Полезные ископаемые
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Зуйкова Юлия Геннадьевна

урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_i_samoanaliz.docx742.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Полезные ископаемые

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип урока

Урок открытия нового знания

УМК

 «Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2017 г.

Цель урока

Сформировать представления учащихся  о полезных  ископаемых, способах добычи и применение в деятельности людей.

Задачи урока

- познакомить учащихся с понятием «полезные ископаемые», с их характеристикой;

- дать представление о разнообразии полезных ископаемых и способах их добычи;

- рассказать о практическом применении полезных ископаемых;

- формировать бережное отношение к полезным ископаемым.

Формируемые УУД

Предметные

- работать с содержанием текста учебника;

- рассказывать о полезных ископаемых и их применении;

- определять свойства полезного ископаемого;

- проводить исследование и оформлять результаты в устной и письменной форме;

Метапредметные

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

 развитие умения выделять главное и анализировать, самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом (под руководством учителя);

 раскрывать понятия «полезные ископаемые», «геолог» использовать их в активном словаре;

Регулятивные: 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;

- выполнять корректировку учебного задания;

- осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания;

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Личностные УУД

-проявлять интерес к изучению темы;

-осознавать успешность при изучении темы

-формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых..

 Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

 Формы работы

1. Фронтальная.2. Индивидуальная.3. Групповая.4. Парная

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: доска, компьютер,  презентация , карта урока (раздаточный материал), образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит,  известняк, кварцевый песок, торф.

Содержание урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. 1. Организационный  момент

- Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Садитесь, ребята!

Приветствуют учителя и гостей

Самоопределение

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Р.: мобилизация сил и энергии.

  1. 2. Актуализация знаний

- Люди на земле очень богаты.

Давайте вспомним, как и какими     природными богатствами пользуется человек:

На доске: Природные богатства – воздух, вода, почва, животные, растения, природные ископаемые.

Отвечают: воздух, вода, почва, животные и растения, природные ископаемые.

К: выслушивают разные точки зрения

Р: применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.

  1. 3.Формулировка темы и задач урока

- Сегодня на уроке мы поговорим об одном из природных богатств более подробно, а о каком вы сейчас узнаете. Посмотрите, что у меня в руках?

- Что хранят в сундуках?

- Как вы понимаете значение слова?

-Откройте карту урока, посмотрите значение слова «Клад».

- Где обычно прячут клад?

- Клад, который я принесла тоже был спрятан в земле. Отгадайте загадки и узнаете, что в сундуке.

 - Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу-

 Она понадобится сразу.

- Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

-Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

- Как называется эта группа природных богатств?

-О каком природном богатстве мы поговорим на уроке?

- Какая тема нашего урока? (на доске: Полезные ископаемые)

- Запишите тему урока в своих картах?

- Как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему? 

- Давайте представим, что мы путешественники и в далеких странах видели неизвестное полезное ископаемое, а когда вернулись, то захотели рассказать о нем своим друзьям и знакомым. Как вы будете описывать полезное ископаемое. Как вы думаете, что вы о нем должны обязательно рассказать?

- Молодцы!

Предполагают - Сундук, Клад

Клад — зарытые, спрятанные где- нибудь ценности.

- В земле

- Глина

- Мел

-Песок

- Полезные ископаемые

Познакомиться с полезными ископаемыми

Определять свойства полезных ископаемых

Рассмотреть способы добычи полезных ископаемых

Узнать об использовании полезных ископаемых человеком

Р: умение работать с различными источниками информации (словарь)

К.: умение слушать

и слышать,

правильно отвечать на  поставленный вопрос

К. умение с достаточной полнотой выражать мысли словами, давать полные ответы.

Р: планирование, целеполагание;

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач.

4.Введение в тему урока

- Из каких слов состоит тема урока?

- Как вы понимаете слово «полезные», какая это часть речи? Подберите к нему синонимы.

- Что обозначает слово «ископаемые»?

-Молодцы!

- Попробуйте дать определение: полезные ископаемые – что это?

-откройте учебники на с. 46 и проверьте, правильно ли мы рассуждали.

- А что такое кладовая? Обратитесь к карте урока.

- Где сосредоточены природные ценности?

- Всегда ли их надо добывать из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

- Значит, мы были правы?

Полезные, ископаемые

Высказывают предположения: нужные, необходимые важные

То, что добывают из земли

Полезные ископаемые – это богатства необходимые человеку, добытые из земли.

КЛАДОВАЯ - Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности.

1 ребенок читает определение.

(Ответы детей)

В земле или на ее поверхности.

К: выслушивают разные точки зрения

П.: раскрывают понятие слов, используя словари, учебник

5. Изучение нового материала

- Полезными ископаемыми пользуется уже не одно поколение.

Сейчас мы не можем себе представить нашу жизнь без полезных ископаемых, а ведь были времена, когда человек не использовал их в своей деятельности, поскольку не знал, как и где их добывать.

Отгадайте ребус и скажите, люди какой профессии занимаются поиском полезных ископаемых:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

- Мы с вами тоже займемся важной геологической работой.

А поможет нам в этом план характеристики полезного ископаемого, по которому мы будем его описывать.

-  По каким критериям мы будем характеризовать природные ископаемые?

Название ископаемого

Твердое или жидкое

цвет

Прозрачное или непрозрачное

Плотное или рыхлое

- Разделитесь на группы.

- Ваша задача из предложенных характеристик выбрать нужное и представить полученные результаты на доске.

- Капитаны групп подойдите ко мне и возьмите из сундука полезные ископаемые для работы.

(Кварцевый песок, торф, каменный уголь, гранит, известняк)

- Приступайте к работе.

- Представьте пожалуйста полученные результаты и обозначьте их на доске под названием вашего полезного ископаемого.

- Давайте прочитаем, что мы узнали о каждом полезном ископаемом?

- Занесите данные каждый в свои таблицы в карте урока.

- Оцените свою работу в группе в карте урока:

+ - все удалось

? – остались вопросы

Отгадывают ребус, называют профессию: геолог.

Ответы детей

Делятся на группы, берут полезные ископаемые

Работают в группах

Представляют результаты

Представители групп читают полученные результаты.

П: логические:

Умозаключение.

К: (общение, распределение обязанностей)

ФИЗМИНУТКА

Вы очень хорошо и ответственно потрудились. Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем небольшой перерыв.

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем

-Да

Будут все гордится нами.

-Да

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Под ней не проползешь.

Над ней не пролетишь?

Надо напрямик.

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами),

Ее не проплывешь (плывут),

Ее не пролетишь (крылья),

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

– Продолжим наше исследование дальше.  

Учащиеся выполняют разминку.

6. Работа по теме урока.

- Мы с вами геологи, мы провели огромную работу и обнаружили месторождение полезных ископаемых. Что же делать дальше?

- Верно, их нужно добыть. А что вы знаете о добыче полезных ископаемых?

- А теперь откройте учебники на с.48 прочитайте текст.

- Итак, где добывают полезные ископаемые?

- Подумайте, где добывают нефть и газ, песок и глину, каменный уголь и проверьте себя с помощью задания в карте урока.

шахта

Нефть и газ

скважина

Песок и глина

карьер

Каменный уголь

- Где добывают нефть? Газ? Песок? Глину? Каменный уголь?

- Оцените свою работу.

+ - все верно

! – 1 ошибка

- 2 и более ошибок.

- Ребята, а как вы думаете, у нас в Саратовской области добывают какие-либо полезные ископаемые?

- У вас на столах есть карта Саратовской области посмотрите, какие полезные ископаемые вы на ней видите?

- Необходимо их достать из-под земли.

Ответы детей.

- В котлованах, шахтах, скважинах.

Самостоятельно выполняют работу

- ответы детей.

- нефть, горючие сланцы, известняк и т.д.

Р: умение работать с различными источниками информации (учебник)

П: умение самостоятельно выделять нужное из полученной информации.

Р: умение работать с различными источниками информации (геологическая карта)

ФИЗМИНУТКА

- Геологи должны быть очень внимательными. Давайте проверим на сколько вы внимательные. У нас в классе тоже спрятаны полезные ископаемые, попробуйте их найти.

Выполняют физминутку для глаз

7. Работа по теме урока и применение полученных знаний.

- Ну вот мы и нашли полезные ископаемые и узнали, как их добывают, а зачем нам это нужно?

- О том какие полезные ископаемые и где применяются расскажет нам ученица. Слушайте сообщение очень внимательно, чтобы потом правильно выполнить предложенное задание.

Недра Земли и ее поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Одни полезные ископаемые используют в строительстве: гранит, известняк, глина, песок. Другие как топливо- это горючие полезные ископаемые: нефть, газ, каменный уголь. Из третьих выплавляют разные металлы – это руды. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец.

- Заполните пожалуйста таблицу применения полезных ископаемых у себя в карте урока.

Название полезного ископаемого

Применяется в строительстве

Служит топливом

Применяется для получения металлов

Глина

Известняк

Нефть

Песок

Природный газ

Каменный уголь

Железная руда

- поменяйтесь работами, проверьте и оцените работу друг друга по образцу на кране.

+ - все верно

! – 1-2 ошибки

- 3 и более ошибок.

- Молодцы! И с этим заданием вы справились!

- Ребята, закройте все глаза. Представьте себе, что утром вы захотели выпить чаю, включили газовую плиту, а огня нет, вышли на детскую площадку и увидели, что песочница пуста, пошли в школу, а по дороге не ездят машины, сидите на уроке, а на доске нечем выполнить записи.

- Как вы думаете, что случилось?

- Может ли такое произойти?

- Как можно сохранить полезные ископаемые от исчезновения?

- Ответы детей.

- рассказ ученицы.

- работа с таблицей

Оценивают свою работу

Слушают текст.

Высказывают свои предположения

К.: умение слушать

и слышать,

правильно отвечать на  поставленный вопрос

П: применение полученных знаний.

К.: умение слушать

и слышать,

правильно отвечать на поставленный вопрос

7. Итог урока

- Давайте вспомним все, о чем мы сегодня говорили.  Что нового узнали?

- Проверим как вы запомнили полезные ископаемые, для этого поиграем в игру «Калейдоскоп». У вас на столе есть планшеты, разделитесь на группы и расставьте фишки калейдоскопа в правильном порядке, затем переверните карточки, проверьте себя и оцените вашу работу в карте урока.

Работают с «Калейдоскопом»

П: умение анализировать и проводить соответствие.

К: умение работать в группе.

8. Оценивание

 Выставление отметок за урок.

- Посмотрите на свою карту урока. Те ребята, у которых за выполнение задания стоят все + - поставьте отметку «отлично», ребята у которых 1 ошибка – отметку «четыре», а тем ребятам у кого более 1-2 ошибок я хочу пожелать удачи, в следующий раз  у вас все получится.

Оценивают свою работу за урок.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

9. Информация о домашнем задании

Послушайте домашнее задание и выберите то, которое для вас покажется наиболее интересным.

  1. Тетрадь с. 30, зад.4
  2. Учебник с. 46-50
  3. Подготовить сообщение о полезном ископаемом Саратовской области

Выбирают наиболее интересное задание и записывают в дневник.

10.Рефлексия.

- Вспомните как вы работали на уроке. А теперь посмотрите на свои парты у вас есть различные монетки. Выберите ту монетку, которая соответствует вашему настроению. Золотая -  чувствовал себя комфортно, уютно, активно работал и понял тему нашего урока.  Серебряная – допускал небольшие ошибки, не совсем комфортно было работать; а те, кто чувствовал себя немного не уютно, не все получалось, не все понял, возьмите бронзовые монетки. А теперь заполните наш сундук своими монетами.

Спасибо за урок!!!

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Л: компетентности в поступках и деятельности.

КАРТА УЧЕНИКА

Ф.И.________________________Класс____________________

Тема________________________________________________

Клад – зарытые, спрятанные где-нибудь ценности.

Кладовая – место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности.

Этап урока

Задание урока

Критерии оценки результатов

Оценка результата работы

  1. Характеристика полезного ископаемого

Название ископаемого

Твердое или жидкое

цвет

Прозрачное или непрозрачное

Плотное или рыхлое

«+»- все верно

«!» – 1 ошибка

«-»  2 и более ошибок.

  1. Соедини стрелками способ добычи и полезное ископаемое

C:\Users\Admin\Desktop\урок\677903_900.jpg

шахта

             

                   Нефть и газ

C:\Users\Admin\Desktop\урок\631.jpg

Буровая установка

                 Песок и глина

карьер

   

              Каменный уголь            

«+»- все верно

«!» – 1 ошибка

«-»  2 и более ошибок.

  1. Таблица применения полезных ископаемых (отметь знаком «+»)

Название полезного ископаемого

Применяется в строительстве

Служит топливом

Применяется для получения металлов

Глина

Известняк

Нефть

Песок

Природный газ

Каменный уголь

Железная руда

«+»- все верно

«!» – 1 ошибка

«-»  2 и более ошибок.

Оценка за урок

Все «+» - 5

1 ошибка «!» – 4

Самоанализ урока учителя началь


ных классов Зуйковой Юлии Геннадьевны

Тема урока

Полезные ископаемые

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип урока

Урок открытия нового знания

УМК

 «Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2017 г.

Цель урока

Сформировать представления учащихся  о полезных  ископаемых, способах добычи и применение в деятельности людей.

Задачи урока

- познакомить учащихся с понятием «полезные ископаемые», с их характеристикой;

- дать представление о разнообразии полезных ископаемых и способах их добычи;

- рассказать о практическом применении полезных ископаемых;

- формировать бережное отношение к полезным ископаемым.

Формируемые УУД

Предметные

- работать с содержанием текста учебника;

- рассказывать о полезных ископаемых и их применении;

- определять свойства полезного ископаемого;

- проводить исследование и оформлять результаты в устной и письменной форме;

Метапредметные

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

 развитие умения выделять главное и анализировать, самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом (под руководством учителя);

 раскрывать понятия «полезные ископаемые», «геолог» использовать их в активном словаре;

Регулятивные: 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;

- выполнять корректировку учебного задания;

- осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания;

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Личностные УУД

-проявлять интерес к изучению темы;

-осознавать успешность при изучении темы

-формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых..

 Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

 Формы работы

1. Фронтальная.2. Индивидуальная.3. Групповая.4. Парная

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: доска, компьютер,  презентация , карта урока (раздаточный материал), образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит,  известняк, кварцевый песок, торф.

Самоанализ урока

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы, развивалось творческое мышление.

На первом этапе урока (актуализация знаний обучающихся) провели самоконтроль готовности к уроку, старалась создать условия для мотивации. Для активизации мышления обучающихся использовала вопросы по изученной теме и загадки. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Второй этап целеполагание. Тему и задачи урока, обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На основном этапе - этапе изучения нового материала использовался метод наглядности (демонстрация слайдов, практического материала, образцов полезных ископаемых) и фронтальная беседа, были созданы проблемные ситуации, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся.

В процессе урока ученики самостоятельно, используя  учебник , давали ответ, как добывают и где  применяются полезные ископаемые.

На уроке дети работали в группах, а это одна из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качеств личности, какрефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Работа в группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний, используя страницы учебника.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Обучающиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят. Была проведена словарная работа.

Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

На протяжении всего урока дети работали на индивидуальных картах урока.

Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей.

На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на хорошем эмоциональном уровне: и обучающиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...