Мероприятие "Загадочный подводный мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Макарушкина Ольга Геннадьевна

Подводный мир таит в себе немало загадок, а поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой живут удивительные, не похожие ни на что морские животные. С некоторыми из них познакомились учащиеся 2 класса в ходе игровой познавательной программы "Загадочный подводный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https:///zagadochnyy_podvodnyy_mir.docx490.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   муниципального образования Плавский район

«Дом детского творчества»

 Познавательная игровая программа

«Загадочный подводный мир»

педагог-организатор

Макарушкина Ольга Геннадьевна

 г. Плавск

Открытое мероприятие. Познавательная игровая программа «Загадочный подводный мир»

Цели:

• познакомить учащихся  с обитателями  подводного мира (морские звезды, дельфины, черепахи, медузы и пр.)

  • активизировать интерес детей к  подводному миру, к познанию тайн окружающего мира, взаимовыручку

• приучить детей к здоровому образу жизни

Задачи:

  • обучать работать в команде, подчиняться определённым правилам, развить чувство коллективизма и товарищества.

• развить творческие способности, смекалку

  • формировать умение размышлять
  • закреплять коммуникативные навыки
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход мероприятия

  1. Оргмомент.

Звучит  аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибоя

Ведущий:- Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите?

Дети: - Шум моря, волны плещутся о берег …

- А кто из вас видел море? Купался в нем? Ответы детей

- А вы хотели бы снова оказаться на морском берегу? Ответы детей.

- Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю?

Дети: На корабле, на паруснике, на яхте, на лодочке...

-А как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

Дети: С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом.

Ведущий: Подводный мир  таит  в себе немало загадок, а поверхность многих планет человечество изучило гораздо лучше, чем дно океана. Под водой живут удивительные, не похожие ни на что морские животные. Все самые большие, самые сильные и самые ядовитые животные, тоже живут в бездне океана, а не на суше. С некоторыми удивительными обитателями подводного мира мы сегодня  познакомимся.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Загадочный подводный мир»

Акваланг (от лат. аguan- вода и англ. Lung - лёгкое) аппарат для дыхания человека  под водой.

Ведущий:  - Правильно,  а еще на дно морское можно опуститься с помощью
батискафа. Повторите, пожалуйста.

Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью(на слайде изображение).

Ведущий: - А теперь устраивайтесь поудобнее  у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно.

 - Что же есть на морском дне? Ответы детей

 - И первым, кто встречает нас, обитатель морских глубин - морской конёк

  • Карликовый морской конёк

Это один из наиболее хорошо  замаскированных жителей океана. Нужно приложить  немало усилий, чтобы увидеть это крошечное существо размером 2,5 см. среди густых зарослей кораллов.

  • Кальмар

Обычно кальмары имеют размеры до 50 см., но бывают и гигантские кальмары, которые достигают 20 метров  (считая щупальцы).  Они являются самыми крупными беспозвоночными.

  • Скаты

Скаты относятся к рыбам, и большинство из них живёт в морской воде. Особым оружием наделён отряд электрических скатов, которые могут парализовать добычу электрическими разрядами.

  • Рак  «Роскошный арлекин»

А называют его так, за сходство с ярким костюмом клоуна (арлекин). Он около 14 см. в длину, а наиболее крупные особи имеют размеры до 18 см.

  • Сомы

Единственный вид сомов, обитающих на коралловых рифах. У них первые лучи переднего спинного и грудных плавников представляют собой зубренные ядовитые колючки.

  • Краб и морские ежи

Тело морских ежей иглы ядовитые.

  • Гигантский краб-паук

Это один  из самых  крупных  представителей  членистоногих, крупные особи достигают 3 метров в радиусе первой пары ног.

  •  Губастые окуни

Косяки  этих   рыб двигается в океане  как единое целое, чтобы зацепиться за хищников, в целях питания и средства передвижения

  • Семейство рыб «кузовковые»

Они питаются  морскими ежами, морскими звёздами, крабами, моллюсками ловко выдувая их из грунта  струёй воды, выпущенной изо рта.

  • Рыба – раструб (жёлтая)
  • Этот обитатель коралловых рифов, уникальная  рыба, достигающая 80 см. в длину. Большую часть времени она плавает, а  как только чувствует опасность, зависает вниз головой в вертикальном положении, так она маскируется под палку, защищая себя от хищников.
  • Рыбы-инструменты:

- Рыба – меч

 - Акула-молот

 - Рыба-лопата

 - Рыба-гитара

 - Рыба-шило

 - Рыба-топор

 - Рыба-пила

  • Рыба-шар

Хищные, агрессивные рыбы, в стрессовой ситуации способна увеличиваться в размерах

  • Рыба-камбала

Есть речная и морская. Её главные отличия - сильно сплющенное тело и расположенные на одной стороне глаза. Чаще всего они находятся на правой стороне. Её  тело имеет двойную окраску: «глазная» сторона тёмно-коричневая, с желтовато-оранжевым пятном, «слепая» сторона- белая, с тёмными пятнами, к тому же шершавая, будто наждачная бумага. Такая «экипировка» защищает камбалу, которая не просто плавает, но и ползает по дну, по камням и гальке, подчас зарываясь в песок по самые глаза. 

  • Рыба - прилипала

Длина этих рыб от 0,1 до 30 см, они обычно присасываются к крупным рыбам, китам, морским  черепахам, днищам кораблей. Так она питается, это для неё средство передвижения, опытные владельцы аквариумов активно используют рыб - прилипал в качестве незаменимых помощников по уборке.

  • Морская звезда

Размер таких яркоокрашенных звёзд может быть от 12 до 25 см., морские звёзды малоподвижны и имеют от 5 до 50 лучей или «рук». Эти животные хищные.

  • Океанариум

Ведущий: - Кто из вас был в океанариуме?

Океанариум (или Океанарий) – согласно современным толковым и энциклопедическим словарям – это помещение с бассейном, наполненным морской водой для содержания морских животных, в том числе рыб, в целях наблюдения и изучения. Эти бассейны находятся за толстым специальным стеклом.

К океанариумам относятся также те бассейны, в которых основной упор сделан на представления с дрессированными морскими млекопитающими.

Океанариум, где содержат  дельфинов, называют дельфинариями.

Ведущий: - А перед нами следующий обитатель морского дна.

  • Большая белая акула

Достигая длины свыше 6 метров и массы 2 тонны 300 кг.,  является крупной современной хищной рыбой.

  • Планктон - мелкие примитивные организмы, действующие в толще воды. Являются источником пищи множества морских животных. Слово «планктон» произошло от греч. Planktos, что означает «странствующий». Единственным видом рыб, у которых есть веки, являются акулы.
  • Дельфины

-12-1024

Во время чемпионата по дайвингу у девушки свело ногу, и она пошла ко дну, но на помощь ей пришёл  дельфин-белуха и вытолкал её наружу.

Дайвинг  - (англ. «diving»  от англ. «divе» - нырять) – это подводное плавание со специальным снаряжением.

Ведущий: - Дорогие друзья, знайте, что заниматься этим видом плавания может, только человек, который очень хорошо умеет плавать, кроме того, помните, что в воде необходимо всегда быть осторожным, и не наедятся на чью-то помощь.

-14-1024

  • Кит, кашалот – самые большие обитатели подводного мира, они так же как акула питаются планктоном.
  • Подводная лаборатория «Водолей» - единственная в мире действующая обитаемая подводная лаборатория. Находится она на глубине свыше 18-ти метров, там живут и работают исследователи. Лаборатория представляет собой металлическую конструкцию, надёжно  прикреплённую к морскому дну рядом с большим коралловым рифом, расположенным у берегов Флориды (Америка).

Учёные работают в лаборатории «вахтами» (меняются) по 10 дней, в течение которых они живут, едят, спять в помещении размером со школьный автобус. С внешним миром обитатели лаборатории связывает беспроводная связь, кроме того, там есть телефон и компьютеры.  А придумали эту лабораторию ученые США.

  • Подводный мир Тульской области также огромен, мне хочется остановиться на многообразии рыб, я покажу вам рыб, которые обитают не только в нашей реке Плаве, но и в реках и прудах области. Вот такие реки протекают в нашей области… (работа с картой)

Игровая программа

Ведущий: Обратите внимание, на выставку книг, их  вы можете  взять в библиотеке и подробно познакомиться с обитателями морских глубин.  А ёщё обращаю ваше внимание, на оформление нашего зала, вы видите, большое разнообразие рыб в разных техниках исполнения: выжигание, выпиливание, оригами. Все эти работы сделали ребята, которые ходят в наши кружки.

Делимся на 2 команды: «Звёздочки» и  «Осьминожки»

Перед вами ёмкости с водой – это так называемое табло для каждой команды. Если в конкурсе выигрывают «Звёздочки», им крепится звезда, а если выигрывают «Осьминожки», тогда они получают свою эмблему

Конкурс 1: «Загадки на морскую тему» 

 Загадка 1:
Кругом вода, а с питьём беда.    (море)
Загадка 2:
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне,
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне.     (морская звезда)
Загадка 3:
Над водой взметнулась глыба – 
Это очень злая рыба,
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг.      (акула)
Загадка 4:
По бескрайним по морям
Проплывает тут и там,
Словно лайнер многотонный,
А питается планктоном.
Всех животных он крупней,
Его самка, дав потомство,
Кормит молоком детей.       (кит)
Загадка 5:
Я без моря – никуда,
В море – вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Круг полярный стерегу.
Лапы – что-то вроде ласт.
Но учти, я не клыкаст.          (тюлень)

Ведущий: - Коралловые рифы. Они похожи на подводные сады, но это не цветы, а огромные скопления мельчайших животных. Коралловый риф даёт убежище разнообразным морским животным. 

Конкурс 2. «Коралловые рифы»

Задание: провести машинку, на которой стоит стакан с водой между кеглей, не пролив ни капли.

Ведущий: - Давайте посмотрим на галерею рисунков, которые вы нарисовали. Молодцы!

Давно известно, что осьминоги хорошо поддаются дрессировке, без труда становятся ручными и имеют замечательную память. На самом деле они – существа опасные, при этом понятливые и доброжелательные. Правда, охраняя своих детей, осьминог может больно укусить, и в его слюне содержится яд.

Конкурс 3. «Нарисуй»

Задачка: Жила-была семья Осьминогов. Кроме мамы-осьминога и папы-осьминога в семье было несколько детей, причём девочек и мальчиков было поровну. Нарисуйте всю семью Осьминогов, если известно, что общее количество ног в семье равнялось 48.  
Ответ: мама, папа, два сыночка и две дочки, т.к. у осьминогов по 8 ног.
Задание: нарисовать семью…

Конкурс 4. «Осьминожки»

Задание: собрать всю команду в обруч

Конкурс 5. «Ловись рыбка»

Задание: поймать рыбку, прочитать название и отправить в нужный водоём (море, река)

РЕКА: щука, ёрш, лещ, судак, налим, плотва, форель, сёмга, лосось

МОРЕ: камбала, хек, минтай, сом, треска, сельдь, бычок,  килька, скумбрия

Ведущий: - А знаете ли вы, что самый старый из найденных рыболовных крючков был сделан около 42000 лет назад.

Конкурс 6. «Черепашки»

Задание: зажав мяч между колен допрыгать до кегли

Ведущий: Морские черепахи – крупные животные, в морях Российской Федерации черепахи исключительная редкость. Все случаи их обнаружения известны наперечет. В понимании большинства людей черепаха как улитка всегда медлительная и неторопливая. Эти черепашьи качества нашли своё отражение в пословицах и поговорках многих народов.

Конкурс 7. «Крабы»

 Участвуют по двое детей от каждой команды (играющие встают парами спиной друг к другу сцепляются руками за локти, двигаются вперёд до кегли и обратно).

Ведущий: - У краба есть мощные колючие «усы». Обычно они живут среди кораллов, их страшный враг – осьминог.

На морском дне лежат раковины, в них прячутся красивые жемчужины, их которых делают  различные украшения. Достают жемчужины  с глубины - это сделать очень трудно, ведь на морском дне темно, почти ничего не видно. Ловцы жемчуга ищут его на ощупь.

Конкурс 8. «Собери жемчуг»

Участвуют 4 представителя от каждой команды. На полу рассыпаны шарики от настольного тенниса, участникам дают в руки корзину. Они собирают «жемчуженки».

Ведущий:  - Давайте посчитаем обитателей нашего дна морского и  узнаем, чья команда выиграла. Поздравляем победителей, молодцы!

Давным-давно все обитатели моря жили дружно, вместе. Наслаждались морскими просторами чистой, прозрачной воды. Морские обитатели спокойно могли  добыть себе пищу. А сейчас люди небрежно относятся к природе, загрязняют водоёмы, реки, различными отходами, нефтью. Много морских жителей уже погибло и неизвестно, сколько ещё может погибнуть. Морские обитатели просят помощи. Ребята, а как мы можем им помочь?

ДЕТИ:  -  Не кидать мусор, почистить море, бережно относится к природе …

 Ведущий: - Да, конечно надо любить природу, бережно относиться ко всему живому.  А закончить мне хочется словами  Николая Сладкова из книги «Белые тигры»:

«Теперь все, кто побывал на океанском дне, не бросят камень в рыбу-камень, не отправятся на базар  с рыбой-кузовком, не захотят  кататься на морском коньке или сыграть на рыбе-флейте; не станут пришивать рыбу-пуговицу рыбой-иглой или забивать гвоздь рыбой-молотом.

Надеюсь, что рыбы станут привлекательными для нас не только в ухе. И сами мы не будем односторонними, как рыба камбала».

А сейчас, я предлагаю посмотреть видео «Загадочный подводный мир». Спасибо! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В голубом царстве - подводном государстве

О сокровищах в морских глубинах...

Тайны подводного мира

Красота подводного мира...

Исследования подводного мира"

Классный час в 1 классе посвящён   морским обитателям подводного мира...

Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"

В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....

"Подводный мир и его особенности." Окружающий мир, 3 класс.

ЦЕЛИ: 1. Обучающая: научить работать с географической картой; пользоваться таблицами на примере морей разных океанов, примыкающих к различным частям света; 2. Развивающая: развивать навыки с...