Конспект урока окружающего мира "Полезные ископаемые" 3 класс, Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ильтубаева Елена Владимировна

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pol_isk-1.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии полезных ископаемых; формирование умения

 работать с образцами горных пород; формирование умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- иметь представления о разнообразии полезных ископаемых; уметь работать с образцами горных пород; различать полезные ископаемые.

Личностные:

- осознавать свои возможности в учении;

- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении;

- сотрудничать с учителем.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: компьютер; презентация, учебник «Мир вокруг нас»  авт.  Плешаков А.А., «Рабочая тетрадь» авт. Плешаков А.А., занимательный материал: экологические загадки, занимательные факты; тематический кроссворд

Этапы, методы и приемы.

Хронометраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельности (словесный, инструктаж)

1-2 мин

  Приветствие:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Владимировна, я студентка педагогического колледжа. И сегодня, урок окружающего мира, проведу у вас я.

-Приветствовать учителя;

- Проверять рабочее место;

П: строить речевое высказывание

Л: принимать образ хорошего ученика.

Актуализация опорных знаний и мотивация (словесный, беседа)

Проверка д.з

Д.з.

-Ребята для начала давайте проверим домашнее задание. Кто может сказать о чем вы разговаривали на прошлом уроке? (Три кита экономики)

Сегодня мы проверим усвоение пройденного материала с помощью теста.

1. Три кита экономики – это:

А) транспорт                                        Г) капитал

Б) строительство                                 Д) труд

В) природные богатства

2. В каком утверждении содержится ошибка?

А) Физическим трудом занимаются строитель, шахтёр, писатель.

Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.

3. К природным богатствам не относятся:

А) воздух   В) почва

Б) вода        Г) завод

4. К природным богатствам относятся:

А) одежда и обувь     В) полезные ископаемые

Б) игрушки                 Г) книги

-Выполнять задание

П:строить речевое высказывание

П:структурировать знания;

Постановка учебной задачи (репродуктивный)

 10 мин

. Подведение к теме урока:

-Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – экспедиция. Мы будем учиться, путешествуя. И с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю.

-Но для начала, давайте отгадаем загадки:

Это топливо, сырьё

Из земли качают.

«Черным золотом» его

Люди величают.

(Нефть)

                                           Он очень нужен детворе,

                                                 Он на дорожках во дворе,

                                                 Он и на стройке, и на пляже,

                                                    Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (ГЛИНА)

                                                 Он очень прочен и упруг,

                                                 Строителям – надёжный друг.

                                                 Дома, ступени, постаменты

                                                 Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)

 

- Дайте общее название всем этим предметам.

(Полезные ископаемые)

- Что такое полезные ископаемые?  

- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.      

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

-Правильно, сегодня мы поближе познакомимся с полезными ископаемыми. И для этого мы заглянем в кладовую Земли.

Отгадывать загадки. Предполагать тему урока.Отвечать на вопросы, работать с учебником, выполнять задание

П:строить речевое высказывание\П:строить рассуждения

К:планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Динамическая пауза

2 мин

Физминутка.

Видеоматериал.

Участвовать в физминтке.

Р.:умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Открытие нового знания (объяснительно –иллюстративный)

(словесный, беседа)

5 мин

Работа над новым материалом:

- Итак, тему нашего урока мы будем рассматривать с помощью практической работы.

-Откройте учебник на странице 46.
- Прочитайте первый пункт плана. Что нужно сделать?

Ваша задача: рассмотреть  полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 26 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Придумайте, где применяется это полезное ископаемое

-Но сначала, давайте послушаем немного о них, ваши одноклассники подготовили небольшое выступление.

1 ученик. Рассказывает о песке  (слайд)

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца.

Занимательные факты:

Песок бывает чёрной, красной, жёлтой, белой и даже зелёной окраски. На земле существуют «поющие» пески, способные под действием ветра или при ходьбе по ним издавать звуки.

При попадании молнии в песок образуются стеклянные фигуры-фульгуриты. Температура плавления песка более 1700 градусов.

2 ученик. Рассказывает о глине (слайд).

Глина-осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр.

Занимательные факты:

у некоторых народов было принято употреблять глину в пищу. Блюдам из глин приписывались бодрящие и лечебные свойства. Так, в начале нашего столетия в Италии было распространено кушанье под названием «алипа». Оно состояло из смеси пшеницы и мергеля — глинистой породы, добывавшейся недалеко от Неаполя. У некоторых африканских племен, у аборигенов Австралии и островов Тихого океана деликатесом считаются определенные виды белых, голубых и зеленоватых глин. На базарах Ирана до сих пор продается съедобная глина. У народностей Сибири и Дальнего Востока лакомством считалась сметана, приготовленная из каолинита — одного из видов глины — и оленьего молока.

3 ученик. Рассказывает об известняке (слайд).

  Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

 Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Занимательные факты:

Всем известно второе название Москвы – Москва Белокаменная. Именно из известкового камня ее и возводили, так как сравнительно недалеко находились огромные залежи этого материала.

4 ученик. Рассказывает о нефти ( слайд).

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких - то живых организмов.

Занимательные факты:

Всем знакомое «черное золото» оказывается, может иметь другие цвета. Известны месторождения красной нефти, голубой, зеленой и бесцветной.

Помада, чулки, жев.резинка изготавливаются при помощи нефтепродуктов и продуктов переработки нефти.

5 ученик. Рассказывает о граните (слайд)

Гранит - это очень прочный натуральный камень, который формируется в недрах нашей земли из горячей расплавленной магмы. Гранит выгладит так, как будто он склеен из множества осколков других минералов. Основу этой породы составляют такие камни как полевой шпат и полупрозрачные кварц и слюда. Цвет гранита может быть самым разнообразным. Природе чаще всего встречается и используется в промышленности сероватый гранит, но этот камень бывает и красный, и розовый, и даже оранжевый.  Используется  в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Состоит из кварца, слюды и полевого шпата.

Занимательные факты:

В среднем возраст гранита на Земле составляет около пятидесяти миллионов лет.

 Сквозь гранитный массив звуки распространяются намного быстрее, чем по воздуху. Примерно в десять раз.

6 ученик. Рассказывает о каменном угле.

Уголь твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тонет в воде. Применяется,  как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из смолы делают лекарство. Уголь представляет собой останки растений, невообразимо долгое время пролежавшие глубоко под землёй, в условиях чудовищного давления и без доступа кислорода. Последний фактор является ключевым — именно отсутствие кислорода не позволило растениям сгнить.

Занимательные факты:

Возраст наиболее древних угольных пород составляет порядка 300-400 млн лет.

Японцы использовали уголь для изготовления знаменитых самурайских мечей.

Выполнять практическую работу. Отвечать на вопросы.

П:структурировать знания;

Первичное закрепление во внешней речи (словесный, беседа)

5-7 мин

-Теперь приступайте к выполнению задания.

-Работа в рабочих тетрадях.

- Давайте откроем рабочие тетради на с. 28  и выполним задание под номером 3.

-Работа в учебниках.

-- Чтобы узнать, для чего добывают полезные ископаемые прочитайте текст на странице 47. Кто уже прочитал, покажите свою готовность.

 -Где используют богатство земных кладовых?

-Какие цели преследуют люди, добывая полезные ископаемые?

Работа с учебником. 

-Откройте учебник на стр.48, прочитайте текст по цепочке (1 ч.-2 строки)

-Как добывают п.и? По картинке, расскажите о труде шахтёра и геолога.

- Все ли полезные ископаемые твёрдые?

- Как называется место, где хранят полезные ископаемые?

Слушать рассказ, смотреть на экран, отвечать на вопросы, работать с учебником.

 П:строить речевое высказывание

П:строить  рассуждения

П:осуществлять синтез

Закрепление изученного (словесный, беседа)

3 мин

Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

Слайд-14  кроссворд  

Слайды 15-22-загадки.

По горизонтали:

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

3.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

4.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5.На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6.Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

8.Она варились долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали:

1.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

2.Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (Известняк)

7.Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением. (Торф)

9.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь)

Слушать рассказ.

П: структурирование знаний

Итог урока (словесный, беседа)

3 мин

Проверка:

-Наше путешествие подходит к концу. Где мы сегодня побывали?

- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

- Что нового и интересного узнали?

- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

Отвечать на вопросы. Подводить итоги

П:Применять полученные знания,

П:формулироватьт речевое высказывание,

Домашнее задание

в тетрадях выполнить № 4, 5. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

Записать д.з

 Рефлексия

2 мин

 Закончите фразы:

-Я узнал…

-Мне понравилось…

-Мне было интересно…

-Ну, вот мы и дома. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленького гномика. Если понравилось, нарисуйте улыбку, а если не понравилось, то грустное. Покажите, что у вас получилось.

Анализ деятельности

Р: оценивать результаты работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Школа России. "Как путешествует письмо"

Конспект составлен в соответсвии с требованиями ФГОС....

Урок окружающего мира 3 класс "Школа России"(презентация, конспект урока)

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа России" "Разнообразие животных"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс "Школа России" на тему:"Когда появилась одежда?"

Предлагаю конспект урока, презентацию и дидактический материал к уроку по окружающему миру....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....