Урок- презентация по теме "Охрана животных" в 3 классе по УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Семенова Наталья Николаевна

Надеюсь, что урок понравится коллегам и окажется полезным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы,  учитель начальных классов 1 квалификационной категории, стаж работы в школе 29 лет, из них последние  7 лет  работаю учителем начальных классов в филиале  МБОУ «Якушкинская СОШ» в деревне  Илюткино  Нурлатского района Республики Татарстан.

Урок-презентация по окружающему миру в 3-м классе                                                 по теме "Охрана животных"

    Цели урока. Познакомить учащихся с Красной книгой России.                                                                                                                          Расширить и углубить знания учащихся о животных, которые внесены в Красную книгу России и Республики Татарстан.

     Задачи урока                                                                                                                                                           Образовательные: раскрыть основные причины сокращения численности животных;                                     Развивающие:  развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию; развивать мышление детей, учить сравнивать, обобщать, наблюдать. Воспитательные: рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди. Формирование чувства ответственности за всё живое. Создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимися.

      Планируемые результаты                                                                                                                                                 Предметные: познакомить  детей с общей характеристикой царства животных, разнообразием  животного мира; помочь овладеть умением объяснять роль животных в природе, обосновывать необходимость охраны животного мира.                                                                                                                                                 Метапредметные: освоение  основ исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их. Определяя принадлежность биологических объектов к царству         «Животные»; учатся работать с разными источниками информации, находить нужную информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Личностные: развитие    познавательных потребностей  к   изучению   животных,   формирование  у детей   ценностно-смысловых  установок  по отношению к  животному  миру,  т. к.  происходит осознание  необходимости бережного отношения к животным и их охраны,   понимание основных  фактов,  определяющих взаимоотношения человека и природы;                                                                                                                                        УДД:  регулятивные : совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, целеполагание,  контроль, коррекция, оценка, волевая  само регуляция ;                                                                                               познавательные :  поиск  и  выделение   необходимой  информации, ее  преобразование;  умение  осознанно строить  речевое высказывание,  логические действия;                                                                                          коммуникативные УУД:  учебное сотрудничество  учителя  с обучающимися, постановка вопросов оценка и коррекция  действий партнера.                                                                                                                               Основные понятия:  Красная  книга, заповедники, на грани исчезновения, вымерли по вине человека.                                                                                                                                                Межпредметные связи: художественная литература, зоология, краеведение.                                                              Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.                                 Методы: проблемного    обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.                                                                                                                                                                Оборудование: УМК «Школа России»,  А. Плешаков Окружающий мир» 3 класс 1 часть, компьютер, проектор, экран,  детские журналы «Миша», «Мурзилка», «Свирель», презентации  «Какие удивительные животные..»,  «Охрана животных» и «Заповедники Татарстана», выставка книг о редких  животных России и Татарстана, схемы “Правила поведения в природе”.

Ход урока.                                                                                                                                                                         I. Организационный момент.                                                                                                                                                          1. Психологический настрой на урок   (Слайд 1.  Презентация  «Охрана животных»).                                                                                    Что  вы ждете от сегодняшнего урока?                                                                                                                                 Каждый день - всегда везде,                                                                                                                                                                            На занятиях в игре                                                                                                                                                                     Смело четко говорим                                                                                                                                                                                       И тихонечко сидим.                                                                                                                                                               II. Проверка д/з. (Слайд 2)

III. Актуализация знаний.                                                                                                                                                                   1. Индивидуальные задания   (3 ученика  работают с таблицей, заполненной на предыдущем уроке)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     - соотнесите по смыслу значения столбцов, дополнив их

Группа животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Земноводные

Мечут икру

Икра- малек- рыба

Икра- головастик- лягушка

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Млекопитающие

2. Фронтальный опрос                                                                                                                                                                                    - Как размножаются животные?                                                                                                                                                            - Назовите животное и способ его размножения и развития.                                                                                                                                                                                                                                                           - Как заботятся животные о своем потомстве?

IV. Самоопределение к деятельности.                                                                                                                        1) Создание проблемной ситуации: учителем читается текст 2 абзаца на  стр. 29, где вместо слов «морская корова» называется слово животное и 3 абзац, где сочетание  «странствующие голуби» заменяется словом  птицы.                                                                                                                                                                                    Учитель: как эти рассказы связаны  с изображением  животных, которых вы видите на доске? Какую  тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (слайд 3,учитель корректирует и направляет ответы детей).                                                                                                                                             2)Минута удивления. Презентация «Какие удивительные животные…»                                                                    Учитель: Какую цель поставим  перед собой на уроке? (1.Охранять природу - значит охранять Родину.   2. Путешествие по страницам Красной книги. 3. Учиться беречь природу (слайд 4)                                                 

V. Первичное восприятие и усвоение нового материала.                                                                                (Слайды  5-10:  жук-олень, белка, лиса, квакша, тритон, тетерев )                                                                                           1)Лекция учителя «Эти удивительные животные»                                                                                                                                                   Учитель:  Ребята, посмотрите , как прекрасен этот мир! Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях!?  Ими бы восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных.  Причём  более  половины  из  них  –  за последние 50  лет. За малым исключением, все животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. Посмотрите на слайд (слайд 11).                                                                                                              2) Показ Красной книги России.                                                                                                                           Учитель: Обратите внимание, сколько лет уже существует Красная книга? Показ красной книги России.                                                                                                                                                                     Учитель: Для чего нужна Красная книга?                                                                                                                   Учитель: Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.                                                                                                                             Учитель: Как вы думаете, почему именно Красной книгой назвали, а не синей, жёлтой?                               (  Красный  цвет –  это значит внимание,  стоп!  Не  убивайте животных! Не  уничтожайте растения!) Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась.                                                                                                                                                                        Учитель: Как вы думаете, почему Красную книгу переиздавали?                                                              Учитель: Появлялись новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения.                                                                                                                                                                Учитель: Писатель  Николай  Сладков,  создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”.

3) Международная Красная книга состоит из цветных страниц: (Слайды 12-17)                                                                    Учитель.: Международная Красная книга состоит из цветных страниц:                                                                           -чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;                                                                          -красные – особо редкие и исчезающие животные;                                                                                                                      -жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы;                                                                                                                                                                                     -белые – животные, которые до сих пор мало изучены;                                                                                                                    -зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.                                                          Учитель: Красная книга - это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зелёные страницы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения.

Учитель: К исчезновению животных приводит несколько причин. Как вы думаете какие?  Эти причины мы можем разделить на три группы. Их вы назовете после чтения  темы  урока в учебнике (стр. 106-108).

VI. Закрепление   новой темы.                                                                                                                                               1) Работа по учебнику. Задание: докажи, что животных нужно охранять.  Раздели причины исчезновения животных на 3 группы.

                                  Динамическая пауза  (физкультминутка)

2)Составление схемы на доске «Причины исчезновения животных».                                                                             1 группа                                                     2 группа                                               3 группа           хозяйственная деятельность           добыча  пищи                              меха, кожа, кости, жир и др.

3)Животные Красной книги (выступления детей с рассказами о животных из Красной книги сопровождаются  слайдами 18-25).                                                                                                                  

 Белка.  (Слайд 18) Это обитатель лесов и парков. Она предпочитает жить в хвойных лесах. Эти грызуны проявляют дневную активность, в период которой практически все время проводят в поисках корма. Свои убежища белка устраивает только на деревьях. У белки, как, впрочем, и у любого другого грызуна, поразительно прочные зубы.

О тигре. (Слайд 19) В семействе кошачьих тигр – самая крупная кошка. Тело его – 4 м длиной, вес – около 390 кг. Тигр очень чистоплотное животное. За день тигр, в поисках добычи может пройти от 20 до 30 км. Китайские и корейские знахари убивали тигров из-за суеверий. Они из разных частей тела тигра делали лекарства от трусости, слабости, когти служили талисманом.

О журавле. (Слайд 20) В мире 14 видов журавлей. В России обитает 7 видов. Журавли разных видов имеют общие сходства: у них длинные ноги, шея, большой клюв, они стройны. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зёрна, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются.

О соболе. (Слайд 22)Соболь принадлежит к числу ценнейших пушных животных. Обитает - в тайге, на севере нашей страны. В дневное время соболь плохо видит, зато ночью очень ловок. Питается – мышами, птицами, мелкими зверьками. Не брезгует ящерицами, лягушками, насекомыми, ягодами, кедровыми орешками. Соболь был на грани уничтожения, но предпринятые меры по охране спасли этот вид животных. Сейчас их насчитывается около 700 тыс. голов.

Амурский тигр. ( Слайд 23 ) Амурский тигр – один из самых малочисленных подвидов тигров, самый северный тигр. Ареал обитания тигров сосредоточен в охраняемой зоне на юге – востоке России, по берегам Амура и Уссури в Хабаровском и Приморском крае. Занесён в Красную книгу России. В апреле 2007 года эксперты Всемирного фонда дикой природы объявили, что популяция амурских тигров достигла столетнего максимума и что тигры больше не находится на грани вымирания.                                                                                                                                                                                  4) Экологические жалобы.                                                                                                                                        Учитель: Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных.

Жалоба 1 :“Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба”.    Кто это? (Слайд 24)                                                                                                                                                                                                 Учитель: Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей, которые могут уничтожить 1 т зерна.

Жалоба 2: “Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая”.     Жаба   (Слайд 25)                                                                          Учитель : Сохраняет от гусениц и червей весь огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу  и они исчезнут.

VII. Знакомство с правилами друзей природы.                                                                                               Учитель: Давайте  вспомним экологические правила                                                                                 Работа по учебнику стр.109 (слайд 26). Дети читают правило  и видят его на изображение на экране.                                                                                                                                                                                   Нор звериных, птичьего гнезда                                                                                                                                Разорять не будем никогда!                                                                                                                                               Пусть птенцам и маленьким зверятам                                                                                                                               Хорошо живется с нами рядом!                                                                                                                                  Бабочку не трогай!                                                                                                                                                           Будем помнить мы всегда –                                                                                                                                                                        Их не так уж много!

VIII. Обобщение темы урока и включение ее в систему ранее усвоенных ЗУНов. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (выполнение заданий 2,3 в рабочей тетради по окружающему миру 1 часть по теме «Охрана животных»).

. Домашнее задание: 1.читать стр. 106-111, отвечать на вопросы. 2. Задания 1,3,5 в  рабочей тетради.3. продолжить работу над проектом «Книга природы родного края», добавить страницу «Животные Татарстана, находящиеся под угрозой исчезновения».

Х. Рефлексия учебной  деятельности на уроке.                                                                                                                                            1.  Подведение  итогов  совместной деятельности учителя и учеников.                                                                                                                                                               Учитель: Что нового Вы узнали на уроке?                                                                                                                            Оцените  свою работу  на уроке (Смайлики).                                                                                                                                                  Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?                                                                                                                             2. Оценивание работы учащихся на уроке.                                                                                                                                             3. Просмотр презентации  «Заповедники  Татарстана»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окр. мира во 2 классе.Программа"Школа России"Тема:"Город на Неве"(конспект и презентация).

Конспект и презентация урока по окр. миру . Тема:" Город на Неве". Программа:"Школа России"....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе (умк "Школа России" Обращение

Презентация является демонстрационным материалом для проведения урока по теме "Обращение"...

Презентация к уроку. Окружающий .мир. Краеведение. 1 класс. УМК « Школа России» Тема: Кто такие звери? Хозяин Югорского леса. Герб города Когалыма.

На данном уроке уч-ся знакомятся с признаками новой группы животных -звери. А так же узнают много интересного о медведе, хозяине Югорского леса. Познакомятся с книгой Ювана  Шесталова «Снеж...

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Золотое кольцо России"

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Золотое кольцо России"...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе УМК "Школа России"

Урок по теме во 2 классе "Родственные слова. Корень слова" сопровождается презентацией....

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...

Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»

Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....