Конспект урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных",3 класс, УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ковалевская Татьяна Михайловна

 

Конспект  урока окружающего мира "Зимняя пора в жизни животных".Тип урока: урок открытия новых знаний. В ходе данного урока учащиеся обобщат знание классификации животных, уточнят  изменения в жизни животных с приходом зимы;познакомятся  с понятием  «хладнокровные». Сведения о животных Ставропольского края способствуют   правильному поведению в природе,  бережному отношению к природе родного края.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Название УМК «Гармония»

Предмет окружающий мир

 Класс 3

Учитель: Т.М.Ковалевская

Тема урока: Зимняя пора в жизни животных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создание условий, обеспечивающих ситуации поиска новой информации по заданной теме.

Задачи:
- познакомить учащихся с изменениями в жизни животных с приходом зимы;

- дать понятие «хладнокровные»;

 -обобщить знание классификации животных; 
- расширение кругозора учащихся; 

- способствовать   правильному поведению в природе;
- воспитание бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: слайдовая презентация, интерактивная доска, лесенка – названия ученых специальностей, индивидуальные журналы, карточки.

1. Организационный момент

 Здравствуйте, ребята. Меня зовут… Сегодня у нас необычный урок.

 Каждый из вас станет  ученым. Все свои выводы и наблюдения вы будете фиксировать в индивидуальных журналах.( проверить наличие). А наши успехи мы будем отмечать  на этой лесенке. Ели вы готовы стать учеными, готовы активно работать, поднимаем карточку.

2. Актуализация ранее изученного.

Загадка.

Вот так  тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.  

Слайд 1 (зима, зимние месяцы)

-Какие зимние месяцы знаете?

-Какой день особенный в декабре месяце? (День зимнего солнцестояния – 22-го числа.) 

 - Как изменилась погода с приходом зимы? Давайте свои ответы изобразим условными знаками (на доске и в листах наблюдений).

Вы действовали как  настоящие ученые. Догадались, как их  называют.

Слайд 2. Синоптик – специалист по прогнозированию погоды. Синоним – метеоролог.                            

Мы поднимаемся на первую ступень - Я- синоптик.

 Предлагаю вам поиграть. Правила игры таковы. Я читаю предложение. Если высказывание истинно, то хлопнете в ладоши один раз. Если ложно, - то топаем один раз.

Многие растения с приходом зимы отмирают.

Многим растениям зимой помогает снеговой покров.

Зимуют растения все одинаково.

Кора защищает деревья от холода.

Все деревья зимуют без листьев.

Зимнюю пору в жизни деревьев ученые называют состоянием глубокого сна.

Отлично справились с выполнением задания. А какие ученые выполняют такую работу? Каких ученых называют ботаниками?

 Слайд 3. Ботаники - ученые изучающие растения, их многообразие, особенности развития и размножения.

Поднимаемся на ступеньку - Я - ботаник.

3. Постановка задачи урока

Классификация животных.

 Каждая группа получила конверт с заданием. Разделите картинки с изображением животных  на 2 группы. Правила работы в группах. При работе в группах нужно учитывать мнение всех участников.

 Угадайте, кто прислал эту телеграмму.
«Нам не надо готовиться к зиме. О нас позаботились наши хозяева. Они приготовили ещё с лета и осени нам корм. Отремонтировали и утеплили жилища. Зимой за нами ухаживают».

У. Мы узнали, как зимуют домашние животные, и кто им помогает пережить трудное время. Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

Слайд 4.Тема: Зимняя пора в жизни животных.

Какие задачи мы поставим перед собой на урок?

Задачи: узнать, как зимуют разные группы  животных, как человек может им помочь.

4. Получение новых знаний.

-На какие группы ученые  разделили всех животных? (млекопитающие, насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы.)

Мы  тоже разделимся на  ученые  группы: изучающие млекопитающих, птиц и холоднокровных.

 Как вы думаете, какие группы  будут рассматривать наши юные зоологи в группе холоднокровные?

Работа с текстом.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Найди неизвестные понятия, слова. Обсуди их значение в группе.

3. Выделите самые важные и точные сведения.

4. Дополните новые сведения своими наблюдениями.

Подготовьте короткое сообщение о жизни зверей ( птиц, хладнокровных )зимой.

Защита работы групп. При ответе можете пользоваться текстом.

Слайд 5. Физкультминутка.

Подними руки, потянись,

Повернись к соседу, улыбнись,

А потом пониже наклонись,

Повернись к другому- улыбнись.

Попрыгай на ноге и на другой,

А потом красиво поверти головой.

Помаши тому, кто далеко от тебя,

А потом покрепче обними себя.

5. Закрепление полученных знаний и выявление неусвоенного учебного материала

Слайд 6. Тест

Если высказывание, которое я читаю, верное,  вы ставите под номером вопроса + если неверное,  – ставим - .

  1. Летучие мыши всю зиму они спят.
  2. Лоси  и лисы, запасают на зиму корм.
  3. Клест зимой выводит потомство.
  4. Заяц к зиме не меняет шубку, делает припасы.
  5. Рябчики и глухари прячутся от холода в снегу.
  6. Белка к зиме меняет цвет шубки.
  7. Медведь  и еж зимой не спят.
  8.  Правда ли говорят, что « волка ноги кормят»?
  9. Лягушки зарываются в ил и спят.
  10. У медведицы зимой появляются медвежата.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

+

-

+

+

-

+

+

+

  Проверка теста.

Поднимаем карточки:

сначала - у кого нет ошибок, затем -допустившие 1-2 ошибки.

Проблемный вопрос: У какого животного всегда день рождение зимой? / обсуждение, разбор всех версий, выбор верной- медведица/

-Какие ученые выполняют такую работу?

Поднимаемся еще на одну ступеньку - Я- зоолог.

Слайд 7. Зоологи – это ученые, которые изучают строение, жизнедеятельность и многообразие животных.

- Как люди могут  помочь животным перезимовать?

Слайд 8. Помощь животным 

Слайд 9. В Ставропольском крае тоже ведется работа по охране и спасению редких животных. В нашем городе на склоне горы Машук расположился второй по величине в СК  Государственный природный заказник «Бештаугорский». Создан  в 2001 году. Насчитывает 102 вида птиц,48 видов млекопитающих, 17 видов хладнокровных. Некоторые из них находятся под угрозой исчезновения.

У меня есть вот такую коробочку. (Сено, зернышки, соль, веник березовый, морковь).

Кому мы предложим такое угощение?

Слайд  10.  Экологи – это ученые изучающие взаимосвязи в природе, а так же ее сохранение и охрану.

Поднимаемся  на ступеньку - Я – эколог.

6. Рефлексия.

 Заканчиваем работу наших ученых советов. Смогли решить задачи, поставленные в начале урока? Какие открытия для себя сделали?

Слайд 11.

 7. Домашнее задание: 

Творческое задание.

 Выбери себе роль, и от лица своего героя расскажи всё о его жизни зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных" (3 класс)

Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракооб...

план-конспект урока окружающего мира «Растительноядные и хищные животные». 2 класс

Технологическая карта урока «Растительноядные и хищные животные»,  программа "Окружающий мир" Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н., УМК  системы развивающего обучения Л.В. Занкова.Цель урока...

Конспект урока окружающего мира «Дикие и домашние животные» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя:расширение знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, о разнообразии домашних животных, их значении для человека.Планируемые результаты Предметные: знать зн...

Конспект урока окружающего мира "Дикие и домашние животные"2 класс

Урок, который познакомит учащихся с разнообразием диких и домашних животных, и их значением для человека....

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...