Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ходунова Марина Владимировна

1 класс ОС "Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Урок окружающего мира

                                                          1 класс (ФГОС) 
                                  Тема: «Почему радуга разноцветная?» 
Цель: формировать первоначальное представления о свете и цвете, познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений. Воспитывать интерес к изучению нового. 
Формирование УУД: 
Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности. 
Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 
Коммуникативые - слушать и понимать речь других. 
Регулятивные - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану 
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке 
Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению. 

Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование:

Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41, А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, с.26, 27

Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), обучающий мультфильм «Почему радуга разноцветная?», карточки с надписями, тесты, картинки, воздушные шары, мыльные пузыри, карточки с заданиями, аудио со звуками живых и неживых предметов.

Сценарий урока:

  1. Организационный  момент.

Проверка готовности к  уроку.

II.  Мотивация к учебной деятельности. 

Концентрация  внимания; настрой на успешную  работу.  

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

-На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Мы хороший, дружный класс?

- Да! И всё получится у нас!

Учащиеся хлопают соседа по ладошке,  желая друг другу удачи на уроке.

III. Актуализация знаний.

     - Послушайте стихотворение.

                        Было тихо, очень тихо –

                        Тихий час теней…

                        Лишь будильник робко тикал,

                        Мышь скреблась,

                        Сверчок пиликал,

                         Козлик мекал,

                         Кот мяукал,

                          Поросёнок дерзко хрюкал,

                          Бык ревел

                          И две собаки

                          Дружно вторили во мраке

                          Ржанию коней.

    - Можно ли сказать, что было тихо?  Как одним словом назвать и тиканье будильника, и мяуканье кота, и рёв быка? (Звуки.)

    - Как же получается звук? (Звуки возникают из-за дрожания, колебания предметов, которые передаются по воздуху. Эти колебания невидимой волной доходят до наших ушей.)

- Как надо беречь уши? (Ответы детей.)

    - Давайте поиграем в игру «Когда, какой звук мы слышим?» 

Слушают аудионарезку из звуков.

- Когда мы слышим первый звук? Кто его издаёт? И т.д. 

  -  Какую же роль играют звуки в нашей жизни? (Ответы детей.)

IV. Самоопределение к деятельности.

   - Муравьишка  Вопросик (повесить картинку Муравьишки на доску) позвал нас на прогулку на зелёный луг. Представьте себе, что мы идём по лугу, весело играем. Но вдруг набежала тучка, закапал дождик. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. А вслед за солнцем появилось чудо.  Какое, отгадайте?

                        Что за чудо-красота!

                         Расписные ворота

                         Показались на пути,

                         В них не въехать, ни войти!

    - О каком чуде идёт речь в загадке? (О радуге)

    - Кто из вас видел радугу?

    - Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Речь на уроке пойдет о радуге)

    - Итак, тема урока – радуга.  Какие учебные задачи вы бы поставили?

(Должны узнать,  как и когда  появляется радуга и почему она разноцветная.)

    - Давайте проверим  ваши предположения? Откройте учебник на с. 40.

    - Прочитайте тему урока  и  учебные задачи.

Повесить на доску таблички с темой и целями.

V. Работа по теме урока.

     1. Работа с презентацией

    - Ребята, какие чувства вызывает у вас появление радуги? (Ответы детей.)

- Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Если затрудняются напомнить.) Вспомните мой рассказ о том, как Муравьишка позвал нас на прогулку на луг. (Когда светит солнце и идёт дождь.)

Дети называют, я вешаю картинки солнца и дождя на доску.

- А какого цвета радуга? (Называют.) Мы можем сказать, что радуга разноцветная?

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? (Предположения детей)

2. Просмотр обучающего мультфильма

-  А сейчас посмотрите    обучающий  мультфильм, совершите путешествие с его героями  и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?"

Смотрят мультфильм.

3. Беседа:

- Ребята, вы внимательно посмотрели мультфильм. Скажите, почему радуга разноцветная? (Ответы детей.)
- На что попадают в небе солнечные лучи?  
(На капельки дождя.)

-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.) 

-Что при этом образуется? (Радуга)

-Так кто главный “художник” в природе? (Солнце)

Обобщаю:

- Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так появляется радуга.

4. Рассказ учителя:
- Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

- Иногда в небе видны целых  две радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит, солнечный луч дважды отражается в каплях воды.  

- Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, — это случается только над большими реками, озерами, заливами, потому что тут происходит сложное отражение солнечных лучей от воды.

- Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.                                                                         - И самое удивительное - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.  

VI. Физминутка
В небе дождь, гроза.  
(дети хлопают в ладоши над головой)

Закрывай глаза!  ( дети закрывают ладошами глазки)

Дождь прошёл. Трава блестит.  (разводят руки в стороны)

В небе радуга стоит.  (поднимают руки верх, помахивая руками)

Поскорей,  поскорей, выбегай из дверей  (бег на месте)

По траве босиком,

Прямо в небо прыжком. ( прыжок)

VII. Первичное закрепление

  1. Работа по учебнику с.41

Чтение объяснения Мудрой  Черепахи.

- Давайте сверим ваши выводы с выводом учебника на с. 41 учебника.

(Если будет время.)

- Где еще можем мы наблюдать цвета радуги  в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день) 

- Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете спиной к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

- Рассмотрите картинку на с.41 учебника. (Картинку вывести на экран)

- Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают)

- Как думаете, что они хотят получить? (Радугу) 

- Может у них получиться радуга? (Нет, на рисунке не видно солнца.)

- Возьмите из счетного материала желтый кружок и положите его на картинку на то место, где должно находиться солнце. (Хожу по рядам и проверяю)

- Молодцы!

2. Практическая работа  «Радуга на мыльном пузыре» (работа в парах)

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем увидеть цвета радуги в мыльных пузырях.

Ребята берут мыльные пузыри и под музыку надувают пузыри.

VII. Продолжение работы по теме урока

  1. Знакомство с цветами радуги и их последовательностью

Чтение стихотворения.

- Послушайте стихотворение Н. Михайловой.

Солнце светит и смеётся,

А на Землю дождик льётся.

И    выходит на луга

Семицветная дуга.

- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

- Сколько цветов у радуги? (Семь)

- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

- В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке:

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Проблемный вопрос: Я сейчас прочту вам небольшое стихотворение, а вы скажите, какое отношение оно имеет к радуге?

“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.”

Переворачиваю слова на доске. Ребята отвечают.

– Такую фразу – подсказку люди придумали, чтобы запомнить цвета радуги. (Появляется на слайде фраза-подсказка.)

– По первым буквам слов и запоминаются цвета.

- Давайте потренируемся, я называю слово, а вы – цвет.

Повторение и заучивание этой фразы.

 - Есть и другая фраза-подсказка:

«Как Однажды Жан – Звонарь Голубой Сломал Фонарь». (Показать картинку с фразой на слайде.)

- Здесь тоже первая буква каждого слова помогает запомнить цвета радуги.

 2. Работа в парах «Найди правильную радугу»

- А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточку и определите, где изображена правильная радуга? (Определяют.)

Проверка???

3. нн

Характеристика цвета

(для усвоения детьми)

Красный цвет  (если долго смотреть) утомляет  глаза, но,  если периодически   повышает работоспособность.

Оранжевый цвет способствует усвоению и запоминанию материала. Это цвет радости. Если вы огорчены, то посмотрите на картинку в оранжевых тонах, и к вам вернется хорошее настроение.

Желтый хорошо снимает чувство усталости, самый теплый и ласковый цвет.

Зеленый – успокаивающий, самый полезный для зрения цвет. Чаще смотрите на такие изображения.

Голубой – цвет неба, цвет воды, снимает напряжение.  Хорошо  повесить такие картины в спальне.

Синий – цвет покоя и уверенности, создает обстановку для успешной  работы.

Фиолетовый – цвет преодоления трудностей.  Если  у вас не решается задача, то посмотрите на фиолетовую картинку, и вы обязательно найдете решение.

VIII. Физминутка для глаз  «Крошка Енот»     (Если будет время)

IX. Закрепление изученного материала

  1. Игра «Радужные человечки»

- Представьте, что на радуге живут радужные человечки. Они приготовили для вас игру с воздушными шариками. Ваша задача стать с воздушными шариками так, чтобы их цвета соответствовали цветам радуги.

Учитель раздает детям шары цветов радуги, а ребята должны с шарами стать так, чтобы они по цвету располагались как в радуге.

  1. Работа в парах (под музыку)

- А сейчас снова поработаем в парах.

- 1-й ряд выложит радугу из пластилина. (Пластилин заранее скатан в колбаски.)

- 2-й ряд – из ниток.

- 3-й ряд – из полосок бумаги. Приступаем.

Учащиеся под музыку выкладывают радугу из разных материалов.

- Давайте проверим, как вы выполнили это задание. А помогут нам в этом радужные человечки.

Проверка: от каждого ряда радужный человечек ходит и проверяет правильность выполнения задания. На человечках одеты в колпачки  радужной окраски.

X. Рефлексия учебной деятельности

Тест «Бусы»

- Возьмите вторую карточку. Сейчас выполним небольшой тест.

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают  “да – нет”.

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?

Проверка по ключу на доске.

- Поднимите руки, кто не ошибся.

-У кого 1-2 ошибки.

XI. Итог урока

- Ребята, давайте  вернемся к началу урока и посмотрим, какие цели мы поставили перед собой на уроке  и были ли они нами достигнуты?

- Узнали ли мы, как возникает радуга? (Если да – показывают ладошку внутренней стороной, если нет – внешней.)

- Научились перечислять цвета радуги в правильной последовательности? (Показывают ладошку.)

Домашнее задание:

1. Раскрасить шары и вагончики в рабочей тетради (с. 26-27).

2.  Выучить фразы – подсказки. 

- Радужные человечки благодарят вас за работу на уроке и приготовили вам сладкий подарок.

Человечки раздают шоколадки.

- Если вы посмотрите, каждая шоколадка имеет свой цвет. Прежде чем съесть их, попробуйте из них на перемене составить радугу.

- Я тоже благодарю вас за работу на уроке. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему радуга разноцветная"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему  радуга  разноцветная"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему радуга разноцветная ?" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Почему радуга разноцветная ?" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока предназначен для урока в 1 классе по УМК "Школа России" и связан с презентацией...

КОНСПЕКТ урока Изобразительное искусство Чудо-радуга (первый урок темы) Тема Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.

КОНСПЕКТ урокаИзобразительное искусствоЧудо-радуга (первый урок темы)Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК "ПНШ" «Почему радуга разноцветная?»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с причиной возникновения радуги, её цветами и их последовательностью....

Конспект урока по окружающему миру «Почему радуга разноцветная?» ( УМК Школа России ,1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ           Тема: «Почему радуга разноцветная?»Цели деятельности учителя: формирование представления о ра...