конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скрябина Елена Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 25

г. Северодвинска

4 КЛАСС         ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Добыча полезных ископаемых.

 Р.к. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.

Цели: создание оптимальных условий для осознания темы: «Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области»

Задачи: воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, развивать коммуникативную и познавательную компетентность, формировать общее представление о добыче полезных ископаемых Архангельской области.

Оборудование: учебник "Мы и окружающий мир" Дмитриевой Н.Я.; физическая карта Архангельской области, образцы полезных ископаемых, презентация, раздаточный материал.              

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Блиц- опрос.
  1. Газообразное горючее полезное ископаемое.
  2. Образец гранита.
  3. Росли на болоте растения, стали топливом и удобрением.
  4. Образец угля.
  5. Осадочная горная порода, образовавшаяся из раковин моллюсков.
  6. Без неё не побежит

Не автобус, не такси,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это.

  1. Горная порода с большим содержанием металла.
  2. Место большого скопления полезных ископаемых.

  1. На доске условные знаки полезных ископаемых. (нефть, газ, каменный уголь, поваренная соль, торф)
  2. Назвать полезные ископаемые.

Обобщение.  

 - Что общего у этих полезных ископаемых?

  1. Классификация.

-  Какое полезное ископаемое лишнее и почему?

  1. Постановка темы и задач урока.

     Что мы знаем о полезных ископаемых?

     Что хотим узнать?

 Тема: Добыча полезных ископаемых.   Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.

  1. Проблемный вопрос.

Готовясь к уроку я обратила внимание на слово рудознатцы.

Как вы думаете что обозначает это слово? (разведчики – рудознатцы)

Можно ли подобрать к нему современное название?

Что вы знаете об этих людях?

  1. Работа с учебником.

Цель: давайте узнаем какими должны быть геологи.

Стр.114,  1 и 2 абзац. (чтение вслух)

  Итог: Какими должны быть люди выбравшие эту специальность?

           Чем занимаются геологи?

  1. Итак, месторождение найдено, изучено…   А что дальше?

  1. Работа с учебником.

Стр. 115

Прочитать и ответить на вопрос: Какими способами добывают полезные ископаемые?

  1. Презентация «Добыча полезных ископаемых» (комментарий учителя)
  2. 1 слайд – шахты
  3. 2 слайд – карьер
  4. 3 слайд – карьер
  5. 4 слайд – добыча каменного угля открытым способом
  6. 5 слайд  –  роторный экскаватор
  7. 6 слайд – фонтанный способ
  8. 7 слайд –  насосный способ
  9. 8 слайд – буровые вышки
  10. 9 слайд  – буровая платформа
  11. 10 слайд – «Приразломная» платформа
  12. 11слайд– «Приразломная» платформа
  13. 13 слайд – способы добычи

     

Гимнастика для глаз.           

  1. Работа в группах.

Создание коллажа «Месторождение полезных ископаемых Архангельской области»

 Цель: обобщить знания о полезных ископаемых. Уточнить знания о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

(подобрать образцы полезных ископаемых, условные знаки, иллюстрации)

Творческая группа №1 Бокситы.

Творческая группа №2 Алмазы.

Творческая группа №3 Каменный уголь.

Творческая группа №4 Нефть.

Творческая группа №5 Строительные полезные ископаемые.

 

Итог.  Расскажите о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

  1. Защита коллажей.
  2. Самооценка и оценка лидерами творческих групп.

Итог урока.

  1. О каких способах добычи полезных ископаемых вы знаете?
  2. Какие полезные ископаемые добывают открытым способом?
  3. Какие полезные ископаемые добывают подземным способом?
  4. Какими полезными ископаемыми богата Архангельская область?

         

Домашнее задание:

Стр.113- 116,

Задания на выбор:

  1. тетрадь№46 (составить план рассказа о геологах)
  2. тетрадь№46 (исследовать:  какие полезные ископаемые использовались  в строительстве  зданий или в их облицовке. Из каких горных пород  сделаны  памятники в нашем  городе?)
  3. Подготовить сообщение: Минеральные воды( добыча, использование)
  4. Как добывать полезные ископаемые без вреда для окружающей среды?

ЛИТЕРАТУРА,

1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир»: Учеб. для 4 кл. - Самара: Корпорация «Федоров», 2009.

2.  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для  4 кл. к уч. «Мы и окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров»,2009.

3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 3-4 классы. - Самара: Корпорация «Федоров»,2007.

4. Е.М. Елизарова «Мы и окружающий мир»: 4 класс: поурочные планы по учебнику  Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н.Волгоград: Учитель, 2007.

    5.  География Архангельской области (физическая география) 8 класс. Учебное пособие для учащихся. / Под ред. Бызовой Н. М. – Архангельск, издательство Поморского международного педагогического университета имени М. В. Ломоносова, 1995.

    6. Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы / Под. ред. Баталова А. Е., Морозовой Л. В. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

Приложение №1

1. Он очень нужен детворе

Он на дорожке во дворе

Он и на стройке и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась

В доменной печи

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

3. Белый камушек растаял

На доске он след оставил. (Мел)

4. Очень прочен и упруг

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

5. Без нее не побежит

Не автобус, не такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

6. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Черный, блестящий –

Труженик настоящий. (Уголь)

7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

8. По трубе течет –

Пироги печет. (Газ)

9. Росли на болоте растения –

Стали топливом и удобрением. (Торф)

10. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе

Сам он удобрение. (Известняк)

 Вот уже звенит звонок

Начинается урок

Хозяйка подземных богатств

В свое царство зовет сегодня нас

Приложение № 2.

Итоги работы.             ТГ №1

Фамилия , имя.

Самооценка.

Оценка лидера.

1

2

3

4

5

6

Приложение № 3.

План
описания полезного ископаемого

   1. Название полезного ископаемого.

   2. Состав.

   3. Определи его свойства:

      * цвет, блеск;

       *твёрдость, сыпучесть, хрупкость,

       *вязкость;

       *тяжелее или легче воды;

       *горючесть.

   4. Место добычи.

   5. Где используется это полезное ископаемое?

Приложение № 4.

Полезные ископаемые Архангельской области.

Минерально-сырьевая база – одно из главных богатств Архангельской области.

На территории Архангельской области из числа полезных ископаемых известны месторождения бокситов, полиметаллов, алмазов, известняков, глин, стекольных песков и ряда общераспространенных полезных ископаемых.

Из них в настоящее время разрабатываются месторождения бокситов, карбонатных пород для цементной и целлюлозно-бумажной промышленности, глин для цементной промышленности и общераспространенных полезных ископаемых.

Полезные ископаемые на территории области имеют главным образом осадочное происхождение.

В 100 км севернее Архангельска на территории Приморского и Мезенского районов находятся крупнейшие в Европе месторождения алмазов (месторождение имени Ломоносова).

В области находятся значительные месторождения нефти и газа (Приразломное месторождение), особенно они значительны в северной части области — в Большеземельской тундре (Хыльчуюское, Инзырейское, Варандейское и др.), имеются месторождения Печорского угля, огромные запасы торфа.                                                                                                                          Разведаны и эксплуатируются месторождения бокситов (Иксинское в Плесецком районе).

Наиболее значительны месторождения гипсов (крупнейшее в стране Звозское месторождение), известняков и ангидридов.

В долине Онеги, на Онежском полуострове и в ряде других мест имеются многочисленные солевые источники. На юге области — в Сольвычегодске, Коряжме, Шангалах — залегают пласты каменной соли мощностью до 16 м.

На Новой Земле разведаны месторождения марганцевых и полиметаллических руд.

Известны месторождения строительных материалов, огнеупоров, красящих глин.

Архангельская область богата полезными ископаемыми. Начата добыча нефти, газа, бокситов, идет подготовка к освоению месторождений алмазов, разведаны значительные запасы известняков, доломитов, гипсов, строительных камней, цементного сырья, иодных вод, ювелирных агатов и др. Поисково-разведочные работы ведет государственное предприятие “Архангельскгеология”.

В северо-восточной части области, на территории Ненецкого автономног округа, открыты 73 месторождения нефти, газа и конденсата.

Серьезный вклад в развитие промышленного потенциала всего Северо-Запада России предстоит сделать компании “Росшельф”, которая начинает разработку месторождений нефти и газа на арктическом шельфе.

В Плесецком районе области открыто и подготовленно к промышленному освоению наиболее крупное в России Иксинское месторождение бокситов. В перспективе здесь намечается строительство глиноземного завода.

В 90-км севернее г. Архангельска открыто и разведанно крупно месторождение алмазов. Горногеологические условия эксплуатации месторождения позволяют организовать крупномасштабное горнодобывающее предприятие.

Месторождение алмазов имени М. В. Ломоносова представлено 6 кимберлитовыми трубками: Архангельская, им. Карпинского-1, им. Карпинского-2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова.

Трубки месторождения имени М.В. Ломоносова расположены в виде близмеридиональной цепочки общей протяженностью 9,5 км. Расстояние между отдельными трубками внутри этой цепочки колеблется от 0,13 до 2,15 км.

Месторождение алмазов имени М. В. Ломоносова представлено 6 кимберлитовыми трубками: Архангельская, им. Карпинского-1, им. Карпинского-2, Пионерская, Поморская, им. Ломоносова.

Трубки месторождения имени М.В. Ломоносова расположены в виде близмеридиональной цепочки общей протяженностью 9,5 км. Расстояние между отдельными трубками внутри этой цепочки колеблется от 0,13 до 2,15 км.