперь поделитесь своими открытиями !

Рефлексия.

Я хочу узнать  понравилось ли вам на уроке. Подумайте и определите качество своей работы на уроке.

На доске  висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора»,

- Те ребята, которые согласны  с высказыванием:

-«На уроке мне было неинтересно, я слушал невнимательно,  материал урока не понял», прикрепите стикер к «Равнине».

Те ученики, которые считают:

-«Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке не смогу использовать в жизни», прикрепите стикер к «Холму».

Те ученики, которые  уверены, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», прикрепите стикер к «Горе».

- Почти все флажки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

Ваше домашнее задание: Дома нужно прочитать с. 78-81 и ответить на вопросы.

Желающие могут выполнить дополнительное задание:  приготовить сообщение о разных формах земной поверхности, пользуясь дополнительной литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира «Формы земной поверхности», УМК «Школа России».

Открывая новые знания, дети совершают виртуальное путешествие, учатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы. Применяя современные методы и формы работы на уроке, ребята...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Формы земной поверхности" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема: «Формы земной поверхности» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги)....

Конспект урока окружающего мира по теме "Формы земной поверхности", УМК "Школа России", 2 класс

  Урок по данной теме разработан и проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он относится к разделу "Путешествия". На уроке применялись следующие педагогические технологии...

Конспект урока окружающего мира "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний об основных формах земной поверхности и понятиях «равнина», «гора», «овраг», «холм»; формирование знаний ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности; развитие логического мышления, с помощью занимательных заданий из сборника.Планируемые результаты:Предметные: -знать ...

Конспект урока по окружающему миру "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование представлений о формах земной поверхности.Планируемые результаты:Предметные: знать офрмы земной поверхности (холм, гора, равнина); уметь опр...

Конспект урока окружающего мира «Формы земной поверхности» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Формы земной поверхности»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Задача урока (в рамках выпускной квалификацион...