Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Аверина Елена Владимировна

Разработка урока по предмету окружающий мир с пояснительной запиской и технологической картой.  УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx18.42 КБ
Файл stsenariy_uroka.docx25.41 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кодинская средняя общеобразовательная школа № 4»

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»

Автор: Аверина Елена Владимировна

Пояснительная записка

Предмет: окружающий мир.

Тема: Почему радуга разноцветная?

Тип урока: открытие нового знания.

Учебно-методическое обеспечение:

УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2013г.

Цель: формировать начальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги, её цветах и их последовательности.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Создать условия для усвоения новых знаний.

2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность.

3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие:

1. Обогащать словарный запас детей.

2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.

3. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

3. Формировать самооценку школьников.

Оборудование и материалы:

-Учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир».

-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».

-Компьютер. Электронная презентация, выполненная в программе Power Point. Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России». Презентация поможет сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомит детей с цветами радуги и их последовательностью.

-Комплект разноцветных полосок для моделирования радуги, клей, цветные карандаши; мыльные пузыри; призма; полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учебные действия:

-Пересказывать и понимать тексты о природе. Использовать естественнонаучные тексты, видеофрагмент, с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний.

-Описывать явление неживой природы, выделять её признаки.

-Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги.

-Создавать простейшую модель радуги.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, игровая

Основные методы: частично-поисковый (приёмы преподавания: самостоятельная работа с элементами исследования, игра; задача учителя: проблемный подход в сообщении материала),

объяснительно-иллюстративный (приёмы преподавания: беседа, формулировка фактов, объяснение, показ действия; задача учителя: разъяснить, добиться понимания),

репродуктивный (приёмы преподавания: предложение учащимся упражнений в различных видах для запоминания рассмотренного материала, игра; задача учителя: подобрать упражнения на запоминание информации, умение учащихся перевести в разряд навыка),

практический (приёмы преподавания:  практическая работа с целью проверки существенных свойств явлений; задача учителя: создать условия для опыта (эксперимента) и анализа его результатов),

исследовательский (приёмы преподавания: создание проблемной ситуации; задача учителя: подобрать исследовательские задания).

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Средства для достижения цели: настрой на успешную работу, создание игровой ситуации, приём «яркое пятно», использование стихотворений, загадок, работа с учебником, демонстрация опыта, проверка по эталону, творческая работа, рефлексия.

В основе урока системно-деятельностный подход.

Главная методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Методическая ценность урока.

Данный урок отличается от классического тем, что в урок включена творческая работа (создание модели радуги), демонстрация опыта с призмой, практическая работа «Радуга на мыльном пузыре», самопроверка, взаимопроверка. Учитель добавил такой вид обучения, как опережающее обучение (дисперсия света, спектр).

Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся.

Время реализации урока – 40 минут

Структура урока.

№ этапа

Название этапа

Продолжительность

этапа

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.

1 минута

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3 минуты

3

 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 

2 минуты

4

Реализация построенного проекта.   Первичное закрепление.

20 минут

5

Физминутка.

4 минут

6

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

5 минут

7

Вторичное закрепление.

2 минуты

8

Рефлексия деятельности (итог урока).

3 минуты



Предварительный просмотр:

Сценарий урока.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

Начинается урок,                       Постарайтесь всё понять,

Он пойдёт ребятам впрок.        Многое должны узнать.

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Я приготовила вам   задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока. 
 - Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто-то запел тоненьким голоском: 

Я всегда со светом дружен.                 Я от зеркала, от лужи

Если солнышко в окне,                  Пробегаю по листве…

- А вы, ребята, как думаете, кто это был? (Солнечный зайчик.) 
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. 
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. 
И тут Муравьишка увидел в небе… 
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка: 

Что за чудо-красота!               Показались на пути.

Расписные ворота                    В них ни въехать, ни войти.

-Что появилось на небе?

-Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!   Почему радуга разноцветная? 
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.

А нам с вами надо ответить на этот вопрос. 
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 
- Какие явления природы вы знаете? О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- Кто из вас видел радугу? А почему она разноцветная?

- У нас проблема. Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она разноцветная.

- Сформулируйте тему урока. Какие учебные задачи вы бы поставили?

-  Как проверить ваши предположения?

- Прочитайте тему урока в учебнике  на с. 40. Прочитайте учебные задачи.

- Ребята, какие чувства вызывает у вас появление радуги?

-Что же означает слово «РАДУГА»?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. 

 4. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.
1) Как возникает радуга?

- До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

- Радуга! Смотрите - радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? Почему в воздухе возникло такое чудо? Кто строитель? Вы уже догадались?

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

- Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)

- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

-Что при этом образуется? (Радуга).

- Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна!

2) Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (стр.41). 

-  Открываем учебник  на странице 41 и ещё раз прочитаем, как получается радуга. (Дети   читают  самостоятельно, затем вслух.)

-Что делают Черепаха и Муравьишка? ( Поливают) 
- Как вы думаете, что они хотят получить? ( Радугу) 
- Может ли получиться у них радуга? 
- Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.) 
- Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

- Где ещё можно увидеть радугу? (в лужах на асфальте; в брызгах фонтана; самые яркие радуги встретят нас у водопадов).

3)Практическая работа  «Радуга на мыльном пузыре».

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках

бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

4)Почему радуга разноцветная? Сколько у радуги цветов?

 - А почему радуга разноцветная?

 - Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма. (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги)

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

- В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

- Как запомнить их по порядку и очень быстро?

-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку»: « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В чём суть этой подсказки?

-Повторим этот стишок. А теперь проверьте друг друга, как запомнили (проверка в парах).

- Есть ещё одна подсказка: Как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь.

5. Физминутка.

 В небе дождь, гроза.   Закрывай глаза! 
Дождь прошел. Трава блестит. 
В небе радуга стоит. 
Поскорей, поскорей    выбегай из дверей, 
По траве    босиком,   прямо в небо   прыжком. 
                                                             

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Солнце светит и смеётся,

А на землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга. 
- Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему. Расположите и наклейте цветные полоски так, чтобы у Вас получился кусочек радуги.

- Какую фразу подсказку нужно вспомнить, чтобы правильно выполнить задание?

Проверка по слайду.

7. Вторичное закрепление.

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

1 -У радуги 7 цветов?

2 - Все цвета расположены в определённом порядке?

3 - В радуге есть коричневый цвет?

4 -Строители радуги – солнце и дождь?

Проверка по слайду.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

1) Рефлексия.

– Кто для себя сделал открытие? 
– Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! 
– Кому на уроке было интересно? 
– Кому урок подарил хорошее настроение?

Раскрасьте смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке.

2) Творческая работа.

- Нарисуй  дома радугу в рабочей тетради  или помощников-строителей.

3) Итог урока.

-Какие два открытия мы сегодня сделали?(1.Как появляется радуга на небе. 2.Почему радуга разноцветная.)

- Чему научились?

- Как  возникает радуга? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

-  Сколько цветов у радуги? Назовите  их  по порядку.                                                             Вспомним фразу – подсказку. 

        



Предварительный просмотр:

        Технологическая карта урока

      ФИО учителя: Аверина Елена Владимировна

Класс: 1

      УМК: Школа России

Предмет: окружающий мир

Тема: Почему радуга разноцветная?

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формировать начальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги, её цветах и их последовательности.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Узнать, как образуется радуга.

Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

Запомнить последовательность цветов радуги.

Отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.

Понимает учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

Совместно с учителем обнаруживает и формулирует учебную проблему.

Работает по составленному плану.

Высказывает  предположения о причинах возникновения радуги.

Высказывает  предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Выполняет практическую работу с мыльными пузырями.

Выполняет самостоятельную работу, сравнивает с образцом.

Осуществляет взаимопроверку.

Осуществляет самоконтроль.

Рефлексия деятельности  на уроке.       

Самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и др.)

Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и группирует факты и явления, определяет причины явлений, событий.

Перерабатывает полученную информацию: делает выводы на основе обобщения знаний.

Доносит свою позицию до других: оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Учится уважительно относиться к позиции другого, учится договариваться.

Соблюдает простейшие нормы речевого этикета.

Проявляет интерес к изучению явлений природы.

Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга".

Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Ход урока

     Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена

 (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познаватель

ные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 
Организационный момент.

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создать положительный эмоциональный фон.

Фронтальная

Определяет готовность учащихся к уроку, настраивает на  успешную работу.

Проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, подготавливают «рабочее место».

Подготовились  к деятельности на уроке. Положительная эмоциональная направленность.

Подготовленное «рабочее место».

Эмоциональный настрой на урок.

2

 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Актуализировать знания учащихся, необходимые для открытия новых знаний.

Фронтальная

Создаёт игровую ситуацию, используя приём «яркое пятно» (загадка, стихотворение), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природном явлении  - радуга.

Проявляют интерес к материалу изучения.

Выполняют задания, отгадывают загадки. Представляют собственный опыт, высказывают собственные мысли.

Демонстрируют  знания-незнания о радуге.

Высказывают предположения, делают выводы совместно с учителем.

Выявили знания-незнания о природном явлении – радуга.

С помощью набора заданий зафиксировали затруднение в деятельности.

3

 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование учебных задач.

Фронтальная

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.

Определяет их объем.

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

Определили тему урока, сформулировали учебные задачи.

Построили проект выхода из затруднения.

4

 Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.

Организовать изучение нового материала;

формировать умение делать выводы;

развивать умение извлекать необходимую информацию, организовать диалог, позволяющий выявить связи между изученными и новыми знаниями.

Организовать усвоение учениками нового; зафиксировать новое содержание урока.

Фронтальная

Частично-поисковая деятельность

Индивидуальная

Работа в парах

Организует изучение нового материала.

 Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

Показывает опыт с призмой.

Слушают сообщение учителя.

Учатся обобщать. Решают проблемные вопросы «Почему бывает радуга?», «Почему радуга разноцветная?», «Сколько у радуги цветов?»

Запоминают последовательность цветов в радуге.

Проверяют друг друга на запоминание фразы-подсказки.

Выполняют практическую работу «Радуга на мыльном пузыре».

 

Узнали, как возникает радуга, почему она разноцветная,

Запомнили последовательность цветов в радуге.

Создали  свою радугу.

Реализовали построенный проект с помощью учебной дискуссии, работы с текстом, практической работы, опыта с призмой, работы с фразой-подсказкой, работы в парах (взаимопроверка).

5

Физминутка.

Создать активную ситуацию для расслабления.

Фронтальная

Организует смену деятельности, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

 Отдохнули и продолжили работу.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Индивидуальная

Организует деятельность по применению новых знаний.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Выполнили самостоятельно задания, проверили по образцу.

Выполнили практическую работу, получили модель радуги. Проверили по образцу (на слайде).

7

Вторичное закрепление.

Зафиксировать новые умения, полученные на уроке.

Индивидуальная

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений.

Используют приобретенные знания в практической деятельности.

Делают выводы.

Самооценка.

Самостоятельно ответили на вопросы учителя, сделали самооценку.

Раскрасили бусы, сделали самооценку.

8

Рефлексия деятельности (итог).

Зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Организует фиксирование содержания.

Организует подведение итога урока.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока.

Осуществили самооценку  собственной учебной деятельности, ответили  на вопросы учителя.

Подвели итог урока.

Раскрасили смайлик, соответствующий настроению на уроке.

Рассказали, какие открытия сделали, вспомнили фразу-подсказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....

презентация к уроку окружающий мир 1 класс по теме "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"

Презентация предназначена для урока окружающий мир в 1 классе по теме" Почему солнце светит днем, а звезды ночью"...

Урок окружающего мира 1 класс по теме "Отчего и почему"

Урок открытия "нового знания". 1 класс Программа "Школа 20100"...

Урок окружающего мира 1 класс по теме "Отчего и почему"

Урок открытия "нового знания". 1 класс Программа "Школа 20100"...

Урок окружающего мира 1 класс по теме: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"

Урок построен на основе жизненного опыта, где обучающиеся через решение проблемных ситуаций приобретают новые знания. Учатся правильно вести себя в природе не нанося ей вреда....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс на тему "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс на тему "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"...