Главные вкладки

    конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Скрябина Елена Владимировна

    Учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ № 25

    г. Северодвинска

    4 КЛАСС         ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

    Тема: Добыча полезных ископаемых.

     Р.к. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.

    Цели: создание оптимальных условий для осознания темы: «Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области»

    Задачи: воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, развивать коммуникативную и познавательную компетентность, формировать общее представление о добыче полезных ископаемых Архангельской области.

    Оборудование: учебник "Мы и окружающий мир" Дмитриевой Н.Я.; физическая карта Архангельской области, образцы полезных ископаемых, презентация, раздаточный материал.              

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Блиц- опрос.
    1. Газообразное горючее полезное ископаемое.
    2. Образец гранита.
    3. Росли на болоте растения, стали топливом и удобрением.
    4. Образец угля.
    5. Осадочная горная порода, образовавшаяся из раковин моллюсков.
    6. Без неё не побежит

    Не автобус, не такси,

    Не поднимется ракета

    Отгадайте, что же это.

    1. Горная порода с большим содержанием металла.
    2. Место большого скопления полезных ископаемых.

    1. На доске условные знаки полезных ископаемых. (нефть, газ, каменный уголь, поваренная соль, торф)
    2. Назвать полезные ископаемые.

    Обобщение.  

     - Что общего у этих полезных ископаемых?

    1. Классификация.

    -  Какое полезное ископаемое лишнее и почему?

    1. Постановка темы и задач урока.

         Что мы знаем о полезных ископаемых?

         Что хотим узнать?

     Тема: Добыча полезных ископаемых.   Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.

    1. Проблемный вопрос.

    Готовясь к уроку я обратила внимание на слово рудознатцы.

    Как вы думаете что обозначает это слово? (разведчики – рудознатцы)

    Можно ли подобрать к нему современное название?

    Что вы знаете об этих людях?

    1. Работа с учебником.

    Цель: давайте узнаем какими должны быть геологи.

    Стр.114,  1 и 2 абзац. (чтение вслух)

      Итог: Какими должны быть люди выбравшие эту специальность?

               Чем занимаются геологи?

    1. Итак, месторождение найдено, изучено…   А что дальше?

    1. Работа с учебником.

    Стр. 115

    Прочитать и ответить на вопрос: Какими способами добывают полезные ископаемые?

    1. Презентация «Добыча полезных ископаемых» (комментарий учителя)
    2. 1 слайд – шахты
    3. 2 слайд – карьер
    4. 3 слайд – карьер
    5. 4 слайд – добыча каменного угля открытым способом
    6. 5 слайд  –  роторный экскаватор
    7. 6 слайд – фонтанный способ
    8. 7 слайд –  насосный способ
    9. 8 слайд – буровые вышки
    10. 9 слайд  – буровая платформа
    11. 10 слайд – «Приразломная» платформа
    12. 11слайд– «Приразломная» платформа
    13. 13 слайд – способы добычи

         

    Гимнастика для глаз.           

    1. Работа в группах.

    Создание коллажа «Месторождение полезных ископаемых Архангельской области»

     Цель: обобщить знания о полезных ископаемых. Уточнить знания о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

    (подобрать образцы полезных ископаемых, условные знаки, иллюстрации)

    Творческая группа №1 Бокситы.

    Творческая группа №2 Алмазы.

    Творческая группа №3 Каменный уголь.

    Творческая группа №4 Нефть.

    Творческая группа №5 Строительные полезные ископаемые.

     

    Итог.  Расскажите о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

    1. Защита коллажей.
    2. Самооценка и оценка лидерами творческих групп.

    Итог урока.

    1. О каких способах добычи полезных ископаемых вы знаете?
    2. Какие полезные ископаемые добывают открытым способом?
    3. Какие полезные ископаемые добывают подземным способом?
    4. Какими полезными ископаемыми богата Архангельская область?

             

    Домашнее задание:

    Стр.113- 116,

    Задания на выбор:

    1. тетрадь№46 (составить план рассказа о геологах)
    2. тетрадь№46 (исследовать:  какие полезные ископаемые использовались  в строительстве  зданий или в их облицовке. Из каких горных пород  сделаны  памятники в нашем  городе?)
    3. Подготовить сообщение: Минеральные воды( добыча, использование)
    4. Как добывать полезные ископаемые без вреда для окружающей среды?

    ЛИТЕРАТУРА,

    1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир»: Учеб. для 4 кл. - Самара: Корпорация «Федоров», 2009.

    2.  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для  4 кл. к уч. «Мы и окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров»,2009.

    3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 3-4 классы. - Самара: Корпорация «Федоров»,2007.

    4. Е.М. Елизарова «Мы и окружающий мир»: 4 класс: поурочные планы по учебнику  Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н.Волгоград: Учитель, 2007.

        5.  География Архангельской области (физическая география) 8 класс. Учебное пособие для учащихся. / Под ред. Бызовой Н. М. – Архангельск, издательство Поморского международного педагогического университета имени М. В. Ломоносова, 1995.

        6. Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы / Под. ред. Баталова А. Е., Морозовой Л. В. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

    Приложение №1

    1. Он очень нужен детворе

    Он на дорожке во дворе

    Он и на стройке и на пляже

    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

    2. Не зря она варилась

    В доменной печи

    На славу получились

    Ножницы, ключи. (Руда)

    3. Белый камушек растаял

    На доске он след оставил. (Мел)

    4. Очень прочен и упруг

    Строителям надежный друг.

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы станут и заметны. (Гранит)

    5. Без нее не побежит

    Не автобус, не такси,

    Не поднимется ракета.

    Отгадайте, что же это. (Нефть)

    6. Он несет в дома тепло,

    От него кругом светло.

    Помогает плавить стали,

    Делать краски и эмали.

    Черный, блестящий –

    Труженик настоящий. (Уголь)

    7. Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    Чтоб сделать миску или вазу,

    Она понадобится сразу. (Глина)

    8. По трубе течет –

    Пироги печет. (Газ)

    9. Росли на болоте растения –

    Стали топливом и удобрением. (Торф)

    10. Покрывают им дороги,

    Улицы в селениях.

    А еще он есть в цементе

    Сам он удобрение. (Известняк)

     Вот уже звенит звонок

    Начинается урок

    Хозяйка подземных богатств

    В свое царство зовет сегодня нас

    Приложение № 2.

    Итоги работы.             ТГ №1

    Фамилия , имя.

    Самооценка.

    Оценка лидера.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Приложение № 3.

    План
    описания полезного ископаемого

       1. Название полезного ископаемого.

       2. Состав.

       3. Определи его свойства:

          * цвет, блеск;

           *твёрдость, сыпучесть, хрупкость,

           *вязкость;

           *тяжелее или легче воды;

           *горючесть.

       4. Место добычи.

       5. Где используется это полезное ископаемое?

    Приложение № 4.

    Полезные ископаемые Архангельской области.

    Минерально-сырьевая база – одно из главных богатств Архангельской области.

    На территории Архангельской области из числа полезных ископаемых известны месторождения бокситов, полиметаллов, алмазов, известняков, глин, стекольных песков и ряда общераспространенных полезных ископаемых.

    Из них в настоящее время разрабатываются месторождения бокситов, карбонатных пород для цементной и целлюлозно-бумажной промышленности, глин для цементной промышленности и общераспространенных полезных ископаемых.

    Полезные ископаемые на территории области имеют главным образом осадочное происхождение.

    В 100 км севернее Архангельска на территории Приморского и Мезенского районов находятся крупнейшие в Европе месторождения алмазов (месторождение имени Ломоносова).

    В области находятся значительные месторождения нефти и газа (Приразломное месторождение), особенно они значительны в северной части области — в Большеземельской тундре (Хыльчуюское, Инзырейское, Варандейское и др.), имеются месторождения Печорского угля, огромные запасы торфа.                                                                                                                          Разведаны и эксплуатируются месторождения бокситов (Иксинское в Плесецком районе).

    Наиболее значительны месторождения гипсов (крупнейшее в стране Звозское месторождение), известняков и ангидридов.

    В долине Онеги, на Онежском полуострове и в ряде других мест имеются многочисленные солевые источники. На юге области — в Сольвычегодске, Коряжме, Шангалах — залегают пласты каменной соли мощностью до 16 м.

    На Новой Земле разведаны месторождения марганцевых и полиметаллических руд.

    Известны месторождения строительных материалов, огнеупоров, красящих глин.

    Архангельская область богата полезными ископаемыми. Начата добыча нефти, газа, бокситов, идет подготовка к освоению месторождений алмазов, разведаны значительные запасы известняков, доломитов, гипсов, строительных камней, цементного сырья, иодных вод, ювелирных агатов и др. Поисково-разведочные работы ведет государственное предприятие “Архангельскгеология”.

    В северо-восточной части области, на территории Ненецкого автономног округа, открыты 73 месторождения нефти, газа и конденсата.

    Серьезный вклад в развитие промышленного потенциала всего Северо-Запада России предстоит сделать компании “Росшельф”, которая начинает разработку месторождений нефти и газа на арктическом шельфе.

    В Плесецком районе области открыто и подготовленно к промышленному освоению наиболее крупное в России Иксинское месторождение бокситов. В перспективе здесь намечается строительство глиноземного завода.

    В 90-км севернее г. Архангельска открыто и разведанно крупно месторождение алмазов. Горногеологические условия эксплуатации месторождения позволяют организовать крупномасштабное горнодобывающее предприятие.

    Месторождение алмазов имени М. В. Ломоносова представлено 6 кимберлитовыми трубками: Архангельская, им. Карпинского-1, им. Карпинского-2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова.

    Трубки месторождения имени М.В. Ломоносова расположены в виде близмеридиональной цепочки общей протяженностью 9,5 км. Расстояние между отдельными трубками внутри этой цепочки колеблется от 0,13 до 2,15 км.

    Месторождение алмазов имени М. В. Ломоносова представлено 6 кимберлитовыми трубками: Архангельская, им. Карпинского-1, им. Карпинского-2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова.

    Трубки месторождения имени М.В. Ломоносова расположены в виде близмеридиональной цепочки общей протяженностью 9,5 км. Расстояние между отдельными трубками внутри этой цепочки колеблется от 0,13 до 2,15 км.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Полезные ископаемые Архангельской области"

    Для учащихся начальной школы, используемая на уроках окружающего мира...

    Конспект урока на тему:"Полезные ископаемые." 3 класс

    конспект урока на тему:"Полезные ископаемые"...

    Полезные ссылки: Сайт Минобразования Саратовской области

    Сайт Минобразования Саратовской области...

    Конспект урока окружающего мира "Полезные ископаемые" 4 класс "Школа России"

    Конспект урока окружающего мира "Полезные ископаемые" 4 класс "Школа России", составленный в соответствии с ФГОС НОО...

    Конспект урока окружающего мира "Полезные ископаемые Челябинской области", 3 класс, УМК "Школа России"

    Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....