Конспект урока окружающего мира "Полезные ископаемые Челябинской области", 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Окорокова Арина Андреевна

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayka.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.04.2017                                                                                                                 Учитель: 

Школа: 148                                                                                                                         Методист: Лебедева Е. Ю.

Класс: 3-а                                                                                                                            Студентка: Окорокова А.А., 33 группа

Урок №: 5

Кабинет:101                                                                                                                                                                                                    

Конспект урока по окружающему миру

                                                                                                                                                                                             

Тема урока: «Полезные ископаемые Челябинской области».

Цели деятельности учителя: объяснять, что такое – полезные ископаемые, знакомить с полезными ископаемыми Челябинской области.

Планируемые результаты

Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие осознания необходимости в изучении данной темы;

Предметные: развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся; делать выводы по изученному материалу.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебная презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I Организационный этап

Словесный: слово учителя

30 сек

Здравствуйте! Меня зовут Арина Андреевна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. А чтобы наша работа была продуктивной, повернитесь  к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. Молодцы, а теперь все повернитесь  и посмотрите на меня, сядьте правильно. Я тоже вам желаю больших успехов на уроке!

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

II Мотивационный этап

Словесный: слово учителя, уч. диалог

Наглядный: презентация

4 мин

Посмотрите на слайд, сейчас я задам вам загадки, а вам нужно будет отгадать их для того, чтобы узнать названия изображенных на экране предметов.

Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
(Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.

(Глина)

От огня происхожу,

От огня и умру.

(Уголь)

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

(Мрамор)

Ни огня, ни света,

А огнём блестит.

(Золото)

Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.

(Железо)

Посмотрите на слайд и скажите, как можно все это назвать? Какое общее название можно дать? (Полезные ископаемые)

А кто может сказать мне, что такое полезные ископаемые?

Теперь посмотрите на слайд, там вы видите определение, кто нам его прочитает? (Полезные ископаемые – это богатство земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твердые. Нефть – жидкое полезное ископаемое, природный газ – газообразное)

Хорошо.

Наша страна очень богата полезными ископаемыми.

В каком городе мы с вами живем? (В Челябинске)

А как называется наша область? (Челябинская)

Как вы думаете, в нашей области есть полезные ископаемые?

Давайте посмотрим мультфильм и узнаем.

Слушать учителя

Отвечать на вопрос учителя

П:  преобразование учебного материала, действия;

К: строить речевое высказывание;

П: осознавать познавательную задачу;

III Постановка целей задач и ее решение

Словесный: беседа

Практический: определение темы, постановка целей урока

1 мин

- Ребята, предположите, о чем мы сегодня будем беседовать на уроке?

(О полезных ископаемых Челябинской области)

- Подумайте, а какие задачи мы поставим на урок?

1)Узнать, есть ли в Челябинской области полезные ископаемые;

2)Познакомиться с полезными ископаемыми Чел.обл.;

3)Узнать, как их добывают и для чего они нужны.

Кто назовет тему нашего урока? (Полезные ископаемые Челябинской области)

Спасибо!

Определять тему урока, ставить цели урока

К: строить речевое высказывание;

Р:  принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

IV Основной этап. Открытие новых знаний.

Словесный: уч. диалог, слово учителя

Практический: чтение уч. текста 

Словесный: уч. диалог

Наглядный: уч. иллюстрация

Словесный: слово учителя

Словесный: уч. диалог

Наглядный: природные ископаемые

Словесный: слово учителя

Словесный: уч. диалог

Словесный: слово учителя

Словесный; уч. диалог

Практический: рассказ о полезном ископаемом

Словесный: слово учителя

17 мин

Сейчас давайте посмотрим на слайд, здесь вы видите карту Челябинской области, и много условных знаков, которые показывают нам, какие полезные ископаемые мы можем встретить в том или ином городе, давайте посмотрим, какие есть полузные ископаемые.

Хорошо, а теперь мы с вами немного познакомимся с некоторыми из них.

Сейчас я разделю вас на группы и раздам карточки с информацией о полезных ископаемых, ваша задача – ознакомиться с материалом для того, чтобы потом рассказать всему классу. (делю на группы по 4 человека и выдаю карточки – золото, медь, железо, графит, тальк, мрамор, магнезит)

План ответа:

1) Определение(Что это такое?)

2)Где добывается?

3)Где используется?

1 группа.

Золото. Чистое золото — мягкий металл желтого цвета.Челябинская область является старым золотопромышленным районом на Урале. Месторождения золота связаны как с коренными породами (рудное золото), так и с речными отложениями (россыпное золото).
  К числу первых относится Кочкарское месторождение (город Пласт). Оно одно из самых значительных на Урале. Всего насчитывается более 1000 жил.
 Обрабатывается руда на Кочкарском горнометаллургическом комбинате. 
  Добыча россыпного золота ведется века в Миасском золотоносном районе. Здесь встречаются довольно крупные самородки золота. Так, в 1842 году был обнаружен самородок весом 36 кг, являющийся и до сего времени самым крупным самородком, найденным на территории СССР.

Золото используется в промышленности, в стоматологии, в ювелирных изделиях и в других областях.

Вопросы по информации:

  1. Какого цвета цинк?
  2. При какой температуре плавится цинк?
  3. Какие изделия изготавливаются из цинка?

2 группа.

Медь - это пластичный металл золотисто-розового цвета. Один из первых металлов, широко освоенных человеком из-за доступности для получения из руды и малой температуры плавления. Он входит в семёрку металлов, известных человеку с очень древних времён. Большая часть медных руд находится в восточных предгорьях Урала. В 18 веке были построены заводы для переработки руд. В конце двадцатого века было открыто месторождение медных руд на территории, прилежащей к поселку Межозерный. Медь широко используется в электротехнике в изготовлении кабелей, проводов и других проводников. В ювелирном деле часто используются сплавы меди с золотом для увеличения прочности изделий.

Вопросы по информации:

  1. Что из себя представляет медь?
  2. Где используется медь?

3 группа.

Железо – это важнейший серебристо-белый пластичный  металл современной техники, однако в чистом виде из-за низкой прочности практически не используется. Зачастую его можно встретить в сплаве с чугуном или сталью. В быту стальные и чугунные изделия называют железными.  Недавно в окрестностях города Миасса были открыты значительные запасы магнетитовых железных руд с содержанием железа в руде 45—55%. Магнитогорский Металлургический комбинат занимается переработкой железных руд. За 2015 год было произведено 12 миллионов тонн стали и 11 миллионов тонн товарной металлопродукции.

Вопросы по информации третьей группы:

  1. Железо – это прочный металл?
  2. Какой комбинат занимается переработкой железных руд?
  3. Сколько было произведено стали в 2015 году на этом комбинате?

4 группа.

Графит – это минерал темно-серого или черного цвета.

В Челябинской области выявлено 48 месторождений графита. Общие запасы составляют примерно 40 миллионов тонн. Крупнейшим месторождением является Тайгинское, в 12 километрах к югу от Кыштыма. Добыча и обработка тайгинского графита ведется Кыштымским графито-каолиновым комбинатом. Применяется графит в литейном деле для изготовления тиглей, в производстве электродов.

Вопросы по информации четвертой группы:

  1. Что такое графит?
  2. Как называется крупнейшее месторождение графита?
  3. Где применяется графит?

Молодцы, ребята.

Слушать установку учителя

Работать в группах

Изучать информацию

Рассказывать классу

изученный материал

Слушать одноклассников

Отвечать на вопросы

Р:  учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

самоопределение к деятельности

П: осознавать познавательную задачу;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

К: строить сообщения в устной и письменной форме;

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

Физминутка

1 мин

Видеоматериал.

Выполнять элементарные физические упражнения, повторяя их за учителем или одноклассниками

Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

V Решение частных задач

Наглядный: уч. иллюстрации

Словесный: слово учителя, уч. диалог

Практический: рассказать о природном икопаемом

Словесный: беседа, слово учителя

10 мин

5 группа.

Тальк – это минерал, кристаллическое вещество. Представляет собой жирный на ощупь рассыпчатый порошок белого (изредка зелёного) цвета. Качество талька определяется его белизной. Для промышленных целей используют молотый тальк, микротальк и т. д..

 В Челябинской области разведано 25 месторождений талька и талькового камня. Общие запасы составляют более 40 миллионов тонн. Они размещаются в районе Миасса. На двух эксплуатируемых месторождениях ежегодно добывается 200—220 тысяч тонн. Выработка талькового порошка производится на Миасском тальковом заводе. Тальк употребляется на многих предприятиях химической, резиновой, керамической, парфюмерной, кондитерской, бумажной, текстильной и других отраслях промышленности. 

Вопросы по информации пятой группы:

  1. Чем определяется качество талька?
  2. Где размещаются запасы талька?
  3. На каких предприятиях употребляется тальк?

6 группа.

Мрамор – это разновидность горной породы, образовавшаяся в процессе кристаллического преобразования доломита и известняка. В переводе с латыни «мрамор» означает «блестящий камень». легко поддается резанию и полировке. Это позволяет использовать его во многих отраслевых сферах – строительстве, искусстве, поделочном деле и архитектуре. Челябинская область богата высококачественным мрамором, важнейшими месторождениями которого являются Коелгинское, Баландинское и Уфалейское. Разведанные запасы мрамора составляют более 10 миллионов  кубометров. Челябинским мрамором облицованы многие станции Московского и Ленинградского метро, Дворец съездов в Кремле. Вывозится наш мрамор и за границу (например, в Японию).

Вопросы по информации шестой группы:

  1. Что означает «мрамор» с латыни?
  2. Где можно встретить Челябинский мрамор?

7 группа.

Магнезит – это природный минерал, имеющий в чистом виде окраску белого или серого цвета, но за счет примесей может отличаться оттенками желтого, бурого или зеленоватого с характерным матовым или стеклянным отблеском. Кристаллы камня отличаются повышенной плотностью и разной зернистостью. Минерал является хрупким и чувствительным к нагреву, что затрудняет его обработку.

Кристаллический магнезит служит превосходным сырьем для производства огнеупорного кирпича. Крупнейшее в стране месторождение магнезита находится в районе г. Сатки. Запасы его огромны. Пласты магнезита мощностью до 50 м простираются на 7,5 км длиной. Сырье обрабатывается на Саткинском заводе «Магнезит». Продукция этого завода идет не только во все концы нашей страны, но и за границу.

Теперь, выберите одного человека, который будет представлять вашу группу. Слушайте все внимательно и запоминайте. (выслушиваем первые три группы)

Вопросы по информации седьмой группы:

  1. Чем отличаются кристаллы магнезита?
  2. Где находится крупнейшее месторождение магнезита?
  3. Чем служит кристаллический магнезит?

Отлично!

Итак, мы выяснили, что Челябинская область очень богата различными полезными ископаемыми, а теперь давайте узнаем, как же они добываются и для чего они нам нужны?

Стр. 47-48 учебника «Школа России» 3 кл. 2 часть. (рассказываю детям)

Работать в группах

Изучать информацию

Рассказывать классу

изученный материал

Слушать одноклассников

Отвечать на вопросы

Р:  планирование своих действиий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

К:  строить сообщения в устной и письменной форме;

строить монологическое высказывание;

согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь;

VI Закрепление изученного материала

Практический: самостоятельная работа

5 мин

Сейчас я раздам каждому листок, где будут изображены все полезные ископаемые, которые мы сегодня изучили, а ваша задача – подписать каждое.

Молодцы!

Слушать задание учителя

Выполнять задание по пройденному материалу

Самостоятельная работа

К:  правильно выражать свои мысли в речи,

уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;

П: поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

Итог урока. Рефлексия

2 мин

А теперь подведем итоги урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Добились этих целей?

- Что на ваш взгляд интересного было на уроке?

- Что было не понятно?

- О чем вам еще захотелось узнать?

У вас на парте лежат листочки, обведите зеленый камень, если вам понравился урок, было интересно и все понятно.

Желтый камень, если было что-то непонятно.

И красный камень, если вам не понравился урок и вы ничего не поняли.

Спасибо за работу, хорошего вам дня, до свидания!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Безграничны ли запасы полезных ископаемых"

Данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие техн...

Конспект урока окружающего мира в 3»А» классе на тему: « Берегите воду.» УМК «Школа России»

Урок в 3 классе на тему "Берегите воду" с практической работой....

Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...

Конспект урока окружающего мира "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"

На уроке предлагается работать в группах.Три группы получают разные задания и должны представить один из городов Древней Руси по определённому плану.Новгород, Киев, Москва....